Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционно-судебный контроль.




Понятия и модели судебного конституционного контроля.

Виды судебного конституционного контроля.

Конституционный суд РФ в системе органов государственной власти. Состав, порядок формирования суда.

Компетенции КС РФ

Понятие правовых позиций Конституционного суда.

Понятие и модели судебного конституционного контроля.

Правовая охрана конституции- это совокупность средств и способов, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие конституции всех других правовых актов, принимаемых государственными органами, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов, а также их отдельные нормы.

Элементы правовой охраны конституции:

1) Реализация конституционных норм.

2) Требование точного соответствия всех нормативных актов Конституции.

3) Наличие системы гарантий.

Элементы контроля:

1) Выявление правонарушения.

2) Правовая квалификация правонарушения.

3) Принятие властного решения.

Различие конституционного контроля и конституционного надзора:

Критерии Конституционный надзор Конституционный контроль
Юридическая сила решений Субъект, осуществляющий надзор, не может самостоятельно отменить неконституционный акт. Решения субъекта, осуществляющего контроль, как правило, влечет прекращение действия проверяемого неконституционного акта.
Окончательность решения Может быть оспорено в вышестоящую инстанцию иди суд. Или подлежит утверждению другим органом (как правило, это парламент государства). Обжалованию не подлежит, носит, как правило, окончательный характер.
Характеристика полномочий субъекта осуществления Свойственно большинству правоохранительных органов и, как правило, не является для таких органов единственным видом деятельности. Осуществляется либо судами (как правило, конституционными судами), для которых эта деятельность является специализированной.

Конституционный контроль– это проверка на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов и должностных лиц принципам и нормам конституции (Н.В. Витрук).

Модели конституционного контроля:

1) Американская модель. Возникла в 1803 году в США, когда Верховным Суд США по делу Мэдисон против Мэрби.

Конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции.

Отсутствует специализированный орган конституционного контроля.

Особенность американской модели – конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции при осуществлении судопроизводства по конкретным уголовным, административный и гражданским делам.

2) Европейская модель. Возникла в 1920 году в Австрии.

Существует специализированный орган конституционного контроля, как правило, это конституционный суд.

Суды общей и иной неконституционной юрисдикции конституционный контроль не осуществляют.

Решения конституционных судов являются общеобязательными, т.е. обязательны для всех субъектов права.

Особенности европейской модели – это конституционный контроль осуществляется специализированным органом (конституционный суд, конституционны совет) в рамках специальной процедуры.

 

10. Юридические, или правовые, свойства Конституции— это совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия основного закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны. К юридическим свойствам относятся: верховенство Конституции; ее прямое действие; признание Конституции базой текущего законодательства; особая правовая охрана Конституции; особый порядок ее изменения и пересмотра; стабильность Конституции.

Верховенство Конституции указывает на господствующее положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких-либо действий на всей территории государства. Верховенство федеральной Конституции означает также, что принимаемые в России законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия они считаются неконституционными, т. е. недействительными. Верховенство федеральной Конституции обеспечивается единством государственной власти и государственной целостностью РФ.

Конституция как база развития текущего законодательства — юридическая характеристика конституции, которая выражает ее способность оказывать (присущими ей способами) воздействие на формирование системы законодательства, развитие национальной правовой системы. Значение конституции для развития национального законодательства проявляется в следующем: она определяет главные цели правового регулирования, указывает на те отношения, которые требуют законодательной регламентации, более 100 статей действующей Конституции РФ обязывают Федеральное собрание принимать соответствующие законы. Влияние конституции на развитие законодательства проявляется и в том, что она устанавливает правотворческую компетенцию федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации; определяет официально признанную классификацию нормативных актов и их иерархию и др.

Прямое действие конституции— свойство ее норм непосредственно, т. е. без каких-либо конкретизирующих их актов, регулировать конституционные отношения; возможность граждан требовать защиты или обеспечения своих прав, ссылаясь только на конституционные положения. Прямое действие Конституции РФ предусмотрено в ч. 1 ст. 15, а также в ст. 18 Конституции и означает, что оно охватывает всю территорию государства и не требует имплементации, т. е. включения норм в законодательство субъектов Федерации. Положения Конституции обязательны для всех без исключения органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц и граждан, например суд вправе принять решение на основе норм конституции, если это необходимо для обеспечения прав и свобод граждан.

 

11. Самая общая структура конституций обычно включает: преамбулу (введение); основную часть; заключительные, переходные и дополнительные положения; а иногда и приложения.

Преамбула, имеющаяся в большинстве конституций, чаще всего в торжественно-декларативной форме отражает причины, принципы, цели и исторические условия принятия конституции, важнейшие нравственные начала государственной политики и др. Положения преамбулы несут большую политическую и идеологическую нагрузку, но, как правило, непосредственно не имеют юридической силы, если только не включают в себя (в порядке исключения из общего правила) положений нормативного характера (например, провозглашение прав и свобод граждан в действующей преамбуле Конституции Франции 1946 г.). Другое дело, что текст преамбулы имеет важное нормативное значение для юридического толкования и применения других установлений конституции. В ряде кодифицированных конституций преамбула отсутствует (Италия, Бельгия, Нидерланды, Греция, Норвегия, Египет, Малайзия и др.).

Основную часть конституции чаще всего составляют: общие нормы, характеризующие важнейшие основы общественного и государственного строя; нормы об основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о политико-территориальном устройстве государства (особенно федеративного); нормы о системе и статусе государственных органов и взаимоотношениях между ними; нормы о местном самоуправлении; нормы об избирательной системе; нормы о государственной символике и порядке изменения конституции.

Хотя в большинстве конституций ее основная часть начинается с общего, вводного раздела, в ряде конституций (например, конституциях ФРГ, Нидерландов и др.) таких разделов нет, и они начинаются сразу с раздела об основных правах человека и гражданина. Некоторые конституции начинают свою основную часть с других разделов. Конституция Бельгии, например, — с раздела о политико-территориальном устройстве страны — «О Бельгийской федерации, ее составных частях и территории». Расположение и наименование глав внутри разделов, посвященных организации и деятельности органов государственной власти, во многом определяется принятой формой правления. Ясно, например, что в конституциях монархических стран этот раздел не только по структуре, но и по содержанию будет существенно отличаться от конституций стран, избравших республиканскую форму правления. Конституция Японии даже начинается с главы «Император». В рамках конституций стран республиканской формы правления расположение глав в данном разделе чаще всего зависит от того, идет ли речь о президентской или парламентской республике: В-первых вначале обычно дается глава о президенте (Франция, Россия, Конго, Казахстан и др.), а во-вторых, глава о парламенте (Италия, Чехия, Болгария и др.).

Заключительные, положения содержат обычно самые разнообразные, разнохарактерные и разномасштабные нормы. Обычно ими устанавливается порядок вступления конституции в силу. Если это не урегулировано в основной части, то помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственной символике.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Нормы, содержащиеся в переходных положениях, обозначаются не в виде статей, как сделано в основной части конституции, а виде параграфов, с тем, чтобы показать их специфический характер. Они также представляют собой неотъемлемую часть конституции и очень важны для правоприменителя потому, что указывают, с какого времени подлежит применению та или иная конституционная норма. Подчас в переходных положениях устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией.

Дополнительные положения конституции также обычно оформляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из правил, установленных конституцией регулирование отдельных частных вопросов.

Что касается приложений, то они также весьма неодинаковы как по содержанию, так и по значению. Так, Конституция Индии 1950 г. имеет десяток приложений, которые, по сути дела, являются конкретизацией соответствующих статей основной части конституции.

Содержание конституции. Различное соотношение социально политических сил обусловливает не одинаковое социальное содержание конституции. Это конкретизация социальной сущности конституции. Социальное содержание богаче сущности, так как отражает необходимое (основы общественного и государственного строя) и случайное, несущественное (национально-социалистические особенности отдельной страны (группы стран) в рамках однотипного общественного и государственного строя. Конституции Японии и Пакистана одинаковы по своей сущности, но различны по социальному содержанию, ибо в обществе доминируют разные социально политические силы, определяющие развитие страны.

Структура и содержание конституций по своей структуре и содержанию конкретные конституции чрезвычайно разнообразны, что отражает многообразные особенности исторического, политического, социально-экономического, этнического, конфессионального и иного развития соответствующей страны. Не оставались неизменными структура и содержание конституций и на различных этапах истории мира в целом и отдельных стран. Претерпевают они эволюцию и на современном этапе общественного развития. Но при всем этом здесь можно и нужно выделить то общее, что обычно составляет области и объекты конституционного регулирования и тем самым основную структуру и основное содержание конституций. Конечно, в каждой конкретной конституции той или иной страны может и отсутствовать какой-то компонент или ряд компонентов такой общей и основной структуры или содержания. Форма и степень отражения одного и того же элемента такой структуры и содержания также могут быть далеко не одинаковыми. Это, однако, не может служить препятствием для выделения наиболее типичного в структуре и содержании конституций и их эволюции. Хотя среди ученых и специалистов-практиков в мире нет единого мнения по вопросам оптимальной структуры и содержания конституции, современная демократическая конституционная теория выработала определенные общие требования к ним как отражению и конкретизации сущности этих конституций.

На ранних стадиях исторического развития конституционализма содержание и структура конституций были достаточно узкими и охватывали преимущественно три основных блока проблем:

а) личные и отчасти политические права и свободы человека и гражданина;

б) организация и деятельность высших органов государственной власти;

в) политико-территориальное устройство страны.

Позднее, во второй половине прошлого века в конституции стали включаться нормы, регулирующие внешнеполитическую деятельность государств.

В XX в., особенно во второй его половине, в связи с существенно возросшей экономической и социальной ролью государства в сферу конституционного регулирования включаются все новые области общественных отношений, прежде всего социального, экономического и общественно-политического характера, а также международных отношений. Наряду с этим значительно расширяются и конкретизируются права и свободы человека и гражданина, особенно экономические, социальные и культурные. Важное место занимают вопросы экологической безопасности. В области организации и деятельности органов государственной власти в целом обнаруживается тенденция усиления исполнительной власти и повышения ее устойчивости, известного ограничения полномочий парламента, регулирования института конституционного контроля (надзора). За последние десятилетия в конституционном законодательстве особое место нашли положения, связанные с обеспечением мира и международной безопасности, а также с региональной интеграцией, особенно европейской, усилилось внимание к вопросам внешней политики и международных отношений.

Сегодня, говоря обобщенно, структуру и основное юридическое содержание конституций составляют нормы, закрепляющие:

а) основы общественного строя;

б) основы государственного строя;

в) основные права, свободы и обязанности личности;

г) систему органов государственной власти, их статус и основы механизма их деятельности и взаимодействия;

д) основы избирательной системы;

е) основы местного управления и самоуправления.

Специалисты по-разному и даже противоположно решают принципиальные вопросы структуры и содержания конституций. Так, по вопросу о масштабах и характере вмешательства государства в различные сферы общественной жизни одни высказываются за резкое сужение сферы конституционного регулирования, а другие, наоборот, выступают за ее всемерное расширение. Практика, однако, показывает, что необходимо избегать обеих этих крайностей. Не только всепроникающее и всепоглощающее государственное руководство обществом, характерное для тоталитарных систем, но и необоснованный, неподготовленный, преждевременный отказ от конституционного регулирования основ экономической, социальной и политической структур общества способны нанести большой вред. Конечно, в различных условиях разных стран этот вопрос не может и не должен решаться по шаблону, однозначно. Но в целом сегодня эти вопросы остаются в сфере конституционного регулирования. При этом важно отметить, что в развитых демократических странах речь идет о конституционном закреплении лишь принципиальных основ в данных областях. Это отнюдь не мешает формированию или развитию гражданского общества в этих странах. Можно предполагать, что и в других странах, по мере формирования и утверждения такого общества и создания других необходимых предпосылок, сфера конституционного регулирования этих вопросов будет сужаться.

Содержание конституций (если они выражены в форме единых кодифицированных документов) определенным образом структурируется и получает свое выражение в структуре конституции, т.е. в принятом порядке их организационного построения, внутреннего согласования и расположения разделов, глав, статей и т.д. Не только в содержании, но и в структуре конституции отражается общий замысел законодателя и глубинный смысл данного основного закона. Так, выдвижение на первый план в структуре многих современных конституций раздела, посвященного политико-правовому статусу личности, несомненно, отразило возрастание роли и значения, гуманистических начал в жизни демократического общества и в его правовой системе. Тем более что в конституциях авторитарных и тоталитарных стран этот раздел обычно либо вообще отсутствовал, либо был достаточно куцым и относился в конец текста. Другой пример: в Конституции Франции 1958 г. главу о президенте и правительстве поставили перед главой о парламенте, что несомненно, должно было отразить переход от парламентской к президентской форме правления и усиление роли исполнительной власти в стране. Аналогичное заключение можно сделать и из факта помещения главы о Президенте РФ в Конституции РФ 1993 г. перед главой о Федеральном Собрании.

 

12. Мировая практика конституционализма выработала различные формы принятия и внесения изменений в конституцию, которые существенно отличаются от принятия обычных законодательных актов. Новая конституция обычно принимается при возникновении нового государства, смене политических режимов или общественного устройства, если текст старой конституции невозможно приспособить к новым реалиям путем принятия поправок.

Основными способами принятия конституции является:

1) учредительным собранием;

2) народом на референдуме;

3) представительным органом (парламентом);

4) октроїруванням.

Указанные способы принятия конституции могут быть применены как в чистом, так и в смешанном виде.

Учредительное собрание- это коллегиальный орган, сформированный путем всеобщих и прямых выборов с целью предварительного одобрения или принятия конституции (иногда с целью внесения в нее изменений). Как правило, после выполнения этого задания учредительное собрание распускаются, уступая место парламенту, избранному на основе новой конституции

(Болгария, Испания, Сербия), или продолжают свою деятельность как обычный парламент (Бразилия, Греция). Например, в ст. 158 Конституция Республики Болгария 1991 г. указано, что "Большие Народные Собрания: 1) принимают новую Конституцию", а в ч. 3 ст. 160 этой Конституции установлено, что "с проведением выборов Больших Народных Собраний полномочия народного Собрания прекращаются".

Учредительное собрание в разных странах имеют различные названия: учредительное собрание, конституционный конвент, конституционное собрание (ассамблея, конгресс), большие народные собрания и т.д.

Обычно представительными учредительным собранием принимаются конституции новых, или новообразованных государств (например, Конституция США 1787 г., Основной Закон ФРГ 1949 г.) или государств, которые значительно изменяют форму правления или общественный строй (например, Конституция Итальянской Республики 1947 г. Конституция Федеративной Республики Бразилия 1988 г.).

