Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика реализации информационных технологий




Основными видами ресурсов в производственнойсфере являют­ся материальные и энергетиче­ские ресурсы. Именно поэтому наибольшее внимание при технологизации процессов производ­ства промышленной продукции уделяется материалосберегающим и энергосберегающим про­изводственным технологиям. Что же касается информационных тех­нологий,то здесь имеется своя достаточно существенная специ­фика. Так, например, энергетиче­ские ресурсы для информацион­ных технологий, как правило, имеют второстепенное значение, так как информационные про­цессы по самой своей природе обладают сравнительно низкой энергоемкостью по сравнению с силовыми процессами, которые реализуются в механических и энергетических технологиях про­мышленного производства.

Информационные технологии являются основным средством формирования и использования информационных ресурсов обще­ства. Однако их принципиальная особенность заключается в том, что для своего функционирования они сами нуждаются в использо­вании информационных ресур­сов. Эти ресурсы в виде баз данных и знаний могут заранее вводиться в память информацион­ной системы, а также поступать в нее извне в процессе реализации информационного процесса.

Характерным примером таких технологий являются экспертные системы. Эти технологии, как пра­вило, используют уже накоплен­ный опыт в организации того или иного информационного процес­са. При этом достигается возмож­ность существенным образом сни­зить уровень требований к профес­сиональной квалификации поль­зователей экспертной системы, что может дать значительный эконо­мический и социальный эффект.

Так, например, одна из круп­ных компьютерных фирм США в свое время испытывала острый де­фицит высококвалифицирован­ных специалистов по настройке систем управления накопителя­ми информации на больших маг­нитных дисках. Выход из положе­ния был найден путем разработки и внедрения на предприятиях этой фирмы специальной экс­пертной системы, которая обес­печила возможность производить эту операцию при помощи уже имеющихся на фирме специали­стов. При этом качество настрой­ки устройств управления получи­лось достаточно высоким.

Несмотря на то, что создание и внедрение данной экспертной системы обошлось фирме в сумму около 100 тыс. долларов, эти за­траты быстро окупились, так как фирма смогла продолжить выпуск своей высококачественной про­дукции в необходимых объемах.

Этот пример показывает, что информационные технологии по­зволяют не только формировать знания, но также и экономно их использовать. Другими словами, они также обладают свойствами ресурсосберегающих технологий.

Общий критерий эффективности информационных технологий

Ресурсные критерии эффектив­ности позволяют принципиально сравнивать между собой различ­ные виды технологий. Кроме то­го, они дают возможность коли­чественно оценить получаемый в результате применения этих тех­нологий эффект с точки зрения их социальной полезности в пла­не экономии различных видов ресурсов общества.

Именно поэтому наиболее распространенными критериями для сравнительной оценки про­изводственных технологий явля­ются энергетические критерии. Ведь затраты энергии в общест­венно полезном производстве яв­ляются одним из важнейших по­казателей уровня технологиче­ского развития современного об­щества.

Однако наиболее общим по­казателем технологии любого ви­да (производственной, социаль­ной или же информационной) следует признать экономию соци­ального времени, которая достига­ется в результате использования данной технологии. Этот крите­рий, предложенный академиком В.Г. Афанасьевым и П.Г. Куз­нецовым в качестве одной из наиболее общих мер развития об­щества, представляется нам вполне пригодным для сравни­тельной количественной оценки эффективности различных видов информационных технологий. Ведь хорошо известно, что любая экономия в конечном итоге может быть сведена к экономии вре­мени. Мало того, по мнению П.Г. Кузнецова, которое разде­ляет и автор настоящей работы, именно бюджет социального вре­мени и является главным ресурсом для жизнеобеспечения и развития современного общества.

Действительно, ведь для прак­тического осуществления любого процесса развития общества (эко­номического, интеллектуального или духовного) необходимо, что­бы общество имело возможность затратить на эти цели некоторую часть своего общего ресурса соци­ального времени. Другими слова­ми, необходим некоторый "сво­бодный ресурс" социального вре­мени, который должен остаться в бюджете социального времени общества помимо затрат по другим "статьям" этого бюджета, свя­занным с решением задач про­стого воспроизводства и жизне­обеспечения общества.

Таким образом, наиболее по­лезными с социальной точки зре­ния для общества являются те ин­формационные технологии, кото­рые позволяют сэкономить наи­большее количество социального времени, высвобождая его для других целей, в том числе — для целей развития общества.

Изложенный выше подход ко­ренным образом изменяет тради­ционную точку зрения на эффек­тивность тех или иных видов ин­формационных технологий, ко­торые сегодня оцениваются, как правило, лишь по функциональ­ным критериям. Так, например, с точки зрения экономии социаль­ного времени для общества очень эффективным является исполь­зование информационных техно­логий в сфере массового обслу­живания населения (на предпри­ятиях торговли, общественного питания, в сберегательных бан­ках, билетных кассах и т.п.). Ведь именно в этой сфере проис­ходят сегодня наиболее сущест­венные потери социального вре­мени, которое могло бы исполь­зоваться для достижения целей развития общества.

Конечно же, использование эко­номии социального времени в ка­честве общего критерия эффектив­ности информационных техно­логий сегодня еще не обеспечено необходимыми методическими разработками. Однако хотелось бы подчеркнуть, что данный под­ход представляется нам исключи­тельно перспективным. Ведь он не только позволяет создать не­обходимую научную и технологи­ческую основу для практического воплощения в жизнь широко пропагандируемого сегодня гу­манистического лозунга: "Все во благо человека!", но также изме­няет и мировоззрение общества, его отношение к социальной ро­ли и значимости развития ин­формационных технологий.

Отличительные признаки высокоэффективных технологий и основные принципы их проектирования

Рассмотрим теперь те наибо­лее важные отличительные при­знаки, которые свидетельствуют о высокой потенциальной эф­фективности различных видов технологий и позволяют таким об­разом определить перспективные направления их развития. При этом мы будем вначале рассматри­вать уже традиционные механиче­ские и энергетические технологии для того, чтобы выявить имею­щие там место некоторые общие принципы и закономерности и распространить их затем и на ин­формационные технологии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...