Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материалы и термическая обработка деталей цепей




ЛЕКЦИЯ 7

Цепные передачи

 

Цепные передачи - это передачи зацеплением и гибкой связью, состоящие из ведущей и ведомой звездочек и охватывающей их бесконечной цепи (рис.1). Предназначены для передачи вращательного движения между параллельными валами.

 

 

Рис.1. Цепная передача

Достоинства

Возможность передачи движения на достаточно большие расстояния (до 8 м).

Возможность передачи движения нескольким валам одной цепью.

Отсутствие проскальзывания, а следовательно, и стабильность передаточного отношения при уменьшенной нагрузке на валы и их опоры.

4. Относительно высокий КПД (0,96…0,98 при достаточной смазке).

5..Малые силы, действующие на валы, так как нет необходимости в большом начальном натяжении;

6. Возможность легкой замены цепи.

Недостатки

Повышенная шумность и виброактивность при работе вследствие пульсации скорости цепи и возникающих при этом динамических нагрузок.

Интенсивный износ шарниров цепи из-за ударного взаимодействия с впадиной звездочки, трения скольжения в самом шарнире и трудности смазки.

Вытягивание цепи (увеличение шага) вследствие износа шарниров и удлинения пластин.

Сравнительно высокая стоимость.

Классификация цепных передач

По количеству ведомых звездочек

нормальные, рис.1 (одна ведомая звездочка) ;

специальные, рис.2 (несколько ведомых звездочек).

По конструктивному исполнению

открытые (с легкими защитными кожухами);

закрытые (в закрытых кожухах).

По количеству цепей

однорядные;

многорядные

 

По способу регулирования провисания цепи

с натяжным устройством (рис.2);

с натяжной звездочкой (роликом).

 

По типу цепей

втулочные;

роликовые;

зубчатые

Рис.2. Схема привода распределительного вала:

1 - ограничительный палец; 2 - цепь; 3 - башмак натяжителя; 4 - натяжитель цепи; 5 - звездочка распределительного вала; 6 - успокоитель цепи;

7 - звездочка валика привода вспомогательных агрегатов; 8 - звездочка коленчатого вала

.

Классификация цепей

Цепи по назначению разделяют на три группы:

1. грузовые (круглозвенные, пластинчатые)– используют для закрепления грузов;

2. тяговые (втулочные) – применяют для перемещения грузов в машинах непрерывного транспорта (конвейерах, подъемниках, эскалаторах и др.);

3. приводные – используют для передачи движения.

Приводные цепи

Роликовая однорядная цепь (рис.3)             состоит из наружных и внутренних пластин, которые скрепляются валиком, запрессованным во внешнюю пластину. Наружные и внутренние звенья в цепи чередуются. Сцепление со звездочкой осуществляется роликом, свободно сидящим на втулке, запрессованной во внутренние пластины.

 

Рис.3. Однорядная роликовая цепь

При больших нагрузках и скоростях во избежание применения цепей с большими шагами, неблагоприятных в отношении динамических нагрузок, применяют многорядные цепи. Многорядные цепи (двухрядные - рис.4) содержат несколько ветвей однорядных цепей, соединенных удлиненными валиками. Передаваемые мощности и разрушающие нагрузки многорядных цепей почти пропорциональны числу рядов.

Роликовые цепи имеют самое широкое распространение, их применяю при скоростях V£ 15 м/с.

Рис.4. Двухрядная роликовая цепь

Втулочные цепи (рис.5) по конструкции аналогичны предыдущим. Эти цепи отличаются от роликовых отсутствием ролика, что удешевляет цепь и уменьшает габариты и массу при увеличенной площади проекции шарнира. В зацепление с зубьями звездочки входит непосредственно втулка; изнашивание звездочки значительно большее, чем при использовании роликовой цепи.

Рис.5. Однорядная втулочная цепь

Зубчатые цепи(рис.6) состоят из набора зубчатых пластин шарнирно соединенных между собой с помощью призм. Каждая пластина имеет по два зуба со впадиной между ними для размещения зуба звездочки.

Эти цепи принципиально наилучшие из приводных цепей. Динамические нагрузки и шум у них меньше, чем у роликовых цепей, а КПД и долговечность - больше. По несущей способности они приближаются к зубчатым передачам. Скорости V£ 35 м/с.

Рис.6. Зубчатая цепь                                                   Ограничивает их применение высокая стоимость.

Примеры обозначений цепей:

Цепь ПР-19,05-31,8 ГОСТ 13568-75 - цепь приводная роликовая однорядная нормальной серии (ПР) шаг t=19,05 мм с разрушающей нагрузкой Fp=31,8 кН.

Цепь 3ПР-44,45-51,72 ГОСТ 13568-75 - цепь приводная роликовая трехрядная нормальной серии (3ПР) шаг t=44,45 мм с разрушающей нагрузкой Fp=51,72 кН.

Цепь ПВ-31,75-86,2 ГОСТ 13568-75 цепь приводная втулочная однорядная нормальной серии (ПВ) шаг t=31,75 мм с разрушающей нагрузкой Fp=86,2 кН:

Цепь ПЗ-1-15, 875-69-54 ГОСТ 13552-81 – приводная зубчатая цепь типа 1 (с односторонним

зацеплением) с шагом t = 15,875 мм, разрушающей нагрузкой Q = 69 кН, шириной b = 54 мм:

Материалы и термическая обработка деталей цепей

Пластины цепей должны обладать высоким сопротивлением усталости, поэтому их изготовляют из среднеуглеродистых качественных или легированных сталей 40, 45, 50, 40Х, 40ХН, 30ХН3А, термообработка – объемная закалка с низким отпуском, твердость обычно 40…50HRC. Основное требование к деталям шарниров – валикам и втулкам – износостойкость рабочих поверхностей. Валики и втулки преимущественно выполняют из цементируемых сталей 15, 20, 15Х, 12ХН3, 18ХГТ и др., после цементации или газового цианирования детали закаливают до твердости поверхности 56…65HRC. Термодиффузионное хромирование деталей шарниров повышает ресурс цепи по износу в 3…12 раз по сравнению с цементацией. Твердость поверхности роликов должна быть не ниже 43,5HRC.

Конструкции звездочек

По конструкции звездочки напоминают зубчатые колеса. Профиль их зубьев зависит от типа цепи. Звездочки роликовой и втулочной цепей (рис.7) имеют рабочий профиль зуба, очерченный дугой окружности; звездочки зубчатых цепей - прямолинейный рабочий профиль. В связи с тем, что зубья звездочек в роликовых передачах имеют относительно небольшую ширину, звездочек в роликовых передачах имеют относительно небольшую ширину, звездочки нередко изготовляют из диска и ступицы, соединяемых болтами, заклепками или сваркой (рис.8).

Рис. 7. Конструкции звездочек: Рис.8. Звездочки для роликовой цепи: а) однорядная кованая звездочка, б) двухрядная кованая звездочка, в) сварная составная звездочка, г) составная звездочка с болтовым соединением

Важным фактором для увеличения долговечности цепной передачи является правильный выбор числа зубьев меньшей звездочки. При малом числе зубьев плавность передачи снижается, наблюдается повышенное изнашивание цепи из-за большого угла поворота шарнира и значительных динамических усилий. При износе шарниров и увеличении в связи с этим шага цепь стремится подняться по профилю зубьев, причем тем выше, чем больше число зубьев звездочки. При большом числе зубьев даже у мало изношенной цепи в результате радиального сползания по профилю зуб цепь соскакивает с ведомой звездочки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...