Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

XVIIвек - век модернизации и просвещения. Особенности модернизационных процессов в Западной Европе и США.




Социально-экономическое развитие России в XVII в. К середине XVII в. разруха и разорение времен Смуты были преодолены. Экономика восстанав­ливалась медленно в условиях:

сохранения традиционных форм ведения хозяйства (слабая произво­дительность крестьянского хозяйства с его примитивной техникой и техно­логией);    

резко континентального климата;

низкого плодородия почв в Нечерноземье — наиболее развитой части страны.

Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Рост объемов производства достигался за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых зе­мель: Черноземья, Среднего Поволжья, Сибири.

В XVII в. происходил дальнейший рост феодальной земельной собственно­сти, передел земель внутри господствующего класса. Новая династия Рома­новых, укрепляя свое положение, широко использовала раздачу земель дво­рянам. В центральных районах страны практически исчезло землевладение черносошных крестьян. Запустение центральных уездов в результате дли­тельного кризиса и оттока населения на окраины явилось одной из причин усиления крепостного права.В XVIII в. наблюдалось перерастание ремесла в мелкотоварное производ­ство. К концу XVII в. в России насчитывалось не менее 300 городов, сложи­лись основные районы ремесленного производства. Дальнейшее развитие получили центры металлургии и металлообработки, текстильных изделий, солеварения, ювелирное дело.Развитие мелкотоварного производства подготовило базу для появления мануфактур. Мануфактура — это крупное предприятие, основанное на разде­лении труда и ручной ремесленной технике. В XVII в. в России насчитыва­лось приблизительно 30 мануфактур. Первые казенные мануфактуры воз­никли еще в XVI в. (Пушкарский двор, Монетный двор). Первой частновла­дельческой мануфактурой считают Ницинский медеплавильный завод на Урале, построенный в 1631 г.Поскольку в стране не было свободных рабочих рук, государство стало при­писывать, а позднее (1721) разрешило заводам покупать крестьян. Приписные крестьяне должны были свои подати государству отрабатывать на фабрике или заводе по определенным расценкам. Государство оказывало владельцам пред­приятий помощь землей, лесом, деньгами. Мануфактуры, основанные при поддержке государства, получили позднее название «посессионных» (от латин­ского слова «посессия» — владение). Но до 90-х гг. XVII в. металлургия остава­лась единственной отраслью, где действовали мануфактуры.Возрастают роль и значение купечества в жизни страны. Большое значе­ние приобрели постоянно собиравшиеся ярмарки: Макарьевская (около Нижнего Новгорода), Свенская (в районе Брянска), Ирбитская (в Сибири), в Архангельске и др., где купцы вели крупную по тем временам оптовую и розничную торговлю.Наряду с развитием внутренней торговли росла и внешняя. До середины века огромные выгоды из внешней торговли извлекали иностранные купцы, вывозившие из России лес, меха, пеньку и т. д. Английский флот был постро­ен из русского леса, а канаты для его кораблей были сделаны из русской пеньки.Центром русской торговли с Западной Европой являлся Архангельск. Здесь имелись Английский и Голландский торговые дворы. Тесные связи устанавливались через Астрахань со странами Востока.О поддержке русским правительством усиливающегося купечества свиде­тельствует издание Новоторгового устава, который повышал пошлины на иностранные товары. Политика меркантилизма выражалась также в том, что иностранные купцы имели право вести оптовую торговлю только в погранич­ных торговых центрах.В XVII в. значительно расширился обмен товарами между отдельными ре­гионами страны, что говорило о начале складывания всероссийского рынка. Началось слияние отдельных земель в единую экономическую систему.Социальная структура российского общества. Высшим сословием в стране было боярство (в их числе было много потомков бывших великих и удельных князей). Около сотни боярских семей владели вотчинами, служили царю и занимали руководящие должности в государстве. Происходил процесс сближения его с дворянством.Дворяне составляли верхний слой государевых служилых людей в отече­стве. Они владели поместьями на основании наследственного права в случае продолжения службы детьми после их родителей. Дворянство значительно усилило свои позиции в конце Смуты и стало опорой царской власти. Этот слой феодалов включал в себя лиц, служивших при царском дворе (стольни­ки, стряпчие, дворяне московские и др.), а также городовых, т. е. провин­циальных дворян.Крупными феодалами было и духовенство, имевшее крупные земельные владения и монастыри.К низшему слою служилых людей относились служилые люди по прибору или по набору. Он включал в себя стрельцов, пушкарей, ямщиков, служилых казаков, казенных мастеров и т. п.

Категории крестьянского населения:

владельческие или частновладельческие, жившие на землях вотчин или поместий. Они несли тягло (комплекс повинностей в пользу феодала). Близкое к частновладельческим крестьянам место занимали крестьяне монастырские;

черносошные крестьяне. Проживали на окраинах страны (Поморский Север, Урал,- Сибирь, Юг), объединялись в общины. Не имели права поки­дать свои земли, если не находили себе замену. Несли тягло в пользу государ­ства. «Черные земли» можно было продавать, закладывать, передавать по на­следству (т. е. положение легче, чем у частновладельческих);

дворцовые крестьяне, обслуживавшие хозяйственные потребности царско­го двора. Они имели самоуправление и подчинялись дворцовым приказчикам.

ХVI—ХVIII вв. были переходным временем, подготовившим развитые западные страны к вступлению в индустриальную эпоху. В этот период первичная модернизация охватила страны т. н. «старого капитализма» или «первого эшелона» капиталистического развития (Голландию, Бельгию, Англию, Францию, Швейцарию, позднее США), в которых буржуазные отношения глубоко проникли во все сферы жизни общества. Для отмеченных стран модернизация носила естественный, объективный характер. Происходившие трансформации имели эволюционную природу, характеризовались органичностью и преемственностью в развитии общественных форм. Это обеспечило относительно гармоничное сочетание традиционных и индустриальных форм социально-экономических отношений.На протяжении ХVI—ХVIII вв. модернизация, по сути, имела переходное содержание, она создавала основы для строительства будущего индустриального общества. В конце ХVIII—XIX в. модернизационный процесс вступает в зрелую фазу и приобретает уже комплексный, масштабный характер. Он развернулся в полную силу, значительно углубился и затронул более широкий круг европейских стран: Германию, Италию, отчасти Австрию, Россию. Эти страны «второго эшелона» капиталистического развития, вставшие на путь индустриализации только в XIX в., представляли собой уже другой неорганический, вторичный тип модернизации. Процесс утверждения капиталистических отношений носил здесь менее сбалансированный, во многом искусственный характер, осуществлялся «сверху», главным образом за счет реформ, ускоренного развития отдельных сфер индустриального производства. В этих условиях модернизация сопровождалась обострением противоречий между традиционными и привнесенными формами общественных отношений. Отмеченные черты предопределили более значительную роль государства в стимулировании процесса индустриализации. При этом страны «второго эшелона», вступив на путь модернизации позднее, имели возможность не только использовать уже накопившийся здесь опыт, но проводить у себя промышленную революцию и индустриализацию на более высокой технико-технологической основе.

Результатом модернизационного процесса стало формирование нового типа общественной модели — индустриальной цивилизации. Ее отличают такие важнейшие социально-экономические черты как машинизация и автоматизация производства и управления, приоритет науки и высоких технологий, массовое производство товаров на широкий рынок, развитая система разделения труда с высоким уровнем специализации, разветвленные системы транспорта и коммуникаций, высокая степень социальной мобильности и урбанизации, постоянный рост жизненного уровня населения и значительное повышение его социокультуры. С социально-политической стороны индустриальное общество характеризуется эволюцией политической системы в направлении демократизации, утверждения правового порядка и, вместе с тем, усилением государственного начала, а также наличием множества противоречий, проявляющихся, в частности, в обострении социальной напряженности, возрастании экологических проблем, кризисе духовной сферы. Индустриальная цивилизация — первая в истории человечества техногенная по своему характеру общественная система. В основе развития данного общества лежат факторы, связанные с производством, технико-технологическими процессами, экономической занятостью

19.Реформы Петра I. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма (реформы государственного управления).Перечислим сначала в кач-ве примера некоторые преобразования Петра и его указы. Это замена русского платья на западноевропейские, приказ о вызове иностранцев на работу в Россию, о послании русских юношей на учёбу за границу, военная реформа (создание регулярной армии и военного флота), преобразования центрального и местного управления, церковная реформа (создание сената), создание коллегий, городских и губернских учреждений, реформа управления, определение взаиморасположение сословий (Табель о рангах), введение подушной подати, изменение шрифта и др. * Итак, реформы Петра коснулись почти всех сферы общ-ва. Безусловно, они были направлены на поднятие статуса России (и принесли результат), поднятие её эк. состояния, ускорение темпов развития, но в то же время проводимая Петром европеизация носила насильственный, спешный, малообдуманный и => спешный характер, прикрывая "немецкими кафтанами и париками" старые московские пороки. С другой стороны внезапная европеизация верхушки разрушила религиозно-моральные и общ-венно-бытовые связи народа с последней. Самовольное отношение к церкви со стороны Петра вызвало негативное отношение к нему со стороны церковников. * Но в то же время Пётр открыл морские пути для сношения с другими народами, создал первоклассную армию и военный флот, создал далёкий от совершенства, но лучший предыдущего гос. аппарат, сильно развил пром-ть (особенно горное дело), заложил основы светской культуры (см. плоды в конце XIX в.). * Но реформы он проводил силовыми м-дами, причём в своём поведении он позволял себе то, чего другим не разрешал (будучи поклонником законности, он сам вёл себя, как хотел, напр. жестокость на массовых казнях стрельцов в Москве). Пётр - первый царь, который стал называться императором

20. Экономический скачок на феодально-крепостнической основе ( эпоха Петра I). Экономические, социальные и культурные преобразования Петра. ( При ответе на этот вопрос необходимо, как создавались и обеспечивались рабочей силой промышленные предприятия при Петре). Экономические,социальные и культурные преобразования Петра1 В сфере экономики господствовала концепция поощрения развития внутр. Торговли и промышленности.За первую четверть 18в. было создано 200 мануфактур.Главное внимание уделялось металлургии.Гос-во способствовало развитию ремесла,крестьянских промыслов.расширение косвенных и увеличение прямых налогов.Введение подушной подати.В 1722 было введено цеховое устройство.В 1711 при мануфактурах были учреждены ремесленные школы.Идеал веры заменяется идеалом рационального познания. Создание Новигатской и Артелерийскоо школы.Создание типографии.Политика гос-ва была направлена на просвящение общества,реорганизацию системы образования.Правительство Петра уделяло большое внимание развитию водных путей,велось активное строительство каналов:Волго-Донского,Ладожского,были начаты работы по сооружению канала Москва-Волга.

21. Век Екатерины II либеральные проекты и их судьба. а) социальная политика Екатерины ( в отношении дворянства, городов, крестьянства); б) уложенная комиссия. С какой целью была создана Уложенная комиссия. Почему эта цель не была достигнута? ( Необходимо раскрыть содержание жалованных грамот дворянству и городам, и пояснить, почему Екатерина является представительницей просвещенного абсолютизма)(Уложенная комиссия 1767 – 1768 гг.).

Екатерина созвала Уложенную комиссию из выборных представителей всех соловий для выработки нового единого законодательства.

В работе комиссии участвовали 573 депутата. Специальным указом депутатам предоставлялась депутатская неприкосновенность – они вне зависимости от сословной принадлежности уравнивались в правах и освобождались от угрозы смертной казни, пытки, телесного наказания, конфискации имущества.

В комиссии было по одному депутату от учреждений, уездов, городов, от каждой сословной группы провинции – государственных крестьян, казаков, «инородцев» и т.д. Крепостные крестьяне им кочевые народности представлены в комиссии не были; 45 % депутатов были дворянами.

Депутатам поступило почти 1500 наказов с мест, один депутат мог везти с собой несколько наказов.

Дворянские наказы требовали гарантий прав собственности, утверждения монополии на владение землями, крестьянами, промышленную деятельность, создания государственной системы поддержки дворянства, расширения прав помещиков в отношении крепостных.

Городские наказы, исходившие прежде всего от купечества, требовали введения всесословного местного самоуправления, защиты от конкуренции со сторны дворян и торгующих крестьян, предоставления городам и горожанам права на владение крепостными.

Государственные крестьяне просили снижения податей.

31 июня 1767 г. открылись заседания Уложенной комиссии.

Екатерина обратилась к депутатом с посланием – Наказом. Наказ состоял из 22 глав и 655 статей и содержал цитаты из сочинений просветителей – особенно Ш.Монтескье и Ч.Беккариа. В Наказе было высказано пожелание установить в России верховенство закона и равенство граждан перед законом, принцип презумпции невиновности в судопроизводстве. При этом Наказ утверждал незыблемость самодержавия, поскольку оно есть оптимальная для России форма правления; говорилось о необходимости юридического оформления сословий в России. Наказ предусматривал постепенное освобождение крепостных, растянутое на 100 лет, Екатерина надеялась на понимание и согласие представителей сословий.

Выявить точки соприкосновения интересов не получилось. Дворянские и городские депутаты вели ожесточенный спор по поводу монополии на владение землей, крепостными, предпринимательство. Желание владеть крепостными оказалось единственным, на чем сходились большинство депутатов от дворянства и городов.

17 декабря 1768 г. Уложенная комиссия была распущена на неопределенный срок и болшье не созывалась.

Комиссия не достигла своих целей, но ее работа имела ряд важных последствий.

Во-первых, была выявлена политическая незрелость сословий, вследствие которой какая-либо форма представительного правления в России выглядела невозможной.

Во-вторых, власть смогла получить четкое представление об интересах различных общественных групп, но удовлетворить эти интересы он взялась сама, без их участия.

В-третьих, острые вопросы того времени были вынесены «на публику», стали предметом открытого обсуждения. Работа комиссии способствовала формированию в России общественного мнения и развитию политической мысли.

22. Альтернативы общественно-исторического развития России в 1-й половине XIXв.: правление Александра I. а) либеральные реформы Александра I; б) проект М. М. Сперанского; в) переход к реакции в конце правления Александра I. Неудачная попытка коренного реформирования политич-ого и соц-ого строя.Александр понимал порочность крепостного права,поэтому его проект ограничить самодержавие конституции и отмена крепостного права.Препятствия:нет продуманного плана действий,нет исполнителей,аппозизия всего дворянства.Проект Сперанского.Предполагал ограничить самодержавие,дума не предлагала законов,но утверждала законы предложенные монархом.Император сохранял высшую исполнительную власть,т.е оставался реальным представителем страны,но уже не абсолютным монархом.население должно быть разделено на 3 сословия:дворянство,»среднее состояние» и «народ рабочий».Все состояния получали гражданские права,но избират. Право только первые два.Александр1 восстановил жалование грамоты дворянству и городам,разрешил недворянам владеть землей, помещики лишены права ссылать крестьян потом это право было вновь возращено. Война с Наполеоном.

Альтернативы общественно-исторического развития России в 1-й половине XIXв.: правление Николая I. а) социальные мероприятия; б)политическая реакция; в) теория о «официальной народности»

1)При вступлении Николая на престол произошло восстание декабристов. оно было подавлено. Главная задача Николая то, что он считал предотвращение революции. Поэтому взял курс на усиление контроля над обществом. Ужесточена цензура. Создана эффективная полиция. 3е отделение императорской канцелярии и отдельный корпус жандармов. Власти нужен эффективный аппарат исполнения и надежная опора в лице чиновничества. Число чиновновников достигло 100 тыс.. Потомственное дворянство жаловалось , чтобы не засоряли его чиновниками. Проведено упорядочение законодательства т е издан полный свод законов. Крестьянский вопрос понимал необходимость отмены крепостного права, но не знал как и когда провести. При нем 10 секретных комитетов готовили проекты реформ и так ничего не решили.

2)теория официальной народности. Автор Уваров. Суть: Европе грозят революции, но в России они невозможны . В России особые отношения между властью и народом. Царь по отечески любит свой народ. Народ любит царя. Самодержавие – единственная форма правления принятая всем народом. Причина в православии. Основные принципы политического строя: самодержавие, православие, народность.

24. Отмена крепостного права и его последствия. Крестьянский вопрос в середине XIX в. стал первостепенной социально-политической проблемой в стране:

1) крепостное право тормозило процесс промышленного развития России;

2) крепостное право препятствовало преодолению военно-технической отсталости страны;

3) мешал складыванию рынка свободной рабочей силы;

4) не способствовал повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

После поражения России в Крымской войне, которое показало значительное отставание страны от уровня развития передовых европейских государств, стала еще очевиднее необходимость реформ для приведения экономической и социально-политической системы в соответствие с потребностями времени.

О необходимости отмены крепостного права заявляла передовая российская общественность (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, декабристы, славянофилы и западники и др.). Всю первую половину XIX в. этот вопрос обсуждался и в правительственных кругах. Но даже попытки лишь смягчить крепостное право вызывали сопротивление помещиков.

После 1856 г. критика самодержавно-крепостнической системы усилилась.

В данных обстоятельствах новый император Александр II (1855–1881) вынужден был начать процесс реформирования земельных отношений.

Подготовка реформы

В 1857 г. был создан Секретный комитет, который начал разрабатывать план освобождения крестьян. В 1858 г. он был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его члены должны были выработать общую правительственную линию по вопросу освобождения крестьян. В 1859 г. при Главном комитете под председательством Я.И. Ростовцева были учреждены редакционные комиссии для рассмотрения проектов, которые были подготовлены губернскими комитетами, и для разработки проекта закона об отмене крепостного права. Представленные варианты проектов реформы в 1860 г. поступили в Главный комитет, где были детально изучены.

19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права.

1. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права.

2. Положения регулировали вопросы наделения крестьян землей.

3. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел, но за выкуп, который равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз.

4. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами.

5. До выкупа земли крестьяне продолжали считаться временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности – барщину и оброк.

Выход крестьян из крепостной зависимости обострил проблему малоземелья, наделы многих крестьян были очень малы, что препятствовало развитию сельского хозяйства.

Большая часть дворян, которые привыкли паразитировать на труде крепостных, не смогла использовать деньги, полученные в качестве выкупа, на развитие своего хозяйства. Дворяне зачастую продавали земли, проматывали деньги.

Но, несмотря на ограниченный характер, крестьянская реформа имела большое значение. Она дала простор развитию капитализма в России.

25. Буржуазные реформы 60 – 70-х гг. XIX в., Конституционный проект М.Т. Лорис-Меликова. Отмена крепостного права в России повлекла за собой и преобразования в иных сферах жизни страны.

Земская реформа 1864 г.: 1) изменила всю систему местного управления; 2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий; 3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян; 4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами; 5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.

Городская реформа 1870 г.: 1)была проведена по типу земской. В городах были созданы городские думы и городские управы;

2) городские органы местного самоуправления ведали также главным образом хозяйственными вопросами;

3) избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность. Судебная реформа 1864 г.

1. Эта реформа была наиболее радикальной из преобразований 1860–1870 гг.

2. Согласно судебной реформе Россия получала обновленный суд, который был основан на принципах буржуазного права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым.

3. Реформа вводила выборность некоторых судебных органов.

4. В соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат.

5. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

6. Была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Военная реформа:

1) необходимость проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне;

2) она проводилась до 1874 г. В результате военной реформы были отменены рекрутские наборы; введена всеобщая воинская повинность, которую должны были отбывать все мужчины без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет – 6 лет, во флоте – 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др. Реформы в системе образования:
1) в сфере образования произошли значительные изменения;

2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование;

3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.

В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.

Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.

Значение буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым).

Но убийство в 1881 г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.

26. Становление индустриального общества в России в конце XIX – начале XX вв.: соц. – эконом. развитие страны. Контрреформы Александра IIIЗа период 1861 —1900 гг. было построено и введено в эксплуатацию 51,6 тыс. км железных дорог, причем 22 тыс. км из них в течение одного десятилетия (1890—1900 гг.) Железнодорожная сеть России соединила хлебные районы с промышленными, центр — с окраинами.

Доходы от хлебного экспорта были одним из основных источников накопления и вкладывались в развитие различных отраслей экс помики России.

В целом крупная промышленность была неравномерно распределена по территории России и сосредоточивалась в нескольких районах

Экономический подъем в 1890-е гг. был связан и с торгово-промышленной политикой самодержавия — развитием акционерного учредительства. Ежегодно открывались десятки русских и иностранных компаний. Пик учредительства пришелся на 1899 г., когда были открыты 156 русских и 37 иностранных компаний.

Увеличивается сельскохозяйственное производство.

Контрреформы:

Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.

Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.

В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 431.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...