Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и сущность неотложных следственных действий




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.В. ЛУКЬЯНОВА

 

 

Кафедра уголовного процесса

 

 

Научная работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО (УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС)»

Тема: «Сущность, назначение и порядок производства неотложных следственных действий по уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации»

 

 

Орел - 2018

 

ПЛАН:

 

Глава 1.

 

 

 

Введение

В условиях стремительного изменения политической, социальной и общественной обстановки в современном Российском государстве огромную роль играет соблюдение законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия. Немаловажное место в данном процессе занимает институт неотложных следственных действий.

Значимостьинститута неотложных следственных действийсвязана с тем, что он является неразрывно связанным с управленческой деятельностью, а также с организацией на его основе четкого распределения функциональных обязанностей при рассмотрении и разрешении заявлений, сообщений о преступлениях и производстве на первоначальном этапе предварительного расследования[1].

В этой связи особенности производства неотложных следственных действий на стадии предварительного расследования вызывают особый научный интерес среди ученых-правоведов. К сожалению, стоит признать, что сама по себе деятельность органов дознания по производству неотложных следственных действий осложняется несовершенством законодательной базы, которая позволяла бы неоднозначно толковать соответствующие правовые нормы, а также являлась бы дефицитом научных исследований и методических рекомендаций, в обязательном порядке рассматривающих данную сферу деятельности органов дознания.

Степень разработанности проблемы.В современной научной и исследовательской литературе данной проблеме уделяется достаточно внимания. Она отражена в работах таких авторов как: Куклин В.И., Левченко О.В., Камардина А.А., Рыжаков А.П., Ларин Е.Г., Кальницкий В.В., Кузнецов А.А., Муленков Д.В., Пропастин С.В., Соколов А.Б.,Быковская Е.В., Загорский Г.И., Качалов В.И., Александрова Г. Н., Алиева Э. Г.,. БастрыкинаА. И, Белозерова Ю. Н., Болотина С. В., Гуткина И. М., Демидова И. Ф., Донцова А. М., Жогина Н. В..

Объектомнаучногоисследования являются уголовно-процессуальные отношения, складывающиеся в процессе реализации органами дознания права на производство неотложных следственных действий.

Предметомисследования в данной работе выступаютнормы уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которые закрепляют порядок осуществления неотложных следственных действий, а также ведомственные нормативные правовые акты, правоприменительная и судебная практика.

Основной целью исследования являетсяполное и комплексное рассмотрение института неотложных следственных действий, а также порядка его функционирования.

Задачи исследования:

-проанализировать закрепленные в научной уголовно-процессуальной литературе трактовки понятия «неотложные следственные действия»;

- определить место и роль института неотложных следственных действийв общей системе следственных действий, закрепленных в Уголовно-процессуальном Кодексе;

- рассмотреть проблемы функционирования института неотложных следственных действий в Российской Федерации.

Методология исследования.Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Теоретическую основу исследования составляют положения, содержащиеся в таких науках, как общая теория права, уголовно-процессуальное право, криминалистика.

Структура научной работы.Научная работа состоит из введения, трех вопросов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и литературы. Объем научного исследования составляет – 26 листов, количество использованных источников -18.

 

 

Глава 1. Правовые и организационные основы производства неотложных следственных действий в Российской Федерации.

Понятие и сущность неотложных следственных действий

 

Необходимость выделения следственных действий, которые в настоящее время именуются неотложными следственными действиями, в особую группу, была осознана российскими учеными-правоведами уже при разработке Устава уголовного судопроизводства 1864 года. Так, в ряде статей было указано, что о любом происшествии, заключающем в себе признаки преступления или проступка, полиция незамедлительно по получении сведений о том сообщает следователю и прокурору, в то же время, когда ранее упомянутых лиц нет на месте, полиция производит надлежащее дознание посредством розысков, словесных расспросов и негласного наблюдения.

В свою очередь в Советском уголовно-процессуальном законодательстве достаточно длительное время (в период с 1917 года до принятия УПК РСФСР 1960 г.) неотложные следственные действия не были выделены в отдельную группу. Достаточно расплывчато определялись полномочия органов дознания на производство следственных действий на первоначальном этапе расследования, хотя по общему правилу некоторые ограничения все-таки существовали.

Позже уже в УПК РСФСР 1960 г.[2] была введена ст. 119, в ч.1 которой указывалось, что при совершении преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Впервые законодатель закрепляет понятие «неотложные следственные действия» в п.19 ст. 5 УПК РФ 2001 года[3], под которым следует понимать действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Нельзя не согласиться с мнением О.В.Левченко, А.А.Камардинао том, что закрепление в УПК РФ понятия неотложных следственных действий, несомненно, следует оценивать сугубо положительно. Так, законодателем было четко определено одно из важнейших условий следственных действий – наличие потребности в незамедлительном закреплении, изъятии и исследовании доказательств. Думается, наиболее правильно было бы говорить об изъятии, закреплении и исследовании доказательственной информации. Именно потому, что доказательства «в готовом виде» не существуют, необоснованно говорить об их изъятии. В данном случае необходимо учитывать и тот факт, что если при получении информации не соблюдены установленные требования, она является недопустимой, и, следовательно, в подобных случаях не является доказательством вообще[4].

Для наиболее эффективного определения значения неотложных следственных действий на стадии предварительного расследования следует отметить их непосредственные задачи. Они являются производными от тех задач, которые возникают на стадии предварительного расследования, но в данном случае их круг значительно уже.

Так, О.П. Александровасчитает необходимым выделить следующие задачи неотложных следственных действий:

– немедленное обнаружение, закрепление, изъятие и исследование доказа­тельств (следов преступления);

 – установление лица, совершившего преступление, а также пресечение возможности его уклонения от предварительного расследования;

 – создание условий для последующего производства предварительного следствия[5];

Наряду с основными задачами, решаются и другие, присущие всему расследованию, среди которых:

- определение подследственности и направление хода дальнейшего расследования;

- собирание доказательств;

- выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению преступления и др.

Однако выполнение вышеперечисленных задач не является центральной целью производства неотложных следственных действий. Данные задачи в качестве специальных задач должны реализовываться на стадии предварительного расследования. 

Субъектом проведения неотложных следственных действий является уполномоченное на проведение неотложных следственных действий лицо или орган[6]. В свою очередь, ст. 157 УПК РФ определяет круг субъектов, уполномоченных производить неотложные следственные действия:

1) органы дознания;

2) органы федеральной службы безопасности;

3) таможенные органы;

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 УПК РФ.

Тем не менее, в опрос о законодательном закреплении субъекта неотложных следственных действий является поныне дискуссионным. Так, в соответствии со ст. 157 и п. 19 ст. 5 УПКРФ орган дознания уполномочен проводить неотложные следственные действия. Однако, обращаясь к п. 17 ст. 5 УПК РФ, можно указать на участие в соответствующей деятельности начальника органа дознания, который уполномочен давать поручения о производстве неотложных следственных действий. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ начальник подразделения дознания имеет право поручать дознавателю выполнение неотложных следственных действий[7].

В ч. 1 ст. 41 УПК РФ указано, что полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (по производству дознания), возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. Однако неотложные следственные действия могут производиться и следователем, что предусмотрено в ч. 5 ст. 152 УПК РФ, указывающей, что следователь, установив, что дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия[8].

Стоит подчеркнуть, что в настоящее время система неотложных следственных действий остается до сих пор законодательно не закрепленной. Однако мы можем выделить основания, по которым можно относить то или иное действие к таковым. В первую очередь необходимообратиться кнормам уголовно-процессуального законодательства, в которыхзакреплено указание, в соответствии с которым допустимо считать то или иное действие неотложным следственным действием. Также в процессе использования теоретических разработок в части определения признаков неотложных следственных действий, возможно в соответствии с ними назвать то или иное действие неотложным.

В первом случае речь идет о законодательно закрепленном положении норм, ибо в УПК РФ содержится прямое указание на то, какое действие нуждается в незамедлительном производстве, а, следовательно, может называться неотложным следственным действием. Так, согласно ч. 5 ст. 165 УПК РФпроизводство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска возможно в случаях, не терпящих отлагательства без судебного решения.

Во втором случае можно говорить о том, что система неотложных следственных действий в настоящее время уже сформирована на базе теоретических разработок ученых-процессуалистов.

Так, по мнению Ю. Савельевавыделяются следующие требования, предъявляемые УПК РФ к неотложным следственным действиям:

¾ проведение их органами дознания по делам, по которым следствие обязательно;

¾ направленность данных следственных действий на обеспечение сохранности следов преступления, когда имеются основания полагать, что следы преступления и другие вещественные доказательства могут быть уничтожены[9].

В свою очередь, В. Глебов относит к неотложным следственным действиям: осмотр, освидетельствование, обыск, выемку, допрос подозреваемых, свидетелей и потерпевших[10].

По мнению Б. Безлепкина, перечень неотложных следственных действий можно определить на основании сложившейся практики применения УПК РСФСР и отнести к ним: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого, допросы потерпевшего и свидетеля[11].

В данном случае мы солидарны с позицией Сопневой Е.В. по данному вопросу и аналогично ей считаем, что неотложные следственные действия носят первичный характер. Словарь русского языка разъясняет, что неотложный — «такой, который не может быть отложен, т.е. срочный[12].

Следовательно, все проведенные в последствие действия можно считать вторичными, именно потому, что они проводятся после получения первичной информации, которая нуждается в подтверждении. Например, очная ставка проводится для устранения ранее данных показаний, при наличии в них существенных противоречий.

При вышеописанном подходе, мы считаем, что к неотложным следственным действиям можно отнести:

- осмотр;

- допрос подозреваемого, свидетеля, потерпевшего, специалиста; освидетельствование;

- обыск и выемку;

- назначение и производство судебной экспертизы. Подчеркнем, что могут иметь место случаи, когда назначение и производство судебной экспертизы будет проведено уже после получения образцов для сравнительного исследования. В таком случае, получение образцов для сравнительного исследования может занять статус неотложного следственного действия.

В УПК РФ четко прописан срок проведения неотложных следственных действий органами дознания — 10 суток. Началом исчисления указанного срока служит дата постановления о возбуждении уголовного дела, составленного дознавателем, органом дознания (ч. 1 ст. 156 УПК РФ). Окончание же срока приходится на 24 часа последних суток (ч. 2 ст. 128 УПК РФ). Органами дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ и ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[13] являются оперативные подразделения соответствующих правоохранительных органов исполнительной власти, которые вправе производить все следственные действия, определенные в уголовно-процессуальном законодательстве РФ[14].

Соглашаясь с Е.В. Быковской, мысчитаем необходимым выделить следующие признаки присущие неотложным следственным действиям[15]:

1) производство неотложных следственных действий возможно только в случае, если по данному уголовному делу имеются признаки, свидетельствующие о том, что по уголовному делу необходимо производство предварительного следствия;

2) производству неотложных следственных действий по уголовному делу должно соответствовать наличие возбужденного уголовного дела;

3) перечень неотложных следственных действий по каждому уголовному делу является индивидуальным, основанным на особенностях совершенного преступления;

4) производство неотложных следственных действий в некоторых случаях сопряжено с острым дефицитом времени, когда передача материалов возбужденного уголовного дела по подследственности повлечет утрату следов преступления и доказательств, а также в связи с необходимостью незамедлительного закрепления, изъятия и исследования следов преступления или иных доказательств;

5) срок производства неотложных следственных действий составляет не более 10 суток с момента возбуждения уголовного дела до его направления прокурору для дальнейшего производства предварительного следствия;

6) производство неотложных следственных действий должно производиться органами дознания;

7) после производства неотложных следственных действий и направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания имеет право производить следственные и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

В завершении вышеизложенного вопроса, нам хотелось бы отметить, что в настоящее время в законодательстве отсутствует исчерпывающий перечень неотложных следственных действий. В то же время среди ученых-правоведов не существует единой точки зрения относительно данного вопроса. Думается, что вышеуказанный пробел целесообразно устранить посредством закрепления системы неотложных следственных действий в действующем УПК РФ, именно потому, что разночтения закона, индивидуальное усмотрение правоприменителя в столь принципиальном вопросе, как система неотложных следственных действий, вряд ли уместны.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...