Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Неотменяемость прав и свобод




Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания.В то же время Конституцией допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина. Важно иметь в виду, что ограничения не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.

 

32. Международная защита прав человека – совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по практическому претворению в жизнь этих прав и свобод, а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств в этой отрасли права и непосредственной защиты попранных прав отдельного человека.

Основа защиты общих прав человека была заложена принятием Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Этот день ежегодно отмечается как День защиты прав человека.

Всеобщая Декларация прав человека закрепляет:

1. равенство людей — все люди рождаются свободными и равными в правах;

2. не­дискриминацию по признаку пола, расы, цвета кожи, пола, языка, религии и другим признакам;

3. право каждого на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;

4. запрет рабства и работорговли;

5. запрет пыток или жестокого обращения;

6. право каждого на правосубъектность;

7. равенство всех перед законом;

8. право на обращение в суд;

9. запрет произвольных арестов;

10. презумпцию невиновности и запрет обратной силы уголовного закона;

11. право на свободу передвижений и выбор места жительства;

12. право на гражданство;

13. право на вступление в брак;

14. право владеть имуществом;

15. право на свободу убеждений;

16. право на мирные собрания;

17. право на участие в управлении общест­венными и государственными делами;

18. право на труд и другие права и свободы человека.

Всеобщая декларация прав человека дала толчок к разработке и заключению многочисленных конвенций по правам человека. Центральное место в системе обеспечения и защиты прав челове­ка занимают пакты о правах человека. Международный пакт об эко­номических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах были приняты в 1966 г. и ратифицированы СССР в 1973 г.

В ст. 1 обоих пактов закрепляется право народов на самоопреде­ление, в соответствие с которым они свободно устанавливают свой политический статус и обеспечивают свое экономическое и полити­ческое развитие, свободно распоряжаются своими естественными богатствами и ресурсами. Ни один народ не может быть лишен при­надлежащих ему средств существования.

Устанавливается также принцип равенства граждан независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имуще­ственного положения, рождения или иного обстоятельства.

На основании норм Пакта об экономических, социальных и куль­турных правах государства гарантировали индивиду: право на труд, включая право на место работы, справедливые и благоприятные ус­ловия труда, право на отдых и т.д.; право на участие в профсоюзах; право на социальное обеспечение и социальное страхование; охрана семьи; право на образование и участие в культурной жизни и другие права.

Во время официально объявленного чрезвычайного положения в государстве государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств в той степени, в какой это требуется остротой положения.

Яндекс.Директ

Lancome Climat — 349 грн!Успей купить духи по супер цене. Акция 1+1=подарок! Доставка бесплатно! ЖмиЖенская ПарфюмерияМужская ПарфюмерияКосметика MACКосметика Kylieparfumcity.com.uaАдрес и телефон
Меловые маркеры от 120 рублей!Маркеры с жидким мелом. Рисуйте мелом, как маркером! Доставка по России!Меловые обоиМаркерная пленкаДоставка и ОплатаКонтактыmegaplenki.ruАдрес и телефон

Пакт также установил перечень неотъемлемых прав и свобод человека, отступать от которых государство не вправе ни при каких обстоятельствах. К ним относятся: право на жизнь; запрет пыток, жестокого бесчеловечного обращения или наказа­ния; запрет рабства и работорговли; запрет лишать человека свободы только на том основании, что он не выполняет какие-либо договорные обязательства; запрет придания уголовному закону обратной силы; право на правосубъектность; право на свободу мысли, совести и религии.

Эти неотъемлемые права образуют минимальный стандарт прав человека.

Расовая дискриминация – любое различие, ис­ключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического проис­хождения, имеющие целью уничтожение или умаление осуществле­ния на равных началах прав человека и основных свобод.

Пытка – любое действие, которым лицу умышленно причиня­ется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным или иным лицом, вы­ступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия (ст. 1).

Охраняется право каждого человека на жизнь. Смертный приговор, как правило, не может быть вынесен женщинам. Смертный приговор не может быть вынесен женщинам, находящимся в момент вынесения приговора в состоянии беременности, и смертный приго­вор не может быть исполнен в отношении женщин, находящихся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора. Смерт­ный приговор не может быть вынесен лицу за преступление, совер­шенное им до достижения 18-летнего возраста.

Особая защита предоставляется незащищенным слоям общества (детям, пенсионерам, инвалидам и т.д.).

 

33. Внутригосударственное обеспечение прав и свобод человека и гражданина осуществляется в Российской Федерации на трех уровнях: федеральном, региональном (субъектов Российской Федерации) и местном. В данном параграфе речь пойдет о федеральном и региональном уровнях.

В Российской Федерации (на всех ее уровнях), как и в других государствах, сложилась и действует система охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Она включает в себя: Судебную охрану и защиту, которая обеспечивается деятельностью: - федеральных судов, к ним относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов; дисциплинарное судебное присутствие; - судов субъектов Российской Федерации, к ним относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Внесудебную государственную охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, которая включает в себя: - Президента Российской Федерации, который, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 80), является гарантом прав и свобод человека и гражданина; - институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, институты уполномоченных по правам человека и правам ребенка в субъектах Российской Федерации, институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах; - Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации, другие совещательные органы при Президенте Российской Федерации, созданные в целях оказания помощи в реализации его полномочий как гаранта Конституции РФ, прав и основных свобод человека и гражданина; - Администрацию Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в сфере их функций по организации рассмотрения обращений граждан, охраны и защиты их конституционных прав и законных интересов; - Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и другие) комиссии, участковые комиссии, обеспечивающие реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; - федеральные органы исполнительной и законодательной ветвей власти в сфере их функций по организации рассмотрения обращений граждан, охраны и защиты их конституционных прав и законных интересов; - органы исполнительной и законодательной (представительной) ветвей власти субъектов Российской Федерации в сфере их функций по организации рассмотрения обращений граждан, охраны и защиты их конституционных прав и законных интересов41; - органы местного самоуправления в сфере их функций по организации рассмотрения обращений граждан, охраны и защиты их конституционных прав и законных интересов; - прокуратуру Российской Федерации; - Общественную палату Российской Федерации; - неправительственные правозащитные организации и т.д. Систему законодательства в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина на федеральном уровне образуют: Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу, которой не должны противоречить все другие правовые акты, принимаемые на территории России (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ); федеральные конституционные законы, принимаемые в предусмотренных Конституцией РФ случаях и в особой процедуре и имеющие большую юридическую силу, нежели другие законы (ч. 3 ст. 76, ст. 108 Конституции РФ); федеральные законы; указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ); постановления и распоряжения Правительства РФ, которые принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ (ст. 115 Конституции РФ); нормативные акты министерств и ведомств, которые могут приниматься только в случаях, предусмотренных законом. Конституция РФ определила структуру федеративного устройства и статус субъекта РФ, разграничила предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Эти новые принципы построения российской государственности позволили субъектам РФ начать формирование собственных, относительно обособленных законодательных систем. Формирование законодательства субъектов РФ стало логичным продолжением строительства правовой системы Российской Федерации, которое рассматривается Конституцией РФ как атрибут их государственности (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ). При этом правовые нормы субъектов РФ являются неотъемлемой частью российской правовой системы. С начала 1993 года прослеживается тенденция увеличения нормотворчества субъектов РФ, однако это не должно создавать проблем для правоприменения. Система законодательства субъектов РФ должна строиться на основе приоритетов Конституции РФ и других законодательных актов Российской Федерации. Предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ разграничиваются согласно статье 11 Конституции РФ, иными положениями Конституции РФ, Федеративным договором и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Согласно статье 73 Конституции РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти по предметам совместного ведения вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации. Предметы ведения Федерации и предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов прописаны достаточно подробно в статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации. Предметы ведения субъекта РФ можно представить как остаточную часть правового пространства. Поэтому многие субъекты РФ, стараясь более четко определить свои полномочия, выстраивали собственные модели взаимоотношений с федеральным центром, закрепляя их двусторонними договорами. Применительно к нормотворчеству по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и в соответствии с правилами применения действующего законодательства в случае наличия противоречия между федеральным законодательством и законом субъекта РФ предпочтение отдается федеральному закону (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ). При осуществлении регулирования на уровне субъекта Федерации недопустимо ограничение перечня и объема прав и свобод, а также снижение их гарантированной охраны и защиты по сравнению с федеральным уровнем. Это позволяет сохранить единый стандарт перечня и системы охраны и защиты прав и свобод граждан на всей территории России. Правовое регулирование субъектами Федерации осуществляется по предметам совместного ведения в соответствии с федеральными правовыми актами: субъект Федерации может принять опережающее правовое регулирование, но после принятия федерального законодательства по данному вопросу должен привести свое законодательство в соответствие с ним. Как отметил Конституционный Суд РФ в своем решении, «если субъект Российской Федерации не принял закона по вопросу, отнесенному к его компетенции федеральным законодателем в порядке осуществления полномочий по предметам совместного ведения, то федеральный законодатель в случае необходимости сам может осуществить правовое регулирование в этой сфере»42. Совместное ведение предполагает разделение полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов в соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ. Самостоятельно субъект Федерации может осуществлять правовое регулирование в пределах совместного или исключительного ведения. В последнем случае нормативные акты субъекта Федерации имеют приоритет перед актами Федерации (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ). Федерация должна обеспечить соблюдение региональным законодателем при правовой регламентации сфер, непосредственно затрагивающих права и свободы человека и гражданина, следующего конституционного положения: на уровне субъекта Федерации не может быть ограничен объем предоставленных гражданину прав и свобод по сравнению с федеральным или международным законодательством, поскольку, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ограничение прав и свобод человека и гражданина может вводиться только федеральным законом. Вместе с тем субъект Федерации может расширить и дополнить, по сравнению с федеральным уровнем, объем гарантированных государством прав и свобод, например, установить дополнительные социальные льготы пенсионерам, инвалидам, предусмотреть более высокий стандарт бесплатного образования, предоставляемого гражданину, дополнить механизмы, призванные охранять и защищать права и свободы человека и гражданина. Последнее может проиллюстрировать учреждение в ряде регионов России института Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка. Учреждение данных должностей - это еще один шаг на пути демократизации общественных и государственных отношений в России. Проведение преобразований в экономической и социальной сферах не может отодвинуть на второй план проблему правообеспечения, и Уполномоченный по правам человека в России является своего рода институционным напоминанием о ее существовании и значимости. Функционирование этого института способствует формированию демократического правового государства, самодостаточного гражданского общества, состоящего из свободных индивидов, обладающих неотчуждаемыми правами. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Предполагается, что его деятельность поможет решить весьма важные проблемы страны, пресечь факты нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В связи с этим формирование национальной внесудебной системы защиты прав человека предполагает необходимость учреждения должности Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка в каждом субъекте Российской Федерации. Возможно, более четкое распределение полномочий между центром и субъектами Федерации - одна из важнейших задач законодателя в настоящий момент. Для законодательного органа субъекта Федерации необходимо более четко «определить, во-первых, объем законодательного регулирования по предметам совместного ведения, не допуская превышения или дублирования норм федеральных законов; во-вторых, обеспечить самостоятельное правовое регулирование «области» по предметам ее исключительного ведения»43. В действующем законодательстве четко не опреде- лены предмет и пределы осуществления правового регулирования субъектом Федерации в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Это приводит к тому, что часто принимается закон либо по вопросу, относящемуся к ведению Федерации, например устанавливающий какие-либо ограничения прав граждан, либо определенные отношения остаются неурегулированными ни на одном уровне. В связи с этим важен мотив, отмеченный Конституционным Судом РФ в его решении: пределы усмотрения органов государственной власти субъектов Федерации по вопросам своего ведения или совместного ведения могут быть «ограничены федеральным законодателем, исходя из интересов обеспечения прав граждан»44 . Сложившаяся ситуация ставит определенные трудности и перед судебными органами общей юрисдикции. При принятии решения по конкретному делу судья, оценивая нормативные акты, не может решать вопрос о том, принят ли нормативный акт в соответствии с разделением предметов ведения и полномочий между Федерацией и субъектом Федерации, поскольку этот вопрос отнесен к ведению Конституционного Суда РФ. И в то же время судья должен в максимально короткие сроки вынести решение в соответствии с законом, но будет ли это федеральный закон или акт субъекта Федерации - неясно. Далее необходимо заметить, что, согласно Конституции РФ (п. «в» ч. 1 ст. 71), регулирование прав и свобод человека и гражданина относится к исключительному ведению Российской Федерации. Это прежде всего означает, что в государстве обеспечивается высший уровень их регулирования, а именно непосредственно Конституцией РФ - в главе 2 (Права и свободы человека и гражданина). Конституционным принципом является также регулирование прав и свобод в форме закона. В главе 2 Конституции РФ, определяющей перечень признанных прав и свобод человека и гражданина, ссылки на соответствующие законы, которые должны быть приняты и применяться в процессе их реализации, имеются более чем в двадцати статьях. При этом отсутствие указанных законов не ограничивает прав и свобод, поскольку они являются непосредственно действующими. Субъекты Федерации и муниципальные образования не вправе ограничивать круг прав и свобод человека и гражданина и их непосредственное действие. Конституция РФ запрещает применение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Конституция РФ не содержит четкого разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в этой сфере. В ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных меньшинств (п. «в» ст. 71 Конституции РФ). Защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «б» ч. 1 ст. 72). Практически это означает, что, с одной стороны, федеральный уровень регулирования и защиты прав и свобод не может быть ни в какой форме умален субъектами Федерации, а с другой - что те же субъекты Федерации несут конституционную обязанность защищать права и свободы любого человека и гражданина на своей территории, вправе расширять федеральные гарантии их защиты. В то же время Конституцией РФ определено, что защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства в целом, а также федеральных органов государственной власти - Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 82, ч. 2 ст. 85), палат Федерального Собрания (ст.ст. 102, 103, 106), Правительства Российской Федерации (ст. 114), органов государственной власти субъектов Федерации (п. «б» ч. 1 ст. 72, ст. 73, ч. 2 ст. 85), органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 132). Исходя из этого, здесь требуется наиболее четкое разграничение полномочий Федерации и ее субъектов, которое должно найти свое отражение в действующем законодательстве. Иными словами, деятельность федеральных и региональных органов власти при решении данных вопросов определенным образом совмещается. Она совпадает по направлениям, способам и институтам, но различается по полномочиям и масштабам. Только на федеральном уровне, если исходить из ст. 71 Конституции РФ, возможно осуществление мер защиты национальных меньшинств путем имплементации соответствующих норм международного права в правовую систему России, установления дополнительных (исключительных) прав для представителей указанных общностей, уголовной ответственности за их ущемление и т.д. Однако субъекты Федерации, если руководствоваться ст.ст. 5, 72, 73, 76 Конституции РФ, в целях защиты национальных меньшинств правомочны в пределах компетенции принимать законы и иные нормативные акты, гарантирующие равенство прав и свобод, возможность полноценного участия лиц, принадлежащих к названным общностям, в культурной, общественной и экономической жизни, а также в ведении публичных дел, особенно тех, которые затрагивают их интересы; создавать необходимые специализированные государственные органы, развивать институты самоуправления национальных меньшинств; участвовать в выработке федеральных законов и контроле за их исполнением. В настоящее время сформировалось обширное региональное законодательство по вопросам защиты национальных меньшинств. При этом оно, по сути, является субфедеральным, т.е. в основном производно от федерального законодательства и соподчинено с ним, хотя и включает в себя отдельные нормы (например, в области административно-территориального устройства, некоторых сторон организации государственной власти), имеющие самостоятельное значение. Указанная система региональных правовых актов разнообразна по формам (конституции, уставы, договоры, законы и иные нормативные акты). Однако половина из них приходится на Ханты-Мансийский и ЯмалоНенецкий автономные округа. В некоторых из субъектов Федерации национальные меньшинства вообще не упоминаются (например, в Брянской и Волгоградской областях) либо упоминаются однократно (в уставах или конституциях) в формулировках, тождественных тем, которые приводятся в Конституции Российской Федерации (Ставропольский край, Архангельская, Белгородская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Кировская, Курганская и другие области). Интенсивность правового регулирования рассматриваемых отношений обусловлена множеством факторов, действующих в том или ином сочетании. Вместе с тем отмечается определенная корреляция: - с этничностью региона, о чем свидетельствует развитая нормативная база автономных округов - Ненецкого, Ханты-Мансийского и ЯмалоНенецкого, - посвященная малочисленным народам; - экономическим потенциалом; не случайно в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, где экономические показатели одни из самых высоких по стране, действует наиболее разветвленная система актов, гарантирующих права малочисленных народов Севера; - направленностью федерального регулирования применительно к коренным малочисленным народам. Это, видимо, объясняет тот факт, что именно они (и прежде всего малочисленные народы Севера) получают необходимые региональные правовые гарантии. Существующая практика регионального законотворчества в области прав и свобод человека и гражданина дает примеры дополнительного гарантирования прав и свобод граждан и вместе с тем свидетельствует о прямом или косвенном их нарушении актом законодательного (представительного) органа субъектов Федерации. Некоторые субъекты Федерации достаточно активно используют возможность опережающего правового регулирования. Часть субъектов Федерации оставляет без надлежащего правового регулирования вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции или совместной с Федерацией компетенции, в силу чего можно говорить о неисполнении государственными органами субъекта Федерации обязанности защищать права и свободы человека и гражданина. Приведенные выше ситуации свидетельствуют о серьезных недостатках в механизме охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина и налагает на федеральные органы государственной власти определенные обязанности по организации эффективного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в процессе правотворческой деятельности государственных органов на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Анализ механизма охраны и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в субъектах РФ и конституционной системы разграничения компетенции между Федерацией и ее субъектами в части определения правового положения человека и гражданина показывает, что для законодательного регулирования положения человека и гражданина собственно в субъекте Федерации остается незначительное пространство. Формально объем законодательства субъектов Федерации в этой сфере должен определяться такими правилами, как недопустимость двойного федерального и регионального правового регулирования схожих общественных отношений, возможность установления субъектом Федерации дополнительных прав и свобод человека и гражданина за счет собственных ресурсов, в том числе прав и свобод человека и гражданина, обусловленных региональными особенностями климатического, техногенного, национально-этнического, социального характера.

 

34. Первые элементы системы защиты прав человека появились еще в средневековой Западной Европе. В Англии элементарные права подданных были зафиксированы уже в Великой хартии вольностей 1215, где закреплялись право собственности и неприкосновенность частной жизни.

С конца 17 в. права человека получили теоретическое обоснование в трудах Дж.Локка. Этот мыслитель впервые четко сформулировал идею «естественных прав»: человек является высшей социальной ценностью, он «от природы» обладает неотъемлемыми правами (на жизнь, на свободу и др.), которые не могут быть никем отняты.

Следующий шаг в развитии понимания прав человека был сделан в конце 18 в. Уже в американской Декларации независимости 1776 содержалась ставшая канонической формулировка – «...все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью». Права граждан были систематизированы в 1789 в почти одновременно принятых Декларации прав человека и гражданина (во Франции) и в Билле о правах (в США). Под влиянием американской и французской революций концепция прав человека стала в 19 в. общепринятой почти во всех странах с европейской культурой.

Дальнейшее развитие концепции прав человека связано с тремя процессами –

1) с расширением круга людей, права которых подлежат защите;

2) с расширением количества тех прав, которые считаются «общепринятыми»;

3) с совершенствованием механизмов контроля за соблюдением прав человека.

Первоначально права человека защищались исключительно национальными государствами, в то время как нарушение прав человека в «чужих» странах считалась их внутренним делом. Это представление о самодостаточности национального уровня защиты прав человека показало свою несостоятельность уже во время Первой мировой войны, когда совершаемые в условиях военного времени чрезмерные насилия против иностранных граждан не могли подвергаться формальному осуждению. Для предотвращения возникновения агрессивных режимов возникла необходимость создать наднациональный механизм контроля за постоянным соблюдением основных прав человека во всех странах мира.

10 декабря 1948 Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Она стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений.

Помимо организаций системы ООН международным контролем за соблюдением прав человека активно занимаются различные неправительственная общественные организации – например, основанная в 1961 «Международная амнистия» (Amnesty International), ведущая борьбу с преследованием политических противников и нарушением прав узников.

Существенным дополнением к универсальному механизму прав человека в рамках ООН является региональная система прав человека, созданная на всех континентах планеты, кроме Азии. Одной из наиболее успешных систем в этой области признана Европейская система защиты прав человека, потому что цели, которые она перед собой поставила, она реализует и постоянно развивает.

Яндекс.Директ

Lancome Climat — 349 грн!Успей купить духи по супер цене. Акция 1+1=подарок! Доставка бесплатно! ЖмиЖенская ПарфюмерияМужская ПарфюмерияКосметика MACКосметика Kylieparfumcity.com.uaАдрес и телефон
Коллекционная живопись XIX-XX в.Галерея Акант: покупаем, продаем, консультируем. Без праздников и выходных.Русская живописьСоветская живописьАдреса галерейzolotoe-sechenie.ruАдрес и телефон

Старейшей региональной организацией, главной целью которой является защита прав человека, стал Совет Европы созданный ещё в 1949 году. Уже в ноябре 1950 года его членами была принята Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она вступила в силу 3 сентября 1953 года. В настоящее время в Совете Европы состоит более 40 государств, все они – члены конвенции.

Главная ценность конвенции: в ней содержался механизм, обеспечивающий реальное выполнение целого ряда прав и основных свобод человека, провозглашённых во Всеобщей Декларации прав и основных свобод человека. Важнейшие инструменты для достижения цели – Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека в Страсбурге, которые наделялись полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц, правительственных организаций и групп от народа.

В настоящее время Европейская комиссия по правам человека упразднена, и все жалобы рассматриваются непосредственно в Европейском суде. Конвенция в последующие годы была дополнена протоколами, в которых был отражён целый ряд социально-экономических и политических прав человека.

Проблемы защиты прав человека – центральные в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В настоящее время ОБСЕ – самая представительная региональная организация, в состав которой входят 50 государств.

В современном мире существуют действенные механизмы защиты прав и свобод граждан.

При рассмотрении механизмов защиты прав и свобод человека, как внутригосударственных, так и международных, необходимо учитывать то, что защита прав человека является правовой обязанностью абсолютно всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. Каждый из этих органов, действуя в пределах своих полномочий, обязан решать проблему защиты прав и свобод человека своими собственными методами. Именно для того, чтобы убедиться и проконтролировать, что все государственные органы выполняют свои функции усердно и добросовестно, учитывая личные интересы граждан, и был создан институт омбудсмена (Уполномоченного по правам человека), появившийся в 1809 г. в Швеции и существующий сейчас более чем в ста странах мира.

Яндекс.Директ

Меловые маркеры от 120 рублей!Маркеры с жидким мелом. Рисуйте мелом, как маркером! Доставка по России!Меловые обоиМаркерная пленкаДоставка и ОплатаКонтактыmegaplenki.ruАдрес и телефон
Постим в Instagram c компьютераЗагружай посты с компьютера. Таймер удаления поста. Пользуйся бесплатно!smmplanner.com

Идея правозащитника или народного заступника, независимого от государства и стоящего на стороне простого народа, человека, который восстанавливал бы справедливость во взаимоотношениях людей с государством, была популярна в народе во всех странах и во все времена.

Омбудсман - это независимое, достойное доверия должностное лицо, чаще всего управомоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан, и опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями и представителями, но без права изменения принятых ими решении.

Главная цель, преследуемая обществом и государством, при учреждении службы омбудсмана - это создание дополнительных гарантий против нарушения гражданских прав административными органами, бюрократического отношения к интересам индивида. В споре гражданина с администрацией омбудсман должен становиться на сторону гражданина, таким образом, ослабляя ощущение беззащитности человека перед бездушной системой органов и учреждений. Этот институт должен отличаться высокой степенью открытости и публичности. Он призван уравновешивать противоречивые интересы государственной власти и граждан страны.

Уполномоченный по правам человека дополняет существующие средства правовой защиты. Но, в отличие от них, он менее формален и имеет ряд других, не менее важных преимуществ. Суды связаны множеством формально-юридических требований и условий, они рассматривают дела по принципу законно - незаконно. Органы прокуратуры традиционно выступают как представители государства, и не всегда бывают беспристрастными. Уполномоченный по правам человека не в такой степени связан формальными рамками, и как уже подчеркивалось, может руководствоваться соображениями не только законности, но и своими представлениями о справедливости.

Еще одним преимуществом института Уполномоченного по правам человека является то, что заявление или жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной. Он является беспристрастным и квалифицированным органом, который действует неформально, безотлагательно, бесплатно.

 

35. Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства[25].

Развитие правового положения иностранцев связано со становлением человеческой цивилизации. В Древнем мире и в средние века иностранцы были бесправны. Лишь в XIX в. положение начинает ощутимо меняться, прежде всего, под влиянием развития международных экономических связей. В это время иностранцы пользовались специальным режимом, который в одних случаях был более ограниченным, чем режим местных граждан, а в других — более благоприятным. Последний режим был типичен для зависимых стран. В странах Ближнего Востока и в Китае существовал так называемый режим капитуляций (основанный на статьях договора — капитулах). При этом режиме иностранцы в значительной мере изымались из местной …
юрисдикции.

Новый этап в развитии правового режима иностранцев начинается после принятия Устава ООН. Всестороннее развитие связей между государствами, интернационализация общественной жизни повлекли значительное увеличение численности иностранцев в большинстве стран и их роли, прежде всего, в области экономики. Заинтересованность государств в таком развитии потребовала обеспечения иностранцам достаточно широкого круга прав.

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции РФ. В соответствие с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Объем прав, свобод и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства может определяться в специальных законах, например в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[26].

Различие в объеме правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства зависит и от сроков пребывания в Российской Федерации, например, временно проживающий иностранный гражданин в России не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Исключения из объема правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства касаются ряда политических прав (избирательных прав, участия в референдумах и др.), несения воинской службы.

Исходя из этого, всех иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, можно подразделить на три категории в зависимости от срока их пребывания[27]:

а) временно пребывающие в Российской Федерации, которые пребывают на территорию Российской Федерации, как правило, на основании выданной им визы, и срок их пребывания ограничивается сроком действия выданной визы. Визовый порядок въезда и выезда из страны установлен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[28];

Кроме того, иностранный гражданин может пребывать в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание. Однако срок такого пребывания в Российской Федерации не может превышать 90 дней (ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[29];

б) временно проживающие в Российской Федерации. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину (ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»):

— родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

— признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

— имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

— состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;

— осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ;

— поступившему на военную службу, на срок его военной службы и др. случаи.

Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, с перерегистрацией в органах внутренних дел ежегодно;

в) постоянно проживающие в Российской Федерации.

Прожив на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание не менее года (но не позднее 6 месяцев до даты истечения срока действия разрешения на временное проживание), иностранный гражданин имеет право обратиться в соответствующий территориальный орган исполнительной власти за получением вида на жительство. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет и может быть продлен неограниченное количество раз (ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении Иностранных граждан в Российской Федерации»).

загрузка…

Еще одной категорией иностранцев являются лица без гражданства (апатриды).

В науке выделяют:

— абсолютное безгражданство (отсутствие у лица гражданства какого-либо государства с момента рождения);

— относительное безгражданство (наступившее в результате утраты гражданства).

Правовой статус лиц без гражданства в Российской Федерации приравнивается к статусу иностранных граждан, но особенностью положения апатридов в любой стране является то, что они не имеют устойчивой правовой связи ни с одним государством и не могут рассчитывать на дипломатическую защиту какого-либо государства. Апатрид не имеет ряда субъективных прав, неразрывно связанных с состоянием гражданства, — избирательные права, доступ к государственной службе и т. д.

Сущность конституционно-правового статуса иностранцев определяется, прежде всего, основными правами и обязанностями, которые взаимодействуют с иными правовыми компонентами (гражданство, правоспособность, гарантии) и образуют в единстве содержание конституционно-правового статуса иностранцев. Поэтому иностранцы имеют в РФ такие же имущественные и личные неимущественные права, что и российские граждане. Эти права должны осуществляться ими таким же образом, как и российскими гражданами. Реализация указанных прав должна соответствовать их назначению в обществе.

Иностранцы, как и граждане РФ, могут владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей им собственностью в пределах, установленных нашим законом. В отношении права собственности иностранцев действует принцип национального режима. На иностранцев распространяются общие правила нашего законодательства о собственности граждан. Это касается круга предметов, которые вообще могут принадлежать иностранцам, и пределов осуществления иностранцами их права собственности. Установленные в этом отношении правила законодательства должны соблюдаться на территории РФ всеми лицами, в том числе иностранцами.

 

36. Вынужденный переселенец – это гражданин РФ, который покинул место своего постоянного жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Беженец – это лицо, которые не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Отличие беженцев и вынужденных переселенцев в РФ состоит в субъекте.

Статус вынужденных переселенцев или беженцев предоставляется компетентным органом на основании ходатайства заинтересованного лица и оформляется соответствующим свидетельством.

Вынужденные переселенцы не могут быть возвращены против их воли на территорию, которую покинули по обстоятельствам, при наличии которых предоставляется статус вынужденного переселенца, либо не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.

Беженцам предоставлено право беспрепятственно выезжать и въезжать на территорию РФ на основании проездного документа беженца.

Лицам, получившим статус беженца или вынужденного переселенца, и членам их семей предоставляется широкий спектр прав, например право на услуги переводчика и информацию о правовом положении беженца в РФ, право на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания и т. д.

В свою очередь эти лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, на территории которых они находятся, пройти обязательное медицинское освидетельствование и т. д.

Статус беженца прекращается в случае, если лицо добровольно отказывается от этого статуса (если отпали соответствующие обстоятельства в стране его принадлежности или постоянного жительства, а также в случае, если это лицо получило в установленном порядке гражданство РФ либо воспользовалось защитой иного государства), либо в качестве меры ответственности за виновное поведение лица.

Основания лишения статуса беженца: 1) лицо осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ; 2) лицо предоставило заведомо ложные сведения и документы, послужившие основанием для признания его беженцем, либо допустило иное нарушение в порядке получения соответствующего статуса.

12.Конституционно-правовые отношения: понятие, объекты, субъекты, особенности.

Конституционно-правовые отношения (КПО) — это общественные отношения, которые урегулированы нормами КП и содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными правовыми нормами.

КПО имеют единую для всех правоотношений структуру: Субъект, Объект, Содержание (субъект. право и юр. обязанность).

Специфика КПО:

КПО имеют свое собственное содержание, так как возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП;

КПО свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений. Специфические субъекты КПО:

Народ — при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ;

Государства — РФ и республики, а также такие субъекты Федерации, как края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;

Органы государства, органы МСУ, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

 

Всю систему КПО можно разбить на две большие группы:

1. Отношения, связанные с установлением основ гражданского общества, конституционного строя и правового статуса человека и гражданина. Регулируются КП в основных чертах, более детальное регулирование — в других отраслях права.

2. Общественные отношения, в которых находят конкретное воплощение права и свободы гражданина и лица, возникающие на основе института гражданства, организация и функционирование органов гос. власти. Эти отношения проявляются в государственно-властной деятельности, поэтому они определяются как властеотношения (отношения в процессе осуществления власти). Они урегулированы КП в полном объеме.

Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм — правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Яндекс.Директ

Постим в Instagram c компьютераЗагружай посты с компьютера. Таймер удаления поста. Пользуйся бесплатно!smmplanner.com
Lancome Climat — 349 грн!Успей купить духи по супер цене. Акция 1+1=подарок! Доставка бесплатно! ЖмиЖенская ПарфюмерияМужская ПарфюмерияКосметика MACКосметика Kylieparfumcity.com.uaАдрес и телефон

Реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций порождают правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты (shpora.su), не установлены их конкретные права и обязанности (например, нормы-принципы, закрепляющие основы конституционного строя РФ).

Особый вид КПО — правовые состояния, в которых четко определены субъекты правоотношения, но не их взаимные права и обязанности (например, состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в ее составе).

КПО бывают:

Постоянные — срок действия не определен, однако могут заканчиваться в конкретных условиях, например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству;

Временные — возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм — правил поведения, с выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается (например, отношения между избирателем и участковой комиссией отношения прекращаются после исполнения последней своей обязанности выдать избирателю избирательный бюллетень и обеспечить ему установленные условия для голосования);

Материальные — реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения (правоустановительные отношения). Например, Статья 8 (2) Конституции устанавливает, что в РФ признается и защищается частная собственность;

Процессуальные — реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов (правоохранительные отношения). Например, статья 35, ч.1 Конституции РФ закрепляет, что право частной собственности охраняется законом.

Субъекты КПО — носители конституционных прав и конституционных обязанностей. Группы субъектов КПО:

1. Физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью;

2. Государственные образования: государство в целом, субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ).

3. Негосударственные объединения: общности людей — народ РФ, народы субъектов РФ, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований; органы МСУ; ассоциации граждан — политические партии, массовые общественные организации, религиозные объединения, общественно-политические движения; группы граждан — собрания избирателей, сходы граждан и другое.

 

37. Во-первых, избирательное право в объективном смысле (позитивное избирательное право) - это система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. Во-вторых, избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) - это право гражданина избирать и быть избранным в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я.

Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его рез-тов и распределения депутатских мандатов.

Избирательная система - это также определенный порядок формирования выборов гос-ной и местной власти (Президент РФ, депутаты ГД ФС РФ, иные федеральные гос-ные органы, предусмотренные Конституцией РФ, органы местного самоупр-я и субъектов РФ).

Избирательная система урегулирована правовыми нормами, кот-е образуют избирательное право. Избирательная система охватывает принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов. Избирательная система является важнейшим элементом политической системы государства.

Основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная, смешанная.

Порядок выборов в рамках избирательной системыопределяется конституционно-правовыми нормами, кот-е в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Наиболее существенными элементами избирательной системы в широком смысле можно считать:

- избирательную систему в узком смысле;

- принципы и условия участия граждан в выборах (активное и пассивное избирательное право);

- принципы и условия участия в выборах политических партий и иных общественных объединений;

- систему органов, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

- порядок выдвижения и регистрации кандидатов и списков кандидатов;

- порядок проведения предвыборной агитации;

- порядок финансирования выборов;

- порядок организации голосования (в том числе порядок участия в выборах граждан, кот-е не имеют возможности вдень голосования прибыть на избирательный участок).

Содержание конституционного права граждан избирать и быть избранным.

В соответствии с подпунктом "в" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., принятого Генеральной Ассамблеей ООН, каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Российское избирательное право неразрывно связано с осуществлением предусмотренного Конституцией РФ (ст. 32) права граждан избирать и быть избранными в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я. Т.о., выделяют - активное избирательное право (право избирать) и пассивное избирательное право (право быть избранным).

Принципы участия граждан России в выборах (избирательном процессе), обязательные для всех видов выборов, закреплены в ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" № 67. Согласно ст. 3 указанного ФЗ участие гражданина в выборах является свободным, добровольным и реализуется на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Это положение универсально и относится ко всем видам выборов.

Всеобщее избирательное правограждан означает, чтогражданин России, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, конституциями, уставами, законами субъектов РФ - быть избранным в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я. Реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также др. обстоятельств.

 

38. Единственным и важнейшим способом формирования представительных органов государственной власти, местного самоуправления, избрания Президента РФ являются выборы. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет выборы как форму прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органов государственной и местной власти или наделения полномочиями должностного лица.

Значимость выборов в системе народовластия, политической системе общества определяется тем, что они: являются важнейшим средством реализации и обеспечения народного суверенитета, функционирования демократического политического режима и политической системы; обеспечения легитимности власти, т.е. признания ее народом, готовности граждан добровольно выполнять ее предписания; отбора политических лидеров, способных осуществлять государственную и местную власть.

Термин "избирательное право" употребляется в двух значениях: в объективном и субъективном. Объективное избирательное право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с формированием представительных органов государственной власти, местного самоуправления, выборных должностных лиц, а также взаимоотношения депутатов с избирателями.

Иначе говоря, избирательное право как конституционно-правовой институт - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с выборами в органы государственной власти, органы местного самоуправления и проведением референдума.

Несмотря на то что избирательное право - это конституционноправовой институт, он, однако, включает и отдельные нормы других отраслей права: трудового, административного, гражданского, уголовного, процессуального и других.

В субъективном смысле избирательное право выражается в предоставлении каждому гражданину возможности участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в голосовании на референдуме. В этом смысле избирательное право включает в свое содержание:

активное избирательное право, то есть право гражданина избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в голосовании на референдуме;

пассивное избирательное право, то есть право гражданина быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Что же касается возрастного ценза для кандидатов на выборные должности, то есть реализации пассивного избирательного права граждан РФ, то этот ценз различен в зависимости от вида органа и его уровня.

Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет и отвечающий целому ряду других требований.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов (голосования) 21 года.

В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в субъектах РФ, в соответствии с их законодательными актами, могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином РФ пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории РФ (соответственно уровню проводимых выборов).

Далее в федеральном законе указывается, что устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может быть менее 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 21 года - при выборах главы муниципального образования.

Что касается кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, то, как правило, во всех субъектах РФ их возрастной ценз совпадает с возрастным цензом граждан, обладающих активным избирательным правом при выборах этих органов, то есть 18 лет.

Источники избирательного права

Систему источников избирательного права составляют все источники конституционного права, в которых содержатся избирательные правовые нормы. Особое место среди них принадлежит специальным избирательным законам.

Исходя из того, что РФ - федеративное государство, избирательное законодательство в нем носит двухуровневый характер.

Первый уровень:

федеральное законодательство, касающееся выборов и референдума на общефедеральном уровне;

федеральное законодательство, касающееся выборов и референдума в субъектах РФ, с точки зрения общих начал и принципов.

Второй уровень:

законодательство субъектов РФ, регламентирующее выборы и референдумы как на уровне соответствующего субъекта РФ, так и действующего на его территории местного самоуправления.

К источникам избирательного права федерального уровня относятся:

ФКЗ № 5 от 28 июня 2004 г. "О референдуме РФ";

ФЗ № 138 от 23 октября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления";

ФЗ № 19 от 10 января 2003 г. "О выборах Президента РФ";

ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" от 18 мая 2005 г.;

ФЗ от 12 июля 2006 г. № 107 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)". К данному уровню источников избирательного права относятся также нормативные постановления Центральной избирательной комиссии РФ.

Ко второму уровню источников избирательного права относятся конституции, уставы, законы и другие нормативно-правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения, связанные с выборами в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления и проведением региональных и местных референдумов.

Названные выше федеральные законы относятся к источникам избирательного права, так сказать, в "чистом виде". Однако в РФ действуют и другие нормативные правовые акты, содержащие в той или иной мере нормы избирательного права и, следовательно, являющиеся также источниками избирательного права РФ. Так, уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства предусмотрена в Уголовном кодексе РФ, административная ответственность - в Кодексе РФ об административных правонарушениях и т.д.

В качестве источников избирательного права могут быть отдельные нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ, решения Конституционного Суда РФ, касающиеся выборов и референдумов.

Под принципами избирательной системы следует понимать основополагающие, руководящие начала, идеи, положенные в основу формирования выборных органов государственной власти. О демократизме любой избирательной системы мы можем судить прежде всего по наличию демократических принципов и их реальности.

В основу избирательной системы России положены:

принцип всеобщности выборов;

принцип равного избирательного права;

принцип прямых выборов;

принцип тайны голосования;

территориальный принцип выборов;

принцип гласности;

принцип добровольности;

принцип ответственности;

принцип контроля;

принцип организации и проведения выборов;

принцип обязательности проведения выборов;

принцип периодичности выборов;

принцип альтернативности выборов;

принцип независимости избирательных комиссий.

 

39. Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный (представительный) орган власти или избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо – президент, мэр города, судья и т.д.Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют два и более кандидата или несколько партий.

Выборы в государстве с нормальным (демократическим) политическим режимом являются одним из важнейших событий в жизни государства, определяющих перспективу его развития на определенный период времени. Посредством выборов органы власти получают легитимацию, т.е. народную поддержку и признание. Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии, избирательного блока, политической группы. Результаты выборов отражают настроение избирателей, тенденцию развития страны. Важным следствием является и отбор политических лидеров – граждане вольны заменить тех, кто не оправдал их доверия, на более достойных. Так что регулярно проводящиеся выборы держат политических руководителей в форме, в напряжении: через несколько лет им так или иначе придется отчитываться перед избирателями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...