Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы исследования ориентировки в признаках связной речи




Четвертая серия заданий направлена на выяснение состояния ориентировочной деятельности, поскольку ориентировка в правилах генерации текста предваряет создание связного монологического высказывания. Ориентировочная деятельность заключается в умении выделять всеобщие, характерные признаки, присущие организации именно этой языковой единицы. Решение вопроса о состоянии ориентировочной деятельности детей с системными нарушениями речи важно для изучения структуры речевого недоразвития, в частности, для выявления влияния недоразвития речи на формирование познавательной деятельности и степени сформированности аналитических возможностей детей.

Задания этой серии позволяют выявить степень сформированности у детей с системными нарушениями речи представления о том, что такое рассказ, т.е. какой образец речи можно назвать рассказом, а какой — нельзя. С этой целью детям предлагается прослушать, сравнить два отрывка: небольшой по объему рассказ и нетекстовое сообщение (набор слов, отдельное предложение, деформированный вариант рассказа и т.д.) и определить, какой отрывок является рассказом. Чтобы у детей не выработался навык механического угадывания образца связной речи, целесообразно менять порядок предъявления материала, т.е чередовать правильные и неправильные образцы. После прослушивания у детей спрашивают, какой отрывок можно назвать рассказом и почему.

Включение этого задания в программу обследования мотивировано необходимостью выяснения, в какой мере дети осознают закономерности, лежащие в основе построения связного сообщения.

Оценка полученных ответов проводится с учетом способа ориентировки в образцах связной речи.

Результаты системного изучения связной речи дают возможность провести уровневый анализ состояния тех речевых навыков, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.

Контрольные вопросы и задания

1. Опишите методики, посредством которых рекомендуется обследовать состояние связной речи детей дошкольного и школьного возраста.

2. Какими заданиями следует дополнить традиционную программу обследования состояния связной речи?

3. Какова цель задания на пересказ текста?

4. Подберите для пересказа из детской литературы текст повествовательной структуры. Постройте к нему графическую смысловую программу методом вычленения коммуникативно сильных предложений.

5. Подберите для пересказа из детской литературы текст описательной структуры. Постройте к нему графическую смысловую программу.

6. Какова цель экспериментального задания на пересказ текста?

7. Какими критериями оценивается умение передавать смысловую сторону рассказа?

8. Каков критерий оценки связности речевого сообщения?

9. Какова цель задания на составление рассказа по серии сюжетных картинок? Назовите критерии анализа выполнения задания.

10. Подберите сопоставительные упражнения для обследования представления о том, какой отрывок можно назвать рассказом.

11. Подберите варианты зачинов для детей разных возрастных групп.

12. Подберите дидактический материал (банк предметных картинок) для исследования возможности создания сюжета последующего речевого высказывания.

13. Охарактеризуйте критерии анализа состояния ориентировочных действий по опознанию образцов связной речи.

Литература

Обязательная:

Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. /Под ред. проф. Г.В.Чиркиной. — 2-е изд. — М., 2004.

Воробьева В.К. К понятию системности нарушения речевой деятельности при моторной алалии // Современная логопедия: теория, практика, перспективы. — М., 2002.

Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Пособие для логопедов и психологов. — М., 2002. — С. 22—26; с. 84—88.

Дополнительная:

Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. — М., 1997.

Волкова ГЛ. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. — СПб., .1993.

Доблаев Л.П. Логико-психологический анализ текста. — Саратов, 1969.

Неволин И.Ф. О графическом изображении смысловой макроструктуры текста // Вопросы психологии. — 1974. — № 5. — С. 130-135.

Глава 5. Особенности связной речи детей с системным недоразвитием речи

(по данным экспериментального изучения)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...