Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуреСтр 1 из 10Следующая ⇒
Введение Курс “Философия” является базовым для бакалавров и дипломированных специалистов всех вузов России, и представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нём, формированию и эволюции философского мировоззрения и мироощущения. Целью курса является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм. Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. В программе курса рассматривается картина возникновения, развития, современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству выдающихся мыслителей, чьи идеи играли ключевую роль в истории культуры, в создании новых принципов и концепций миропонимания. Акцент делается на связь историко-философских идей с современными проблемами культуры и науки. История философии представлена не только в собственных именах, датах, событиях, названиях трактатов, но как основа для уяснения сегодняшних представлений о природе, человеке, познании, социальной жизни, политики, права, морали, религии, искусства, науки и техники. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в общенаучном, так и в ценностном планах. Отмечается плюрализм различных подходов, многообразие точек зрения ряда авторов по отдельным философским вопросам. Задача курса – дать студентам систему философских знаний, научить их ориентироваться в истории философии, прослеживать в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов единство, воспроизведение, дальнейшую проработку “вечных” тем. Курс призван привить навыки определения общего характера концепций, различения типа философских позиций, мировоззренческих установок, включённых в различные области гуманитарного, социального, естественнонаучного и технического знания; развить способность самостоятельного анализа и осмысления принципиальных вопросов мировоззрения, постоянно находящихся в поле внимания философов и глубоко волнующих людей сегодня в XXI веке. Настоящий курс тесно связан с другими гуманитарными дисциплинами – социологией, политологией, психологией, культурологией, эстетикой, но затрагивает лишь общемировоззренческие проблемы и варианты их решения. Знания, полученные студентами в курсе “Философия” могут быть использованы и конкретизированы в процессе изучения других гуманитарных и философских дисциплин.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Цели преподавания дисциплины:
- сформировать целостное представление о философии как системе знаний о мире в целом, об общих принципах и закономерностях бытия и познания, отношения человека к миру; - обозначить место философии в системе культуры, ее роль в профессиональном и личностном становлении специалиста, владеющего широким диапазоном мышления и творческим отношением к миру; - развить у студентов оценочное отношение к миру и человеку, осознанную ориентацию в самостоятельном поиске ответов на основные мировоззренческие вопросы, что является необходимым компонентом любого профессионального образования и предпосылкой нормальной социализации личности; - стимулировать потребность студентов в духовном и интеллектуальном саморазвитии личности, профессиональном совершенствовании; - составить представление об основных философских проблемах в их историческом развитии, предполагающих разнообразие подходов и их осмысления, об основных понятиях, законах и категориях философии, ее методах и языке; - обозначить диалектическую связь философии с естественными науками, прежде всего, медико-фармацевтического профиля, их взаимное историческое и логическое взаимодействие.
Задачи изучения дисциплины:
- усвоение знаний об основных разделах, понятиях и категориях философии, соответствующих требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования и объему программы курса «Философия»; - знакомство с интеллектуальными, нравственными, эстетическими, социальными, политическим ценностями в историко-философском и современном контекстах; - формирование у студентов собственной мировоззренческой позиции в результате рефлексии мировоззренческих парадигм на протяжении истории философской мысли, а также современных общечеловеческих ценностей; - выработка навыков самостоятельной оценки философских и научных течений, направлений и школ; - формирование способности выявления сущностных аспектов различных проблем, что содействует комплексному их пониманию, творческому и аргументированному решению; - знакомство с основными философскими проблемами науки, а также отдельными областями медико-фармацевтического знания; - определение проблем современной мировой и российской цивилизации, глобального характера основных проблем современности и перспектив их возможного решения; - овладение приемами ведения полемики и дискуссии; - выработка умения самостоятельно работать с научной литературой и другими источниками информации, библиографией, методической и справочной литературой, а также правильно составлять библиографический аппарат научной работы на основе практики работы с рефератами; - определение своеобразия философии, её места в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле человеческой жизни; - понимание смысла взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней; - уяснение условий формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; роли насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; - выработка представления о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; - уяснение роли науки в развитии цивилизации, современных социальных и этических ее проблемах. Студент должен уметь: - вести полемику и дискуссию; - самостоятельно работать с научной литературой и другими источниками информации, библиографией, методической и справочной литературой, а также правильно составлять библиографический аппарат научной работы на основе практики работы с рефератами. - осмысливать ранее существовавшие и новые философские школы; - применять общенаучные и специальные методы при изучении естественнонаучных, технических, социально-философских дисциплин и рассмотрении конкретных практических вопросов; - сравнивать ценностно-нормативные ориентации конкретных культурно-исторических эпох; - квалифицированно и корректно доказывать и обосновывать собственную точку зрения при анализе философских проблем
Учебно-методическое обеспечение курса: Основная рекомендуемая литература (учебники, учебные пособия, хрестоматии):
1. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия : учебник для вузов. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 2. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия : учебник для вузов. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 3. Алексеев, П.В. История философии : учебник. - М., 2005. 4. Бобров, В.В. Введение в философию : учебное пособие. - М., 2000. 5. Введение в философию. Ч.1,2. - М., 2003. 6. Голубинцев, В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов.- Ростов-на-Дону : Серия «Высшее образование», 2004. 7. Ермаков, Е.Е. Философия : учебник для вузов. - М., 2002. 8. Зотов, А.Ф. Современная западная философия : учебник для вузов. - М., 2001. 9. Ильин, А.А. Истории философия. - М., 2003. 10. Канке, В.А. Философия : учебник для вузов. - М., 2006. 11. Новая философская энциклопедия в 4-х томах. - М., 2001. 12. Петрова М.А. Проблема личности в философии. Текст лекций. - СПб., 2000. 13. Скирбекк, Г. История философии. - М., 2001. 14. Cпиркин, А.Г. Философия. - М., 2002. 15. Философия : учебник / под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. - М., 2004. 16. Философия : учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 2003. 17. Философия : учебник для вузов / под ред. Л.А. Никитич - М., 2000. 18. Философия / под ред. В.П. Кохановского. - Ростов на / Д., 2003. 19. Философия :учебное пособие. - Ростов на / Д., 2000.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре
Философия как мировоззрение. Мировоззрение и его историко-культурный характер. Основные элементы мировоззрения. Знания и ценности: основные отличия. Мироощущение и миропонимание. Основные типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное и научное. Обыденное и теоретическое мировоззрение. Философия как рефлексия мировоззрения. Предмет философии. Понятие мудрости. Становление философии. Философия и мифология: общее и различие. Рациональная природа философии. Предмет философии в историческом контексте. Основные аспекты философского знания. Структура философии. Основные философские дисциплины. Основной вопрос философии и основные философские направления. Философия как самосознание культуры. Функции философии, специфика философских проблем. Философия и наука. Понятие науки: основные критерии. Соотношение философии и специального научного знания в историческом развитии: основные периоды в развитии науки. Философия и наука: общность и различие функций. Философия как оценочное знание. Понятие научно-философского мировоззрения.
РАЗДЕЛ 1.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 177. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |