Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Материалы и термическая обработка деталей цепейСтр 1 из 6Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ 7 Цепные передачи
Цепные передачи - это передачи зацеплением и гибкой связью, состоящие из ведущей и ведомой звездочек и охватывающей их бесконечной цепи (рис.1). Предназначены для передачи вращательного движения между параллельными валами.
Рис.1. Цепная передача Достоинства Возможность передачи движения на достаточно большие расстояния (до 8 м). Возможность передачи движения нескольким валам одной цепью. Отсутствие проскальзывания, а следовательно, и стабильность передаточного отношения при уменьшенной нагрузке на валы и их опоры. 4. Относительно высокий КПД (0,96…0,98 при достаточной смазке). 5..Малые силы, действующие на валы, так как нет необходимости в большом начальном натяжении; 6. Возможность легкой замены цепи. Недостатки Повышенная шумность и виброактивность при работе вследствие пульсации скорости цепи и возникающих при этом динамических нагрузок. Интенсивный износ шарниров цепи из-за ударного взаимодействия с впадиной звездочки, трения скольжения в самом шарнире и трудности смазки. Вытягивание цепи (увеличение шага) вследствие износа шарниров и удлинения пластин. Сравнительно высокая стоимость. Классификация цепных передач По количеству ведомых звездочек нормальные, рис.1 (одна ведомая звездочка) ; специальные, рис.2 (несколько ведомых звездочек). По конструктивному исполнению открытые (с легкими защитными кожухами); закрытые (в закрытых кожухах). По количеству цепей однорядные; многорядные
По способу регулирования провисания цепи с натяжным устройством (рис.2); с натяжной звездочкой (роликом).
По типу цепей втулочные; роликовые; зубчатые Рис.2. Схема привода распределительного вала: 1 - ограничительный палец; 2 - цепь; 3 - башмак натяжителя; 4 - натяжитель цепи; 5 - звездочка распределительного вала; 6 - успокоитель цепи; 7 - звездочка валика привода вспомогательных агрегатов; 8 - звездочка коленчатого вала . Классификация цепей Цепи по назначению разделяют на три группы: 1. грузовые (круглозвенные, пластинчатые)– используют для закрепления грузов; 2. тяговые (втулочные) – применяют для перемещения грузов в машинах непрерывного транспорта (конвейерах, подъемниках, эскалаторах и др.); 3. приводные – используют для передачи движения. Приводные цепи Роликовая однорядная цепь (рис.3) состоит из наружных и внутренних пластин, которые скрепляются валиком, запрессованным во внешнюю пластину. Наружные и внутренние звенья в цепи чередуются. Сцепление со звездочкой осуществляется роликом, свободно сидящим на втулке, запрессованной во внутренние пластины.
Рис.3. Однорядная роликовая цепь При больших нагрузках и скоростях во избежание применения цепей с большими шагами, неблагоприятных в отношении динамических нагрузок, применяют многорядные цепи. Многорядные цепи (двухрядные - рис.4) содержат несколько ветвей однорядных цепей, соединенных удлиненными валиками. Передаваемые мощности и разрушающие нагрузки многорядных цепей почти пропорциональны числу рядов. Роликовые цепи имеют самое широкое распространение, их применяю при скоростях V£ 15 м/с. Рис.4. Двухрядная роликовая цепь
Втулочные цепи (рис.5) по конструкции аналогичны предыдущим. Эти цепи отличаются от роликовых отсутствием ролика, что удешевляет цепь и уменьшает габариты и массу при увеличенной площади проекции шарнира. В зацепление с зубьями звездочки входит непосредственно втулка; изнашивание звездочки значительно большее, чем при использовании роликовой цепи. Рис.5. Однорядная втулочная цепь
Зубчатые цепи(рис.6) состоят из набора зубчатых пластин шарнирно соединенных между собой с помощью призм. Каждая пластина имеет по два зуба со впадиной между ними для размещения зуба звездочки. Эти цепи принципиально наилучшие из приводных цепей. Динамические нагрузки и шум у них меньше, чем у роликовых цепей, а КПД и долговечность - больше. По несущей способности они приближаются к зубчатым передачам. Скорости V£ 35 м/с. Рис.6. Зубчатая цепь Ограничивает их применение высокая стоимость. Примеры обозначений цепей: Цепь ПР-19,05-31,8 ГОСТ 13568-75 - цепь приводная роликовая однорядная нормальной серии (ПР) шаг t=19,05 мм с разрушающей нагрузкой Fp=31,8 кН. Цепь 3ПР-44,45-51,72 ГОСТ 13568-75 - цепь приводная роликовая трехрядная нормальной серии (3ПР) шаг t=44,45 мм с разрушающей нагрузкой Fp=51,72 кН. Цепь ПВ-31,75-86,2 ГОСТ 13568-75 цепь приводная втулочная однорядная нормальной серии (ПВ) шаг t=31,75 мм с разрушающей нагрузкой Fp=86,2 кН: Цепь ПЗ-1-15, 875-69-54 ГОСТ 13552-81 – приводная зубчатая цепь типа 1 (с односторонним зацеплением) с шагом t = 15,875 мм, разрушающей нагрузкой Q = 69 кН, шириной b = 54 мм: Материалы и термическая обработка деталей цепей Пластины цепей должны обладать высоким сопротивлением усталости, поэтому их изготовляют из среднеуглеродистых качественных или легированных сталей 40, 45, 50, 40Х, 40ХН, 30ХН3А, термообработка – объемная закалка с низким отпуском, твердость обычно 40…50HRC. Основное требование к деталям шарниров – валикам и втулкам – износостойкость рабочих поверхностей. Валики и втулки преимущественно выполняют из цементируемых сталей 15, 20, 15Х, 12ХН3, 18ХГТ и др., после цементации или газового цианирования детали закаливают до твердости поверхности 56…65HRC. Термодиффузионное хромирование деталей шарниров повышает ресурс цепи по износу в 3…12 раз по сравнению с цементацией. Твердость поверхности роликов должна быть не ниже 43,5HRC. Конструкции звездочек По конструкции звездочки напоминают зубчатые колеса. Профиль их зубьев зависит от типа цепи. Звездочки роликовой и втулочной цепей (рис.7) имеют рабочий профиль зуба, очерченный дугой окружности; звездочки зубчатых цепей - прямолинейный рабочий профиль. В связи с тем, что зубья звездочек в роликовых передачах имеют относительно небольшую ширину, звездочек в роликовых передачах имеют относительно небольшую ширину, звездочки нередко изготовляют из диска и ступицы, соединяемых болтами, заклепками или сваркой (рис.8).
Важным фактором для увеличения долговечности цепной передачи является правильный выбор числа зубьев меньшей звездочки. При малом числе зубьев плавность передачи снижается, наблюдается повышенное изнашивание цепи из-за большого угла поворота шарнира и значительных динамических усилий. При износе шарниров и увеличении в связи с этим шага цепь стремится подняться по профилю зубьев, причем тем выше, чем больше число зубьев звездочки. При большом числе зубьев даже у мало изношенной цепи в результате радиального сползания по профилю зуб цепь соскакивает с ведомой звездочки. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 200. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |