Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контроль и обслуживание тяговых двигателей в эксплуатации




5.1 Общие положения

Тяговые двигатели являются важнейшими агрегатами электровоза, от которых зависит их надежная работа. Многочисленные исследования, новые конструктивные решения, совершенствование технологии ремонта и технического обслуживания позволили добиться высоких показателей надежности, которые сохраняются длительное время. Однако отдельные случаи порч и неплановых ремонтов имеют место. При этом 25–30 % приходятся на тяговые двигатели. Основные причины неисправностей связаны с пробоем электроизоляции якорей, обмоток полюсов, обрывами выводов, разрушением моторно-якорных и расплавлением моторно-осевых подшипников, значительным количеством круговых огней и др. Потому в эксплуатации требуется систематическое техническое обслуживание и контроль.

Техническое обслуживание ТО-1 выполняет локомотивная бригада, которая не должна допускать перегрева и круговых огней, обязана контролировать нагрев подшипников, состояние крепящих болтов и записывать в Журнал технического состояния локомотива ТУ-152 возникшие неисправности.

В пунктах технического обслуживания ПТОЛ при техническом обслуживании ТО-2 специальные слесари комплексной бригады проводят наружный осмотр тяговых двигателей, обращая особое внимание на нагревание якорных и моторно-осевых подшипников, крепление деталей, наличие снегозащитных устройств зимой, плотность смотровых люков. После этого открывают нижний люк и осматривают коллектор, щеткодержатели, катушки полюсов, перемычки. Через несколько ТО-2 по утвержденной периодичности осматривают двигатели сверху.

При наличии круговых огней зачищают и продувают коллекторы, изоляционные конусы с покраской изоляционным лаком холодной сушки, провертывают траверсу, заменяют щетки в щеткодержателях. Проверяют состояние электроизоляции мегомметром – на каждом ТО-2. Поскольку сопротивление изоляции не полностью характеризует ее свойства, целесообразно измерять степень влажности изоляции с помощью критериев соотношения сопротивления обмоток, измеренное на 60-й секунде приложения напряжения к сопротивлению изоляции на 15-й секунде (коэффициент абсорбции). Если R60/R15 > 2, то изоляция увлажнена и требует сушки.

Новые мегомметры М1-ЖТ позволяют вместе с сопротивлением изоляции автоматически определять коэффициент абсорбции.

При техническом обслуживании ТО-2 и текущих ремонтах приходится заменять электрощетки и щеткодержатели. Основные параметры и размеры щеточно-коллекторного узла приведены в табл. 5.1.

 

Таблица 5.1 – Основные размеры щеточно-коллекторного узла

Наименование

Тяговый двигатель

ТЛ2К1 НБ-412К ДПЭ-400
Марка щетки (разрезание с амортизаторами и токоведущими приводами) ЭГ-61, (ЭГ-61+ ЭГ-75) ЭГ-61 ЭГ-2А, ЭГ-61
Размеры щеток, мм   высота новой, мм изношенной, мм 2(8´50´60)   60 25 2(8´50´60)   60 25 (16´50´60), 2(8´50´60) 60 25
Нажатие пальцев на щетку, Н 30–36 30–36 30–40
Зазор между щеткой и щеткодержателем, мм по ширине по толщине     0,1–1 0,05–0,30     0,1–1,0 0,05–0,30     0,1–1,0 0,05–0,30
Расстояние между щеткодержателем и: – коллектором, мм – петушками, мм     2–5 не менее 4     2–5 не менее 4     2–5 не менее 4
Глубина выработки коллектора, мм не более 0,25 не более 0,25 не более 0,25
Электрические сопротивления в эксплуатации не менее, МОм   1,2   1,2   1,2
Коэффициент абсорбции не более 2,0 не более 2,0 не более 2,0

5.2 Цель работы

Познакомиться с методами обслуживания и контроля тяговых двигателей в эксплуатации и получить практические навыки в проверке тяговых двигателей и его важнейших элементов: щеточно-коллекторных узлов и электрической изоляции.

5.3 Оборудование и измерительные средства

5.3.1 Тяговые двигатели НБ-412М.

5.3.2 Тяговые двигатели ДПЭ400 (препарированный).

5.3.3 Якорь тягового двигателя ТЛ-2К1.

5.3.4 Остов тягового двигателя ТЛ-2К1.

5.3.5 Траверса тягового двигателя ТЛ-2К1.

5.3.6 Слесарные молотки.

5.3.7 Щупы № 1, 2, 3; щуп-шаблон.

5.3.8 Динамометр 100Н.

5.3.9 Мегомметр МС 2500 В.

5.3.10. Мегомметры М1-ЖТ (1…2,5 кВ).


5.4 Порядок выполнения работы

5.4.1 Предварительно до занятий студенты, изучая список использованных источников, знакомятся с конструкцией тяговых двигателей ДПЭ400, ТЛ-2К1, НБ412М и их щеточно-коллекторных узлов.

5.4.2 Проверяются затяжки болтов щитов остова с помощью молотка.

5.4.3 Динометром измеряются нажатия пальцев щеткодержателей двигателей ДПЭ-400, НБ412К.

5.4.4 С помощью щупов определяются зазоры между коллектором и щеткодержателями.

5.4.5 Мегомметром определяется сопротивление электрической изоляции якоря, обмоток остова, кронштейнов щеткодержателей траверсы тягового двигателя ТЛ-2К1 и устанавливается коэффициент абсорбции якорей.

Полученные результаты записываются в табл. 5.2.

Таблица 5.2 – Результаты измерений

Параметр

Единицы измерения

Значение параметра

Примечания

допустимый фактический
1 Нажатие пальцев щеткодержателей: – ДПЭ-400 – НБ-412М     Н Н      
2 Зазор щеткодержателя НБ412К по: – ширине – толщине щетки мм      
3 Электрическое сопротивление электроизоляции ТЛ-2К1: – якоря – остова (катушек) – кронштейнов    щеткодержателей   траверсы   МОм МОм МОм      
4 Плотность крепления болтов        
5 Коэффициент абсорбции        
6 Выводы и предложения        

Сравнить результаты измерений с требованиями правил ремонта и сделать выводы о состоянии узлов.

5.5 Контрольные вопросы

5.5.1 Конструкция двигателя ТЛ-2К1.

5.5.2 Какие неисправности тяговых двигателей бывают в эксплуатации?

5.5.3 Технологический процесс устранения последствий круговых огней в тяговых двигателях.


 

5.5.4 Причины круговых огней в тяговых двигателях.

5.5.5 Как влияет нажатие пальцев щеткодержателей и зазоры на надежную работу электрощеток?

5.5.6 Методы контроля надежности тяговых двигателей в эксплуатации.

5.5.7 Абсорбция. Метод измерения.

5.6 Список использованных источников

5.6.1 Руководство по техническому обслуживанию, текущему и среднему ремонтам электровозов постоянного тока ВЛ10. – М.: ЦТ МПС, 2004. – 203 с.

5.6.2 Находкин В.М., Черепашенец Р.Г. Технология ремонта тягового подвижного состава. – М.: Транспорт, 1988. – 461 с.

5.6.3 Виноградов Ю.Н., Дудырев А.К., Соболев В.М., Сонин В.С. Повышение надежности тяговых двигателей электровозов в эксплуатации / Под общей ред. к.т.н. Виноградова Ю.Н. Труды ВНИИЖТ, вып. 305. – М.: Транспорт, 1965. – 124 с.

5.6.4 Виноградов Ю.Н., Иванцев А. М. Прибор для измерения нажатия пальцев щеткодержателей электрических машин на контактные щетки. Авторское свидетельство №153152 от 18.01.1963. Бюллютень изобретений товарных знаков № 7, 1963.

5.6.5 Красковская С.М., Ридель Э.А., Черепашинец Р.Г. Техническое обслуживание и ремонт электровозов постоянного тока в депо. – М.: Транспорт, 1980. – 431 с.

 

Лабораторная работа № 6



Оптический контроль технического состояния узлов










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 446.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...