Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правила езды на велосипеде и мопеде.
1. Велосипеды и мопеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помеху для движения пешеходов. 2. Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 м. 3. В некоторых городах, чтобы получить право управлять велосипедом, надо сдать экзамены по правилам дорожного движения, получить номерной знак. 4. При движении по улице или шоссе велосипедисты не должны удаляться от тротуара или обочины далее чем на метр. 5. Запрещается ездить по двое или более в ряд. 6. Тротуары улиц, пешеходные дорожки бульваров, парков - не для велосипедистов! 7. Учиться езде на велосипеде можно только на закрытой площадке под наблюдением старшего товарища. 8. При повороте или развороте, а также перед остановкой водители велосипеда и мопеда обязаны подавать рукой соответствующие сигналы. Сигналу левого поворота или разворота соответствует вытянутая в сторону левая рука или правая рука, согнутая в локте вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука или левая рука, согнутая в локте вверх. Если на транспортном средстве несправны или отсутствуют сигналы торможения (стоп-сигналы), необходимо жестом руки показать намерение снизить скорость. Сигнал торможения подается поднятой вверх (но не согнутой в локте) левой или правой рукой. Водителям велосипеда и мопеда запрещается: - ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; - перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками; - перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; - двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; - поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. Категорически запрещается цепляться за проезжающий мимо транспорт. Учитель объясняет учащимся, чем опасна такая езда. Запрещается буксировка мопедов и велосипедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. Если велосипедная дорожка проходит по краю проезжей части дороги, то при повороте водитель автомобиля обязан уступить дорогу велосипедисту, путь которого он пересекает. Ездить по тротуару или пешеходной дорожке тоже запрещено - можно задеть прохожих или играющих детей. Поэтому кататься можно только во дворах домов, на стадионах, детских или спортивных площадках. Не рекомендуется использовать звуковой сигнал (звонок) без причины - это мешает жильцам домов. Кроме того, если постоянно звонить, то пешеходы и водители перестанут обращать внимание на звонки и может произойти несчастный случай. Подавать сигнал надо только в случае, когда возможен нечаянный наезд велосипедиста на пешехода. Велосипедистам разрешается: 1. Поворачивать налево или разворачиваться на улицах и шоссейных дорогах лишь на перекрестках и только с той улицы, по которой проезд автомобиля разрешен не более чем в один ряд для одного или каждого направления (трамвайный путь считается как ряд движения). 2. При необходимости поворота на более широкой (многорядной) улице, а также для разворота в обратном направлении на перегонах улиц надо сойти с велосипеда, повернуть или развернуться, ведя велосипед рядом с собой, соблюдая правила движения для пешеходов. 3. Проезжая перекресток в городе или на шоссе, велосипедист сначала пропускает поворачивающий налево или направо транспорт, а затем продолжает следование дальше или делает поворот, причем только направо. 4. На автомагистралях и загородных дорогах поворот налево и разворот на перекрестках и перегонах велосипедисту запрещены. При необходимости повернуть налево или развернуться следует сойти с велосипеда в наиболее безопасном месте и вести велосипед рядом с собой. 5. Если на дороге есть специальная «велосипедная дорожка», за ее пределы заезжать нельзя. 6. Велосипедист обязан прекрасно знать дорожные знаки, подчиняться сигналам светофора, постового-регулировщика. Дорожный знак «Движение на велосипедах запрещено» - круг с красной каймой, в центре которого на белом или желтом фоне изображен велосипед, - запрещает движение на велосипеде по улице или шоссе. Здесь надо сойти с велосипеда и вести его рядом с собой у кромки тротуара. Знак «Движение на велосипедах запрещено»применяется для запрещения движения велосипедистов в тех случаях, когда они создают помехи для других транспортных средств, а, кроме того, и сами подвергаются большой опасности. Такое ограничение вводится, прежде всего, на дорогах с очень интенсивным движением, а также на городских улицах, где проходят маршрутные автобусы и троллейбусы. В этом случае, кроме того, что все обгоняют велосипедистов, им самим приходится объезжать стоящие на остановках автобусы и троллейбусы. Дорожный знак «Велосипедная дорожка» круглой формы, где на синем поле изображен белый велосипед, означает начало велосипедной дорожки.
2. Практическое задание
Учитель просит учащихся изобразить на листе бумаги предупреждающий дорожный знак «Пересечение с велосипедной дорожкой», запрещающий дорожные знаки «Въезд запрещен» и «Движение на велосипедах запрещено», а также предписывающий - «Велосипедная дорожка», которые должны знать велосипедисты. Затем он просит их рассказать, где устанавливаются эти дорожные знаки и что они показывают.
3. Вопросы для закрепления знаний
1. С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части дорог? 2. Какие дорожные знаки запрещают движение велосипедистов? 3. Где можно обучаться езде на велосипеде? 4. В каких местах движение на велосипедах запрещено и почему? 5. Почему нельзя буксировать велосипед? 6. Почему нельзя перевозить пассажиров на велосипедах, не имеющих специального сиденья? 7. Какое специальное снаряжение должен иметь велосипед? 8. Техническое состояние каких узлов велосипеда должен проверить велосипедист перед выездом? 9. Чем должен быть оборудован велосипед при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости?
ЗАНЯТИЕ 5. Тема: Способы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика.
Цель занятия: Повторить и закрепить знания о светофорах и их сигналах. Вспомнить сигналы регулировщика. Содержание занятия
1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
Учитель просит вспомнить учащихся, что они знают об истории создания светофора (материал из 2-го класса). Дополняет их ответы. Современный светофор – это устройство, которое своими световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов. Сигналы располагаются в строгой последовательности – сверху вниз: красный, желтый, зеленый. Красный сигнал светофора, подчеркивающий опасность и запрещающий движение располагается сверху, чтобы его было лучше видно. Сигналы светофора. Дорожное движение регулируется транспортными, пешеходными светофорами, светофорами для велосипедистов и трамваев, а также светофорами, устанавливаемыми на железнодорожных переездах. Светофоры на перекрестке должны размещаться с учетом их наилучшей видимости теми участниками движения, для которых они предназначены. Сигналы светофора должны быть различимы водителями при любых погодных условиях с расстояния не менее 100 метров. В подавляющем большинстве светофоров применяют световые сигналы зеленого, желтого и красного цветов. Лишь в двух типах светофоров используют сигналы бело-лунного цвета. Это светофоры, предназначенные для регулирования движения через железнодорожные переезды, а также светофоры, используемые для регулирования движения трамваев и других маршрутных транспортных средств, движущихся по специально выделенной полосе. В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелы (стрелок), силуэта пешехода или велосипедиста. Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения. Включен зеленый сигнал. В этом случае Правила разрешают движение всех транспортных средств и пешеходов в регулируемом светофором направлении, если знаками и ли дорожной разметкой не наложены какие-либо ограничения. При этом водитель безрельсового транспортного средства должен соблюдать требования о преимуществе рельсовых транспортных средств и пешеходов. Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал светофора. Немигающий (постоянно горящий) желтый сигнал запрещает движение транспортных средств и пешеходов и предупреждает о смене сигналов светофора с зеленого на красный. Остановиться необходимо у стоп-линии. Водители, которые не имели возможности прекратить движение без экстренного торможения, могут продолжить движение в выбранном ранее направлении, чтобы освободить перекресток. Мигающий желтый сигнал разрешает движение и предупреждает о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода. Может устанавливаться вблизи школ, детских учреждений, на нерегулируемых пешеходных переходах и в других местах, где это необходимо для привлечения внимания водителей и пешеходов. Обычные (трехцветные) светофоры в период спада интенсивности движения (в ночные часы) отключают и переводят на режим желтого мигающего сигнала. В этом случае перекресток считается нерегулируемым, и водители должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и требованиями установленных на перекрестке знаков приоритета. Красный сигнал, в том числе и мигающий, запрещает движение. Сочетание красного и желтого сигналов светофора запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют те же значения, что и круглые сигналы соответствующего цвета. Однако их действие распространяется только на направления, указанные стрелками. Таким образом, после включения зеленого сигнала светофора в виде стрелки водитель имеет право двигаться на этом перекрестке только в направлении, указанном стрелкой. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот. Такое же значение имеет стрелка в дополнительной секции. При движении в направлении стрелки, включенной одновременно с красным или желтым сигналом, водитель обязан уступить дорогу всем транспортным средствам и пешеходам, движущимся с других направлений. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода или велосипедиста, то его действие распространяется только на пешеходов или велосипедистов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный - запрещает движение. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом, имитирующим соловьиную трель – проход разрешен. Для регулирования движения через железнодорожные переезды применяются специальные светофоры. Круглый бело-лунный мигающий сигнал светофора, расположенного на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. Красный сигнал светофора или два попеременно мигающих красных сигналазапрещают движение. Если все сигналы светофора выключены, то движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по специально выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета,расположенными в виде буквы «Т». При этом нижний сигнал разрешает или запрещает движение (выключен – движение запрещено, включен – движение разрешено), а верхние сигналы (включенные) указывают разрешенные направления движения. Таким образом, движение вышеперечисленных транспортных средств разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного из верхних. Сигналы регулировщика. Следует запомнить, что сигналами регулировщика служат положения его туловища, а также жесты руками. Как правило, регулировщик находится в центре перекрестка. Правилами дорожного движения установлены три основных сигнала регулировщика: - рука поднята вверх; - руки вытянуты в стороны или опущены; - правая рука вытянута вперед. Первый сигнал регулировщика – правая рука вытянута вверх, означает «всем остановиться». Фактически, он соответствует желтому сигналу светофора. Такой жест регулировщика предназначен для освобождения перекрестка от транспортных средств и пешеходов. Однако транспортным средствам, которые при поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению (т.е., близко подъехавшим к перекрестку), разрешается продолжить движение или закончить начатый маневр. Пешеходам, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, разрешается закончить переход, а если это невозможно, то они должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. В отличие от первого сигнала регулировщика второй и третий сигналы имеют разное значение для пешеходов, водителей трамваев и водителей безрельсовых транспортных средств. Для водителей трамваев каждый сигнал регулировщика разрешает только одно-единственное направление движения, хотя рельсы могут идти в разных направлениях. Для лучшего запоминания можно отметить, что трамвай всегда движется «из рукава – в рукав», то есть в направлении вытянутых рук. Так, при вытянутых в сторону (или опущенных) руках регулировщика трамваям разрешено движение только со стороны правого и левого боков и только в прямом направлении. Движение трамваев со стороны спины и со стороны груди запрещено. При вытянутой вперед правой руке регулировщика движение трамваям разрешено: со стороны груди – только направо; со стороны левого бока – только налево. Движение трамваев со стороны спины и со стороны правого бока запрещено. Для пешеходов сигналы регулировщика имеют следующие значения: - руки вытянуты в стороны (или опущены) – пешеходам разрешается переходить проезжую часть только со стороны правого или левого боков. Движение пешеходов со стороны спины и со стороны груди запрещено; - правая рука регулировщика вытянута вперед – пешеходам разрешается переходить проезжую часть только за спиной регулировщика. Безрельсовые транспортные средства при вытянутых в стороны (опущенных) руках регулировщика имеют возможность проследовать в прямом направлении или совершить поворот направо только со стороны правого или левого боков. При этом водитель, совершающий поворот направо, должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть. Со стороны груди и со стороны спины регулировщика движение всех транспортных средств запрещено. Если правая рука регулировщика вытянута вперед, то со стороны левого бока водителю безрельсового транспортного средства разрешено движение во всех направлениях, то есть можно повернуть направо или налево, проследовать в прямом направлении или совершить разворот. При этом следует учитывать, что если при развороте траектория движения безрельсового транспортного средства будет пересекать траекторию движения трамвая, то трамвай будет иметь преимущество. Со стороны груди безрельсовым транспортным средствам разрешено движение только направо. Со стороны спины и со стороны правого бока регулировщика движение всех транспортных средств запрещено. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или дорожной разметки. Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам. Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл с подсветкой или диск со световозвращателем красного цвета. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников дорожного движения. Сигнал свистком подается также при изменении положения корпуса и рук регулировщика в процессе регулирования дорожного движения.
2. Практическое задание
Учитель изображает на доске светофоры, оборудованные и необорудованные дополнительной секцией, с различными вариантами включенных фонарей. Учащимся предлагается выбрать все разрешенные направления движения транспортных средств и пешеходов. Затем он изображает на доске светофор с четырьмя сигналами бело-лунного цвета, регулирующими движение трамваев, с различными вариантами включенных фонарей (восемь вариантов). Учащимся вновь предлагается выбрать все разрешенные направления движения трамваев.
3. Игра
Группа учащихся из 5 человек выстраивается в одну шеренгу. Напротив них стоит один ученик, который изображает регулировщика. Регулировщик регулирует движение с помощью жестов. Если регулировщик становится к пешеходам правым или левым боком (зеленый сигнал светофора) – движение разрешено и пешеходы делают шаг вперед. Если регулировщик поднял руку вверх (желтый сигнал светофора) – двигаться нельзя и пешеходы остаются на месте. Если регулировщик поворачивается к пешеходам спиной или грудью (красный сигнал светофора) – пешеходы делают шаг назад. Затем пешеходы разбиваются на две группы – справа и слева от регулировщика. Регулировщик вытягивает вперед правую руку и поворачивается к пешеходам то грудью, то спиной, то правым боком, то левым боком. Со стороны груди и спины движение пешеходам запрещено – они делают шаг назад. Когда регулировщик поворачивается к пешеходам правым или левым боком, то одна группа можно двигаться вдоль спины регулировщика – эти пешеходы делают шаг вперед. Другой группе движение запрещено – эти пешеходы делают шаг назад. Победит тот из пешеходов, который допустит меньше ошибок. Затем пешеходами и регулировщиком становятся другие ученики.
4. Вопросы для закрепления знаний
1. Когда и где был установлен первый в мире светофор? 2. На что был похож светофор, установленный в 1929 году в Москве? 3. Как расположены сигналы в светофоре и почему? 4. Какие светофоры используются на железнодорожных переездах? 5. Какие светофоры используются для регулирования движения только пешеходов или только велосипедистов? Что на них изображено? 6. Какие светофоры регулируют движение только трамваев? 7. Что собой представляет жезл регулировщика и для чего он нужен? 8. Какие жесты регулировщика запрещают движение пешеходов и транспорта? 9. Для чего нужен регулировщику свисток?
ВОСЬМОЙ КЛАСС (в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности»)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 291. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |