Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, буклеты, сувениры и др.)




Как и в работе любого предприятия, в работе ООО «Одиссея-XXI» присутствуют риски. Одни из них могут быть прогнозируемыми, другие частично непрогнозируемыми, но все они в той или иной мере оказывают влияние на работу предприятия. Для данного предприятия характерна подверженность следующим видам риска:

- риск конкуренции;

- риск снижение объема реализации в результате падения спроса или по­требности на бренд (риск невостребованности);

- риск потери качества услуг, а именно на стадии развития качества турпродукта, что приводит к снижению цены на него. К причинам такого рис­ка можно отнести некачественную работу поставщиков или туроператоров;

- риск повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в ре­зультате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин отчислений, что при­водит к снижению прибыли фирмы;

- имущественные риски;

- риски возникновения непредвиденных расходов;

- риски форс-мажорных обстоятельств;

- отраслевые риски;

- инфляционный риск;

- правовые риски и др.

Из всего вышеперечисленного видна актуальность и необходимость нали­чия разработки специальной программы по оптимизации, цель которого - обеспечение успешного функционирования предприятия в условиях риска.

Программа включает следующие задачи:

- оценить возможные убытки, связанные с рисками;

- по существующим рискам разработать мероприятия управления ими, основной целью которых является снижение возможных потерь.

Для оптимизации рисков в ООО «Одиссея-XXI», так же следует уделить особое внимание страхованию. На сегодняшний день, это наиболее эффективное мероприятие по снижению рисков в туризме.

 


Заключение

 

Сегодня туристский бизнес является динамичной и доходной отраслью с высоким потенциалом роста. На долю мирового туризма приходится 5% ВВП и 9,5% мировых капиталовложений. С точки зрения преодоления кризиса, ВТО напоминает, что туристская отрасль способна поддержать соответствующие положительные меры на ближайший период, как, например, те, которые направлены на сохранение рабочих мест, а также стимулировать меры на более длительный период действия, как, например, переход к «зеленой» экономике. И в этом смысле необходимо принять меры для дальнейшего продвижения коммерции, упрощения регулировочных норм, создания соответствующих инфраструктур и рационализации налоговых правил, чтобы все действия, в свою очередь, придавали желание предприятиям вкладывать капитал, вводить инновационные технологии и повышать спрос. Именно такое сотрудничество между государственным и частным сектором должно поощряться внутри каждого государства и между всеми государствами, и оно будет способствовать укреплению и восстановлению мировой экономики.

Россия располагает колоссальным природным и культурно-историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма. Однако индустрия туризма в нашей стране, несмотря на провозглашаемые приоритеты государственной политики по ее поддержке, продолжает оставаться рисковой и недостаточно развитой отраслью при всевозрастающем спросе на ее услуги. Конкуренция со стороны международного туризма вынуждает российский туристско-рекреационный комплекс искать пути адаптации к новым условиям.

Всю совокупность туристских рисков можно разделить на две группы: возможные для туристов при планировании и осуществлении тура (собственно туристские риски) и экономические или хозяйственные риски, обусловленные деятельностью туристских предприятий при формировании, реализации туров и оказании рекреационных услуг.

Первая группа рисков включает факторы, связанные либо с материально-финансовыми потерями (утрата и порча имущества во время поездок, финансовые убытки, кражи, штрафы), либо с угрозами жизни и здоровью туриста. Во вторую группу входит большое число видов рисков, присущих деятельности предприятий туристско-рекреационного комплекса, которые возникают вследствие сложности и разнообразия финансово-хозяйственных связей туристской индустрии с другими отраслями.

Проведенное исследование туристских рисков показывает, что они имеют специфические черты, которые связаны с сущностью туристской индустрии как межотраслевого комплекса. Туристские риски распространяются на инфраструктурные объекты, предприятия туристской индустрии и самих туристов и, обладая мультипликативным эффектом, могут весьма существенно корректировать уровень туристской активности. С широких позиций туристский риск определяется нами не только как опасность и вероятность потерь, но и как возможность получения экономических выгод, как стимулирующий фактор развития туризма.

