Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 5. Методы и формы организации образовательного процесса.




План

1. Методы обучения: общая характеристика. Активные и интерактивные методы обучения.

2. Организационные формы обучения: лекции, семинарские занятия и другие формы, их виды и характеристики.

3. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых

4. Основы педагогического контроля в высшей школе.

 

Литература

 

41. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.

42. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. – Новосибирск: САФБД, 2008. − 260 с.

43.  Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2007. – 192 с.

44.  Компетентностная модель современного педагога. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 158 с.

45. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. – 367 с.

46. Нигматов З.Г., Шакирова Л.Р. Теория и технологии обучения в высшей школе: Курс лекций / Под ред. З.Г. Нигматова. – Казань, 2012.-357с.

47. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Р.С. Пионова. - Минск: Университетское, 2002. - 256 с.

48. Педагогика высшей школы. Учебно-методическое пособие / Сост. Н.И. Мешков, Н. Е. Садовникова. – Саранск: , 2010. – 80 с.

49. Педагогика и психология высшей школы: Уч. пос.// отв. Ред. М.В. Буланова-Топоркова - Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 544 с.

50. Плотникова,О. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход / О.Плотникова // Высшее образование в России. – 2005. – №1.

 

1. Одним из факторов, существенно влияющих на ход и результат учебно-воспитательного процесса в любом учебном заведении, являются методы обучения. Правильно выбранные методы способны плодотворно влиять на этот процесс, ошибки или невнимательность преподавателя к данному вопросу снижают эффективность обучения, профессиональной подготовки студентов. Методы обучения входят в категориальный аппарат педагогики высшей школы как один из важных структурных элементов.

В настоящее время имеется значительное количество исследований, в которых понятие «метод обучения» различными учеными трактуется неоднозначно. Первоначально метод обучения воспринимался упрощенно и означал способ изложения. По мере развития образовательной практики и педагогической науки отношение к данной категории изменилось, на нее стали возлагать большие надежды. Однако, несмотря на диалектическую сущность этой категории, она изменяется и переосмысливается гораздо медленнее, чем другие педагогические понятия. В силу этого большинство методов, использованных в учебной работе магистрами и профессорами средневековых университетов, и сегодня входят в методический арсенал вузов.

Метод обучения в высшей школе - способ представления (подачи) информации студенту в ходе его познавательной деятельности. Это те активные действия, которые взаимосвязывают педагога и студента в учебном процессе, то есть бинарные, двойственные по своей сути.

Если имеются сходные учебные ситуации, учебные структуры, то возможно применение одних и тех же методов с одинаковым ожиданием успеха, т.е. существует воспроизводимость методов в сходных педагогических условиях.

Выбор методов обучения преподавателем зависит от учебной дисциплины, дидактических целей и задач, содержания учебного материала, формы обучения, учебно-методической базы вуза. Как видим, преподаватель свободен в выборе дидактических методов, но ряд объективных факторов ограничивают его инициативу, например состояние учебно-методической базы.

Необходимо отметить, что помимо общепедагогических методов обучения преподаватели высшей школы используют методы обучения в соответствии с конкретными частными методиками. Наличие последних объясняется спецификой содержания конкретных учебных дисциплин. Частные методики разрабатываются на базе дидактики педагогики высшей школы, что определяет их общую основу, использование ими общепедагогических методов. Вместе с тем своеобразие каждого учебного предмета обусловливает необходимость специфических методов, которые не вписываются в общедидактическую типологию методов обучения.

Дидактический метод состоит из приемов –отдельных элементов, которые в своей совокупности помогают решению познавательных задач и характеризуют либо деятельность преподавателя, либо деятельность студентов.

Распространенным понятием в педагогике являются средства обучения. Это более широкое понятие, чем метод.

Дидактические средства –это все элементы учебной среды, которые педагог сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия со студентами.

В педагогике высшей школы так же, как и в педагогике школы, нет единой общепризнанной классификации методов обучения. Это объясняется тем, что дидакты прибегают к разной основе при разработке классификации и номенклатуры методов обучения.

Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделяют на методы:

- преподавания(лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.),

- учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, в том числе практические работы, учебное исследование и др.),

- контроля (опрос, контрольная, коллоквиум, зачет, экзамен, защита проекта и др.).

