Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровни обучения как уровни восприятия и познания информации в высшей школе




Существенная роль в учебном процессе высшей школы, как и во всяком учебном заведении, принадлежит уровням обучения, т. е. степеням последовательно повышаемого содержательного познания.

Уровни обучения соотносятся с уровнями восприятия, организации и преобразования учебной информации. В теории обучения высшей школы в основу рассмотрения этих уровней могут быть положены уровни восприятия и познания информации, предложенные Г. Клаусом и Ж. Пиаже. Эти уровни представляют следующую четырехступенчатую форму восприятия и преобразования информации.

1. Начальная (примитивная) форма восприятия и преобразования информации на основе физиологического приспособления к среде.

2. Подсознательное восприятие, преобразование информации на базе безусловных рефлексов и начального осознания информации.

3. Семантический (смысловой, содержательный) уровень, в котором информация проходит ряд преобразований, приобретает форму понятий, выражаемых речевой или другой символикой. На этом уровне между понятиями устанавливаются логические отношения, и получает направление мыслительный поиск определенных действий.

4. Прагматический (практически-смысловой) уровень, где информация перерабатывается в зависимости от определенных мотивов, эмоциональных и рациональных.

Путь преобразования учебной информации как путь организации и познания происходит по всем четырем уровням, иерархически связанным между собой. Однако в обучении основной смысл имеет восприятие, переработка информации на смысловых уровнях.

Учебный процесс высшей школы оперирует неограниченным множеством понятий и поисков, находящихся в определенных внутренних и внешних связях мыслительной сферы студентов. Эти множества задаются определенным дидактическим образом, отобранным в зависимости от целей обучения, степени подготовки студентов, их возрастного и физиологического состояния. Отсюда уровни обучения оказываются в зависимости также от доступности обучения и психологической закономерности превращения информации в знания.

Так, В. П. Беспалько выделяет четыре уровня обучения:

·  уровень идентификации, который характеризуется тем, что учащийся только различает, опознает объекты изучения в ряду других подобных объектов;

·  уровень репродукции на основе памяти и установления особенностей предмета изучения;

·  уровень умения применять усвоенную информацию в практической сфере и получать новую информацию на основе использования усвоенного образца деятельности;

·  уровень «трансформаций», позволяющий ориентироваться в новых ситуациях и вырабатывать новую, принципиально отличную от прежних, программу действий.

И. Лернер, М. Скаткин рассматривают три уровня обучения и называют их уровнями усвоения.

Первый – уровень восприятия, осмысливания и запоминания.

Второй – уровень применения знаний в сходной ситуации, по определенному образцу.

Третий – уровень применения знаний в новой ситуации.

Учебная и практическая деятельность, основанная на этих уровнях, по мнению указанных авторов, носит иерархический характер, имеет определенную последовательность в усвоении и в овладении опытом применения знаний.

В учебном процессе высшей школы уровни обучения более определенно выражают последовательный переход в накоплении знаний. Несомненно, конечно, что студенты-магитры II курса находятся на более высоком уровне обучения, чем студенты-бакалавры II курса, но в то же время нельзя сказать, что II курс магистерской программы есть высший уровень в иерархии любого предметного изучения. В одних случаях – да, в других – нет, в зависимости от того, что и как изучается – признаки или понятия, методология, теория или практика – ив каком сочетании.

Поэтому более правильно будет говорить не об уровнях обучения, а о некоторых последовательных ступенях интеллектуального уровня студентов в процессе обучения – уровнях научного познания.

Но во всех случаях остается главное, что характеризует уровни научного познания, – это совершенствование мыслительной деятельности студентов на основе приобретаемых знаний и их рационального применения. Знания, их широта и глубина, кругозор, эрудиция обеспечивают гибкость и самостоятельность мышления и переход на более высокие уровни интеллектуального развития.

Целесообразно рассматривать следующие уровни научного познания студентами:

1-й уровеньоперирование представлениями, изучение признаков;

2-й уровень– оперирование понятиями, логическими связями понятий;

3-й уровень– обобщение признаков представлений и понятий, инвариантных и изоморфных (тождественных) преобразований;

4-й уровень – свободное оперирование абстрактными понятиями и отвлеченной научной символикой.

Развитие этих уровней определяет система учебного процесса высшей школы, связывающая цели, задачи и содержание обучения и внутренний интеллектуальный мир студентов. Достаточно хорошо известно, что в высшей школе любой предмет надо изучать на высоком научном уровне, излагать его так, чтобы студенты могли его понять и усвоить на основе своего уровня научного развития. Здесь снова надо обратиться к принципу доступности – к наивысшей границе познавательных возможностей студентов, являющейся основой определенного уровня их научного познания в данное время обучения.

Учебный процесс высшей школы характеризуется как сложный процесс познания, в котором в тесной связи находятся закономерное и случайное, индивидуальное и общее, основное и второстепенное и многое другое. В процессе обучения формируются знания студентов, навыки и умения, происходит всестороннее интеллектуальное развитие личности обучающихся, формирование мировоззрения.

Все это происходит через умственную – главную сферу деятельности студентов, через представление, восприятие, осмысливание, запоминание и другие психические процессы; все это анализируется, синтезируется в результате гармонического функционирования высшей нервной деятельности человека. На основе этой деятельности создается система обучения, объединяющая содержание и форму научного познания, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира.

Таким образом, обучение, учебный процесс и мыслительная деятельность – понятия неразрывные и по существу, и по форме. Это относится и к самому широкому пониманию образования, и к любому отдельному акту обучения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...