В контексте влияния экономических рисков функционирование туристской индустрии России имеет ряд неблагоприятных тенденций, среди которых выделяются диспропорциональность регионального развития, инфраструктурные проблемы, угрозы вытеснения выездным туризмом внутренних и въездных туристских потоков. При этом необходимо учитывать, что не любая негативная тенденция является фактором риска. В частности, рост цен на услуги туризма наблюдается в течение длительного периода и в целом соответствует характеру инфляционных процессов российской экономики. Поэтому экономическая проблема, на наш взгляд, только тогда становится фактором риска, когда имеет место внезапное, но статистически или экспертно наблюдаемое событие, меняющее ранее существовавший тренд и способное стать угрозой для развития туризма.

Базой проведенного исследования стало предприятие ООО «Одиссея-XXI» – турагент, достигшее определенных успехов на рынке предоставления туристских услуг. Турагентство работает на самарском рынке уже более семи лет, основным видом деятельности является предоставление всех видов туристских услуг, а также реализация железнодорожных и авиабилетов как для корпоративных клиентов так и для частных лиц.

В ходе работы были проанализированы риски предприятия и система управления ими.

На основании проведенного анализа, в ходе работы, были разработаны мероприятия по оптимизации рисков.

Помимо мероприятий приведенных в программе по оптимизации, организации так же следует постоянно повышать качество услуг, которое может осуществляться по следующим направлениям:

- привлечение специалистов в области маркетинга;

- обучение и повышение квалификации работников;

- мотивация труда сотрудников;

- улучшение организации работы персонала.

Таким образом, цель дипломной работы достигнута, поставленные задачи решены. Результат в работы разрешает проблему, сформулированную в начале: разработанные мероприятия способны решить проблему оптимизации рисков в туристской отрасли.

На защиту выносятся:

1. Обоснование сущности и видов рисков в туристской отрасли, которые включают в себя:

а) характеристику риска как возможности возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной или какой-либо другой деятельности.

б) классификацию туристских рисков. Туристский бизнес, как и любой вид предпринимательства, содержит в себе огромное количество явных и скрытых угроз, одинаково опасных как для туристов, так и для производителей и реализаторов туруслуг - туркомпаний, гостиниц, ресторанов, казино, авиакомпаний и других предприятий индустрии отдыха и развлечения. В связи с этим, риски в туризме имеют обширную классификацию по разным признакам:

- по характеру наступивших последствий;

- по продолжительности действия наступивших последствий;

- по степени риска;

- по виду деятельности;

- по экономическому содержанию.

2. Методы управления рисками. В управлении риска на туристском предприятии выделяются следующие методы риск-менеджмента в отношении деятельности туроператора как ключевой фигуры на рынке туристских услуг:

- метод избежания риска

- метод передачи (страхования) риска;

- метод создание системы ограничений;

- методы диссипации.

В свою очередь каждый из перечисленных методов позволяет оптимизировать имеющиеся риски на туристском предприятии и спрогнозировать возможные.

3. Результат анализа существующих рисков туристской компании ООО «Одиссея XXI». Как и в работе любого предприятия, в работе ООО «Одиссея-XXI» присутствуют риски. Одни из них могут быть прогнозируемыми, другие частично непрогнозируемыми, но все они в той или иной мере оказывают влияние на работу предприятия. Для данного предприятия характерна подверженность следующим видам риска:

- риск снижение объема реализации в результате падения спроса или по­требности на бренд (риск невостребованности);

- риск потери качества услуг, а именно на стадии развития качества турпродукта, что приводит к снижению цены на него. К причинам такого рис­ка можно отнести некачественную работу поставщиков или туроператоров;

- риск повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в ре­зультате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин отчислений, что при­водит к снижению прибыли фирмы;

- имущественные риски;

- риски возникновения непредвиденных расходов;

- риски форс-мажорных обстоятельств;

- отраслевые риски;

- инфляционный риск;

- риски, связанные с туристами;

- экономические риски;

-политические риски;

- правовые риски и др.

4. Обоснование программы по оптимизации рисков в туристской компании ООО «Одиссея XXI», цель которого - обеспечение успешного функционирования предприятия в условиях риска.

Программа включает следующие задачи:

- оценить возможные убытки, связанные с рисками;

- по существующим рискам разработать мероприятия управления ими, основной целью, которой является снижение возможных потерь.

Программа по предотвращению рисков включает в себя структурирование рисков и мероприятий по их оптимизации следующим образом:

Риск потери качества услуг. Степень риска: высокая. Средства предотвращения риска: тщательный выбор и контроль над деятельностью поставщиков; отказ от работы с ненадежными партнерами; внесение в договор ответственности за качество предоставления услуг; постоянное увеличение качества предоставляемых услуг.

Имущественные риски. Степень риска: средняя. Средства предотвращения риска: страхование имущества; организация охраны имущества; постоянная проверка систем воздействия на имущество во избежание аварии (отопительные, электрические, канализационные системы и др.); постоянный учет имущества; инвентаризация.

Риски возникновения непредвиденных расходов.Степень риска: низкая.Средства предотвращения риска: самострахование или резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов;внесение в договора с контрагентами пункта о заблаговременном оповещении об увеличении цен на услуги;создание специальных фондов.

Риски форс-мажорных обстоятельств. Степень риска: низкая. Средства предотвращения риска: внесение в договора с контрагентами и клиентами пункта о форс-мажорных обстоятельствах; внесение в договор случаев, в которых турфирма освобождается от ответственности в случае форс-мажорного обстоятельства; установление имущественной ответственности материально ответственных лиц.

Отраслевые риски. Степень риска: высокая. Средства предотвращения риска: постоянный мониторинг внешней и внутренней среды; использование опыты других компаний; постоянное наблюдение за ситуацией в туристской отрасли; страхование деятельности.

Валютные риски.Степень риска: низкая. Средства предотвращения риска: включить в информацию на сайте «табло» с содержанием курсов валют и постоянно следить за их обновлением и достоверностью; с целью минимизации данного риска ООО «Одиссея-XXI» в большинстве слу­чаев устанавливает цены на свои услуги в зависимости от изменения курса рубля по отношению к доллару США.

Правовые риски. Степень риска: низкая. Средства предотвращения риска: добавление в штат должности юриста или договор со сторонними компаниями юридического профиля на юридическое обслуживание; правовая коррекция информации на сайте; правильная с юридической точки зрения организация документооборота; правовое консультирование туристов по возникающим вопросам; разработка правил работы с жалобами клиентов.

Риски, связанные с туристами. Степень риска: высокая. Средства предотвращения риска: избежание обслуживания «придирчивых» туристов; предоставление полной и правдивой информации обо всех составляющих тура; исключение отступлений от условий, прописанных в договоре.

Политические риски. Степень риска: средняя. Средства предотвращения риска: отслеживание динамики политических отношений между странами; сбор и анализ информации о возможных и состоявшихся терактах, в туристских регионах; наличие альтернативных туристских направлений.

Экономические риски. Степень риска: высокая. Средства предотвращения риска: внесение в договор с туристом пункта о том, что цена на тур может быть изменена; перечисление денежных средств партнерам за оказанные услуги заблаговременно, т.к. банки могут переводить средства в течении нескольких дней, за это время стоимость услуг может возрасти; сотрудничество только с крупными, надежными банками; внесение в договор с партнером пункта о заблаговременном оповещении о любых ценовых изменениях на оказываемые услуги.

Экологические риски. Степень риска: средняя. Средства предотвращения риска: предложение альтернативных вариантов туров; полное предоставление информации об опасностях экологического характера в стране пребывания; страхование туристов.

Риск специализации. Степень риска: высокая. Средства предотвращения риска: политически конфликты в регионе специализации; ухудшение климатических условий; зимний период; природные и техногенные катастрофы.

 

 


Список литературы

1. Альгин А.П. Риск в предпринимательстве [Текст] / А.П. Альгин. – СПб.: Питер, 2002. – 205 с.

2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Страхование. Организация. Структура. Практика [Текст] / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – СПб., Питер, 2006. – 487 с.

3. Балдин К.В., Воробьева С.Н. Управление рисками [Текст]/ К.В. Балдин, С.Н. Воробьева. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 512 с.

4. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент [Текст] / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 192 с.

5. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма[Текст] / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 175 с.

6. Бердникова А.Н. АО на рынке ценных бумаг [Текст] / А.Н. Бердникова. – М.: Академия, 2007. – 233 с.

7. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Издание 9-е, переработанное и дополненное [Текст] / М.Б. Биржаков. – СПб.: Издательский дом Герда, 2007. – 576 с.

