Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 16. Развитие татарской культуры во второй половине ХVI – ХVII вв ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Прежде всего это комплекс памятников Казанского кремля. После взятия Казани поначалу спешно были поправлены дубовые стены ханской крепости. Спустя четыре года начали возводить каменный кремль. Строили: Постнику Яковлеву, Ивашку Ширяю со товарищи. Площадь кремля составляет почти 124 тыс. кв. м. Толщина южных стен местами доходит до шести метров. В нижнем ярусе с внутренней стороны устроены перекрытые арками ниши с бойницами для пушек. В специальных камерах хранились боеприпасы: порох, ядра, бочки со смолой, песок и камни. С наступлением темноты мост поднимался, наглухо закрывались на засовы и ключ кованые ворота. Ключ хранился у главного воеводы. В центре южной стены, которая по сравнению с такой же стеной ханского кремля была выдвинута вперед на 120 м, была поставлена Спасская башня в XVI в. При строительстве кремля вновь было поставлено пять ворот, названия которым дали по близлежащим церквям. Вместо Ханских ворот—Спасские. Бывшие Hyp-Алиевы (Тайницкие) - Никольскими, Елбугинские — Воскресенскими, Туменские — Преображенскими, пятые ворота получили название Дмитриевские(позднее Консисторские). Кроме квадратных проезжих башен было поставлено 13 круглых, имевших военно-оборонительное значение. Бывший ханский дворец, разрушенный во время штурма, был превращен в оружейный склад. Остатки ханского дворца просуществовали до начала ХТХ в. В 1807 г., как писал известный историк Казани К. Ф. Фукс, «был разломан в здешней крепости ханский дворец - последний остаток ханской архитектуры». Возле ханского дворца находились три мечети, которые в 1550-е гг. тоже были разрушены. Из каменных сооружений внутри кремля сохранился с XVI века лишь пятиглавый Благовещенский собор (1556—1562). В 1839 г. художник составил альбом памятников зодчества Казани. Рисунок Э. Турнерелли хорошо передает облик этой церкви. Второй по важности крепостью стал Свияжск, возведенный при Иване IV в устье реки Свияги. Город был заложен 24 мая 1551 г. В Свияжской крепости содержался гарнизон в 400 стрельцов. До середины XVII века Свияжск не утрачивал своего значения русской крепости на завоеванной земле. Воротами в каждой из семи проездных башен ведал специальный воевода. Звон больших самобойных часов с колоколом извещал Эстетические и читательские интересы татар удовлетворялись ранее созданными произведениями, фольклором,переводами с арабского и персидского языков. Махмуд Ходжи углы Мухаммедъяр жил в середине XVI века в Казани и Булгаре. Из его произведений ясно, что поэт хорошо представлял жизнь ханского дворца. В одной из глав поэмы «Дар мужей» он описывает словесный турнир дворцовых поэтов, резко обличающих друг друга. Мировоззрение его было противоречивым. С одной стороны, он воспевал ханов. С другой — рисовал картины социального неравенства и угнетения, высказывал обеспокоенность царящей вокруг несправедливостью и нищетой. Он призывал правителей Кроме стихотворений, до нас дошли две его большие поэмы, написанные накануне завоевания Казанского ханства. В Казани в 1539 г. он написал поэму «Тухваи мардан» («Дар мужей»). В 1542 г. , -поэму «Нуры Содур» («Дар сердец»). Они своеобразны по построению. Много внимания во всех поэмах уделено гуманистическим и В середине 60-х гг. XVI века неизвестным автором (возможно, священником Иваном Глазатым) было написано «Сказание о царстве Казанском» («Казанская история»). Автор сообщает о том, что он, попав в плен, принял мусульманскую веру, был близок ко двору хана Сахиб-Гирея. После 20-летнего плена был
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |