Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предметно-операционная система.




Не предусматривает изолированного изучения отдельных операций, а знакомит с ними учащихся непосредственно в процессе изготовления конкретных изделий. Объекты труда должны быть такими, чтобы на их основе обеспечивалось достаточно полное ознакомление с трудовыми операциями, предусмотренными программой. Ознакомление со сложными трудовыми операциями начинается с учебных упражнений по выполнению трудовых приемов, а затем операции в целом.

- Моторно-тренировочная

Разработана в 20 е годы ЦИТ

В основу положено многократные тренировочные упражнения с целью научить обучающихся выполнять в начале элементы трудовых движений, затем на их основе отрабатываются трудовые приемы и операции.

Недостаток: обучение не предполагало сознательного освоения учениками умений и навыков. Формирование навыков проводилось с применением спецаппаратов и упражнений, имитирующих реальные трудовые условия. Предполагалось, что многократному повторению можно обучить мышцы выполнять определенные движения без участия сознания.

Достоинство: в ней впервые разработана и применена последовательность формирования трудовых умений и навыков: тр. Прием, тр. Операция, тр. Процесс.

В процессе обучения широко применялись документы письменного инструктирования учащихся.

Операционно-комплексная:

Включает в себя операционно-предметную и моторно-тренировочную системы.

Учащиеся учатся последовательно. 2-3 операции, а затем их использование при изготовлении и т.д.

Этапы:

- тренировочные упражнения по выполнению отдельных трудовых движение

- выполнение тренировочных упражнений по выполнению (освоению) операций

- изучение и усвоение нескольких операций

- изготовление изделия

- изготовление изделия с большим количеством входящих операций

- совершенствование и специализация приобретенных навыков.

Недостаток: сложность организации изучения операций в процессе производственного обучения.

! ! !- Конструкторско-технологическая:! ! !

Ведущей идеей является органическое сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся. Учителя с учениками разрабатывают конструкцию изделия, технологию его изготовления и изготавливают его. Т.е. учащиеся сначала решают технические вопросы и только после этого переходят к обработке деталей, их сборке и т.д.

№6. Методы, формы и приёмы обучения ТиП.

 Метод (methodos) по-гречески — «путь», «способ поведения».

Метод обучения систематически при­меняемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий учени­кам развивать свои умственные способности и интересы, овладе­вать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.

Большинство отечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В ней выделяют следующие методы.

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио- и телевизи­онные передачи, использование дидактических машин и т.п. Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость ис­следовательской работы и не развивает творческое мышление.

Проблемныйметодиспользуется главным образом на лекции, в ходе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментирова­нии, на экскурсиях. Благодаря нему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

Частично-поисковый метод при самостоятельной работе учащих­ся, беседе, популярной лекции, проектировании и т. п. предостав­ляет школьникам возможность принять участие в отдельных эта­пах поиска. При этом они знакомятся с определенными момента­ми научно-исследовательской работы.

Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают прин­ципы и этапы научного исследования, изучают литературу по про­блеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Авторы предложенной классификации считают, что она обес­печивает постепенный переход от методов, предполагающих срав­нительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность. Таким образом, у педагога есть возможность перехода от преподносящих методов к методам, предполагающим взаимные действия учителя и учащих­ся, и, наконец, к методам самостоятельной работы.

В трудовом обучении все эти методы могут быть конкретизирова­ны по трем группам — в соответствии со способом передачи и ус­воения информации:

o словесные (рассказ, лекция, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся с литературой, письменное инструктирование, телевидение, звукозапись),

o наглядные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приёмов, самостоятельные наблюдения учащихся, производственные экскурсии);

o практические (упражнения по выполнению приёмов, операций, комплексных работ; самостоятельные работы, тренажеры, управление технологическими процессами).

Учебная и учебно-производственная деятельность школьников при изучении технологии протекает в различных организацион­ных формах. Под организационной формой трудового обучения пони­мают способы организации ученического коллектива для учебной ра­боты, формы руководства деятельностью школьников, а также струк­туру построения учебных занятий.

Организационные формы определяются целями и задачами обу­чения, количеством учащихся, характерными особенностями со­держания отдельных разделов учебной программы курса «Техно­логия», материально-техническим обеспечением школьных мас­терских. Следовательно, выбор организационных форм зависит от различных факторов и только учитель технологии принимает реше­ние, каким образом должна быть организована конкретная работана данном занятии.

Организационные формы обучения определяют, как построить дидактическую работу с учетом того, кто (возраст­ной фактор), где (место проведения занятий) и когда (с точки зрения времени работы) обучается.

В настоящее время на уроках технологии установились три ос­новные формы организации учащихся: фронтальная, звеньевая, индивидуальная.

Фронтальная формаорганизации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания (теория, инструктаж, контрольная работа).

Групповая (звеньевая) формаорганизации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из не­скольких человек. Каждая группа выполняет свое задание (они могут резко разниться). Формирование групп: 3-6 человек могут работать над теоретическим или практическим заданием; состав постоянен и гармоничен (сильные + слабые); работой групп руководит старший, функции которого учащиеся выполняют самостоятельно; группы работаю под контролем учителя.

Индивидуальная формаорганизации работы — выполнение каж­дым учащимся различного задания, применяется сравнительно редко. Конечно, для сильного ученика, которому дана сложная, интересная задача, и для слабого, который также выполняет по­сильное задание, такой вид важен — для самоутверждения.

Приём обучения- это составная часть или отдельная сторона метода.

Приемы обучения(дидактический и методический) – составляющие компоненты метода, функцией которого является направление учащихся на развитие отдельных дидактических задач.

Приёмы в примерах.

Вводный инструктаж – приём (показать наглядно). Словесный + наглядный метод.

Текущий инструктаж – приём (консультирование как индивидуальное, так и групповое в целом). Словесный, наглядный, практические.

Методика демонстрации трудовых приёмов: показ трудового приёма в рабочем темпе; показ его в замедленном темпе; показ в замедленном темпе с остановками после каждого приёма, при необходимости – изолированный показ отдельных сложных действий; заключительный показ трудового процесса в рабочем ритме; проверка (пробное выполнение) уяснение учащимися показанного трудового процесса.

№7. Психофизиологические основы формирования у учащихся умений и навыков по технологии и предпринимательству.

Трудовые умения и навыки представляют собой различные уровни усвоения трудовых действий по выполнению рабочих операций. Различают 2 уровня усвоения: первичный и высший. Первичный уровень характеризуется правильным, но неуверенным и медленным выполнением действий, с сознательным контролем каждого его элемента. Такой уровень усвоения действий получил название умения.

Для выполнения каждого трудового действия необходимо соответствующее умение. Поэтому умений требуется столько, сколько существует различных конкретных видов трудовых действий. Этот уровень получил название навыка. При сформированном навыке выполнение действий достигает автоматизма.

Формирований У и Н – процесс более сложный и длительный, чем процесс усвоения знаний. Этим собственно и объясняется тот факт, что З у человека всегда больше, чем У и Н. Прежде чем практически выполнить любое трудовое действие, человек осуществляет его мысленно, поэтому и формирование У начинается с усвоения З о способе и последовательности выполнения действия, его мотивах и цели, рабочем инструменте, с помощью которого оно будет выполнено, материале, подлежащем обработке, и других необходимых З.

Образ действия. Из системы указанных З создается представление о содержании и способе выполнения трудового действия – так называемый образ действия, ориентируясь на который учащийся потом будет выполнять действие практически.

Методы.Наиболее эффективными из них признаны беседа, объяснение, рассказ и показ. С помощью этих методов учитель знакомит учащихся с внешней картиной усваиваемого действия: совокупностью движений, последовательностью и характером выполнения каждого движения, входящего в состав данного действия, тем конечным результатом, которому приводит выполнение этого действия. При этом установлено, что использование объяснения (рассказа) без показа или, наоборот, показы без объяснения не дает желаемых результатов в следствие ограниченных обучающих возможностей каждого из этих методов.

На протекание и результат действия влияют также специфические особенности сенсорно-двигательного аппарата человека и условия, в которых оно выполняется.

Сенсорно-двигательный аппарат. Природа наградила человека таким СДА, который позволяет ему выполнять бесконечное разнообразие движений одними и теми же рабочими органами. Исключительная универсальность этих органов обеспечивается своеобразием их строения и специфичностью управления ими. Каждый рабочий орган человека (рука, нога, корпус) состоит из костных звеньев, шарнирно объединенных между собой с помощью суставов. Двигателями звеньев служат мышцы, сращенные с костными звеньями сухожилиями. Мышцы управляются ЦНС.

Любое произвольное движение начинается с нервного импульса, исходящего из коры головного мозга. Попадая в мышцу, нервный импульс возбуждает ее, в результате чего мышца сокращается, приводя в движение соответствующее звено.

Для того чтобы направить движение по определенной траектории, необходимо установить возможность перемещения звена или всего органа по другим доступным ему траекториям. Эта задача очень сложная и может успешно решаться только в процессе длительных систематических упражнений.

№8. Урок – основная форма учебной работы. Типы уроков. Структура комбинированного урока по ТиПу

Форма обучения - как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

В учебных заведениях применяются урочная и внеурочная формы организации обучения, в каждой из которых используется фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной работы с учащимися. Конкретными формами организации обучения являются: урок, практикумы, семинарские и факультативные занятия, экскурсии, домашняя учебная работа учащихся, занятия в учебных мастерских, компьютерное и программное обучение и т.д.

В современной школе осуществляется классно-урочная система обучения, получившая свое название от того, что учебная работа проводится с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки (классом), в течение определенного времени и по установленному расписанию (существует также индивидуально-групповая система, бригадно-лабораторная, но более совершенной оказалась классно-урочная).

Урок – это организационная форма, при которой учитель в течение установленного времени руководит в специально отведенном месте коллективно познавательной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока сводиться к индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение ЗУН учащимися.

Элементы урока:

1. изучение нового материала;

2. закрепление пройденного материала;

3. контроль и оценка знаний;

4. домашнее задание;

5. обобщение и систематизация.

Типология уроков:

1. Урок нового материала – овладение новым материалом (лекция, семинар, киноурок, самостоятельная работа, смешанный урок).

2. Урок совершенствования ЗУН – систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление; применение знаний на практике; формирование У и Н; контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования ЗУН (самостоятельная работа, лабораторная, экскурсия, семинар);

3. Урок обобщения и систематизации – установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности;

4. Комбинированный урок;

5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

6. Урок по решению технологических задач.

Типология урока в настоящее время известно от 3 до 18 типов уроков. Делятся в зависимости от: целей, задач, этапов обучения, видов деятельности. Наиболее распространенным видом в школе является комбинированный урок, в котором отражены все этапы (организационный, проверка д/з, изложение нового материала, закрепление и обобщение, задание на дом).

Достоинства – Четкая организационная структура, простое управление им, возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учеников, экономичность обучения.

Недостатки – ориентация в основном на среднего ученика, создает трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных учеников, создает трудности для учителя в учете индивидуальных способностей учеников.

Структура комбинированного урока по Тхоржевскому:

· Организационный этап

· Изложение нового материала

· Вводный инструктаж

· Самостоятельная работа

· Заключительный инструктаж (подведение итогов)

· Уборка рабочего места.

Требования к современному уроку:

1.Дидактические.

1. Дидактические – на уроке должны реализовываться основные принципы дидактики (научность, доступность…).

2. Четкое определение целей урока – дидактические, развивающие и воспитывающие.

3. Определение места каждого урока в общей системе знаний.

4. Определение максимального содержания урока в соответствии с требованиями программы по уроку.

5. Оптимальное содержание изложения материала преподавателем и самостоятельная работа учащихся.

6. Взаимосвязь основных форм работы (фронтальных…)

7. Дифференцированный подход к учащимся.

8. преемственность в обучении.

9. Применение рациональных методов контроля, объективность оценки знаний.

2. Психологические.

1. Направленность урока на развитие познавательных, психических процессов (внимание, память, воображение).

2. Учет психологических особенностей возраста и психологического состояния учащегося на уроке.

3. Собранность преподавателя, самообладание, самоконтроль, доброжелательность и справедливость.

3. Организационные.

1. Четкая структура урока соответствие его целям содержанию и методам.

2. Рациональное использование времени на уроке.

4. Гигиенические требования.

1. Предупреждение умственного и физического утомления.

2. Обеспечение чистого воздуха и благоприятного температурного режима.

3. Соблюдение норм освещения и соответствие учебной мебели физическим данным учащихся.

