Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дидактическое обеспечение уроков




Правильное дидактическое обеспечение уроков во многом определяет успех того, что мы называем трудовым воспитанием, формированием личности и другими, так легко употребляемыми привычными словосочетаниями.

Чертеж, эталонное изделие.

№11. Особенности построения школьных программ по технологии.

Закон «об образовании», принятый в России в 1992г., был нацелен на будущее общества и утверждал, что содержание образования должно обеспечивать:

- Формирование у обучающихся адекватной, современному уровню знаний и уровню образовательной программы, картины мира;

- Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры;

- Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Сформулированные новые принципы государственной политики в области образования учли, в том числе и недостатки существовавшей системы трудовой подготовки молодежи.

Большим коллективом ученых и учителей-практиков разработаны примерные программы для образовательной области «технология». Примерный план лишь раскрывает основные направления, предоставляя право на местах разрабатывать и утверждать на основе авторских учебные программы по технологии.

Это означает, что преподаватель в зависимости от материально-технического обеспечения учебного процесса, избранных объектов труда, характера изучаемой технологии имеет возможность широко использовать дополнительные часы (40 ч.) в желаемом направлении.

При изучении разделов не обеспеченных материально технической базой, допускается изучение в сокращенном информационно-иллюстрированном варианте. Содержание предмета «технологии» предусматривает 5 основных разделов (включая черчение), по каждому из которых разработан учебный модуль, и 5 разделов (информационные технологии; художественная обработка материалов; основы предпринимательства; профессиональное самоопределение; основы проектирования), содержание модулей у которых тоже определено, но они не имеют самостоятельного статуса.

Особенности построения программы зависит от:

- Региональных и местных особенностей

- Подготовленности учителя

- Пожелание родителей и учащихся (дифференциальное и индивидуальное обучение)

- Материальной базы учебного заведения

- Технической возможности и целесообразности

- Состава субъектов обучения (мальчики, девочки или смешанные классы)

Таким образом, учитель имеет право на широкую коррекцию программы. Главное при изменении, коррекции или создании авторской программы были соблюдены следующие правила.

1.                  предлагаемая программа основывалась на базовой и предусматривала, что основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность.

2.                  переработанная программа должна быть утверждена методическим объединением.

Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Базовым для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Каждый раздел программы включает: основные теоретические сведения, практическая работа, объекты труда.

Сейчас активно стали применять метод проектов.

Проект - это творческая завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка и избранная им самостоятельно и добровольно.

В программе для 5-7 классов на выполнение проекта отводится 16 часов в каждом.

№пп Тема занятия Кол-во
    уч.ч.
1. ■ Выбор и обоснование проекта 1
2. Выбор и анализ конструкции 2
3. Определение материалов расчет их стоимости 1
4. Выбор оптимальной технологии 1
5. Изготовление изделия 8-10
6. Коррекция изделия, конструкторско-технологической  
  документации 1
7. Экономическое обоснование 1
8. Разработка рекламы и товарного знака 1
9. Защита проекта, оценка, конкурс проектов 9

Учителям технологии и предпринимательства следует ориентироваться на развитие максимальной самостоятельности школьников при работе над проектом. Учитель направляет и контролирует. Без его помощи учащийся не сможет довести работу до логического завершения.

Не все школьники могут выполнить творческие проекты, им можно предложить творческие задания по образцу.

Структура образовательной программы: титульный лист, пояснительная записка, примерный тематический план, основное содержание, требования к обязательному уровню знаний и умений школьников, список литературы.

 №12. Задачи контроля и оценки ЗУН. Формы и методы контроля. Критерии оценки ЗУН.

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения.

Задачи:

· Установить качество ЗУН, которые характеризуются их прочностью и осознанностью;

· Стимулировать учащихся в их учебной деятельности;

· Способствовать выявлению недостатков в организации и методов проведения учебного процесса;

· Вырабатывать у учащихся навыки самоконтроля;

· Проверка ЗУН учащихся должна проходить по заранее разработанному плану.

Похвала и замечания повышают трудовую активность учащихся, более внимательно относиться к работе, выступает как элемент соревнования в работе.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Оценка должна быть объективной.

Методы и формы проверки ЗУН:

1. Текущие наблюдения, устный (письменный) опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, тестирование (анкетирование), выполнение проектов, выполнение квалифицированных работ.

2. Метод машинного (безмашинного) контроля.

3. Самоконтроль

Виды контроля:

· Устный – беседа, опрос, доклад

· Письменный – тест, работа у доски, контрольная работа, чертеж

· Практический – изделие

· програморованный

Виды контроля:

Текущий контроль – это систематическая проверка усвоения ЗУН. Проводится на каждом занятии. Учитель проверяет усвоенный школьниками материал и умение применять их на практике, правильность выполненной работы, знание инструментов и оборудования, умение правильно обращаться с ними.

Периодичный (промежуточный) – проводится в конце изученного материала. Проверяется качество изделия, отделки с учетом времени затраченного на работу, соответствие изделия своему назначению (опрос, контрольная работа).

Итоговый – проводится в конце четверти и года. Итоговые оценки выставляются ученикам на основе оценок текущего и периодичного учета.

Критерии оценки.

Урок технологии является спаренным, поэтому в школьном журнале на него отведено две графы, и на занятии учащийся может получить две оценки (обычно, за теорию и практику). Критерии оценивания учитывают педагогические и технологические условия.

    1. Точность обработки, точность – требование, которое сопровождается изготовление любой продукции в т.ч. продукции машиностроительной и деревообрабатывающей промышленности (учителя технологии иногда должны самостоятельно разрабатывать требования к точности)

М: для 6 кл. к концу 1 полугодия точность изделия +(-)1-2 мм

Для 7 кл. +(-) 0,3-0,4 мм – метал; 0,5-0,8 мм – дерево

       8 кл. 0,1-0,2 мм – метал; 0,2-0,3мм – дерево

       9кл 0,1 мм

Д.: используются ГОСТы: изделия швейные, методы контроля качества. Допуски на ровность строчки, ширина стежка.

    1. Норма времени. Определение времени опытно-статистическим путем.
    2. Знания учащихся. В каком объеме и насколько глубоко усвоен программный материал
    3. Правильность выполнения трудовых приемов, соблюдение технологии
    4. Организация рабочего места
    5. Соблюдение правил безопасности труда

«5»:знание учебного материала на 100%, умение применять его на практике; норма времени либо меньше, либо равна установленной;Абсолютная правильность выполнения трудовых приемов;правильная организация рабочего места.

«4»:В ответе допускается незначительная неточность;Норма времени больше на 10 – 15 %;Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов;Отдельные случаи нарушения организации рабочего места; Отдельные случаи нарушения ТБ и дисциплины

«3»:В ответе допускается неточность, которая исправляется с помощью учителя, неумение применить знания на практике;Норма времени больше на 25%;Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов. Отдельные случаи нарушения организации рабочего места. Отдельные случаи нарушения ТБ и дисциплины. Это повторяется после замечаний учащихся.

«2»:Незнание материала, неумение применить знания на практике (практическая работа только с помощью учителя); Не справляется с зданием в течении установленного времени;Почти все трудовые приемы выполняются неправильно, систематично нарушается правильность организации рабочего места, правила ТБ, дисциплины.

«1»:Ученик совершенно не знает материал, отказывается отвечать;Допустил неисправимый брак;Отказ от выполнения задания;Не владеет трудовыми приемами;Не знает правил организации рабочего места;Нарушение дисциплины и ТБ (что приводит к травмам).

Требования к выставлению оценок:

· оценка должна быть мотивирована, т.е. учитель объясняет учащемуся почему у него такая оценка

· оценка должна быть объективной (объективность оценки основывается на количественных и качественных показателях (параметрах), она выставляется по единым требованиям.)

№13. Формы организации самостоятельной работы учащихся по ТиП.

Для того чтобы организовать самостоятельную работу учащихся, учитель должен решить какую из задач требуется выполнить.

Существует 4 основные задачи: Формирование умений и навыков; Совершенствование умений и навыков; Развитие школьников; Реализация задач производительного труда и школьного предпринимательства.

В первом случае достаточно воспользоваться рекомендациями школьной программы. Необходимо подобрать 1 или несколько объектов труда и реализовать возможность его изготовления.

Вторая задача – нужно подобрать такой объект труда, технология изготовления которого не только бы формировала новые умения, но и совершенствовало ранее изученное. При этом надо учитывать материально-техническое обеспечение школы.

Для решения 3 задачи – задание должно способствовать развитию творческих качеств личности.

4 задача – объекты труда подбираются таким образом, чтобы решались цели обучения и воспитания на уроках, а также носили производственный характер.

Вопросы подготовки самостоятельной работы учащихся полностью опираются на изучение нового материала и вводного инструктажа.

На этапе проектирования самостоятельной работы учитель продумывает технологию контроля и инструктажа (текущий контроль и текущий инструктаж), а также готовят учебно-материальную базу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...