8. Бургонова Г.Н., Каморджанова Н.А. Гостиничный и туристский бизнес [Текст] / Г.Н. Бургонова, Н.А. Каморджанова. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 352 с.

9. Винокуров В.А. Стратегическое планирование на предприятии [Текст] / В.А. Винокуров. – М.: ЦЭМ, 2010. – 147 с.

10. Веселова К.И. Современные направления специализации гостиниц [Текст] / К.И. Веселова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 215 с.

11. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес[Текст]/ Ю.Ф. Волков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 348 с.

12. Глущенко В.В. Управление рисками. Страхование [Текст] / В.В. Глущенко. – М.: ТОО НПЦ «Крылья», 1999. – 336 с.

13. Дурович А.П. Маркетинг в туризме [Текст]/ А.П. Дурович. – Минск: Новое знание, 2007. – 496 с.

14. Дурович А.П. Маркетинг гостиниц и ресторанов [Текст]/ А.П. Дурович. – М.: Новое знание, 2006. – 632 с.

15. Ефремова М.В. Основы технологии туристического бизнеса [Текст]/ М.В. Ефремова. – М.: Ось – 89, 1999. – 178 с.

16. Ефремова М.В. Формирование и развития рынка туристических услуг в России (теория и практика) [Текст] / М.В. Ефремова. – Нижний Новгород: НКИ, 2006. – 203 с.

17. Журавлева Д.В. Риски в сфере услуг [Текст]/ Д.В.  Журавлева // Турбизнес. – 2007. – №12. – С.10–13.

18. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации [Текст] / М.А. Жукова. – М.: Физкультура и Спорт, 2004. – 200 с.

19. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 20 ноября 1992 года № 4015-1 с изм., внесенными Федеральным законом от 21.06.2004 № 57-ФЗ.

20. Ильина Е.Н. Туроперейтинг. Организация деятельности [Текст]/ Е.Н. Ильина. – М.: Физкультура и Спорт, 2005. – 480 с.

21. Иода Е.В. Управление предпринимательскими рисками [Текст] / Е.В. Иода, Ю.В. Иода, Л.Л. Мешкова, Е.Н. Болотина. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. – 212 с.

22. Кабушкин Н.И., Дурович А.П. Организация туризма [Текст] / Н.И. Кабушкин, А.П. Дурович. – М.: Новое знание, 2005. – 632 с.

23. Коновалов А. Туризм: практика, проблемы, перспективы [Текст] / А. Коновалов // Туринфо, 2011. – № 12. – С.32–35.

24. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм [Текст] / Ф. Котлер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 787 с.

25. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме [Текст] / В.А. Квартальнов. – М: Академия, 2006. – 496 с.

26. Квартальнов В.А. Туризм [Текст] / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 320 с.

27. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма [Текст] / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 672 с.

28. Карнаухова В.К. Сервисная деятельность [Текст]/ В.К. Карнаухова, Т.А. Краковская. – М.: МАРТ, 2006. – 256 с.

29. Королько А.С. Семь нот менеджмента [Текст] / А.С. Королько // Журнал Эксперт. – 2006. – №5. – С. 43–45.

30. Каракич О.С. Анализ рисков туристической компании в современном мире [Текст] / О.С. Каракич. – М.: Бизнес школа, 2009. – 259 с.

31. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности [Текст] / М.Г. Лапуста, Л.Г. Шаршукова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 225 с.

32. Михеева Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере [Текст]/ Н.А. Михеева. – СПб.: Михайлов, 2006. – 169 с.

33. Смирнов А.П. Мировой рынок. Всемирная туристская организация корректирует свой прогноз [Электронный ресурс]  / А.П. Смирнов. - Электрон. дан. – [Б.м., 2004–2011]. –URL–: http://www.ratanews.ru/ (дата обращения 17.10.2011). - Загл. с экрана.

34. Неустроев Е.В. Виды рисков в туристском бизнесе [Текст]/ Е.В. Неустроев // Туринфо. – 2003. – № 17. – С.2–4.

35. Николаева М.А. Туризм с система экономии России [Текст] / М.А.  Николаева // Турбизнес. – 2010. – № 5. – С.54–55.

36. Овчаров А.О. Управление рисками в сфере туристских услуг [Текст]/ А.О. Овчаров // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2008. – № 2. – С.148–160.

37. Подлобошникова Е.М. Управление рисками в туризме [Текст] / Е.М. Подлобошникова // Туризм. – 2009. – №5. – С.47–48.

38. Пронин А.В. Основы управления предпринимательскими рисками в Российской Федерации [Текст]/ А.В. Пронин // Проблемы экономики. – 2005. – №1. – С.14–15.

39. Пименов И.С. Показатели въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию за 9 месяцев 2011 г. [Электронный ресурс] / И.С. Пименов. - Электрон. дан. – [Б.м., 2009–2012]. –URL.–: http://russiatourism.ru /rubriki/-1124140228/ (дата обращения 18.11.2011). – Загл. с экрана.

40. Сайт Ростуризма [Электронный ресурс] / Электрон. дан. – [Б.м., 2007–2012]. –URL.–: http://www.russiatourism.ru/news/ (дата обращения 17.12.2011). – Загл. с экрана.

41. Северцов И.Н. Страхование в туризме [Текст]/ И.Н. Северцов // Турбизнес. – 2006. – № 7. – С.65–67.

42. Статистические данные по туризму [Электронный ресурс] / Электрон. дан. – [Б.м., 2007–2012]. – URL.–: http://www.aonb.ru/iatp/guide (дата обращения 21.11.2011). – Загл. с экрана.

43. Статистика туризма [Электронный ресурс] / Электрон. дан. – [Б.м., 2010–2015]. – URL.–: http://profi.travel.ru/stats/ (дата обращения 15.07.2011). – Загл. с экрана.

44. Статистическая информация по субъектам Российской Федерации за 2010 год. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс] / Электрон. дан. – [Б.м., 2009–2015]. –URL.–: http://russiatourism.ru/rubriki/-1124140723/ (дата обращения 15.07.2011). – Загл. с экрана.

45. Туризм как вид деятельности / Гл. ред. В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 288 с.

46. ФЗ РФ от 05.02.2007 «Об основах туристской деятельности» № 12 - ФЗ.

47. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст] / Под ред. А. П. Ковалёва. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 278 с.

48. Чернов В.А. Анализ коммерческого риска [Текст] / В.А. Чернов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 259 с.

49. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками[Текст] / Г.В. Чернова, А.А. Кудрявцев. – М.: Проспект, 2008. – 160 с.

50. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство [Текст] / А.Д. Чудновский. – М.: ЮРКНИГА, 2005. – 320 с.


Приложение 1

 

 

Рисунок 1. Элементы системы менеджмента туристской деятельности

 


Приложение 2

Таблица 1

 Некоторые программы экстремального туризма

 

Программа Направление и сроки Туристские риски Стоимость, руб./чел.
На крыльях к Южному полюсу Путешествие в Антарктику, 10 дней, ноябрь Ледниковые расселены, опасности антарктической фауны, возможность обморожения, изменчивые погодные условия, перепады давления 999 тыс. (без перелета до Чили)
Новогодняя антарктическая Одиссея Путешествие в Антарктику 13 дней, декабрь-январь Ледниковые расселены, опасности антарктической фауны, возможность обморожения, изменчивые погодные условия, перепады давления 350 тыс. – 431 тыс. 200 (без перелета до Аргентины)
В поисках последних людоедов в ХХI в. Путешествие по острову Новая Гвинея, 17 дней, январь Тропический климат, отсутствие инфраструктуры, охота в джунглях, посещение племен людоедов 280 тыс. при минимальной группе из трех человек (без перелета до Индонезии)
Большое ожерелье Южной Африки Путешествие в Африку, 37 дней, март Первобытные племена, желтая лихорадка, два дня в пустыне, дикие животные 228 тыс. 760 – 248 тыс. 360 (без перелета до ЮАР)
Шаманскими тропами – x-stream-альное путешествие в Перу Путешествие в Южную Америку, 17 дней, январь Экстремальные рафтинг и рыбалка, трудности акклиматизации, перепады температур, шаманские ритуалы, малярия, москиты 198 тыс. 800 при минимальной группе из шести человек (без перелета до Перу)

 

 


Приложение 3


Приложение 4










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...