Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выдвижение кандидатов в президенты




1) Как правило, выдвижение кандидатов в президенты идёт (происходит) от политических партий, на партийных съездах.

2) В ряде стран выдвижение кандидатов в президенты возможно от группы избирателей. Например: во Франции кандидатуру в президенты может выдвинуть группа в 500 избирателей. Однако избирательный закон Франции говорит о том, что это должны быть представители региональных органов власти, мэры; нужно собрать подписи депутатов не менее чем от 30 департаментов.

Украина: для выдвижения кандидата в президенты создаётся инициативная группа (500 человек), регистрируется в ЦИК (Центральной избирательной комиссии), им выдаются удостоверения и подписные листы, они должны собрать 100 тыс. подписей.

Белоруссия: инициативная группа (100 человек) должна собрать 100 тыс. подписей.

В Венгрии выдвижение кандидата в президенты возможно от группы депутатов (50 человек).

Египет

Требования к кандидату:

1) кандидат обязательно должен являться гражданином данной страны (в большинстве стран – гражданином по крови, не натурализованным)

2) ценз проживания в стране перед выборами:

· США – 14 лет

· Украина – 10 лет

· Грузия, Казахстан – 15 лет

· страны Восточной Европы – 5 лет.

3) возрастной ценз

· В большинстве стран (США, Индия, Белоруссия, Польша, Украина) кандидат должен

быть не моложе 35 лет

· Болгария, Германия – 40 лет

· КНР – 45 лет

· Италия – 50 лет.

 

49. Законодательный процесс представляет собой деятельность законодательного органа (парламента), связанную с принятием за­конопроекта к рассмотрению, его обсуждением, принятием и об­народованием закона.

Законодательный процесс представляет собой определенную пос­ледовательность действий, состоящую из ряда этапов, именуемых ста­диями законодательного процесса. В конституционно-правовой лите­ратуре выделяют следующие стадии:

1. Внесение законопроекта (стадия реализации права законодатель­ной инициативы) в Государственную Думу.

2. Предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах и ко­миссиях Государственной Думы.

3. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.

4. Принятие закона Государственной Думой.

5. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации.

6. Подписание и обнародование (опубликование) принятого закона.

7. Вступление закона в силу.

Кроме того, выделяется еще особая стадия — преодоление разно­гласий между палатами Федерального Собрания, а также между парла­ментом и Президентом.

Начинается законодательный процесс с внесения законопроекта на рассмотрение парламента, т. е. с реализации права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы — это закрепленное конституцией правомочие (возможность) по внесению проекта за­кона на рассмотрение законодательного органа, корреспондирующее с обязанностью этого органа рассмотреть этот проект и принять по нему решение.

Решение по проекту может носить и отрицательный характер, т. е. законопроект может быть отклонен, но он обязательно должен быть рассмотрен — в этом смысл данного права.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ правом законодатель­ной инициативы в Российской Федерации обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государствен­ной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Последние три субъекта об­ладают специфическим правом законодательной инициативы — они могут вносить законопроекты только по вопросам, отнесенным к их ведению.

Все законопроекты вносятся в Государственную Думу, при этом законопроекты, связанные с расходами федерального бюджета (о вве­дении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске го­сударственных займов и т. п.), вносятся только при наличии заключе­ния Правительства РФ.

После внесения в парламент законопроект включается в план зако­нодательных работ, передается в одну из постоянных парламентских комитетов или специально созданную для работы над данным проек­том комиссию. Сначала работа над проектом ведется в этих комитетах и комиссиях с приглашением специалистов. Законопроект готовится к обсуждению на пленарном заседании Государственной Думы. В этом состоит вторая стадия законодательного процесса. Третья стадия состоит в рассмотрении законопроекта на пленарном заседании палаты. Законопроект рассматривается в три чтения. В первом чтении обсуждается его концепция, соответствие Конституции РФ, его актуальность исоциальная значимость. Во втором чтении обсуждаются и принимаются (отклоняются) поправки к законопроекту. В третьем чтении проектстановится законом, если он будет одобрен большинством депутатов от общего их числа, т. е. наберет хотя бы 226 голосов. Третье чтение, таким образом, совпадает со стадией принятия закона.

 

Carolina Herrera Good GirlДухи по супер цене - 349 грн. Акция 1+1=подарок! Доставка бесплатно! ЖмиДухи по супер цене - 349 грн. Акция 1+1=подарок! Доставка бесплатно! Жмиparfumcity.com.uaЖенская ПарфюмерияМужская ПарфюмерияКосметика MACКосметика KylieПерейтиЯндекс.ДиректСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента

Спасибо, объявление скрыто.

 

Принятый закон в течение пяти дней передается в Совет Федерации. Совет Федерации должен рассмотреть данный закон в течение че­тырнадцати дней. Если в этом периоде закон не был рассмотрен Советом Федерации, то он считается одобренным этой палатой и передается Президенту для подписания. В то же время согласно ст. 106 обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулиро­вания; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Совет Федерации может вернуть закон в Государственную Думу со своими замечаниями. Возникшие разногласия между палатами могут быть преодолены либо созданием согласительной комиссий из пред­ставителей обеих палат, которая вырабатывает приемлемый для обеих палат вариант текста, либо Государственная Дума может вновь принять закон в первоначальной редакции большинством в две трети голосов. Тогда закон считается принятым и направляется на подпись Президен­ту РФ — это уже следующая стадия законодательного процесса.

Президент в течение четырнадцати дней может подписать и обна­родовать закон или вернуть его в Государственную Думу со своими за­мечаниями. В последнем случае считается, что Президент отклонил за­кон, т. е. наложил вето.

Вето Президента носит отлагательный характер — оно может быть преодолено путем повторного голосования по закону в его первоначаль­ной редакции большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае Прези­дент РФ в течение семи дней должен подписать и обнародовать закон. Но для преодоления разногласий может быть образована согласитель­ная комиссия из представителей обеих палат и Президента РФ.

Подписанный Президентом РФ федеральный закон публикуется и вступает в силу в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных консти­туционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", что уже было рассмотрено ранее.

 

 

Президент обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции).

он обладает правом вето на законопроекты, принятые федеральным Собранием. Это вето, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть или отклонен или вступает в силу. От права на отклонение законов (вето) отличается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения закона нарушение конституционных условий и процедур его принятия или одобрения. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. подтвердил такое право Президента, исходя из его роли как гаранта Конституции РФ.

 

При отклонении федерального закона мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федеральной: Собрания. Право вето Президент использовал многократно, преимущественно по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции и нарушения этими законами прав i свобод человека и гражданина.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельны1 положений ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения установленной порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение резу.11 таты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принят1 закона. В таком случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания - отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции. По данному основанию Президент возвращал в палаты ряд актов.

На федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента Российской Федерации не распространяется.

 

50. Глава государства – высшее должностное лицо, считающееся верховным представителем государства и (обычно) носителем исполнительной власти, представляющее государство внутри страны и на международной арене.

Так же главой государства может быть назван высший государственный конституционный орган – парламент. Глава государства может управлять страной как единолично (монарх или президент), так и коллегиально (постоянно действующий высший представительный орган). Положение президента определяется конституцией страны. В связи с этим президент может быть: только главой государства, главой государства и исполнительной власти, главой государства и главой правительства (при этом премьер – министр исполняет обязанности главы администрации). Согласно многим конституциям президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, а уголовное наказание возможно только после отрешения президента от должности (обычно путём импичмента). Во многих странах президенту может быть предъявлен гражданский иск. Гражданские иски к государству также могут быть обращены к президенту как его представителю. Президент – гарант конституции, прав и свобод граждан. Полномочия президента: 1) Представительские функции. Глава государства председательствует на торжественных церемониях, выступает с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации. Такие послания зачастую содержат анализ внутренней и внешней политики государства, формулируют основные цели правительственной деятельности и намечают пути их достижения. Подобная практика широко распространена в большинстве президентских республик. Исключительно большое значение имеют представительские функции главы государства в сфере внешних отношений. Он считается всегда выступающим от имени своего государства в силу своего положения и не нуждается в специальном на то уполномочии. 2) Полномочия главы государства в области государственного управления. В парламентарных республиках и монархиях гл.

гос-ва не может назначать правительство, которое не располагает поддержкой парламентского большинства. В странах, в которых глава правительства выступает как единоличный носитель исполнительной власти, он играет решающую роль в определении программы правительственной деятельности; ему принадлежит право принятия окончательных решений. От имени главы государства и за его подписью издаются важнейшие акты исполнительной власти. Полномочия главы государства в области правительственной деятельности включают в себя руководство административным аппаратом и вооруженными силами. Он производит назначения на высшие военные и гражданские должности. 3) Полномочия в сфере законодательной деятельности. - В парламентарных монархиях и республиках главе гос-ва принадлежит формально право открытия и закрытия очередных и внеочередных сессий, а в ряде стран – право досрочного роспуска парламента или одной из его палат и назначение внеочередных выборов. - Возвращение законопроекта для повторного обсуждения; - гл. гос-ва обладает правом вето (оно бывает абсолютным и отлагательным); - издание собственных нормативных актов. 4) Внешнеполитические полномочия. - верховное представительство страны в международных отношениях; - глава государства назначает руководителя ведомства иностранных дел и дипломатических представителей страны за рубежом; - гл.гос-ва даёт указания о подготовке и проведении переговоров, участвует лично в наиболее важных из них и подписывает международные договоры или другие международно – правовые акты. - объявление и заключение мира. 5) Полномочия в судебной области. - назначение на судебные или высшие судебные должности; - председательствование в высших консультативных учреждениях, которые ведают дисциплинарными и отчасти административными вопросам, относящимися к судейскому корпусу; - осуществление права милования. 6) Чрезвычайные полномочия. - введение чрезвычайного положения (осадное положение, военное положение, состояние повышенной опасности).

 

51. Полномочия главы государства в области законодательной деятельности и по отношению к парламенту.

В парламентарных монархиях и республиках (за редким исключением) главе государства принадлежит формально право открытия и закрытия очередных и внеочередных сессий, а в ряде стран — право досрочного роспуска парламента или одной из его палат и назначения внеочередных выборов. Последние полномочия особенно активно используются в Великобритании и Японии.

Однако на практике, а в Японии и согласно Конституции (ст. 7), соответствующие решения принимаются правительством. Сравнительно редко их выносит сам парламент (Швеция)[8].

Правами досрочного роспуска парламента (нижней палаты), созыва чрезвычайных сессий, возвращения законопроекта для повторного обсуждения, передачи его в орган конституционного надзора, законодательной инициативы в конституционной сфере обладает глава государства в республиках со смешанной формой правления. Степень реальности осуществления этих прав хотя и зависит от расстановки сил в парламенте, однако остается в целом значительно более высокой, нежели при парламентарной форме правления.

В странах, в которых глава государства правом созыва и роспуска парламента не обладает (например, в США), это формально мотивируется независимостью законодательной и исполнительной власти в соответствии с принципом разделения властей. На практике и в данной группе стран сохраняются весьма значительные средства воздействия на парламент, используемые главой государства. Одно из них — право вето на законопроекты, вотированные парламентом.

Различают две основные разновидности вето: абсолютное и отлагательное (относительное). Абсолютное вето означает окончательное отклонение главой государства законопроекта, одобренного парламентом. На практике абсолютное вето, признанное в большинстве монархических государств (исключение составляют Япония и Норвегия), в настоящее время не используется. Отлагательное вето представляет собой право главы государства на возвращение переданного ему на подпись законопроекта для повторного обсуждения в парламенте.

Вето обычно распространяется на законопроект в целом. Однако в ряде стран (Франция, Аргентина, Мексика) президент имеет право наложить вето на отдельные статьи и положения законопроекта. Для преодоления отлагательного вето устанавливается, как правило, усложненная процедура. Так, в США право вето, используемое президентом наиболее активно, может быть преодолено лишь в том случае, если законопроект получит повторное одобрение квалифицированного большинства (2/3 голосов) в обеих палатах конгресса.

В Норвегии отлагательное вето, принадлежащее формально королю, может быть преодолено при помощи столь сложной процедуры, что превращает его почти в разновидность абсолютного. Помимо полномочий, позволяющих воздействовать на законодательный процесс в парламенте, глава государства во многих странах пользуется правом издания собственных нормативных актов. В парламентарных монархиях и республиках соответствующие полномочия осуществляются на практике правительством, которое и несет за них ответственность[9].

В странах, где глава государства наделен правительственной властью, он сам издает нормативные акты, которые зачастую не нуждаются в министерской контрасигнации. В середине 80-х годов в США действовало около 12 тыс. нормативных актов, изданных президентом в форме исполнительных приказов.

В некоторых странах конституция строго лимитирует сферу применения парламентского закона. В результате президентский указ все чаще выступает как акт, не основанный на законе, а регламентирующий общественные отношения на равных основаниях с законом. Глава государства, наделенный регламентарной властью, становится важнейшим субъектом нормотворческой деятельности[10].

Исключительно широки законодательные полномочия главы государства в странах с монократическими режимами.

52. Полномочия главы государства в области осуществления исполнительной деятельности государства.

Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент имеет наиболее тесные контакты с властью исполнительной. Объём его полномочий по отношению к ней, а также широко распространённая практика решения президентом конкретных управленческих вопросов дают основания говорить о Президенте России не только как о главе государства, но и фактически как о главе исполнительной власти. Эта его функция выражается прежде всего в обширном круге полномочий, дающих Президенту возможность формировать Правительство и контролировать его работу. Именно Президент назначает Председателя Правительства. Вместе с тем, поскольку такое назначение осуществляется с согласия Государственной Думы, глава государства при назначении на этот пост должен учитывать расстановку политических сил.

Президент имеет обширные полномочия по назначению остальных членов Правительства. По предложения председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. При этом согласия Государственной Думы на проведение этих кадровых перестановок не требуется.

53. Досрочное отрешение главы государства от должности. Его конституционные основания и порядок.

Отрешение президента от должности, или кто главный в стране В нашей стране подобная мера предусмотрена в основном законе. Согласно Конституции, отрешение президента Российской Федерации должности возможно при участии одновременно двух высших государственных образований – Федерального Собрания и Государственной Думы. Подробнее о том, как это происходит. Порядок отрешения (импичмента) Юридически законное досрочное снятие главы государства называется импичментом. Порядок отрешения президента РФ от должности следующий: Государственная Дума выдвигает обвинения в адрес главы государства. Это может быть государственная измена, а также иное тяжкое преступление. После этого созывается специальная комиссия внутри законодательного органа. Далее начинаются обсуждения. Выступают уполномоченные лица от группы, выдвинувшей такое обвинение, председатель специальной комиссии, другие депутаты, призванные эксперты, судьи и т.д. Право на обращения к народным избранникам имеет и президент через своих уполномоченных, а также представители Совета Федерации. После всех обсуждений вопрос выносится на голосование. Необходимо набрать минимум две трети голосов, чтобы одобрить данную процедуру. Участие судов После того как отрешение от должности президента РФ было поддержано Думой, решение поступает в Конституционный суд РФ. Он выдает заключение о соблюдении всех необходимых процедур согласно основному закону страны. Участвует в процедуре и Верховный суд РФ, который должен найти в действиях главы государства признаки состава преступления. Только после этого решение поступает в Совет Федерации. Обсуждение в Совете Федерации На заседаниях первым начинает свое выступление председатель ГД. Он зачитывает обвинения президенту, итоги голосования. В обсуждении принимают участие председатели Конституционного суда РФ и Верховного. Каждый из них зачитывает заключения, которые рассматривались ранее в этих судах. В СФ существуют комиссия по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. Ее председатель также зачитывает заключение. В обсуждениях может выступить как сам президент, так и его представитель. Окончательное решение После этого вопрос выносится на тайное голосование по бюллетеням. Если две трети членов СФ поддержали обвинения, то отрешение президента от должности состоялось. Глава государства должен сложить с себя полномочия. Исполняет обязанности в это время председатель правительства РФ до срочных выборов нового главы. Однако порядок отрешения президента от должности таков, что стоит СФ затянуть рассмотрение более чем на три месяца, и все обвинения автоматически снимаются. Все вышеперечисленные действия по отстранению необходимо осуществлять заново.

54. Акты главы государства. Институт контрасигнатуры.

Контрасигнатура, контрасигнация, контрасигиляция (лат. contrasignatura — министерская скрепа, подпись) — порядок, при котором утверждённые главой государства или парламентом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этому акту юридической силы.

Подобный порядок является не просто визированием издаваемого правового акта, а процедурой, которая предусмотрена конституциями ряда стран, приобретая таким образом правовое значение[2]. Подпись, поставленная повторно рядом с основной подписью, удостоверяет её либо подтверждает факт дополнительно заявленных в документе обязательств. Формально порядок контрасигнатуры объясняется тем, что глава государства юридически не ответственен за свои действия (за исключением случаев государственной измены или иных преступлений, если речь идет о президенте).

В некоторых странах подпись министра на акте, исходящем от главы государства, означает, что министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность за данный акт. Без контрасигиляции соответствующий акт обычно считается недействительным. Например, в Англии эти правила предусмотрены в Акте об устроении 1701 г. и конкретизированы в постановлении палаты лордов в 1711 г. Принцип контрасигиляции закреплен в конституциях США, ФРГ 1949 г., Японии 1946 г., Франции 1958 г. и др.

Институт контрасигнатуры чаще применяется в государствах с парламентской формой правления, нежели в президентской республике. В конституции Российской Федерации институт контрасигнатуры не предусмотрен[2]. Отсутствие такого института в российском конституционном праве влечет ряд негативных последствий, например, неизвестную большинству зарубежных стран практику предъявления судебных исков к главе государства.

Встречающаяся значительно реже контрасигнатура актов главы правительства соответствующими министрами объясняется стремлением усилить солидарность кабинета

55. Парламент: понятие, его типы и виды.

Понятие парламента

Что же стоит за этим понятием? Чаще всего определяют парламент – как избираемый населением (может быть частично назначаемый) высший представительный орган государственной власти в стране.

Раскрывая понятие парламента, обычно применяют термины: высший законодательный и представительный орган. "Представительный" означает, что в этом органе заседают представители страны – депутаты. А "законодательный" означает их действия – принятие законов. В последнее время в научной литературе представительская и законодательная функции подаются как несовпадающие функции. Слова "представительный и законодательный орган" стали означать разные проявления деятельности одного и того же органа, хотя совсем недавно казалось, что это "две стороны одной медали" и никто другой не может их осуществлять и одно без другого не бывает. Все полагали, что без представительства нет законодательной функции и наоборот. А сейчас – одно может быть и без другого.

Основные функции парламента

Что же стоит за таким новым пониманием парламентской деятельности? Законодательная функция – деятельность по принятию закона. Под представительской функцией сейчас понимается деятельность парламента как некоего форума, на котором открыто и публично обсуждаются важнейшие вопросы жизни страны. Это открытая трибуна для споров, для обсуждения мнений, и граждане, слушая выступления на этой трибуне, как бы мысленно присоединяются к высказанным мнениям или возражают им. Роль такого открытого собрания и является, с точки зрения ряда авторов, очень важной и самостоятельной представительской функцией парламента. О такой роли можно говорить, особенно в последние десятилетия, в силу того, что средства массовой информации практически одновременно доносят все перипетии обсуждений в парламенте до сведения граждан. Эти парламентские собрания транслируются в прямом эфире или вскоре после заседаний, поэтому политически активные люди в курсе всех обсуждений и споров. Представительская функция влияет на умы и взгляды людей и, наоборот, эти люди затем влияют на своих депутатов.

Где впервые появился парламент

Принято считать, что первый парламент появился в Англии, и это был компромисс между зарождающейся буржуазией и дворянством, поскольку был создан орган, который сглаживал противоречия между этими двумя группами населения. Парламент первоначально давал советы королю, а затем занимал все более и более подобающее ему место. К наиболее старым по возрасту парламентам относят также Испанские Кортесы. (Кстати, на роль родины самого древнего парламента претендует небольшая страна Исландия, жители которой указывают на несколько грубых и больших камней, которые расположены около столицы Исландии Рейкьявика. Исландцы говорят, что эти камни – самый древний парламент под открытым небом, который и тогда и сейчас называется Альтинг. Там древние викинги обсуждали свои дела и принимали решения.)

Слово "парламент" универсально, оно применяется и понимается почти в любой стране мира. Но в разных странах название этого органа может быть самым разным. Кроме слова "парламент" употребляется, например, термин "конгресс". Первыми его применили американцы, это слово вошло в моду в Латинской Америке, в некоторых странах Азии. Например, конгрессом называется парламент в Венесуэле, на Филиппинах; Национальным конгрессом называется парламент в Чили. Применяются такие названия, как Палата депутатов (Люксембург), Национальное собрание (Португалия, Иордания, Южная Корея, Панама, Пакистан и др.); термин Федеральное собрание часто применяется в федеративных государствах.

Отметим, что в нашей научной отечественной традиции некоторые названия парламентов употребляются в переводе, а некоторые – в их местном звучании. Например, когда речь идет о парламенте Швеции, всегда употребляется слово Риксдаг, когда вспоминают Исландию, употребляют старинное слово Альтинг, когда пишут о Дании, употребляют датское название – Фолькетинг, норвежский термин – Стортинг. В Ирландии, где ирландский язык практически вышел из употребления и все говорят по-английски, ряд государственных терминов имеют ирландские названия. Например, слово "парламент" в Ирландии не употребляется, национальный парламент там именуется "Эйреактас" и состоит из двух палат – "Дойл эйран" (нижняя палата) и "Шинод эйран" (верхняя палата).

Конституционное закрепление места и роли парламентов

Место и роль парламента, как правило, закрепляются в конституциях. Иногда там подчеркивается его особый статус. Например, ст. 41 конституции Японии гласит, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. Конституция США закрепляет, что законодательной властью наделяется Конгресс США, который состоит из Сената и Палаты представителей. Роль и функции испанского парламента (Генеральных Кортесов) очень четко закрепляются статьей 66 испанской конституции. Там сказано, что "Генеральные Кортесы осуществляют государственную законодательную власть, принимают бюджет, контролируют деятельность правительства и осуществляют иные функции, возлагаемые на них конституцией".

В некоторых конституциях особая роль парламента не подчеркивается, а конституции просто называют, чем они должны заниматься. Примером может служить французская конституция в ст. 34 (которая входит в раздел 5 "Об отношениях между Парламентом и правительством"). Там сказано: "Законы принимаются парламентом...". Далее перечислено, какие законы принимаются парламентом. В ст. 35 сказано, что объявление войны разрешается парламенту. Затем перечисляются отношения между парламентом и правительством. Такое "скромное" закрепление функций парламента, на наш взгляд, объясняется тем, что Франция – республика, в которой значительную роль играла и играет исполнительная власть в лице президента и правительства, потому парламенту как бы отведено свое место, он поставлен "на свою полку", там не отмечается, что он единственный и высший орган.

В некоторых конституция вообще закреплено, что парламент не является единственным законодательным органом. Например, в ст. 26 конституции Греции сказано, что законодательная власть осуществляется палатой депутатов и президентом республики. Так или иначе, практически нет ни одного государства, за исключением стран с абсолютной монархией, где не было бы парламента и если парламент есть, то основная его роль и функция – принимать законы.

Классификация зарубежных парламентов

Для того чтобы понять роль, сущность, цели и задачи различных парламентов, лучше всего применить традиционный способ изучения материала – провести его классификацию. Встречаются различные классификации парламента, но чаще всего начинают классифицировать парламенты по структуре. С этой точки зрения парламенты делятся на однопалатные и двухпалатные. Однопалатные называются монокамеральными, а двухпалатные – бикамеральными (о структуре парламента, роли и значении второй палаты мы поговорим позже).

Называется в литературе и иная важная классификация парламентов – деление на четыре группы или четыре модели парламентов. Эти четыре группы связаны с устройством высшей государственной власти.

Первая модель характерна для парламентских республик. Эти парламенты называются парламентами, которые работают на основе принципа парламентского ответственного правления. Главный признак этого парламента – институт политической ответственности правительства. Это группа парламентов, которым предоставлено право вотума недоверия правительству, право отправлять правительство в отставку. Здесь классическим примером является Великобритания, иногда эту модель называют Вестминстерской моделью по месту расположения парламента – Вестминстерскому дворцу. Эта модель существует в ряде тех стран, где существует парламентская республика (или парламентская монархия): Нидерланды, Италия, Германия, Австрия, Болгария, Венгрия и др.

Вторая модель парламента присуща странам с президентской формой правления. Это парламенты и страны, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают правом вотума недоверия, а правительство не обладает правом роспуска парламента. Классическая модель такого парламента – США. В этих странах, кроме принципа разделения властей, существует жесткий принцип "сдержек и противовесов". Исполнительная власть имеет право вето, законодательная – право использовать импичмент и т.д.

Третья модель парламента – парламент в странах, где существует смешанная форма правления, сочетающая элементы парламентской и президентской систем. Отношения между парламентом и исполнительной властью здесь иные. Парламент, с одной стороны, наделен правом вотума недоверия и там есть реальный институт парламентской ответственности правительства, но и у президента очень важные полномочия, связанные с деятельностью парламента. В этих странах президент наделен правом роспуска парламента. Классическим примером такой модели является Франция. В последнее время к этой модели тяготеют страны СНГ (Казахстан).

Наконец, четвертая модель – парламенты в тех странах, где они играют почти декоративную роль. Иногда применяется термин "консультативные парламенты". В некоторых странах такой термин реально существует (Катар). Это законосовещательные органы. Такие консультативные парламенты предусмотрены конституциями некоторых исламских стран (Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты). Парламенты при абсолютной власти монарха являются квазипарламентами. Они иногда распускаются, иногда снова восстанавливаются. Иногда они избираются гражданами, иногда назначаются монархами.

К этой же группе законосовещательных парламентов можно отнести парламенты в странах, где сохранилась социалистическая система. Это немногие страны оставшегося реального социализма – Корейская Народная Демократическая республика, Куба, КНР, Вьетнам. Понятно, что основные решения и основные законы принимаются не парламентами, хотя они там есть. Об этом свидетельствует даже работа этих парламентов: они созываются на два-три дня в году, дружно стопроцентно голосуют "За", не воздерживаясь, не голосуя "Против". Говорить о реальном парламентаризме в этих странах не приходится. Такая модель существовала в свое время и в Советском Союзе.

56. Внутренняя организация работы парламента.

Заседаниями палат парламента и однопалатного парламента руководит председатель (и его заместители), либо коллегиальный орган (президиум в Китае, бюро в Испании). Руководящий орган избирается на весь срок полномочий парламента, либо на период одной сессии (президиум сессии ВСНП в Китае).

Председатель палаты может занимать это место по должности (вице-президент США и Индии – председатели верхних палат парламента), по назначению (лорд-канцлер в палате лордов в Великобритании назначается премьер-министром от имени монарха).

Председатель (спикер) может иметь большие полномочия (спикер палаты общин в Великобритании): толкует правила процедуры, определяет способ голосования, группирует поправки к законопроектам и ставит их на обсуждение, применяет к депутатам дисциплинарные взыскания, налагает штраф, лишает права присутствовать определенное время в зале заседаний (Индия).

Председатели верхних палат США и Великобритании таких полномочий не имеют.

Фракции в парламенте объединяют депутатов, принадлежащих к одной партии или избирательному объединенному блоку партий. К фракциям могут примыкать и независимые депутаты. Для создания фракции необходимо иметь определенное число депутатов от партии (блока партий), устанавливаемое регламентом палат (20 – в нижней и 14 в верхней палате Парламента Франции). Фракция имеет свое руководство (председатель или бюро). Как правило, представитель самой крупной фракции избирается председателем парламента или палаты, его заместители – представители других фракций. Фракции пропорционально представлены в комитетах и комиссиях парламента и их руководящих органах. До рассмотрения вопроса на пленарных заседаниях парламента, фракции принимают решения о характере выступлений ее членов и голосовании.

Важную роль в парламенте играют комитеты и комиссии парламента и его палат.Количество их различно (в сенате США – 16, палате представителей США – 22, в однопалатном Кнессете Израиля – 9). Комитеты и комиссии создаются как специализированные, так и неспециализированные. Председатель парламента (палаты) или бюро (совет) определяет в какой комитет (комиссию) направить законопроект для предварительного рассмотрения. Председатель комиссии выступает с содокладом на пленарном заседании парламента (палаты) при обсуждении законопроекта или другого вопроса.

Комитеты или комиссии, как правило, имеют право приглашать министров на свои заседания для заслушивания и информации по своей отрасли.

Кроме постоянных комиссий палат в двухпалатных парламентах некоторых стран (США) создаются постоянные объединенные комитеты (комиссии) двух палат.

Во многих парламентах создаются бюро палаты или советы палат, состоящие из председателя палаты, его заместителей, руководителей фракций, председателей комитетов, комиссий. На заседании этих органов решаются вопросы о плане – графике рассмотрения законопроектов на сессию, месяц, повестка дня очередного пленарного заседания и др. вопросы.

Парламенты создают ведомства осуществляющие контроль за бюджетной дисциплиной, финансовой и хозяйственной деятельностью (счетные и контрольные палаты, генеральные контролеры и др.), избирают парламентских комиссаров (омбудсмэнов) по правам человека, по правам национальных меньшинств, по охране окружающей среду и других.

57. Порядок формирования и срок полномочий парламента.

Порядок формирования парламента

Порядок формирования парламента зависит от его структуры. Если парламент однопалатный, то он, как правило, избирается гражданами. Если двухпалатный, то одна его палата (нижняя) также избирается гражданами, а что касается второй палаты, то существует множество разных вариантов формирования второй палаты.

Нижние палаты формируются на началах выборности, причем в абсолютном большинстве случаев это выборы прямые, всеобщие, равные и при тайном голосовании. Когда говорят о народном представительстве, о верховенстве законодательного органа, о народном суверенитете, то речь идет о нижних палатах, поскольку они формируются народом, там заседают представители народа. Это и есть олицетворение суверенитета и народного представительства.

Есть и некоторые исключения, когда однопалатные парламенты частично назначаются или частично формируются не путем прямых выборов. Например, в республике Мьянма (страна, которая раньше называлась Бирма), часть депутатов назначается. Точно также назначается часть депутатов в королевстве Бутан. В Республике Мьянма 1/3 членов Нижней палаты избираются, треть формируется из разных социальных групп (национальных меньшинств, профсоюзов и т.д.) и 1/3 назначается правительством. В Бутане из 150 членов парламента сто избираются населением, 10 делегируют буддийские монастыри и 40 назначает король.

Что касается способов формирования верхних палат, то можно выделить следующие.

Первый способ – формирование верхних палат путем прямых выборов с некоторыми особенностями по сравнению с той системой, которая применяется в выборах нижних палат. Так, например, верхняя палата конгресса США – Сенат, также как и нижняя, избирается гражданами страны, но не по территориальным округам, как Палата Представителей, а от каждого штата избирается по два сенатора. Сенат Италии также избирается, по своеобразной системе. Из 315 сенаторов 75 % (232 сенатора) выбирается при мажоритарной системе по одномандатным округам. А 25 % (т.е. 83 сенатора) избираются по пропорциональной системе. Нечто похожее применяется и при выборах Палаты Советников (верхней палаты) парламента Японии – 150 депутатов избираются по отдельным избирательным округам, а 100 – от общенационального избирательного округа.

Прямыми выборами избираются также сенаторы в Польше по 2-3 человека от воеводства и члены Совета Кантонов Швейцарии.

Второй вариант формирования верхних палат – формирование посредством непрямых-многостепенных, или косвенных выборов. Наиболее характерные примеры – государственная практика Франции, Норвегии, Индии и других стран. Французский Сенат формируется трехстепенными выборами. Сенаторы Франции избираются на 9 лет депутатами Национального собрания, депутатами в Генеральных советах департаментов и депутатами муниципальных советов. Можно сказать, что двухстепенные выборы применяются при формировании верхней палаты норвежского парламента – Стортинга. В этом случае выборы очень своеобразные: сначала граждане выбирают весь состав парламента, затем депутаты, собравшись на первое свое заседание, выбирают из своего состава верхнюю палату, которая называется Лагтинг, в которую входит 38 депутатов. Оставшиеся составляют нижнюю палату, которая называется Одельстинг (112 депутатов). Такой же принцип применяется в Исландии. Очевидно, в силу духовной близости исландцев и норвежцев. Исландские граждане выбирают полный состав парламента – Альтинга – в который входит 60 депутатов, а затем Альтинг на первом заседании избирает Верхнюю палату из 20 депутатов, а остальные сорок человек образуют нижнюю палату. Совет штатов индийского парламента также избирается выборными членами законодательных собраний штатов по пропорциональной системе представительства.

Третий способ формирования верхней палаты – формирование посредством назначения. Принцип назначения используется в Канаде, Иордании, в ряде небольших государств, которые входят в состав Сообщества – Антигуа, Багамы, Бермуды, Тринидад и Тобаго, Ямайка. Относят данный способ также и к формированию верхней палаты немецкого парламента Бундесрата, потому что Бундесрат состоит из депутатов, назначаемых правительствами Земель из своего состава. Иногда, правда, этот способ выделяют в отдельную группу и он называется формированием верхней палаты путем представительства от субъектов федерации. Но как бы это иначе не называть, правительства Земель назначают своих представителей в верхнюю палату.

Четвертый вариант формирования верхней палаты иногда называют феодальным способом формирования, иногда – формированием по наследственному принципу. Речь идет, конечно, о Великобритании. Традиционная система наследованного места в Палате Лордов, которой несколько сот лет в последнее время была несколько модернизирована и дополнена. В 1958 г. специальным законом помимо наследственного права было установлено пожизненное пэрство, которое распространяется и на женщин. В настоящее время в Палате Лордов в Великобритании около 1200 пэров. Из них свыше 800 – наследственные пэры, носящие разные дворянские титулы и звания. Обладание этим титулом дает им право заседать в палате лордов. Вторая группа – пожизненные пэры, которые не имеют права передачи титула по наследству, обычно это государственные служащие высокого ранга, которые, уходя в отставку, в качестве награды за заслуги получают титул пэра и могут заседать в Палате Лордов пожизненно.

58. Функции и полномочия парламента.

Основными функциями (полномочиями) парламентов, как правило, являются:

- обсуждение и принятие законопроектов, резолюций;

- обсуждение и принятие государственного бюджета и отчета о его выполнении;

- участие в формировании государственных органов, где это предусмотрено Конституцией и контроль за их деятельностью;

- обсуждение направлений внутренней и внешней политики, ратификация и денонсация международных договоров и т.д.

1) Главная задача парламента — принятие законов. Среди них важнейшее значение имеют основные законы — конституции (в некоторых странах они принимаются парламентами), поправки к ним, органические законы.

2) Парламент избирает, назначает другие высшие органы государства, формируя их целиком или в части. Например, на Украине парламент дает согласие президенту на назначение генерального прокурора.

3) Во многих странах парламент образует весь состав правительства: после чего правительство назначается актом главы государства.

4) Парламент формирует конституционный суд, верховный суд.

5) Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц.

6) В области внешней политики парламент ратифицирует международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию, решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны.

7) Он обладает некоторыми квазисудебными полномочиями: решает вопросы об импичменте президента и некоторых иных должностных лиц (например, в США — федеральных судей).

8) Особое значение имеют финансовые и контрольные полномочия парламента. В большинстве стран только он вправе принимать решения о государственных займах, устанавливать налоги.

59. Законодательная функция парламента.

Правотворческая, законодательная функция. Конечным результатом деятельности парламента является, как правило, создание какой-либо правовой нормы. Благодаря различным формам источника права, в рамках процедуры принятия решений, соответствующей различным требованиям, рождаются те правовые нормы, которые несут функцию регуляции поведения.[с.483]

Законодательные полномочия парламент осуществляет в соответствии с процедурой, предусмотренной регламентами палат. Первой стадией законодательного процесса является внесение законопроекта. Парламент обязан принять законопроект к рассмотрению только при том условии, что он внесен в соответствии с установленными правилами лицом или органом, обладающим правом законодательной инициативы. Сообразно субъектам этого права различают: 1) правительственную инициативу; 2) парламентскую инициативу; 3) народную инициативу; 4) специальную инициативу (внесение законодательств органами, которые указаны в конституции). Наибольшую значимость имеют правительственная и парламентская инициативы.

В период обсуждения законопроекта часто используется прием “флибустьерство”, т.е. затягивания прений; прием “суварикоми”, когда часть депутатов преграждает вход в зал заседаний другим депутатам, а также бойкот, основанный на отказе присутствовать на заседаниях или отказе от мандатов. В Англии используется прием “гильотина”, когда прекращаются прения на основе графика.

При двухпалатной структуре парламента законопроект рассматривается обеими палатами. Прием перехода рассматриваемого законопроекта из палаты в палату и обратно носит название “челнока”. Чтобы избежать челнока представители двух палат (согласительная комиссия) вырабатывают приемлемый проект (текст).

 

60. Право законодательной инициативы и его субъекты.

Право законодательной инициативы – это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке.

Законопроект – это надлежащим образом оформленный текст (в виде готового документа, содержащего статьи, главы и т. п.) возможного будущего закона.

Надлежащим образом оформленный законопроект должен иметь следующее: 1) пояснительную записку к законопроекту, в которой указывается предмет законодательного регулирования и излагаются концепции предлагаемого законопроекта; 2) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; 3) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона; 4) финансово-экономическое обоснование (все законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ, предварительно должны быть одобрены Правительством РФ по вопросу экономического обоснования законопроекта); 5) заключение Правительства РФ в случаях, когда вносятся законопроекты финансового характера (о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства) или законопроекты, предусматривающие бюджетные расходы.

Требования к законопроектам, вносимым на рассмотрение законодательного органа власти субъектов РФ, устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

Законопредложение представляет собой не оформленную окончательно идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самом законодательном органе власти, если он согласится с законопредложением.

Правом внесения законопредложения обладают те же субъекты законодательной инициативы, что и правом внесения законопроектов на рассмотрение Государственной Думы.

Законодательная инициатива является первой стадией законодательного процесса в РФ. Все законопроекты и законопредложения, внесенные в порядке законодательной инициативы правомочными субъектами, обязательно должны быть рассмотрены на заседаниях Государственной Думы ФС РФ.

Субъекты, обладающие правом законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации и его члены; 3) депутаты Государственной Думы РФ; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 6) Конституционный Суд РФ; 7) Верховный Суд РФ; 8) Высший Арбитражный Суд РФ.

Перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в органы законодательной власти субъектов РФ, устанавливается конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ.

Субъекты законодательной инициативы в Государственную Думу РФ вправе вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов. Исключение составляют высшие судебные органы РФ, которые могут вносить законопроекты и законопредложения только по вопросам своего ведения.

61. Законодательный процесс, его основные стадии.

Он представляет собой совокупность последовательных действий субъектов законодательной власти, связанных с подготовкой, обсуждением, принятием и введением в действие законов.

Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государст­венной Думы, Правительству России и законодательным органам субъек­тов Федерации. Этим правом обладают также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.

Все законопроекты согласно Конституции РФ вносятся лишь в Госу­дарственную Думу.

Второй стадией законодательного процесса является подготовка законопроекта к рассмотрению и обсуждение его в Государственной Думе. Вся подгото­вительная работа проводится в соответствующих комитетах, комиссиях и других рабочих органах, создаваемых для этого в нижней палате. Обсуж­дение законопроекта проводится на пленарных заседаниях Государствен­ной Думы обычно в трех чтениях. Для обсуждения проекта государствен­ного бюджета предусматривается четыре чтения.

Третья стадия законодательного процесса заключается в принятии или отклонении рассматриваемого проекта. Для принятия федерального обычно­го закона требуется большинство голосов от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы. Для принятия же федеральных конституци­онных законов (разработка их предусматривается Конституцией России) требуется не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы.

Четвертая стадия законодательного процесса состоит в рассмотрении Советом Федерации поступившего из Государственной Думы законопроекта и его принятии или отклонении. Согласно Конституции РФ принятые нижней палатой федеральные за­коны в течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение в верх­нюю палату. Федеральный закон считается одобренным Советом Федера­ции, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты или же если он не был рассмотрен Советом Федерации в те­чение 14 дней.

После завершения ра­бота комиссии федеральный закон должен быть повторно рассмотрен Государственной Думой с учетом мнения комиссии.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Феде­рации она может также повторно рассмотреть данный закон в его прежней редакции. Однако для его принятия потребуется теперь не абсолютное большинство (50%+1 голос), а квалифицированное большинство - не ме­нее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Пятой стадией законодательного процесса является подписание и обна­родование закона Президентом РФ.

В соответствии с Конституцией РФ принятый федеральный закон должен быть направлен в течение пяти дней для подписания и обнародова­ния Президенту РФ. Срок для подписания и обнародования федерального закона определяется в 14 дней. В течение такого же срока Президенту РФ надлежит также подписать и обнародовать принятый федеральный кон­ституционный закон.

Если в течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент отклонит его, то палаты парламента в конституционно установ­ленном порядке вновь рассматривают данный закон.

62. Парламентский контроль: понятие, типы и их характеристика.

Важным правом и полномочием парламента является контроль парламентов над деятельностью правительства.

Есть различные формы парламентского контроля. Эти формы в ряде случаев предусмотрены законом. Иной раз они закреплены конституцией или специальным законом. В некоторых случаях они традиционно сложились и могут быть даже не закреплены нормативным актом. Таких форм достаточно много, и конституционная практика знает следующие:

Во-первых, обсуждение основных направлений деятельности правительства (обычно – на первой сессии после его избрания или ежегодно на первой сессии после парламентских каникул).

Вторая форма контроля – контроль посредством парламентских комиссий и комитетов.

Третья форма – это специальные парламентские запросы или вопросы.

Четвертая форма называется интерпелляция.

Кроме этого, называют еще пятую форму, правда она встречается реже, – это контрольные полномочия, которые осуществляют специальные должностные лица: ревизоры, контролеры, омбудсманы и т.д.

Следующая форма контроля (шестая) – право на объявления вотума доверия или вотума недоверия при помощи резолюции порицания. Остановимся на этих формах парламентского контроля.

Обсуждение основных направлений деятельности правительства. Как правило, после избрания парламента, когда образуется правительство (это касается парламентских республик и парламентских монархий), глава избранного правительства выступает с речью, в которой излагает основные направления и приоритеты своей будущей деятельности, рассказывает о тех задачах, которые правительство ставит перед собой. В данном случае члены парламента, выступая (критикуя или одобряя эти направления), осуществляют превентивный (предупредительный) контроль, поскольку предупреждают о каких-то нежелательных акциях, об ответственности в случаях невыполнения обещаний и т.д. Таким образом они контролируют будущую деятельность правительства.

Правительственное сообщение – об основных направлениях его работы – может быть в виде речи премьер-министра, это может быть специальное заявление или послание президента правительству. Например, президент США ежегодно отправляет такое послание Конгрессу. Наиболее старинной формой данной деятельности является тронная речь монарха на открытии парламентской сессии Палаты Общин в Великобритании. После этих выступлений бывают прения. Голосований, как правило, не бывает, но ход прений оказывает влияние на будущую политику правительства.