Наиболее распространенной является классификация методов обучения, построенная на основе выделения источников передачи содержания учебного материала. В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены три группы методов: словесные, практические и наглядные:

· словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж и другие. Словесный метод –это способ повествовательно-сообщающего (устного) изложения изучаемого материала преподавателем и активизации познавательной (мыслительной) деятельности студентов. Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности обучающихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее. Весьма существенное значение имеет также умение преподавателя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным;

· практические методы: упражнение, тренировка и другие. Сущность метода упражнений состоит в том, что студенты производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности;

· наглядные методы: иллюстрирование, предъявление материала, демонстрация.

Сущность метода иллюстрации и демонстрации состоит в том, что в процессе учебной работы преподаватель использует для пояснения иллюстрации, т. е. наглядные средства, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут облегчать восприятие изучаемого материала и выступать в качестве источника новых знаний.

Эти методы определяются по внешним признакам, в основном по видам деятельности преподавателя. Такая классификация не раскрывает деятельности обучающихся.

Усиление внимания к активности и самостоятельности школьников и студентов в процессе познавательной деятельности способствовало разработке И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным новой классификации дидактических методов. Положив в основу характер учебно-познавательной деятельности школьников, они выделили следующие пать группы методов:

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого - эвристическая беседа, - проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.

5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.Дискуссия по данной системе классификации методов обучения показала, что она (система) не может претендовать на решение проблемы.

Важно рассмотреть методы преподавания через построение системы познавательной коммуникации преподавателя и студентов. Поэтому эффективность процесса обучения во многом обусловлена наличием непрерывного контакта с аудиторией, предполагающего постоянную готовность ответить на вопросы слушателей, создание атмосферы дискуссии, установки на совместную творческую деятельность.

В этом контексте различают методы обучения по характеру взаимодействия преподавателей и студентов. Широкое распространение получили три метода взаимодействия преподавателей и студентов: пассивный метод, активный и интерактивный.

Пассивный метод – это метод взаимодействия студентов и преподавателя, в котором преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных указаниям преподавателя. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и определенные плюсы. Это относительно легкая форма подготовки преподавателя к занятию (особенно к лекционному); этот метод даёт возможность преподнести сравнительно большой объём учебного материала в ограниченных временных рамках аудиторного занятия. С учетом этих плюсов, многие вузовские преподаватели предпочитают пассивный метод. Следует отметить, что в некоторых случаях этот метод успешно и достаточно эффективно используется опытными педагогами, особенно если студенты имеют четкие цели, направленные на основательное освоение своей будущей профессии. Лекция – самый распространенный вид пассивного метод, поэтому этот вид занятия широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди.

Активный метод – это метод взаимодействия студентов и преподавателя, при котором студенты –не пассивные слушатели, а активные взаимодействующие с преподавателем участники занятия. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

В то же время, называние методов активными не совсем корректно и весьма условно, поскольку пассивных методов обучения в принципе не существует. Любое обучение предполагает определенную степень активности со стороны субъекта, и без нее обучение вообще невозможно. Главное – в степени этой активности, которая действительно неодинакова; она гораздо выше при использовании активных методов.

Активность обучаемых –это их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Познавательная активность –это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений. Активность студентов пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия.

Многие преподаватели вуза между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия.

Интерактивный метод. Понятие «интерактивный» («Inter» –взаимный, «act» –действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в учебном процессе. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к активизации деятельности обучающихся с целью достижения цели аудиторного занятия. При использовании интерактивных методов преподавателю приходится заранее разрабатывать специальные интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент не столько изучает, сколько закрепляет учебный материал, активно (в действии) применяя.

Необходимо отметить, что помимо общепедагогических методов обучения преподаватели высшей школы используют методы обучения в соответствии с конкретными частными методиками. Наличие последних объясняется спецификой содержания конкретных учебных дисциплин.

 

2.В высшем учебном заведении функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекции, семинары, лабораторные и практические занятия, самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов и др.

Ведущей организационной формой обучения в вузе является лекция. Лекция позволяет оперативно актуализировать учебный материал предмета и закладывает основу научных знаний. Семинарское занятие представляет собой комплексную форму изучения определенного раздела учебной дисциплины. В ходе его проведения сочетаются выступления студентов и преподавателя; обсуждение мнений обучающихся и разъяснение преподавателя. Лабораторные и практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Научно-исследовательская работа студентов имеют целью развитие навыков самостоятельного экспериментирования. В это связи в главе дается определение научно-исследовательской деятельности студентов, рассматриваются условия формирования их готовности к исследовательской работе в период обучения в вузе. Самостоятельная учебная работа представляет собой овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками во всех формах организации обучения, как под руководством преподавателя, так и без него. Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, семинары, курсовые, проектные работы и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...