Особенности урока технологии:

· Центральное место на уроке занимает практическая работа учащихся. Целесообразно проводить уроки в мастерских в виде сдвоенных уроков

· Практическая работа строится на базе производственного труда

· На занятиях учащиеся работают с помощью различного режущего инструмента, используют станки и т.д., поэтому необходима спецподготовка, с точки зрения безопасности.

 

№ 9 Обязанности учителя технологии и предпринимательства в школе. Квалификационные требования к учителю.

Правовое понятие дисциплины труда определяет обязанности работников образования и порядок их выполнения.

Трудовые обязанности учителя регламентируются:

- законодательством о труде и законодательством об образовании;

- уставом школы;

- правилами внутреннего трудового распорядка школы, утвер­ждаемого общим собранием ее работников по представлению ад­министрации;

-тарифно-квалификационными характеристиками (требовани­ями) по должностям работников учреждений образования, ЕТКС;

-правилами и нормами по технике безопасности и охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности;

-должностными инструкциями работников и иными локальными нормативными правовыми актами школы, а также приказа­ми и распоряжениями администрации, изданными в пределах ее компетенции.

Общие обязанности любого работника определяются в соответствии со статьями кодекса законов о труде: работать честно и добросовестно, соблю­дать трудовую дисциплину, своевременно и точно исполнять рас­поряжения администрации, бережно относиться к имуществу школы и т.п.

Очевидно, что эти качества необходимо привить каждому будущему члену общества и примером для подражания должен быть сам учитель.

В соответствии со ст. 51.3 Закона РФ «Об образовании», все работни­ки школ периодически проходят бесплатные медицинские обследования. Учитель обязан до начала занятий ознакомиться с медицинскими картами каждого школьника в вверенных ему классах. Зная о медицинских ограничениях или противопоказаниях  ребенка, можно правильно дозировать его физические нагрузки на занятиях.

 Знать состав семьи у своих учеников и положение дел в ней. Помогает находить правильную интонацию во взаимоотношениях, полнее учитывать интересы школьника. В обязанности учителя могут быть вменены функции классного руководителя.

 В этом случае ему предстоит ознакомление с условиями, в которых живут, питаются, отдыхают, готовят уроки подростки, информацией о том, с кем они дружат, как проводят свободное время и т.д., что позволяет учителю найти контакт с ними. Если учитель хорошо знает своих учеников, их склонности, интересы и пытается развивать их, — это способствует взаимопониманию, росту доверия к нему.

Учитель обязан постоянно влиять на детей своим примером. Это важно во всех случаях: касается ли это дежурства по школе, где он проявляет одинаковую требовательность ко всем, или внешнего вида, когда постоянная опрятность, подтянутость, хороший вид являются образцом для подражания.

Индивидуальные обязанности учителя технологии могут быть закреплены в трудовом договоре (контракте), который с ним заключает администрация.

В соответствии с контрактом учитель технологии может быть назначен заведующим мастерскими, руководителем кружка, выполнять дополнительные функции, и в частности обязанности по организации предпринимательской, производственной деятельности.

Учебная деятельность напрямую связана с учебной нагрузкой и складывается из проведения классно-урочных занятий и внеклассной работы.

Перспективная подготовкав деятельности учителя технологии закладывает фундамент будущих успехов или неудач. Они включает в себя изучение учебной программы в конкретном классе и составление на ее основе перспективного планирования. Временной интервал (четверть, полугодие, год) выбирает сам педагог, при этом продумываются и планируются следующие вопросы, являющиеся основой научной организации процесса обучения:

• рациональная организация учебного процесса с целью обеспечения полного и своевременного выполнения программы;

• создание условий для заблаговременной и тщательной подготовки к занятиям;

• разработка системы уроков;

• создание системы в домашних заданиях по работе с учебной литературой;

• выявление связей теории с практикой;

• установление межпредметных связей;

• обеспечение наиболее полного и рационального использования учебно-материальной базы школьных мастерских.

Единой, канонизированной формы календарно-тематического плана не существует и учитель сам волен выбирать наиболее приемлемую. Важно, чтобы при этом была учтена логическая последовательность и взаимосвязь уроков.

Последовательность обязательных действий при перспективном планировании, после ознакомления с программой.

1. Материал разделов программы распределяется по урокам.

2. Определяется тема каждого занятия, которая очерчивает круг основных вопросов, подлежащих изучению. Формулируются цели занятия, устанавливаются внутрипредметмые и межпредметные связи. Конкретизируются основные трудовые приемы, которые предстоит усвоить учащимся в процессе уп­ражнений или самостоятельной работы.

3. Продуманный подбор объектов труда для практической работы. При этом учитель определяет потребное количество материалов, технологические особенности изготовления каждого изделия, его примерную стоимость.

4. Выяснить, какие инструменты общего пользования понадобятся для практической работы, какую следует подготовить документацию, оснастку и т.д. Четко представляя, каким должен быть уровень знаний, умений и практических навыков, легче подбирать наглядные пособия и технические средства обучения.

Таким образом, перспективная подготовка, входящая в обязанности учителя технологии, позволяет заранее спланировать всю учебно-воспитательную деятельность.

Текущая подготовка, то есть подготовка к проведению конкретного занятия, состоит, прежде всего, из разработки его плана-конспекта. Урок — это основная форма работы со школьниками, план его проведения входит в число обязательных для учителей документов. Важно уяснить, что от подготовки к проведению каждого урока по технологии зависит их успех и след, отпечаток в душе и на мировоззрении подростка, который они оставляют. Здесь необхо­димо выделить особенности подготовки, которые выдвигаются перед учителем дидактическими требованиями к уроку.

1. На каждом занятии следует определять для себя четкие дидактические цели. Как правило, на уроке решается несколько дидактических задач, но при этом всегда следует выделять доминирующую.

2. Отбор учебного материала, ко­торый необходимо излагать в сжатой, доступной для учащихся определенного возраста форме. Это умение приходит лишь с опытом и требует для своего формирования значительных усилий.

3. Одним из важнейших этапов любого урока технологии является самостоятельная работа учеников. Именно в ее процессе у подростка формируются важные для будущей трудовой деятельности качества. Но они не создаются сами по себе. Умелое сочетание различных методов и приемов в работе учителя для дости­жения цели — это не только необходимое профессиональное качество, но и обязанность.

4. Важнейшей обязанностью учителя технологии является обес­печение безопасности в работе учащихся. Подростки, работающие различными режущими инструментами, осваивающие обработ­ку материалов на станках, занимающиеся электротехническими работами, могут получить травму. Опыт показывает, где постоянно уделяется внимание правилам безопасности, не бывает несчастных случаев. Разъяснение правил безопасного труда, четкий своевременный инструктаж, предупреждение о возможных исходах, проверка исправности оборудования и инструментов, состояния спецодежды — все это должно присутствовать на каждом занятии. Забота о выполнении правил безопасности труда должна пронизывать все уроки технологии, включая и подготовку к ним. В этом залог душевного спокойствия учителя и гарантия сохранения здоровья учеников.

Внеклассная деятельность.Руководство кружком технического творчества, клубом по интересам, факультативом, связанным с инвариантными направлениями технологии. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей школьника, формированию его как личности.

 Внеклассная работа строится по принципу добро­вольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьника, что дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития школьников. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся при внеклассной работе больше, чем на уроках, и действительно интересы подростков главенствуют, нельзя исходить только из желаний учащихся. Учитель должен выполнять свою направляющую роль хотя бы потому, что он лучше знает, что понадобится детям в самостоятельной жизни. Ведь иногда та или иная информация по современному производству, о высоких технологиях, новым направлениях развития науки и техники никак не совпадает с темой занятий по технологии в школьных мастерских. При внеклассной деятельности учитель способен пробуждать интерес школьников, формировать их активность, развивать техническое мышление, рациональный подход к решению возникающих проблем.

К видам внеклассной работы также относятся и: конкурсы профессионального мастерства, встречи с интересными людьми, тематические вечера, «круг­лые столы» (диспуты), обзоры достижений науки и техники, ви­деопутешествия и т.д.

Третье направление вне­классной деятельности, которому учитель технологии и предпри­нимательства может дать огромный импульс. Это практи­ческая реализация одного из принципов, заложенных в програм­ме «Технологии», — подготовке школьников к жизни в условиях рыночной экономики (организация собственного производства, центра по оказанию различных услуг, выпуск продукции на основе кооперации или разработка образцов по за­казам — любой вариант диктуется местными условиями).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...