Указанный способ принятия конституции характеризуется как наиболее демократичный, он является довольно распространенным в новейшей политической практике многих стран мира.

В некоторых случаях учредительное собрание лишь разрабатывают текст основного закона и выносят его на референдум. Например, таким образом была подготовлена и одобрена всенародным голосованием (референдумом) Конституция Четвертой Французской Республики 1946 г., Конституция Румынии 1991 г.

В большинстве латиноамериканских странах учредительное собрание приобрели характер традиционного способа конституционного нормотворчества.

Другим способом принятия или утверждения конституции является референдум, на котором всенародным голосованием принимается конституция. Конституционный референдум - это институт непосредственной демократии, однако не следует преувеличивать его значение. Он считается демократическим тогда, когда текст конституции подготовлено учредительным собранием или парламентом, а затем вынесен на всенародное голосование. Если же конституция приспосабливается к конкретного политического лидера, то в ней четко прослеживаются нарушения демократических принципов и закрепляются авторитарные способы осуществления государственной власти. Эти референдумы проводятся, как правило, во время острого политического кризиса или в условиях авторитарного режима. Например, в кризисной политической ситуации, когда необходимо было спасать Францию от военной диктатуры, проходил референдум по поводу принятия Конституции Французской Республики 1958 г., фактически подготовленной "под" генерала Шарля де Голля.

В такой способ приняты или пересмотрены основные законы в таких европейских странах, как Албания, Андорра, Дания, Испания, Ирландия, Турция, Швейцария, а также в большинстве постсоветских стран: Азербайджане, Белоруссии, Армении, Казахстане, Кыргызстане, Литве, России, Таджикистане, Узбекистане. На референдуме приняты конституции в большинстве франкоязычных стран Африки и в ряде некоторых других странах мира (на Филиппинах).

Некоторые страны применяют сочетание двух способов, а именно: предварительное одобрение конституции парламентом и утверждения ее на референдуме (Испания, Эстония, Польша, Румыния, Сербия, Словения). Например, в ст. 164 Конституции Эстонской Республики 1992 г. установлено, что "для внесения проекта закона об изменении Конституции на референдум требуется большинство в три пятых состава Государственных Сборов...", в ч. 1 ст. 170 Конституции Республики Словения 1991 г. указано, что "любое предложение об изменении Конституции, что должно рассматриваться Скупщины, должна быть утверждена на референдуме, если этого требуют не менее чем тридцать депутатов Скупщины".

В Конституции Украины 1996 г. порядок разработки и принятия нового основного закона прямо не определен. Однако Решением Конституционного Суда Украины по делу об осуществлении власти народом от 5 октября 2005 г. указано, что "положения части третьей статьи 5 Конституции Украины надо понимать так, что народ как носитель суверенитета и единственный источник власти может реализовать свое право определить конституционный строй в Украине путем принятия Конституции Украины на всеукраинском референдуме", то есть референдний порядок принятия новой Конституции Украины определено путем официального толкования части положений Основного Закона.

Наиболее распространенным способом принятия конституции является принятие ее парламентом. В Европе в XX столетии в такой способ приняты конституции Грузии, Дании, Исландии, Испании, Македонии, Молдовы, Словакии, Словении, Украины, Финляндии, Хорватии, Чехии, Черногории. Этот способ считается демократическим. Например, Конституция Королевства Испания 1978 г. была разработана в подкомиссии кортесов, которая состояла из представителей семи политических партий, и принято на пленарных заседаниях парламента, а затем - на общенациональном референдуме. В Решении Конституционного Суда Украины по делу относительно конституционности толкования Верховной Радой Украины ст. 98 Конституции Украины от 11 июля 1997 г. указано, что "принятие Конституции Украины Верховной Радой Украины было непосредственным актом реализации суверенитета народа, который только однократно уполномочил Верховную Раду Украины на ее принятия", а далее отмечено, что сам Основной Закон "не предусматривает права Верховной Рады Украины на принятие Конституции Украины". В результате конституционного толкования сделан вывод, что действующая Конституция Украины была принята в легальный на тот момент способ.

В некоторых странах способ принятия конституции прямо предусмотрено в основном законе. Например, в Болгарии, России, Швейцарии (учредительное собрание), Армении (референдум), Македонии, Сербии, Словакии, Венгрии, Хорватии (парламент).

В основных законах Индии, Италии, США, Франции, Японии предусмотрена возможность применения двойной процедуры внесения изменений в конституцию. Например, в ч. 2 ст. 89 Конституции Французской Республики 1958 г. определено, что "проект или предложение пересмотра Конституции должна быть одобрена обеими палатами в идентичной редакции. Просмотр признается окончательным после одобрения его референдумом", а в ч. 3 указанной статьи установлено, что "...проект пересмотра Конституции не выносится на референдум, если Президент Республики решает передать его на рассмотрение Парламента, который будет созван в качестве Конгресса...".

В прошлом достаточно распространенным способом принятия конституции было ее октроїрування (дарения) монархом своим подданным. Этот способ принятия основного закона считается авторитарным актом и не является демократическим, потому что конституция разрабатывается близким окружением монарха и представляет собой компромисс между монархом и верхушкой общества. Классическим примером такой конституции следует считать Конституцию Японии 1889 г., которая юридически оформила союз между монархией, высшей бюрократией, помещиками и буржуазией страны.

Октроїрувані конституции были распространены в период перехода от абсолютизма к конституционной монархии. Но можно встретить конституцию, которая октроїрувана во второй половине XX в. в начале XXI в. (Ватикан, Монако). Например, в преамбуле Конституции Княжества Монако 1962 г. говорится: "Мы решили дарить государству новую конституцию, которая согласно Нашему височайшому желанию будет отныне рассматриваться как Основной Закон Государства...". На сегодня действуют конституции, октроїрувані монархами в Брунее, Иордании, Катаре, Кувейте, Малазии, Непале, Омане, Саудовской Аравии, Тонго.

На практике известны случаи октроїрування (а по сути навязывание народу) конституций не только монархами, но и главами государств (например, в Пакистане в 1962 г.) или правительствами (например, в Фиджи в 1990 г.), или даже политическими партиями (например, в Анголе, Мозамбике в 1975 г.).

Изменения к конституции осуществляются в форме нормативно-правового акта, который имеет силу конституции и обычно имеет названия: конституционный закон, поправка и т.д.

После вступления указанным актом юридической силы он интегрируется в текст основного закона и тем самым теряет регулятивную самостоятельность. Как исключение, поправки к Конституции США не входят в конституционный текст, а является его дополнением.

Как правило, изменения в конституции осуществляются по решению парламента. Право инициировать в парламенте рассмотрение проектов изменений к конституции принадлежит соответствующей части депутатского корпуса, главе государства, а в отдельных странах - правительству, конституционному суду (Гватемала, Эквадор, Украина) Верховному суду (Панама, Эквадор). В некоторых федеративных государствах (Бразилия, Россия, Эфиопия) это право предоставлено субъектам федерации. Но существуют и исключения. Например, в США поправку к Конституции может внести и один депутат или группа избирателей в порядке народной инициативы (от 3 до 20 процентов избирателей, участвовавших в последних выборах губернатора штата).

В большинстве конституций не существуют ограничений по их пересмотру, однако в Бельгии, Греции, Италии, Германии, Португалии, Украине, Франции они есть. Например, в ст. 139 Конституции Итальянской Республики 1947 г. указано, что "республиканская форма правления не может быть предметом конституционного пересмотра", в ч. 4 ст. 89 Конституции Французской Республики 1958 г. провозглашено, что "республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра", в п. 1 ст. 110 Конституции Греции 1975 г. определено, что "положения Конституции могут подлежать пересмотру, за исключением определения основ и формы государственного строя страны, как президентской республики...", в п. 3 ст. 79 Основного Закона ФРГ 1949 г. установлено, что "изменение действующего Основного Закона, которая нарушает разделение Федерации на земли, принципы сотрудничества земель в законодательстве... не допускается", в ст. 284 Конституции Португальской Республики 1976 г. сказано, что "1. Ассамблея Республики может пересмотреть Конституцию после истечения пяти лет с даты опубликования закона о пересмотре. 2. Ассамблея Республики, вместе с тем, что может взять на себя в любой момент полномочия по пересмотру Конституции решением, которое принято большинством в четыре пятых полномочных депутатов", в ст. 196 Конституции Королевства Бельгия 1983 г. в редакции 1994г записано, что "никакой пересмотр Конституции не может быть начата или продолжена во время войны или в период, когда палаты не могут свободно собраться на федеральной территории", в ч. 2 ст. 157 Конституции Украины предусмотрено, что "Конституция Украины не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения".

Независимо от способа внесения изменений в конституцию, соответствующие нормативно-правовые акты обычно подписывает и обнародует глава государства. В некоторых странах, в частности в Болгарии, эту функцию выполняет спикер парламента, в Македонии, Сербии, Словении, Хорватии, Черногории - "провозглашает" парламент, а в Боливии, Доминиканской Республике, Эквадоре - учредительное собрание. Например, в ч. 5 ст. 131 Конституции Республики Македонии 1991 г. записано, что "изменение Конституции объявляют Собрание", в ст. 171 Конституции Республики Словения 1991 г. - "поправка к Конституции становится действующей после ее объявления в Скупщине".

Способ принятия конституции имеет большое значение, потому что от него существенно зависит содержание основного закона.

 

13. Под реализацией Конституции понимается деятельность субъектов конституционного права по внедрению положений Основного Закона в поведение граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных объединений, субъектов Федерации и РФ как единого целого для достижения целей, провозглашенных Кон­ституцией.

Реализация Конституции носит универсальный характер в смысле охвата различных сфер общественных отношений. Сферой реализа­ции Конституции являются все стороны жизни общества, в этом про­цессе участвуют все субъекты права. Особенность этого процесса за­ключается в том, что его активными участниками являются народ, го­сударство, субъекты Федерации.

Осуществление конституционных норм протекает в следующих формах:

соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение выражается в том, что субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с юридическими запретами (харак­терной чертой данной формы является пассивность поведения субъек­та: он не совершает действий, запрещенных конституционными нор­мами).

Исполнение конституционных норм в отличие от соблюдения предполагает активное поведение субъектов, требуемое конституци­онной нормой и направленное на достижение выдвинутых ею целей. В Конституции РФ установлены три способа исполнения: все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию и законы РФ; государство обязано исполнять международные договоры РФ; граждане обязаны исполнять свои конституционные обязан­ности.

Использование как форма реализации связано с процессом осуще­ствления конституционных прав и свобод (здесь субъект своими дей­ствиями осуществляет предоставленные ему права).

Применение конституционных норм предполагает властное вме­шательство государства, его органов и иных субъектов этой деятельно­сти в реализацию предписаний Основного Закона. Названные субъек­ты организуют осуществление конституционных норм в том случае, если необходима конкретизация данной нормы применительно к определенному лицу. Выделяют три способа применения конституционных норм: обособленное от других, самостоятельное применение субъек­тами норм Основного Закона; применение норм Конституции совместно с иными нормами права; использование конституционных норм для мотивировки судебных актов и для толкования других правовых норм.

Прямое действие российской Конституции.

Прямое (непосредственное) действие норм Конституции РФ озна­чает, что независимо от наличия законодательных актов, конкретизи­рующих эти нормы, органы, представляющие все три ветви власти, обязаны их осуществлять. Принцип непосредственного действия конституционных норм не исключает того, что некоторые из них для своей беспрепятствен­ной эффективной реализации нуждаются в развитии текущим законодательством, в разработке правил и процедур, упорядочиваю­щих их осуществление. Непосредственное действие конституцион­ных норм требует всестороннего развития российского законодате­льства. Суд и иные органы при разрешении тех или иных споров могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции. В последние годы практика деятельности судов утверждает прямое действие конституционных норм.

Суд, разрешая дело, применяет не­посредственно Конституцию, когда:

а) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат ука­зания на возможность ее применения при условии принятия феде­рального закона, регулирующего данные отношения;

б) суд придет к выводу, что закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый пос­ле вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с со­ответствующими положениями Конституции;

г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регу­лировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. В случае сомнений по поводу соответствия российской Конститу­ции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о кон­ституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.

 

14. Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о государственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституционным строем.

Конституционный строй (в узком смысле) - установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) - совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

В понятие основ конституционного строя России входят закрепленные конституцией характеристики как демократического, правового, социального, светского, федеративного государства с республиканской формой правления.

Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г. Двадцать пятого декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации была официально опубликована и начала действовать.

Основы конституционного строя РФ - основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ". Принципы конституционного строя РФ - основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ.

Принятие конституции означает установление обязанности государства подчиняться конституционным предписаниям. В противном случае существование основного закона теряет всякий смысл, также как и понятие правового государства. Однако понятие конституционного строя относится не ко всякому государству. Оно применимо лишь к государству, в котором конституция признает, закрепляет, надежно охраняет и гарантирует права и свободы человека и гражданина, все право соответствует этой конституции, а государство во всем подчиняется праву. Конституционный строй, следовательно, не сводится только к факту существования конституции, а предполагает наличие двух необходимых условий: конституция демократическая и она соблюдается.

Таким образом, конституционный строй - это форма или способ организации государства, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, и обеспечивается подчинение государства праву.

Элементы конституционного строя РФ:

1. республиканская форма правления;

2. суверенитет РФ;

3. права и свободы личности;

4. источник власти - многонациональный народ России;

5. верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6. федеративное государственное устройство;

7. гражданство РФ;

8. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

9. организация местного самоуправления.

В понятие конституционного строя часто включают сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

В связи с этим к признакам конституционного строя можно отнести:

» верховенство права;

» широкие права и свободы человека, их гарантированность;

» участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;

» разделение властей.

Защита конституционного строя обеспечивается:

- особым порядком предложения и внесения поправок в главе I Конституции - Основы конституционного строя;

- неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действия, направленные на свержение конституционного строя.

Основы конституционного строя определяют принципы организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Именно в этом заключатся значение этих основ.

Основы конституционного строя Российской Федерации регулируют не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Конституционное закрепление основ конституционного строя обеспечивает их провозглашение от имени народов России, их государственной воли. Это обусловливает их юридическую значимость, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений. Основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме все важнейшие связи, свойственные ее организации. Все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации. При этом никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя (ст. 16 Конституции РФ).

Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя, систему их гарантий образуют как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии, а их реализация должна обеспечиваться государством.

Основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления.

Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

3) верховенство закона;

4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.);

5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);

9) разделение властей;

10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

Общество свободных людей (гражданское общество) обязывает государство служить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее пределов. Основы конституционного строя содержат гарантии от установления тотального государственного контроля общественной жизни.

Конституционные гарантии, определяющие основы конституционного строя России в экономической и политических областях, состоят в следующем:

- единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции;

- признание частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и их защита равным образом;

- отношение к земле и другим природным ресурсам как к основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и возможность их нахождения в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;

- запрет на установление одной идеологии в качестве государственной или обязательной, признание идеологического и политического многообразия, многопартийности;

- право граждан создавать общественные объединения и свобода их деятельности.

Характеристика основ конституционного строя:

Основы конституционного строя РФ условно можно разделить на следующие группы:

♦ государственного устройства - государственные основы;

♦ политической системы - политические основы;

♦ экономической системы - экономические основы;

♦ социальной системы - социальные основы;

♦ правовой системы - правовые основы;

♦ правового статуса личности.

Основы государственного устройства конституционного строя РФ, это:

» по форме правления РФ — республика;

» по форме территориально-государственного устройства РФ — федерация;

» по форме государственного режима РФ — демократическое государство;

» в РФ гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти;

» Российская Федерация — суверенное государство;

» территория РФ целостна и неприкосновенна;

Основой конституционного строя России является народовластие.

Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Элементы народовластия в РФ:

› коллективный субъект - граждане РФ;

› объект - власть.

Формы народовластия:

1) непосредственная (прямая) демократия;

2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии:

1) референдум;

2) выборы;

3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Представительная демократия (народовластие) - это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Формы косвенного народовластия:

1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства;

2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;

3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;

4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

15. Правовые нормы Конституции Российской Федерации закрепляют основные устои российской Конституции. В качестве устоев выступают основы конституционного строя. Под основами конституционного строя Российской Федерации понимают главные устои государства, его основные принципы, призванные обеспечить Российской Федерации характер конституционного строя.

В Конституции Российской Федерации содержится отдельная глава (1), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, в признании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Его основу составляет признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой представляется и социальное рыночное хозяйство.

Среди основ конституционного строя имеются также федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления.

Каждый конституционный принцип существует не сам по себе, а все в совокупности конституируют государство. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга.

Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке (ст. 16 Конституции РФ).

Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации».

Конституционная форма закрепления основ конституционного строя подчеркивает их

юридическую значимость, обязательность для всех субъектов правоотношений.

Благодаря Конституционному закреплению в систему гарантий основ

конституционного строя входят материальные, политические, социальные и правовые

гарантии.

Закрепление тех или иных основ как формы организации государства в той или иной

мере осуществлялось всеми российскими конституциями. Конституция РСФСР 1918 г.

содержала нормы, касающиеся основных устоев государственного строя РСФСР и

получившие выражение в принципе полновластия трудящихся, единовластия и

полновластия представительных органов трудящихся - Советов.

Принятие Конституции РСФСР 1918 г. положило начало практике конституционного

закрепления основных принципов российского государственного строя. Изменения в

Конституции 1925 г. связаны с образованием СССР и соответствующими

социально-политическими изменениями.

Конституция РСФСР 1937 г. определила круг конституционных норм, закрепляющих

основные устои государственного строя (гл. 1 «Общественное устройство»). Тем

самым был создан новый конституционно-правовой институт, регулирующий

общественные отношения. Конституция 1937 г. ввела новые понятия «политическая

основа» и «экономическая основа». Политическую основу РСФСР составляли Советы

депутатов трудящихся (ст. 2), а экономическую основу - социалистическая система

Яндекс.Директ

Духи дешевле на 66%! Всего 1 деньАкция на всю парфюмерию до −71%! + Подарки! Только 1 день. С Доставкой. ЖмиАроматы для ЖенщинАроматы для МужчинКосметикаОтзывыaromo.clubАдрес и телефон
Постим в Instagram c компьютераЗагружай посты с компьютера. Таймер удаления поста. Пользуйся бесплатно!smmplanner.com

хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства

(ст. 4). На этих принципах базировался российский государственный строй в тот

период.

Конституция РСФСР 1978 г. усовершенствовала и расширила правовое закрепление

государственного строя. Вместо названия «Общественное устройство» было введено

наименование «Основы общественного строя и политики РСФСР». Тем самым

Конституция более точно определила целевое назначение норм этого института.

Закрепив как основы общественного строя, так и основы политики РСФСР,

Конституция выразила динамику развития общественного строя.

Последующие изменения и дополнения, внесенные в Конституцию 1978 г. от 21 апреля

1992 г., ввели ряд новшеств в содержание конституционно-правового института, не

изменив его структуру.

Суть этих новшеств заключается в том, что вместо формально провозглашенных

советских конституционных принципов были сформулированы важнейшие

конституционные принципы, призванные на деле обеспечить конституционный характер

государства. Указанные изменения лишь частично сумели решить эту задачу. В

полной мере она решена действующей Конституцией РФ 1993 г. Однако закрепление в

новой Конституции основ конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым

автоматически обеспечивается конституционный характер Российского государства.

Для решения поставленной задачи нужна реализация этих основ на практике, что

требует усилий всех слоев общества, всех его институтов, а не только усилий

государства.

- Конституционное право России 100 э/о

 

16. Статья 13 Конституции РФ:

1. В РФ признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, нац. и религиозной розни.

1. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Идеология - систематизированное, теоретически обоснованное духовное выражение интересов определенных социальных групп.

Идеологическое многообразие означает свободное существование различных политических и иных взглядов, школ, идей; оно является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина как: свобода мысли и слова, свобода совести и т.д.

Наиболее важные гарантии действенности идеологического многообразия: отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия.

Принцип идеологического многообразия, установленный в Конституции - одно из важнейших завоеваний народов России.

Законодательная основа принципов идеологического и политического многообразия:

Конституция РФ (статья 13),

ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995,

ФЗ РФ «О политических партиях» от 11.07.2001,

ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997.

Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического многообразия (плюрализма), который означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в камках Конституции.

Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализирует конституционную политическую оппозицию.

Carolina Herrera Good GirlДухи по супер цене - 349 грн. Акция 1+1=подарок! Доставка бесплатно! Жми parfumcity.com.uaСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента
Спасибо, объявление скрыто.
Меловые маркеры от 120 рублей!Маркеры с жидким мелом. Рисуйте мелом, как маркером! Доставка по России! megaplenki.ruСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента
Спасибо, объявление скрыто.

Яндекс.Директ

Для реализации принципа политического плюрализма необходимо, чтобы все социально-политические структуры функционировали на четкой правовой, прежде всего, конституционной основе.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политический действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Это не только возможность состоять в любой действующей в рамках Конституции партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Это гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности.

 

36.Правовой статус политических партий: порядок создания и деятельности, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидации

Статья 13, части 3, 4, 5 Конституции РФ: «В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, нац. и религиозной розни».

Законодательная основа принципа политического плюрализма:

Конституция РФ (статья 13),

ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 (в редакции ФЗ от 02.11.2004),

ФЗ РФ «О политических партиях» от 11.07.2001 (в редакции ФЗ от 28.12.2004),

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица.

ПП - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах МСУ.

ПП должна отвечать следующим требованиям:

- иметь региональные отделения более чем в 1/2 субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной ПП;

- в ней должно состоять не менее 50 000 членов, при этом более чем в 1/2 субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения (структурные подразделения ПП, осуществляющие свою деятельность на территории субъекта РФ) численностью не менее 500 членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов ПП;

- руководящие и иные органы ПП, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Цели и задачи ПП излагаются в ее уставе и программе.

Основными целями ПП являются:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Основные принципы деятельности ПП:

- добровольность, равноправие, самоуправление, законность и гласность (информация об их учредительных и программных документах является общедоступной);

- их деятельность не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией.

Запрещаются создание и деятельность на территории РФ ПП:

- ПП, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности;

- по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности - партия не должна состоять из лиц одной профессии;

- ПП иностранных государств и их структурных подразделений.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность ПП, и наоборот, не допускается.

Способы создания ПП:

ПП создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц; может быть создана на учредительном съезде ПП, либо путем преобразования в ПП общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

ПП считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

Членство в ПП является добровольным и индивидуальным; членами могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами ПП иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане РФ, признанные судом недееспособными.

Высшим руководящим органом ПП является съезд политической партии. Избрание руководящих органов ПП должно осуществляться не реже одного раза в четыре года; региональных отделений - не реже одного раза в два года.

ПП вправе:

- свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим ФЗ и иными законами;

- участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством РФ;

- организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

- учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

- создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;

- вправе участвовать в выборах и референдумах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными избирательными объединениями в порядке, установленном избирательным законодательством.

ПП обязана: соблюдать в своей деятельности Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также устав ПП.

Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 (в редакции ФЗ от 02.11.2004).

Ликвидация политической партии:

1.по решению ее высшего руководящего органа – съезда;

2.по решению Верховного Суда РФ (в случае неучастия ее в течение 5 лет подряд в выборах; отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее 500 членов политической партии более чем в половине субъектов РФ; отсутствия необходимого числа членов политической партии (10000 человек); нарушения статьи 13 Конституции).

 

17. Государственные символы России — установленные Федеральными конституционными законами отличительные знаки государства — Российской Федерации.

К ним относятся:

- Государственный герб России;

- Государственный гимн России;

- Государственный флаг России.

Государственный герб как официальный символ российской государственности Государственный герб представлен в виде помещенного на четырехугольном красном геральдическом щите изображения золотого двуглавого орла, увенчанного двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава; на груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Описание Государственного герба и порядок его использования дан в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гербе РФ». Согласно Закону допускается воспроизведение Государственного герба без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...