Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные положения государственной политики в лесной сфере.




Правовые методы государственного регулирования деятельности лесозадоговительных предприятий в рамках Лесного кодекса РФ, 2006г.

 

Основные положения государственной политики в лесной сфере.

Государственное регулирование деятельности лесозаготовительных предприятий, в части использования лесов, осуществляется на основании правовых норм лесного законодательства.

После ликвидации СССР и образовании РФ как самостоятельного государства произошла реформа лесного сектора экономики, которая включала в себя:

1.Размежевание управляющих и пользовательских функций в отношении лесов РФ со стороны государства.

2.Сохранение за государством только функции управления лесами. Создался частный сектор экономики в области лесозаготовок и деревопереработки.

Российское лесное законодательство закрепляет основные положения проводимой в стране лесной политики и организации лесоуправления. Закон РФ «Об основах лесного законодательства» (1993г), Лесной кодекс РФ (1997г) и Лесной кодекс РФ (2006г.) на разных этапах реализации лесной политики государства определяли механизм проведения органами государственной власти мероприятий по рациональному использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, условия организации лесопользования. Серьезные проблемы, возникшие в лесном секторе экономики к 2004 году, потребовали пересмотра системы управления лесами.

Основным параметром определения лесной политики является вопрос собственности на лес. В Российской Федерации земли лесного фонда находятся в федеральной собственности и переход права собственности на лесные участки другому лицу не разрешается. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст.8 ЛК РФ).  

В российском государстве формируется новая лесная политика. Основные положения политики нашли отражение в ключевых документах.

С 1 января 2007 года вступил в силу новый Лесной кодекс РФ(2006г), для реализации норм которого принято около 70 подзаконных актов.

В 2008 году завершилась работа над Стратегией развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года, которая определила долгосрочное планирование развития всего лесного комплекса как единого организма.

  Стратегия развития лесного комплекса РФ:

- определяет приоритетные направления развития лесного комплекса в части заготовки и переработки древесного сырья и пути их реализации;

- служит концептуальной основой для развития государственно-частного партнёрства в лесном комплексе;

- обеспечивает согласованность действий органов исполнительной и законодательной власти различных уровней по направлениям развития лесного комплекса в долгосрочной перспективе;

- служит основой для принятия решений по поддержке на государственном уровне приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и развития лесопереработки в регионах Российской Федерации.

Основные цели стратегического развития лесного комплекса Российской Федерации включают в себя:

- обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;

- удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства;

- снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке (импортозамещение),

- повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны,

- обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

Вышеуказанные цели сформулированы в соответствии с инновационным сценарием, который является наиболее предпочтительным для развития лесного комплекса.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- совершенствование организационной и функциональной структуры государственного управления лесами;

- совершенствование лесного законодательства Российской Федерации и субъектов, как основы нормативной базы лесной политики;

- совершенствование системы лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях;

- совершенствование информационного обеспечения планирования и управления лесами, методов инвентаризации и мониторинга лесов;

- обеспечение интенсификации и эффективного использования лесов;

    - обеспечение отвечающего современным экологическим, и социально-экономическим требованиям уровня охраны и защиты лесов, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов;

  - развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

  - развитие материально-технической базы лесного хозяйства на площадях, непереданных в аренду;

   - совершенствование и развитие государственного лесного контроля и надзора;

   - научно-инновационное развитие и кадровое обеспечение лесного хозяйства и лесной промышленности;

    - повышение уровня глубокой химической, механической и энергетической переработки древесного сырья;

- совершенствование структуры и рост объемов лесопромышленного производства;

- увеличение доли лесобумажной продукции Российской Федерации на экспортных рынках;

- увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью и рост на этой основе дохода на 1 м3 заготовленной древесины;

- развитие инфраструктуры в регионах реализации приоритетных инвестиционных проектов и освоения новых лесных массивов;

- снижение энергоемкости производства и развитие производства биотоплива;

- оптимизация экологической нагрузки на окружающую среду.

Приоритетными направлениями развития лесного комплекса в период до 2020 г. являются:

- развитие мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесины;

- организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов.

Таким образом, государственная лесная политика ставит цели развития лесного сектора экономики, а Лесной кодекс РФ создает условия для достижения целей.

В Лесном кодексе РФ (2006г.) получили правовое закрепление новые положения:

1.Децентрализация лесоуправления. При сохранении федеральной собственности на земли лесного фонда, централизованного финансирования и абсолютного господства федерального центра в разработке законов и правил, значительная часть административных полномочий передана на региональный уровень.

Статья 83 Лесного кодекса РФ устанавливает перечень полномочий РФ в области лесных отношений и порядок их передачи органам государственной власти субъектов РФ.

Предусматривается передача следующих федеральных полномочий в области лесных отношений субъектам:

 1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

2) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;

3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;

4) организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях;

5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;

6) осуществление государственного лесного контроля и надзора;

7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.

В институциональном плане передача полномочий в сфере лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ (в качестве примера, возьмем субъект Российской Федерации – Республику Коми). реализуется через двухуровневую систему управления лесами, состоящую из двух структур:

- уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации, осуществляющий переданные полномочия. В Республике Коми (РК) создан и функционирует орган государственной власти субъекта РФ – Комитет лесов РК, который осуществляет переданные полномочия;

- лесничество (лесопарк), действующий на основании Устава.

2. Либерализация лесопользования. Уменьшается участие государства в ведении лесного хозяйства. Происходит постепенный уход государства от выполнения в лесу хозяйственной деятельности.

По федеральному закону о введении в действие Лесного кодекса до 1 января 2008 года лесхозы подлежали преобразованию в соответствии с гражданским законодательством. Лесхозы были преобразованы в лесничества или лесопарки. Статья 23 ЛК РФ устанавливает, что земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Произошло разделение функций хозяйствования и управления. Лесничества и лесопарки выполняют функцию управления, а лесохозяйственные работы исполняют субъекты рыночных  отношений.

Лесничества и лесопарки взяли на себя организационные функции по управлению лесами, организацию всех видов лесохозяйственных работ, функцию контроля за исполнением делегированных полномочий лесопользователям на основании договоров.

Хозяйственные функции возложены на лесхозы-предприятия, организационно-правовая форма которых определяется в соответствии с гражданским законодательством.

   Частные структуры взяли на себя функции по ведению лесного хозяйства на не арендованной территории на основе договоров по результатам конкурса на проведение этих работ, а также лесхозы - предприятия могут работать как подрядчики с арендаторами.

3. Важным инструментом проведения лесной политики является возрожденная практика государственного лесного планирования.

 Лесной кодекс предусматривает четыре уровня планирования:

1). Федеральный уровень – государственная инвентаризация лесов (ст.90). Государственная инвентаризация лесов, представляющая собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, проводится Федеральным агентством лесного хозяйства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий. Для проведения государственной инвентаризации лесов Федеральное агентство лесного хозяйства запрашивает необходимую информацию у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан, обеспечивающих в соответствии с лесным законодательством проведение лесоустройства, разработку лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов.

2). Региональный уровень (субъект РФ) – лесной план субъекта РФ (ст.86) Согласно ст. 85 и 86 Лесного кодекса лесной план является документом лесного планирования. В нем определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. В соответствии с Правилами лесной план должен включать характеристику состояния лесов и их использования; основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; оценку экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов. План составляется на 10 лет и утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ. Утверждению должно предшествовать ознакомление с его проектом всех заинтересованных лиц и рассмотрение федеральным министерством, определяющим политику в сфере лесных отношений.

3).Уровень лесничество, лесопарка - лесохозяйственные регламенты (ст.87). Лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков;

4).Уровень лесного участка, переданного в лесопользование - проект освоения лесов (ст.88). Проект освоения лесов создается лесопользователем, заключившим договор по лесопользованию. Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. 

Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющим использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

  










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 146.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...