Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 16. Развитие татарской культуры во второй половине ХVI – ХVII вв




Прежде всего это комплекс памятников Казанского кремля. После взятия Казани поначалу спешно были поправлены дубовые стены ханской крепости. Спустя четыре года начали возводить каменный кремль. Строили: Постнику Яковлеву, Ивашку Ширяю со товарищи. Площадь кремля составляет почти 124 тыс. кв. м.

Толщина южных стен местами доходит до шести метров. В нижнем ярусе с внутренней стороны устроены перекрытые арками ниши с бойницами для пушек. В специальных камерах хранились боеприпасы: порох, ядра, бочки со смолой, песок и камни. С наступлением темноты мост поднимался, наглухо закрывались на засовы и ключ кованые ворота. Ключ хранился у главного воеводы. В центре южной стены, которая по сравнению с такой же стеной ханского кремля была выдвинута вперед на 120 м, была поставлена Спасская башня в XVI в. При строительстве кремля вновь было поставлено пять ворот, названия которым дали по близлежащим церквям. Вместо Ханских ворот—Спасские. Бывшие Hyp-Алиевы (Тайницкие) - Никольскими, Елбугинские — Воскресенскими, Туменские — Преображенскими, пятые ворота получили название Дмитриевские(позднее Консисторские). Кроме квадратных проезжих башен было поставлено 13 круглых, имевших военно-оборонительное значение. Бывший ханский дворец, разрушенный во время штурма, был превращен в оружейный склад. Остатки ханского дворца просуществовали до начала ХТХ в. В 1807 г., как писал известный историк Казани К. Ф. Фукс, «был разломан в здешней крепости ханский дворец - последний остаток ханской архитектуры». Возле ханского дворца находились три мечети, которые в 1550-е гг. тоже были разрушены.

Из каменных сооружений внутри кремля сохранился с XVI века лишь пятиглавый Благовещенский собор (1556—1562).  В 1839 г. художник составил альбом памятников зодчества Казани. Рисунок Э. Турнерелли хорошо передает облик этой церкви.

Второй по важности крепостью стал Свияжск, возведенный при Иване IV в устье реки Свияги. Город был заложен 24 мая 1551 г. В Свияжской крепости содержался гарнизон в 400 стрельцов. До середины XVII века Свияжск не утрачивал своего значения русской крепости на завоеванной земле. Воротами в каждой из семи проездных башен ведал специальный воевода. Звон больших самобойных часов с колоколом извещал
о смене караула. Два тайника выводили к рекам Свияге и Щуке. До наших дней сохранилась деревянная Троицкая соборная церковь (1551 г.). В 1821 г. церковь обшили тесом в целях сохранения постройки XVI века. Это самое древнее деревянное здание в пределах республики. Кроме Троицкой деревянной церкви в Свияжске сохранились каменные сооружения: Никольская трапезная церковь (1555—1556), Сергиевская церковь (1570-е гг.). В 1556—1560 гг. был построен Успенский собор. В XVII—XVIII веках он подвергся изменениям — выстроены украшения в стиле барокко.

Эстетические и читательские интересы татар удовлетворялись ранее созданными произведениями, фольклором,переводами с арабского и персидского языков.

Махмуд Ходжи углы Мухаммедъяр жил в середине XVI века в Казани и Булгаре. Из его произведений ясно, что поэт хорошо представлял жизнь ханского дворца. В одной из глав поэмы «Дар мужей» он описывает словесный турнир дворцовых поэтов, резко обличающих друг друга. Мировоззрение его было противоречивым. С одной стороны, он воспевал ханов. С другой — рисовал картины социального неравенства и угнетения, высказывал обеспокоенность царящей вокруг несправедливостью и нищетой. Он призывал правителей
быть справедливыми и щедрыми. В его творчестве слышится тревога за судьбу страны и ее народа.

Кроме стихотворений, до нас дошли две его большие поэмы, написанные накануне завоевания Казанского ханства. В Казани в 1539 г. он написал поэму «Тухваи мардан» («Дар мужей»). В 1542 г. , -поэму «Нуры Содур» («Дар сердец»). Они своеобразны по построению. Много внимания во всех поэмах уделено гуманистическим и
морально-этическим вопросам. Мухаммедъяр, в отличие от своих предшественников, вводит в свои произведения и картины жизни Поволжья.

В середине 60-х гг. XVI века неизвестным автором (возможно, священником Иваном Глазатым) было написано «Сказание о царстве Казанском» («Казанская история»). Автор сообщает о том, что он, попав в плен, принял мусульманскую веру, был близок ко двору хана Сахиб-Гирея. После 20-летнего плена был
освобожден в 1552 году и снова принял христианство. Острая политическая борьба Ивана IV с боярской оппозицией нашла отражение в «Сказании». Автор сторонник Ивана Грозного. В связи с этим в угоду царю автор искажает факты казанского похода, роль Андрея Курбского, совсем не упоминает опального воеводу М. Воротынского, видного полководца этого времени. Сама авторская рукопись не дошла до нас. Напечатано «Сказание» впервые было в 1796 г., в Казани — в 1902 г. «Сказание» нельзя рассматривать как исторический источник, как документ. Это литературный памятник. Так, опираясь на традиции устной народной лирики, автор создал художественно выразительные «плачи» казанской царицы Сююмбике, расстающейся с Казанью, и жены Ивана IV Анастасии, прощающейся с мужем, уходящим в военный поход.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...