Наиболее распространенной, почти повседневной, и часто встречающейся формой контроля парламента за деятельностью правительства являются запросы депутатов. Запросы могут быть адресованы отдельным министрам, премьер-министру, иногда – правительству в целом. Порядок внесения этих запросов, порядок ответа на них, как правило, закрепляются в регламентах палат. Запросы бывают двух видов – письменные и устные. Устный запрос – это устное обращение члена парламента к какому-то конкретному министру или другому должностному лицу. Этот запрос фиксируется специальными служащими (клерками и т.д.) парламента. Если конкретного должностного лица, к которому обращен запрос, нет на заседании, то специальные клерки сразу после оглашения направляют такой запрос министру или его заместителю. Чаще всего в большинстве парламентов предусмотрен специальный час запросов, во время которых практически весь кабинет приходит и ждет вопросов, которые им задаются. Если должностное лицо получив вопрос, может на него ответить, то оно дает ответ сразу. В некоторых случаях, если ответ требует подготовки, должностное лицо требует времени для подготовки (обычно это 2-3 дня или до следующего специального дня запросов).

По советским традициям, было принято обозначать формы работы советов – представительных учреждений, которые работали в те времена. К числу этих форм относились сессия, деятельность постоянных и временных комиссий, деятельность исполкомов и аналогичных органов, создаваемых советами, а также деятельность депутата в своем избирательном округе.

Западная практика и теория не конструировала такой перечень форм работы представительных учреждений (на наш взгляд, вполне справедливо); западными учеными отмечалось, что указанная деятельность – это не формы работы всего совета, а формы работы депутата. Почему у нас был такой подход – трудно сказать. Видимо, чтобы лучше подчеркнуть народность, массовость и другие "хорошие свойства" советов. Это иллюстрировало тезис о том, что совет работает всегда.

Перечисленные формы – это проявление деятельности депутатов. А вот совет или парламент, или иной представительный орган осуществляют полноту своих полномочий только на сессии. Поэтому, говоря о порядке работы или о порядке деятельности зарубежных парламентов, мы подчеркиваем, что парламенты осуществляют свои полномочия на сессиях.

63. Формирование и функции руководящих органов парламента. Комитеты и депутатские объединения.

Государственная Дума образует из числа депутатов комитеты и комиссии. В свою очередь комитеты:

1. осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законов;

2. организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;

3. осуществляют функции контроля за реализацией законодательства;

4. дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

5. решают вопросы организации своей деятельности.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва (комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи; комитет Государственной Думы по экономической политике; комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию и т.д.).

Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. Например, комиссии для проверки определенных данных о событиях или должностных лицах, для подсчета результатов тайного голосования, мандатная комиссия.

Комитеты и комиссии формируются на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений, численный состав определяется Государственной Думой и должен быть не менее 12 депутатов и не более 35. В своей структуре любой комитет может создавать подкомитеты. Группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы имеет право законодательной инициативы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного комитета Государственной Думы. Заседание комитета проводится не реже двух раз в месяц. Деятельность основана на принципах политического многообразия, гласности, открытости, на заседание приглашается СМИ.

 

Депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственной Думе по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам именуется фракцией и подлежит регистрации. Депутаты, не вошедшие во фракции вправе образовывать депутатские группы. Депутатские группы численностью не менее 35 депутатов также подлежат регистрации. И фракции и депутатские группы обладают равными правами. Объединения депутатов не зарегистрированные в соответствии с Регламентом Государственной Думы не пользуются правами фракций и депутатских групп.

 

IIраздел посвящен общему порядку работы Государственной Думы, работы депутатов с избирателями.

Виды обеспечения деятельности:

1. правовое;

2. организационное;

3. материально-техническое;

4. документальное;

5. информационное;

6. социально-бытовое.

Данные виды обеспечения осуществляет Аппарат Государственной Думы.

Аппарат Государственной Думы:

1 – ведает ее делопроизводством;

2 – обеспечивает протоколирование и стенографирование заседаний Государственной Думы, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, а также парламентских слушаний;

3 – подготавливает и рассылает необходимые для работы депутатов справки, информационные бюллетени и другие материалы;

4 – осуществляет регистрацию и хранение документов.

Руководитель Аппарата назначается на должность и освобождается от нее распоряжением председателя Государственной Думы по согласованию с Советом Государственной Думы на основании представления комитета Государственной Думы по организации работы Государственной Думы.

Контроль за деятельностью Аппарата осуществляется комитетом Государственной Думы по организации ее работы. В состав Аппарата Государственной Думы входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп. При этом руководители аппаратов назначаются на должность и освобождаются от нее распоряжением руководителя Аппарата Государственной Думы.

Наряду с Аппаратом Государственной Думы информационное, правовое, экспертное и иное обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляется государственными учреждениями и предприятиями (парламентская библиотека, парламентский центр и т.д.).

Также в данном разделе определяется порядок голосования, вопросы, связанные с рассмотрением законопроекта и принятием ФЗ.

 

Вопросы ведения верхней палаты российского Парламента – Совета Федерации отражены в Конституции (ст. 94-109).

Совет Федерации в обязательном порядке образует:

- комитет по вопросам Федерации, федеративному устройству и договору о региональной политике;

- комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

- комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию;

- комитет по вопросам экономической реформы (вопросы собственности, имущественному положению);

- комитет по делам СНГ;

- комитет по международным делам;

- комитет по вопросам безопасности и обороны;

- комитет по социальной политике;

- комитет по вопросам науки, культуры и образования.

К ведению Совета Федерации относится:

1. утверждение изменения границ между субъектами РФ;

2. утверждение Указа Президента о введении военного положения, либо о введении чрезвычайного положения;

3. решение вопроса о возможности использования вооруженных сил России за ее пределами;

4. назначение выборов Президента;

5. отрешение Президента от должности;

6. назначение на должность судей;

7. назначение и освобождение от должности генерального прокурора;

8. назначение и освобождение от должности руководителя Счетной палаты.

 

64. Формы работы парламента.

Парламентская сессия (термин латинского происхождения и означает «заседание») — это период времени, в течение которого происходят пленарные заседания парламента и его комиссий.

Сессия — основная форма работы парламента. Парламентские сессии созываются в различных странах от одного до четырех раз в год и работают на профессиональной основе в течение года. В социалистических странах, парламенты работают не на профессиональной основе и поэтому собирались и собираются несколько раз в году на два-три дня.

Различают очередные (созываемые в установленные законом сроки) и внеочередные (созываемые сверх установленного числа и в необычное время) сессии.

Созыв парламента на очередную сессию осуществляется:

1) главой государства (Великобритания, Япония);










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...