Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура транспортно-экспедиторского обслуживания




Министерство образования и науки украины

Одесский национальный морской университет

Факультет транспортных технологий и систем

Кафедра «Организация таможенного контроля на транспорте»

Конспект лекций

По дисциплине

Транспортно-экспедиторская работа

подготовки специалистов

специальности 7.07010102 «Организация перевозок и управления на

Транспорте (по видам транспорта)»

факультет «Транспортные технологии и системы»

Одесса – 2013 год

Конспект лекций по дисциплине «Транспортно-экспедиторская работа» для студентов специальности 7.07010102 «Организация перевозок и управления на транспорте (по видам транспорта)»

Разработан: Питерской В.М., доцентом кафедры ОТКТ, к.т.н.

Конспект лекций утвержден на заседании кафедры «Организация таможенного контроля на транспорте»

Протокол от “21”   июня   2013 года19

 

Заведующий кафедры _______________________ (Онищенко С.П.)

“ ”                               2013 года.

Содержание

  Стр.
1. Основные положения транспортно-экспедиторской работы 4
1.1. Определение терминов экспедирования 4
1.2. Структура транспортно-экспедиторского обслуживания 5
1.3. Участники процесса транспортно-экспедиторского обслуживания 9
1.4. Классификация услуг при выполнении транспортно-экспедиторской работы 11
2. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ процедурыэкспедирования, агентирования, купли-продажи  14
2.1. Договор транспортного экспедирования 14
2.2. Договор транспортного агентирования 17
2.3. Договор купли-продажи 17
3. Ассоциация международных экспедиторов Украины 20
4. АССОЦИАЦИЯ «ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКИХ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ УКРАИНЫ «УКРВНЕШТРАНС» 22
5. Международная федерация экспедиторских ассоциаций 23
6. Экспедиторские документы Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) 26
7. ДОКУМЕНТЫ для осуществления внешнеторговой сделки 30
7.1. Документы по подготовке экспортной сделки 30
7.2. ДОКУМЕНТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ИМПОРТНОЙ СДЕЛКИ 34
7.3. ДОКУМЕНТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПОРТНОГО ТОВАРА 35
7.4. ДОКУМЕНТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ТОВАРА К ОТГРУЗКЕ 35
7.5. КОММЕРЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ 37
7.6. ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКуМЕНТЫ 38
7.7. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКИЕ ДОКУМЕНТЫ 47
7.8.ТАМОЖЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ 49
7.9.СТРАХОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ 56
7.10. ДОКУМЕНТЫ ПО ПЛАТЕЖНО-БАНКОВСКИМ ОПЕРАЦИЯМ 57
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 67

Основные положения транспортно-экспедиторской работы

Определение терминов экспедирования

 

Необходимость в транспортном экспедировании обусловлена тем, что процесс доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя, как правило, состоит из нескольких этапов перевозки, в том числе с использованием различных видов транспорта. При этом возникает потребность как в организации выполнения этих этапов, так и в выполнении сопутствующих перевозочному процессу вспо­могательных работ, которые могут выполняться непосредственно грузовладель­цами (грузоотправителями или грузополучателями) и специализированной ор­ганизацией (посредником).

Процесс транспортно-экспедиторского обслуживания грузопотоков в Украине регламентирован Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, законами Украины "О транспорте", "О внешнеэкономической деятельности", "О транзите грузов", «О транспортно-экспедиторской деятельности», другими законами, транспортными кодексами и уставами.

Определим основные понятия экспедирования:

- транспортно-экспедиторская деятельность — предпринимательская деятельность по предоставлению транспортно-экспедиторских услуг по организации и обеспечению перевозок экспортных, импортных, транзитных или других грузов;

 

- транспортно-экспедиторская услуга — работа, непосредственно связанная с организацией и обеспечением перевозок экспортного, импортного, транзитного или другого груза по договору транспортного экспедирования;

 

- экспедитор (транспортный экспедитор) — субъект хозяйствования, который по поручению клиента и за его счет выполняет или организовывает выполнение транспортно-экспедиторских услуг определенных договором транспортного экспедирования;

 

- клиент— потребитель услуг экспедитора (юридическое или физическое лицо), который по договору транспортного экспедирования самостоятельно или через представителя, действующего от его имени, поручает экспедитору выполнить или организовать либо обеспечить выполнение указанных договором транспортного экспедирования услуг и оплачивает их, включая плату экспедитору;

 

- перевозчик— юридическое или физическое лицо, которое взяло на себя обязательства и ответственность по договору перевозки груза за доставку к месту назначения доверенного ему груза, перевозку грузов и их выдачу (передачу) грузополучателю или другому лицу, указанному в документе, регулирующем отношения между экспедитором и перевозчиком;

 

- участники транспортно-экспедиторской деятельности — клиенты, перевозчики, экспедиторы, транспортные агенты, порты, железнодорожные станции, объединения и специализированные предприятия железнодорожного, авиационного, автомобильного, речного и морского транспорта, таможенные брокеры и другие лица, выполняющие работы (предоставляющие услуги) при перевозке грузов.

- грузоотправитель - потребитель транспортно-экспедиторских услуг, уполномоченный по договору транспортного экспедирования на сдачу груза экспедитору.

 

- грузополучатель - потребитель транспортно-экспедиторских услуг, уполномоченный по договору транспортного экспедирования на прием груза от экспедитора.

- доставка груза —процесс перемещения груза от грузоотправителя до гру­зополучателя с выполнением определенных условий, связанных со сроками, режимами, сохранностью и т.п.

- перевозка груза —это перемещение груза определенным транспортным средством (ТС) от пункта отправления до пункта назначения.

Транспортно-экспедиторское обслуживание тесно связано с перевозоч­ными процессами и теми технологиями, которые используются для доставки груза.

 

- смешанная перевозка — перевозка груза двумя или более видами транспор­та, работающими последовательно.

 

- оператор смешанной перевозки —лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешан­ной перевозки с грузовладельцем, выступает как сторона договора и принимает на себя ответственность за его исполнение.

 

- контрагенты – лица, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или услуг; противоположные стороны договора.

Транспортно-экспедиторская деятельность осуществляется субъектами хозяйствования разных форм собственности, которые для выполнения поручений клиентов или в соответствии с технологиями работы могут иметь: склады, разные виды транспортных средств, контейнеры, производственные помещения и т. п.

Экспедиторы для выполнения поручений клиентов могут заключать договоры с перевозчиками, портами, авиапредприятиями, судоходными компаниями и т. п., которые являются резидентами или нерезидентами Украины.

Транспортно-экспедиторскую деятельность могут осуществлять как специализированные предприятия, так и другие субъекты хозяйствования.

 

Структура транспортно-экспедиторского обслуживания

В общем случае транспортно-экспедиторская работа (ТЭР) заключается в том, что груз принимается от грузовладельца, подготавливается к транспорти­рованию и загружается в транспортное средство, перегружается с одного вида транспорта на другой, если это требуется, хранится в надлежащем месте, вы­гружается из транспортного средства и сдается получателю.

Для анализа структуры ТЭР рассмотрим ее во взаимосвязи трех состав­ляющих (рис.1.1):

- транспортного обслуживания;

- экспедиторского обслуживания;

- посреднического обслуживания.

Под транспортным обслуживанием подразумевается деятельность, направленная на осуществление доставки груза и выполнение погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) на всем протяжении перевозки от грузоотправителя до грузополучателя.

Погрузочно-разгрузочные операции являются обязательны­ми элементами процесса доставки грузов и выполняются непосредственно на территории клиентов, в распределительных центрах, на транспортных узлах, а также при перегрузке продукции с одного вида транспорта на другой.

 

Экспедиторское обслуживание — деятельность, обеспечивающая своевременную и качественную доставку груза потребителю и включающая в себя подготовительно-заключительное обслуживание, складские работы и экспедиторские услуги.

 

Подготовительно-заключительное обслуживаниеявляется элементом тех­нологического процесса доставки груза и включает в себя подачу подвижного состава (ПС) к месту погрузки, подготовку груза к перевозкам (приведение груза в транспортабельное состояние, нанесение маркировки, проверка каче­ства и количества груза, взвешивание, выделение контейнеров, поддонов и т.п.), прием и сдачу груза.

 

 

 



Рис.1.1. Структура транспортно-экспедиторской работы

 

Складские работывыполняют на контейнерных и грузовых площадках транспортных узлов, в складских помещениях, а также в распределительных центрах. Необходимость в складских операциях чаще всего обусловлена значительной неравномерностью поступления грузов на транспортные узлы, что вы­зывает необходимость в постепенном накоплении грузов и их группировке по маршрутам перевозок.

Кроме того, имеет место обратная ситуация, когда возникнет необходимость в расформировании крупных партий в мелкие отправки для последующей доставки потребителям.

