Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Контроль и обслуживание тяговых двигателей в эксплуатации
5.1 Общие положения Тяговые двигатели являются важнейшими агрегатами электровоза, от которых зависит их надежная работа. Многочисленные исследования, новые конструктивные решения, совершенствование технологии ремонта и технического обслуживания позволили добиться высоких показателей надежности, которые сохраняются длительное время. Однако отдельные случаи порч и неплановых ремонтов имеют место. При этом 25–30 % приходятся на тяговые двигатели. Основные причины неисправностей связаны с пробоем электроизоляции якорей, обмоток полюсов, обрывами выводов, разрушением моторно-якорных и расплавлением моторно-осевых подшипников, значительным количеством круговых огней и др. Потому в эксплуатации требуется систематическое техническое обслуживание и контроль. Техническое обслуживание ТО-1 выполняет локомотивная бригада, которая не должна допускать перегрева и круговых огней, обязана контролировать нагрев подшипников, состояние крепящих болтов и записывать в Журнал технического состояния локомотива ТУ-152 возникшие неисправности. В пунктах технического обслуживания ПТОЛ при техническом обслуживании ТО-2 специальные слесари комплексной бригады проводят наружный осмотр тяговых двигателей, обращая особое внимание на нагревание якорных и моторно-осевых подшипников, крепление деталей, наличие снегозащитных устройств зимой, плотность смотровых люков. После этого открывают нижний люк и осматривают коллектор, щеткодержатели, катушки полюсов, перемычки. Через несколько ТО-2 по утвержденной периодичности осматривают двигатели сверху. При наличии круговых огней зачищают и продувают коллекторы, изоляционные конусы с покраской изоляционным лаком холодной сушки, провертывают траверсу, заменяют щетки в щеткодержателях. Проверяют состояние электроизоляции мегомметром – на каждом ТО-2. Поскольку сопротивление изоляции не полностью характеризует ее свойства, целесообразно измерять степень влажности изоляции с помощью критериев соотношения сопротивления обмоток, измеренное на 60-й секунде приложения напряжения к сопротивлению изоляции на 15-й секунде (коэффициент абсорбции). Если R60/R15 > 2, то изоляция увлажнена и требует сушки. Новые мегомметры М1-ЖТ позволяют вместе с сопротивлением изоляции автоматически определять коэффициент абсорбции. При техническом обслуживании ТО-2 и текущих ремонтах приходится заменять электрощетки и щеткодержатели. Основные параметры и размеры щеточно-коллекторного узла приведены в табл. 5.1.
Таблица 5.1 – Основные размеры щеточно-коллекторного узла
5.2 Цель работы Познакомиться с методами обслуживания и контроля тяговых двигателей в эксплуатации и получить практические навыки в проверке тяговых двигателей и его важнейших элементов: щеточно-коллекторных узлов и электрической изоляции. 5.3 Оборудование и измерительные средства 5.3.1 Тяговые двигатели НБ-412М. 5.3.2 Тяговые двигатели ДПЭ400 (препарированный). 5.3.3 Якорь тягового двигателя ТЛ-2К1. 5.3.4 Остов тягового двигателя ТЛ-2К1. 5.3.5 Траверса тягового двигателя ТЛ-2К1. 5.3.6 Слесарные молотки. 5.3.7 Щупы № 1, 2, 3; щуп-шаблон. 5.3.8 Динамометр 100Н. 5.3.9 Мегомметр МС 2500 В. 5.3.10. Мегомметры М1-ЖТ (1…2,5 кВ). 5.4 Порядок выполнения работы 5.4.1 Предварительно до занятий студенты, изучая список использованных источников, знакомятся с конструкцией тяговых двигателей ДПЭ400, ТЛ-2К1, НБ412М и их щеточно-коллекторных узлов. 5.4.2 Проверяются затяжки болтов щитов остова с помощью молотка. 5.4.3 Динометром измеряются нажатия пальцев щеткодержателей двигателей ДПЭ-400, НБ412К. 5.4.4 С помощью щупов определяются зазоры между коллектором и щеткодержателями. 5.4.5 Мегомметром определяется сопротивление электрической изоляции якоря, обмоток остова, кронштейнов щеткодержателей траверсы тягового двигателя ТЛ-2К1 и устанавливается коэффициент абсорбции якорей. Полученные результаты записываются в табл. 5.2. Таблица 5.2 – Результаты измерений
Сравнить результаты измерений с требованиями правил ремонта и сделать выводы о состоянии узлов. 5.5 Контрольные вопросы 5.5.1 Конструкция двигателя ТЛ-2К1. 5.5.2 Какие неисправности тяговых двигателей бывают в эксплуатации? 5.5.3 Технологический процесс устранения последствий круговых огней в тяговых двигателях.
5.5.4 Причины круговых огней в тяговых двигателях. 5.5.5 Как влияет нажатие пальцев щеткодержателей и зазоры на надежную работу электрощеток? 5.5.6 Методы контроля надежности тяговых двигателей в эксплуатации. 5.5.7 Абсорбция. Метод измерения. 5.6 Список использованных источников 5.6.1 Руководство по техническому обслуживанию, текущему и среднему ремонтам электровозов постоянного тока ВЛ10. – М.: ЦТ МПС, 2004. – 203 с. 5.6.2 Находкин В.М., Черепашенец Р.Г. Технология ремонта тягового подвижного состава. – М.: Транспорт, 1988. – 461 с. 5.6.3 Виноградов Ю.Н., Дудырев А.К., Соболев В.М., Сонин В.С. Повышение надежности тяговых двигателей электровозов в эксплуатации / Под общей ред. к.т.н. Виноградова Ю.Н. Труды ВНИИЖТ, вып. 305. – М.: Транспорт, 1965. – 124 с. 5.6.4 Виноградов Ю.Н., Иванцев А. М. Прибор для измерения нажатия пальцев щеткодержателей электрических машин на контактные щетки. Авторское свидетельство №153152 от 18.01.1963. Бюллютень изобретений товарных знаков № 7, 1963. 5.6.5 Красковская С.М., Ридель Э.А., Черепашинец Р.Г. Техническое обслуживание и ремонт электровозов постоянного тока в депо. – М.: Транспорт, 1980. – 431 с.
Лабораторная работа № 6 Оптический контроль технического состояния узлов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 446. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |