Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для учебного процесса высшей школы существенную роль играет степень научности как мера оценки значения научных факторов, теории и гипотетических положений.




2. Принцип систематичности. Этот принцип указывает, что все знания, сообщаемые обучающимся, должны ими усваиваться в определенной, педагогически обоснованной системе. Принцип систематичности распространяется как на обучение в целом, так и на каждое отдельное занятие.

Однако систематичность – это еще не система,более правильным для этого принципа будет термин «системность». Он более полно позволяет охватить существо вопроса.

Учебный процесс всегда связан с построением и функционированием системы обучения – общей и частной, связывающей организацию, цели и задачи обучения, формы и методы, средства обучения, содержание, глубину и широту знаний, контроль их усвоения и понимания и многое другое.

Рациональная система обучения требует установления и рассмотрения взаимосвязи и отношений всех предметов и видов обучения. Это значит, что система требует такого построения и функционирования, которые бы обеспечивали не только усвоение определенных знаний, но и непременные навыки их использования для дальнейшего самостоятельного приобретения новых знаний, а также их применения в определенной целесообразной деятельности (учебной, научной, общественной и т. д.).

3. Принцип связи теории с практикой. Теория и практика обучения рассматриваются этим принципом как единое и неразрывное в системе приобретения знаний, навыков и умений.

Для высшей профессиональной школы этот принцип имеет весьма важное значение. Специалист и особенно специалист высшей квалификации, исходя из задач подготовки, требует высокого уровня сочетания теории и практики. Связь теории и практики в высшей школе не только соединяет теоретическую и практическую подготовку студентов, она требует также взаимовлияния и взаимоусиления каждого из составляющих. Поэтому одним из важнейших условий единства теории и практики является также установление объективных закономерностей этого единства, его развития и предвидения.

4. Принцип сознательности. Этот принцип понимается как обоснованное самостоятельное мышление и оправданные действия обучающихся. Сознательность рассматривается как личное убеждение в процессе приобретения знаний, формирования профессиональных компетенций.

Сознательность студентов выражается через самодисциплину и организованность, которые означают такую степень внутренней интеллектуальной собранности, когда вся обучающая деятельность выполняется с интересом и совершенно свободно.

Все качественные признаки сознательности – активность, дисциплина, интерес, внимание к своему совершенствованию – требуют определенного направления со стороны преподавателей. Здесь и привитие интереса к предмету и избранной специальности, и указание путей овладения методами и средствами учебной, научной и практической работы.

Принцип сознательности обучения в высшей школе еще не имеет достаточного научного обоснования, иначе говоря, он не дает обоснованного определения границы педагогически подчиненного и самостоятельного в обучении. Иногда вся сознательность сводится лишь к выполнению заданий преподавателей и не сочетается с самостоятельным ответственным поиском знания. Принцип сознательности также требует опоры на единство личного и коллективного в обучении и воспитании.

5. Принцип соединения индивидуального и коллективного. Учебный процесс объединяет интересы всех студентов и каждого отдельного студента на основе единства целей и задач обучения. Из принципа соединения индивидуального и коллективного вытекают некоторые следствия:

а) коллектив предъявляет к каждому своему члену определенные, сложившиеся и закрепившиеся общие требования;

б) каждый член учебного коллектива своей активностью и инициативой не только подтверждает общие требования, но и дополняет, расширяет и обогащает их.

Поэтому коллективное в учебном заведении не означает только подчинение требованиям коллектива, каждый учащийся, особенно студент высшей школы, проявляет инициативу, поиск, которые могут быть более высокого уровня, чем общие требования.

Единство коллективного и индивидуального является большой воспитательной силой учебного заведения. В коллективе студенты взаимно активизируют друг друга, сравнивают результаты своих успехов с результатами сокурсников.

Общее и личное не противоречат, а дополняют друг друга в обучении и профессиональной подготовке. Личное и индивидуальное наиболее плодотворно развивается и формируется в условиях общественной среды – в коллективе и для коллектива. В то же время обучение в высшей школе требует определения путей индивидуальных самостоятельных поисков знаний, развития личности на основе сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.

Единство индивидуального и коллективного в обучении требует хорошего знания преподавателями индивидуальных свойств и особенностей каждого студента, его интересов, способностей, склонностей, привычек, уровня его развития и т. д. В то же время для высшей школы существенное значение имеет развитие одаренности и качественных особенностей студентов для их будущей производственной и научной деятельности.

6. Принцип единства конкретного и абстрактного (принцип наглядности). Этот принцип чаще имеет наименование принципа соединения абстрактного мышления с наглядностью преподавания. Во многих трудах по педагогике из него выделяют самостоятельный принцип, принцип наглядности обучения. Принцип единства конкретного и абстрактного указывает на необходимость взаимосвязи изучаемых конкретных, реальных фактов, предметов, их признаков и свойств с отвлеченными понятиями и их теоретическим, отвлеченным обобщением на основе выделения существенного, основного и общего.

Наглядность рассматривается при этом как условие перехода в обучении от конкретного к абстрактному, от сущего к мысли, от признаков и представлений к понятиям и определениям. Наглядность рассматривается общей дидактикой как одно из средств связи теории с практикой, науки с жизнью, как фактор начального и непосредственно наблюдаемого раскрытия закономерностей явления.

Для высшей школы подлинное знание определяется, как известно, двусторонним выражением: во-первых, знанием общих принципов, во-вторых, умением применять их в определенной деятельности. Решение этой задачи теснейшим образом связывает конкретное и абстрактное в процессе обучения. Конкретное рассматривается главным образом как частный случай общего — абстрактного. Диалектическая сущность такой связи подчеркивает необходимость постоянного перехода в познании от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Связь конкретного и абстрактного определяет в учебном процессе содержание и характер построения изучаемых дисциплин, а также выбор форм, средств и методов обучения.

Что же касается наглядности в высшей школе, то чаще всего она носит опосредованный характер в сочетании с абстрактными формами, символикой, схемами, графиками и т.д. Непосредственная наглядность применительно к высшей школе в ряде случаев оказывается не только ненужной, но и нарушающей глубину и широту познания предмета своей конкретностью признаков. Познание предмета только при непосредственном наблюдении не может быть полным и глубоким, так как оно происходит на чувственной основе. Сфера же чувств человека, как известно, субъективна, неполна, неглубока и далека от подлинной мыслительной оценки.

7. Принцип доступности. Обучение должно быть доступным и посильным возрасту, способностям и уровню развития обучающихся: нельзя использовать одни и те же методические приёмы на младших и старших курсах. Так гласит принцип доступности. На основе этого принципа определяется степень научно-теоретической сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения. В то же время принцип доступности лежит в основе учета индивидуальных и общепсихологических особенностей обучающихся в зависимости от их возраста, уровня развития, специфики предмета изучения и других факторов.

Принцип доступности для теории обучения высшей школы является весьма важным отправным положением, но, как и другие принципы, нуждается в существенном развитии, так как не указывает пути решения ряда задач обучения. Не ясно, каким образом этот принцип позволяет, например, определять и выражать нормы затрат времени и труда студентов, степень напряжения и культуру умственного и физического труда при обучении. Недостаточно определено, в какой связи должны находиться доступность и увлекательность изложения изучаемого материала, особенно применительно к высшей школе.

Для высшей школы также необходимо повышать пределы доступности обучения путем создания обстановки направленного разрешения противоречий, лежащих в основе предмета изучения. Если преподавателю удается обострить такие противоречия, то не только лучше усваивается предмет, но и возникает обстановка для более творческого мышления студентов. В высшей школе требуется обоснованное ограничение задач обучения, объема и содержания учебной информации. Для оптимального учебного процесса равно недопустимы как перегрузки, так и недогрузки студентов учебной работой.

8. Принцип прочности знаний. Приобретаемые учащимися знания должны быть прочными, т. е. обладать высокой степенью их запоминания. Знания приобретаются не только для их объема, но и для использования в дальнейшей учебной и самостоятельной работе, для формирования научного мировоззрения и для практического применения.

Обучение и дальнейшая профессиональная деятельность требуют от учащихся, а затем и от специалистов умелого оперативного и сознательного использования усвоенных знаний. Научные сведения должны быть не только приобретены и сохранены, они должны быть поняты, а также иметь научный и практический смысл их применения.

Для современной высшей школы характерным является не запоминание всех тонкостей научного состояния предмета, а изучение главных идей, направлений, принципов науки, на которых строится быстроизменяющаяся деятельность специалиста высшей квалификации.

Для современного вузовского выражения науки типичны: лаконичность, сдержанность, некоторая недоговоренность, отказ от чрезмерной детализации научных положений. Каждый предмет, относящийся к развивающимся областям науки, каждый его раздел при изучении требует всестороннего обзора. Однако во всем этом должна оставаться строгая и глубокая научная обоснованность. Из этого следует, что прочность запоминания требует знания наиболее общих принципов, а не научных подробностей. Постоянного, оперативного навыка требует также умение находить и применять в учебной и научной деятельности потребную для решения конкретной задачи информацию, которую надо уметь использовать, а запоминать не следует.

Таковы основные принципы общей дидактики, направляющие учебный процесс в вузе. Имеются взгляды и предложения о дополнительном введении в теорию обучения высшей школы некоторых иных принципов. К их числу относятся: принцип алгоритмизации, принцип дифференциации, принцип селективности и др. Нетрудно заметить, что все они являются только условиями и следствиями принципов общей дидактики.

Более того, из восьми перечисленных нами принципов для теории обучения высшей школы действительно определяющими и направляющими учебный процесс являются шесть: научность, системность, связь теории с практикой, сознательность, наглядность, доступность обучения.

В перечисленных принципах заключен большой исторический опыт, общественный и педагогический смысл, и они не противоречат дальнейшему развитию теории обучения высшей школы, являются стабильными и определёнными в своем существе. Это значит, что есть все основания использовать эти принципы в качестве исходных аксиоматических положений теории обучения высшей школы, применять их в качестве истин, не требующих доказательства.

Таким образом, профессиональная подготовка специалистов в высшем учебном заведении происходит в целостном педагогическом процессе. Этот процесс не представляет собой механическое объединение его процессуальных компонентов – обучения, воспитания, образования, развития студентов, а функционирует как целостное явление, связанное с решением педагогических задач.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...