Экспедиторские услугидают возможность полностью освободить грузовладельцев от несвойственных им функций, связанных с охраной и сопровождением груза в пути, проведением платежно-расчетных операций и оформлением то­варно-транспортной документации (заполнение документов на перевозку, их доставка клиентуре, расчеты со всеми участниками перевозочного процесса и т.п.).

Посредническое обслуживание включает в себя организационно-посредническое, консультационно-аналитическое и информационное обслужи­вание и направлено в первую очередь на качественную доставку груза его получателю.

Организационно-посреднические операциисвязаны с организацией доставки груза, отдельных услуг ТЭР и координацией работы подразделений транспорт­ных узлов, грузоотправителей, грузополучателей и транспортных организаций, взаимодействующих в процессе доставки грузов.

Кроме того, они включают в себя лизинг и аренду ТС, транспортного оборудования, погрузочно-разгрузочных механизмов (ПРМ), складов и т.д.

 

Консультационно-аналитическое обслуживаниевключает в себя услуги по выбору типа ПС на всех этапах доставки и расчету оптимального маршрута перевоз­ки с учетом использования различных технологий перевозки груза и разных видов транспорта.

Информационное обслуживаниележит в основе взаимодействия отдель­ных операторов и управления в целом процессом доставки, обеспечивая про­хождение информационных потоков. Оно удовлетворяет производственную необходимость всех участников перевозки точно знать местоположение груза и время его прибытия в пункт назначения.

 

Многообразие транспортно-экспедиторских операций предопределяет определенное количество коммерческих, деловых, информационных контактов организаций, юридических и физических лиц и правовых взаимоотношений между ними.

 

Одной из форм таких отношений в транспортной экспедиции является договор поручения, сторонами которого являются юридическое или физическое доверенное лицо (поверенный) и физическое или юридическое лицо - довери­тель (принципал).

По этому договору поверенный обязуется совершить от име­ни и за счет доверителя, участвующего в операции от своего имени и за свой счет, определенные юридические действия в его интересах.

В данном случае поверенный действует как представитель и помощник принципала в его отношениях с третьими лицами. Заключая коммерческие сделки, поверенный действует только в границах тех полномочий, которыми наделяет его принци­пал.

Принципал же, в силу различного рода деловых соображений, может оформить сделку с третьим лицом напрямую, поручив поверенному контроль за ее исполнением.

 

Основным видом коммерческих сделок на транспорте является договор перевозки, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а отправитель - уплатить за перевозку груза перевозчику установленную плату.

По договору перевозки как перевозчик, так и грузоотправитель могут быть принципалами, а грузополучатель выступает в качестве третьего лица. Иными словами, и перевозчик, и грузоотправитель могут прибегать к услугам посредников, передавая им определенные права действовать от их имени и за их счет.

 

Представителей, которые действуют от имени грузовладельца и за его счет по договору поручения, называют экспедиторами, а операции, которые они выпол­няют по договору транспортного экспедирования, считаются транспортно-экспедиторскими.

Представителей, действующих от имени и за счет перевозчиков по договору поручения, называют агентами или брокерами, а выполняемые ими операции по договору транспортного агентирования называют агентскими или брокерскими.

Для того, чтобы освободить грузовладельцев от несвойственных им транспортных операций, а перевозчикам гарантировать сбыт своих услуг грузовла­дельцам, экспедиторы и агенты выполняют разнообразные функции, возложен­ные на них по договору транспортной экспедиции и транспортного агентирова­ния соответственно.

Таким образом, основной функцией экспедитора является выполнение операций, связанных с грузом, а основной функцией агента является выполнение операций, связанных с транспортным средством (рис.1.2).

Однако на практике функции экспедитора и агента чаще всего выполняет транспортно-экспедиторская организация, которая объединяет деятельность экспедиторов и агентов.

 

 

 

 


Рис.1.2. Функции экспедитора и агента

 

Основным содержанием договора экспедирования являются те полномочия, которые экспедитор получает от клиента на заключение договора перевозки груза, или на получение груза, прибывшего в пункт назначения, для передачи его клиенту или для переотправки в другой пункт, названный клиентом.

Если договор экспедиции заключается в форме договора-поручения, то экспедитор действует по доверенности клиента.

Если договор экспедиции заключается в форме договора комиссии, то экспедитор действует за счет клиента, но от своего имени. При этом он является отправителем, хотя в перевозочном документе указано, что он действует «по поручению клиента» (а не по доверенности или полномочию), или получателем, хотя бы в перевозочном документе и было указано, что он должен принять от перевозчика груз для передачи своему клиенту.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...