Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Обязательный 1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М: Просвещение, 1968. 2. Вагонов В.Ю. Памятка для учащихся на уроках истории (как работать с параграфом учебника? Как составить план? Как нужно конспектировать? Как работать с журналом? Как читать газету? Как писать отзыв? Работа с цитатой. Сравнение двух фактов. Как комментировать газетные сообщения?) // ПИШ. 1989. № 4. 3. Жиронкина Л.Н. Использование газетных публикаций в преподавании истории.// ПИШ. 2005. № 9. 4. Румянцева В.Я. Работа с историческими источниками.// ПИШ. 2003. № 3 5. Сторобинская Г.И. Самостоятельная работа с текстом учебника // ПИШ. 1987. № 1. 6. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории: Учебник для вузов. М., 2000. С. 131-151. 7. Храпченкова З.М. Работа с историческим источником // ПИШ. 1986. № 1. 8. Шаша A.M. Как я работаю с учебником на уроке // ПИШ. 1980. № 4. Дополнительный 1. Андреевская Н.В. Очерки методики истории. V –VII кл. Л.: Учпедгиз, 1958. С. 147-188. 2. Андреевская Н.В., Бернадский В.П. Методика преподавания истории в семилетней школе. М.: Учпедгиз, 1947. С. 149-163. 3. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителя. М., 1978. Ч.1. С. 132-150. 4. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для вузов. В 2-х частях. М., 2002. Ч. 1. С. 256-278. Ч. 2. С. 98-135
Методические советы
Печатный текст играет исключительно важную роль в развитии исторической науки. Не менее важен он в школьном преподавании основ исторической науки, поэтому, прежде всего, необходимо выяснить, что дает документ на уроке учащимся. По второму вопросу целесообразно заслушать сообщение студента. По третьему вопросу предусматриваются сообщения – обзоры двух студентов о хрестоматиях по истории для средней школы. После сообщения устанавливаются типы хрестоматий. По четвертому вопросу студенты используют схему «Метод работы с печатными историческими текстами» (она дана преподавателем на соответствующей лекции) и по каждой ее позиции приводят примеры из изученной ими к данному занятию литературы и поклассных пособий.
ЗАНЯТИЕ № 6 (4 часа) Тема. МЕТОД НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1. Работа с исторической картой на уроках истории. 2. Работа с исторической картиной на уроках истории. 3. Доска и мел на уроках истории. 4. Технические средства в обучении истории. Компьютер в преподавании истории.
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Обязательный 1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г.Колоскова. М.: Просвещение, 1984. С.242- 252. 2. Вернер Фатке (Берлин) Работа с картой // ПИШ. 1992. № 3, 4. 3. Воронкина Е. А. Использование контурных карт для организации контроля знаний.// ПИШ. 2004 № 8.. 4. Мыскин В.А. Пиктограммы и игры на уроке истории // ПИШ. 1990. № 5. 5. Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории. М.: Просвещение, 1964. 1978. (Выборочно). 6. Полторак Д.И. Технические средства в преподавании истории и обществоведения: Пособие для учителя. М., 1976. (Выборочно). 7. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для вузов. В 2-х частях. М., 2002. Ч. 1. С. 256-278. Ч. 2. С. 136-154 8. Стражев А.А. Методика преподавания истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1964. С.167-181. 9. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории: учебное пособие для вузов. М., 2000. с. 90-117. 10. Тененбаум М.И. Формирование навыков работы с исторической картой // ПИШ. 1966. №6. Дополнительный 1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968. С.137-266. 2. Карцев В.Г. Очерки методики обучения истории СССР в VIII-X классах. М.: Учпедгиз, 1955. С.111-142. 3. Линко Г.М. Работа с исторической картой в восьмилетней школе. М.: Учпедгиз, 1962. 4. Методика обучения истории в средней школе / Под ред. Ф.П.Коровкина. М.: Просвещение, 1978. Ч.1. С.154-171. 5. Мурзаев B.C. Рисунки на классной доске в преподавании истории. М.: Учпедгиз, I960.
Методические советы
Первые два вопроса рассматриваются на одном занятий, последние – на другом. Первый вопрос занятия носит теоретический характер. Необходимо определить значение наглядности в преподавании истории, отметить многообразие наглядного материала, который может быть использован в школьном преподавании истории, показать, что историческая карта – это специфический вид наглядности. Раскрывая этот вопрос занятия, важно не только познакомиться с историческими картами и атласами, используемыми в средней школе, но и установить типы исторических карт, дать их характеристику. Основное внимание должно быть сосредоточено на установлении методических приемов работы учителя и учащихся с картой на уроках истории в их зависимости от типов исторических карт. При этом надо иметь в виду, что в современной методической литературе существует две точки зрения по этому вопросу: А.И.Стражева и М.И.Тененбаума. Надо выяснить сущность взглядов А.И.Стражева и М.И.Тененбаума на методику работы с исторической картой, показать достоинство и некоторые недочеты их рекомендации. Разбор взглядов Стражева и Тененбаума подкреплять конкретными примерами. Второй, третий и четвертый пункты плана занятий освещаются заранее подготовленными специальными сообщениями студентов. В ходе этих сообщений создаются так называемые «производственные ситуации», то есть ситуации, подобные тем, с которыми встретятся студенты во время педагогической практики. В ходе подготовки своих сообщений студенты должны проконсультироваться у преподавателя.
ЗАНЯТИЕ № 7 (4 часа)
Тема. УРОК ИСТОРИИ. ЕГО ТИПЫ И ВИДЫ[4]
План 1. Урок – основная форма учебно-воспитательной работы по истории в средней школе. 2. Классификация уроков истории на типы и виды. Различные точки зрения на классификацию уроков истории. Структура различных типов уроков. 3. План урока. Конспект урока и его составные части. 4. Составление системы уроков темы (раздела) по истории.
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Обязательный 1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе // Под ред. А.Г.Колоскова. М.: Просвещение, 1984. С.216-242. 2. Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках // ПИШ. 1990. 3. В.И.Меделяев, Романеева И.В. Уроки интегративного типа // ПИШ. 1991. IV. 147-148. 4. Вагин А.А. Методика преподавания истории в школе. М.: Просвещение, 1968. С.365-411. 5. Васяева М. Н. Нетрадиционные формы уроков. // ПИШ.2001. № 4. 6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для вузов. М., 2003. С. 280-327. 7. Гуляева О.Б. Урок-игра в IX классе // ПИШ. 1991. IV. 148-149. 8. Клещевникова Е. Л. Урок-путешествие в 5 классе»Полисы Греции»// ПИШ. 2003. №3. 9. Нечкина М.В. Повысить эффективность урока // Коммунист. 1984. № 2. С.50-53. 10. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учебное пособие для вузов. В 2-х частях. М.. 2002. Ч. 1. С. 124-151. 11. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории: Учебное пособие для вузов. М., 2000. С. 151-195. Дополнительный 1. Гора П.В. Подготовка учителя к уроку // ПИШ. 1984. №3. 2. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М.: Просвещение, 1969. С.4-22. 3. Зиновьев М.А. Основные вопросы методики преподавания истории в средней школе. М.; Л.: Учпедгиз, 1948. С. 174. 4. Лейбенгруб П.С. Дидактические требования к уроку истории в средней школе. Изд.2-е. М., 1960. (Выборочно). 5. Методика обучения истории в средней школе / Под ред. Н.Г.Дайри. М.: Просвещение, 1978. Ч.П. С.95-128. 6. Стражев А.И. Методика преподавания истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1964. С.181-189. Методические советы
Эта тема изучается на трех занятиях. На первом рассматриваются первые два вопроса, на втором – третий и четвертый. На третьем занятии осуществляется «производственная ситуация». Задача занятия состоит в том, чтобы уяснить, что урок является основной (главной) формой учебной и воспитательной работы в средней школе. Студентам нужно показать, как и когда педагогическая наука окончательно утвердила классно–урочную форму занятий. Вместе с тем необходимо сказать и о других формах учебно-воспитательного процесса в школе. Далее надо выяснить, чем вызывается необходимость классификации уроков истории, обратив при этом особое внимание на различные точки зрения, которые существуют в современной методической литературе; показать принципы классификации уроков на типы и виды, которые были выдвинуты различными авторами, установить наиболее приемлемую классификацию. После выяснения теоретических основ, на которых базируется и развивается современный урок истории, необходимо установить, что такое план и конспект урока, чем они отличаются друг от друга, что между ними общего. Самостоятельное значение приобретает на занятиях изучение студентами норм оценок знаний учащихся по истории, которые опубликованы в школьной программе по истории (см.: ПИШ. 1986. № 4. С. 62). Специальное занятие отводится созданию «производственной ситуации». Один из студентов при помощи преподавателя заранее подготовит урок и проведет его в студенческой группе. Второй час занятия отводится на разбор проведенного урока. ЗАНЯТИЕ № 8 (2 часа)
Тема. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ План 1. Организационные и научно-методические принципы внеклассной работы по истории в средней школе. 2. Формы и виды внеклассной работы по истории. Различные точки зрения на их классификацию. 3. Методика подготовки и проведения некоторых форм и видов внеклассной работы по истории (по указанию преподавателя). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 145. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |