Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК




Методика преподавания истории

 

Планы практических занятий

и методические советы для

cтудентов 4 курса дневного отделения

и 5 курса заочного отделения

 

 

Сыктывкар 2007

 

Утверждено на заседании учебно – методической ко­миссии исторического факультета __.__.2006 г. (3-е издание).

Составитель: доктор ист. наук профессор В.П.Золотарев


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

 

Практические занятия по методике преподавания истории в средней школе решают в единстве две задачи: во – первых, научное освоение студентами рекомендованной к каждому занятию методической литературы, теоретическое осмысление важных проблем методики как науки; во – вторых, выработку у студентов практических умений и навыков, необходимых для будущей работы историка в школе. Каждое занятие заканчивается практическими упражнениями, которые закрепляют приобретенные знания, умения и навыки.

По окончании практических занятий студенты посещают уроки истории одной из средних школ Сыктывкара.

Лекционный курс и практические занятия заканчиваются экзаменом, к которому студенты, кроме других форм отчетности, подготавливают и подробный конспект урока на одну из тем школьных курсов (по выбору). Образцы конспектов уроков истории в школе студенты получают на первом практическом занятии.

Студенты ОЗО изучают темы №1, 2, 3, 8.

Настоящее пособие выходит третьим изданием, в которое внесены некоторые изменения и уточнения, касающиеся в основном списка литературы.

 

ЗАНЯТИЕ № 1 (4 часа)

 

Тема. ПРОГРАММЫ, УЧЕБНИКИ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

ПО ИСТОРИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

 


План

1. Программа по истории – важнейший государственный документ. Структура программы. Научно-методические отличия новой программы от ранее действующих.

2. Учебник истории – основная книга учащихся. Содержание и методическое оформление учебника. Соотношение структуры программы и учебника (на примере курса «История средних веков»).

3. Поклассные пособия по школьным курсам истории – научно-методические книги для учителя. Соотношение содержания учебника и поклассного пособия (на примере курса «История древнего мира»).

4. Методологические и методические принципы построения современных программ, учебников и учебно-методических пособий по истории для средней школы.

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Обязательный

1. Программы для общеобразовательных учебных заве­дений: История. 6-11 классы. М., 1992. С. 128.

2. Программы для общеобразовательных учебных заведений: История. Обществознание. Россия и мир в средние века и новое время. Политики и право. Граждановедение. М., 1995.

3. Программа по Истории России с древнейших времен до 1917 г. (III-XI кл.). М. «Просвещение», 1997.

4. Программа. История. Второй концентр 10-11 кл. 2-е изд. М. «Дрофа», 1999.

5. Программа. История. Пропедевтика III-IV(V) класс. Первый концентр 5-9 кл. 2-е изд. М. «Дрофа», 1999.

6. Колчанова Е.В. Сумакова Н.Н. Поурочные разработки по истории России XIX век. 8 класс. М., 2005.[1]

7. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира. 5 класс. Универсальное издание. М., 2005. 2-е изд., исправл. и дополн. (1-е изд. 2004)[2].

8. Школьные учебники отечественной и зарубежной истории для 4-11 классов (по указанию преподавателя).

9. Ищенко В.В. Форум историков стран СНГ. Коммюнике совещания руководителей институтов истории Академий наук стран СНГ, проведенного в г. Москве 8 – 9 декабря 2005 года. Перечень дискуссионных вопросов и проблем для совместного обсуждения историками стран СНГ для рассмотрения на предстоящих конференциях, «круглых столах» и совместных рабочих группах (принят на совещании руководителей институтов истории Академии наук СНГ в Москве 8 – 9 декабря 2005 года) // Новая и новейшая история. 2006. №3. С.3 – 7.

10. Пивовар Е.И. Теоретические проблемы изучения и преподавания истории на XX Международном конгрессе исторических наук // Новая и новейшая история.2006.№3 С.8 – 14.

Дополнительный

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для вузов. М., 2003. С. 158-166, 175-211.

2. История древнего мира (школьный курс): Методические рекомендации по системе интенсивного обучения В.Ф.Шаталова в разработке научного сотрудника Н.П.Мирошниченко. До­нецк, 1990.

3. Мирошниченко Н.П. Преподавание истории древнего мира по системе В.Ф.Шаталова // ПИШ.[3] 1990. №4. С. 76-90.

4. Поклассные методические пособия по отечественной и зарубежной истории (по рекомендации преподавателя).

5. Программа. История. Пропедевтика III-IV(V) класс. Первый концентр 5-9 кл. 2-е изд. М. «Дрофа», 1999.

6. Серов Б.Н., Гаркуша А.М., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с конца XVI до конца XVIII века. 7 кл. М., 2004.

7. Стандарт среднего (полного) общего образования по истории. Профильный уровень // ПИШ, 2005 № 1. С. 20-28.

8. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для вузов. М., 2000. С. 41-47.

Методические советы

 

Первый и второй вопросы рассматриваются на первом занятии, остальные – на втором. Студентам необходимо изучить программы по истории, учебники и поклассные пособия.

Сравнивая новую программу с ранее действующей, студенты выявляют два блока отличий: теоретико-методологические и методические.

По второму вопросу плана раскрываются содержание учебника и его методическое оформление (на примере последнего издания одного из учебников истории), а также сравниваются структуры программы и школьного учебника и устанавливается степень их соотношения.

По третьей позиции плана занятия освещается соотношение содержаний школьного учебника и поклассного пособия, а также устанавливаются пути использования последнего учителем в своей практической деятельности.

Четвертый пункт плана раскрывается специальным сообщением студента.


ЗАНЯТИЕ №2 (2 часа)

 

Тема. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗА­ДАЧ ТЕМЫ:

«РАЗВИТИЕ РАБСТВА В ГРЕЦИИ И ВОЗВЫШЕНИЕ АФИН В V ВЕКЕ

ДО Н.Э.» (5 кл., «История древнего мира»)

 


План

1. Образовательно-воспитательные задачи препод­авания истории в средней школе.

2. Образовательно-воспитательные задачи препод­авания истории древнего мира в 5 классе.

3. Анализ образовательно-воспитательных задач темы: «Развитие рабства в Греции и возвышение Афин в V в. до. н.э.» («История древнего мира», 5 кл.). Обсуждение результатов работы.

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Обязательный

1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. А.Г.Колоскова. М: Просвещение, 1984. С. 169-216.

2. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968. С.7-20.

3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1989. С. 12-33.

4. История древнего мира: Учебник для 5 кл. М.: Просвещение, 1995. (и другие издания).

5. Михеев Б.Н. Формирование гуманистических чувств на уроках истории //ПИШ. 1989. № 5.

6. Помогаев В.В. Воспитывать правдой истории //ПИШ 1990. № 1.

7. Программы восьмилетней и средней школы: История // ПИШ. 1986. № 3-4. С.32-37.

8. Пшебильская А.П. Отказ от односторонних оценок и гуманизация образования //ПИШ. 1989. № 5.

Дополнительный

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для вузов. М.. 2003. С. 77-87.

2. Годер Г.И. Методическое пособие до истории древнего мира: Пособие для учителя. 5-е изд. М.: Просвещение, 1988. С.227-242.

3. Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V –VI кл./ Под ред. Ф.П.Коровкина и Н.И.Запорожец. М.: Просвещение, 1970. С.90-112.

4. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учебные пособия для вузов. В 2-х частях. М., 2002. Ч. 1. С. 91-108.

5. Стражев А.И. Методика преподавания истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1964. С.35 –66.

Методические советы

 

Цели занятия состоят в том, чтобы на основе изучения рекомендованной литературы выяснить общие образова­тельно-воспитательные задачи, поставленные перед школьным курсом истории.

Исходя из общих образовательно-воспитательных задач школьного курса истории и конкретного содержания истории древнего мира, студенты определяют те цели и задачи, которые ставит и разрешает учитель в процессе преподавания древней истории в V классе.

В заключительной части занятия студенты анализируют содержание темы «Развитие рабства в Греции и возвышение Афин в V веке до н.э.» и устанавливают ее образовательно-воспитательные задачи.

 

ЗАНЯТИЕ № 3 (2 часа)

 

Тема. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА УРОКА И ЕЕ РОЛЬ В РЕШЕНИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

План

1. Что такое «целевая установка урока» (дать научное определение этого понятия)? Методический путь нахождения целевых установок отдельных уроков.

2. Роль целевой установки в решении образовательно-воспитательных задач, стоящих перед школьным обучением истории

3.    Разработка целевых установок различных уроков истории. Обсуждение результатов работы.

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Обязательный

1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. А.Г.Колоскова. М.: Просвещение, 1984. С.219-221.

2. Гора П.В. Определение целей изучения больших и поурочных тем // ПИШ. 1977. № 2.

3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1989. С. 12-33.

4. Гора П.В. Целевая установка урока и ее роль в решении образовательно-воспитательных задач // ПИШ. 1963. № 2.

5. Матруненков С.И. О целевой установке урока // ПИШ. 1965, № 3.

Дополнительный

1. Карцев В.Г. Очерки методики обучения истории СССР в VIII-X классах. М.: Учпедгиз, 1955. С. 18-20.

2. Лейбенгруб П.С. Дидактические требования к уроку истории в средней школе. М.: Учпедгиз, 1960. С.234-235.

 

Методические советы

 

При подготовке к занятию студенты должны на основе изучения статей П.В.Горы и С.И.Матруненкова раскрыть понятие «целевая установка урока» (ЦУУ или «цели урока»), выяснить типичные ошибки, которые допускаются при формулировании ЦУУ. С этих позиций необходимо определить, в какой степени отвечают научным требованиям формулировки ЦУУ в современных поурочных разработках (см. рекомендуемый библиографический список к занятию №1: Араслановой, Колчанова, Серова и другие.) После этого целесообразно определить методический путь правильной разработки ЦУУ.

Решив эти вопросы, студенты выясняют роль ЦУУ в реализации образовательно-воспитательных задач школьного преподавания истории.

Практическая часть занятия отводится для работы сту­дентов над определением ЦУУ по заданию преподавателя.

 

ЗАНЯТИЕ № 4 (4 часа)

 

Тема. МЕТОД УСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 

План

1.    Система активизации мыслительной деятельности учащихся при изложении учителем исторического материала.

2.    Проблемно-познавательные задачи (ППЗ) как важнейшее средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории:

а)    определить понятие «проблемно-познавательная задача»;

б)    типы проблемно-познавательных задач в обучении истории;

в)    соотношение между целевой установкой урока и проблемно – познавательной задачей;

г)    методический путь разработки проблемно-познавательной задачи и ее разрешение в процессе урока.

3.    Обсуждение внеаудиторно подготовленных сту­дентами видов живого слова, к которым сформулированы ППЗ.

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Обязательный

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для вузов. М., 2003. С. 333-365

2. Гора П.В. Организация познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения материала учителем // ПИШ. 1961. № 5-6.

3. Дайри Н.Г. Об уроке с проблемным изложением и логическим заданием // ПИШ. 1965. № 1.

4. Живое слово учителя: редакционная статья журнала «Преподавание истории в школе» // ПИШ. 1973. № 6.

5. Задания по теме «Вторая мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза (1939– 1945 гг.)» //ПИШ. 1990. № 3.

6. Копелев Д.Н. Личность исторического деятеля в пре­подавании истории // ПИШ. 1989. № 5.

7. Лернер И.Я. Опыт применения познавательных задач в V классе // ПИШ. 1967. № 1.

8. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М, 1982. Гл.5.

9. О современных методах преподавания истории // ПИШ. 2001.№ 4

10. Современные методы и современное преподавание. Материалы конференции // ПИШ. 2003. № 9.

11. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учебное пособие для вузов. В 2-х частях. М., 2002. Ч. 1. с. 160-172. Ч. 2. С. 92-98.

 

Дополнительный

1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968. С.49–137.

2. Назарец А.И. Проблемно – познавательные задачи как средство активизации учебной деятельности учащихся // ПИШ. 1963. № 1.

3. Пикман А.Н. К вопросу о «проблемном обучении» истории // ПИШ. 1972. № 4.

4. Стражев А.И. Методика преподавания истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1964. С. 190-204.

 

Методические советы

 

Одной из самых актуальных задач в современной практике преподавания истории в средней школе является активизация познавательной работы учащихся при изложения учителем учебного материала. Используя концепцию активизации умственной деятельности учащихся, которую дал преподаватель в соответствующей лекции, студенты приводят примеры из учебно-методической литературы по каждой ее позиции. Значительное место при этом отводится изучению проблемно-познавательных задач (ППЗ) как одного из средств активизации работы учащихся на уроке. Разработка этой проблемы должна вестись в строгом соответствии с намеченным планом (см.: пункты а, б, в, г).

Студентам необходимо обратить особое внимание на классификацию ППЗ П.В.Горой (1961 г.), АИ.Назарцом (1963 г.), И.Я.Лернером (1967 г.) Е.Е.Вяземским и О.Ю.Стреловой, выяснив принципы, на основании которых авторы подразделяют ППЗ на типы.

Следует выписать примеры применения ППЗ, которые приводятся в рекомендованной литературе, указав тему урока и назвав при этом исторический курс.

Занятие заканчивается обсуждением внеаудиторно подготовленными студентами видов живого слова учителя.

 

ЗАНЯТИЕ № 5 (4 часа)

 

Тема МЕТОД РАБОТЫ С ПЕЧАТНЫМИ ИСТОРИЧЕСКИМИ ТЕКСТАМИ В

ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ

 

План

1. Образовательно-воспитательное значение использования печатных исторических текстов.

2. Методика работы с текстом учебника истории.

3. Обзор хрестоматий по истории для средней школы. Типы хрестоматий.

4. Методические системы использования письменных источников на уроках.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...