Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные категории архитектуры - Архитектурное пространство.




Архитектурное и физическое пространства. Арх-ое пространство (Афинский акрополь 5 в.до н.э.). Арх-ое пространство-это часть пространственной непрерывности мира, выделенная и сформированная материальными элементами,которая вмещает чел-ка,воспринимается им и обеспечивает условия жизнидеятельности.Морфологическое строение арх-ого пространства: 1)определяет локализацию ф-ций, 2)разделяет и изолирует их или связывает в целесообразные последовательности.Его гармоническая устроенность является необходимым условием эстетической ценности произведения арх-ры.Арх-ое пространсво несет информацию.Гармоническая устроенность арх-ого пространства является необходимым свойством произведения арх-ры. Отличия арх-ого пространства от физического: 1) Арх-ое пространсво в отличие от физ-ого воспринимается не как пустота, а как материал арх-ой деятельности. 2) пространство в арх-ре воспринимается как свет. Важно: оно не является пустотой. 3)Физ-ое пространство не ограничено, в отличие от арх-ого пространства.

Пространственные границы. Ограждающие элементы. Для выделения внутреннего или внешнего пространства существует такое понятие как пространственные границы. смена дорожек. Ограждающие элементы могут обладать непрерывностью и непроницаемостью. Прозрачные и проницаемые пространственные границы: балюстрада, колоннада, терраса, решетка, перепад ровней горизонтальных поверхностей. Пространственные границы: стены, окна, витрины. Хар-ки ограждающих элементов: 1)материально-непроницаемы, 2) непроницаемы, 3) прозрачные непроницаемые, 4) прозрачные проницаемые.

Иерархия уровней системы арх-ных пространств: 1 уровень: интерьер помещения. 2 уровень: внутреннее пространство здания. 1 и 2 уровни извне воспринимаются как объем,пространство легко воспринимается чел-ом с помощью зрения. 3 уровень:комплекс застройки (может быть замкнутым (колодец) или раскрытым по периметру. 3 уровень вопринимается органами чувств чел-ка. 4 уровень:пространство поселения (прямому чувству не поддается,но вопринимается образным пространством).

История осмысления категории арх-ого пространства. До серед. 18в. оно еще не использовалось. В кон. 18в.(1971-1977г.)Бландель в курсе лекций о ландшафте употребляет это понятие. На рубеже 19-20-х вв. появляется термин «пространственность». В серед. 20-х г.20в. представления о новом пространстве уже сформировалось. У Ер Корбезье понятие употребляется постоянно.И у братьев Веснинов. Работа-Зигфрид Фридион в 1941г. «Пространство.Время.Арх-ра»(а взаимнопротекающих внутренних пространствах). В нач.20-ого в. внутреннее пространство становится свободным,перетекающим. Пространство занимает свое место только у модернистов.

модели пространства. Типы пространственных представлений. Определят теорию арх-ры, т.к. связан с чел-ом. 1)Пространство реальное или физическое (существует как объективная данность и реальна абсолютно для всех). 2) пространство концептуальное-мысленная модель, которая системно объединяет объективные данные о пространстве(Декартова система координат), общезначимо и приспособлено для повторения. 3) Перцептивное пространство. Ввел в обиход Бертран Рассел.Обозначает пространство в восприятии чел-ка, отраженное органами чувств. Постоянно меняется, неоднородно.Повторяемость неприспособленна. 4)Переживаемое пространство. связано с психологией чел-ка, с его образом жизни, культурной принадлежности. Стабильный образ пространства воспринимаемый как поле определенной деятельности. 5)Художественное пространство. Пространство как художественный образ. Очень субъективно дважды. Образ воплощается в материальных формах. Невозможно описать. Воспринимается зрителем и художником по разному,отдельно. Синтез искусств-совместная работа, сочетание арх-ры а также монументальных искусств (монументальная живопись, скульптура),иногда декоративно-прикладных искусств с целью создания единого художественного образа произведения(готический храм).Вывод: 1)структура пространства организуемого средствами архитектуры(арх-ого пространства)является первоосновой арх-ой формы, 2)пространственная форма (арх-ое пространство)связана с человеческой жизнидеятельностью как в своем образовании, так и в существовании. 3) деятельность чел-ка проходит как в 3-х измерениях пространства,так и в 4-ом измерении в времени, следовательно время является одним из важнейших факторов формообразования.

 

Пространство,время и арх-ая форма.

4 аспекта проблемы «арх-ая форма и время».1) Время и созерцательное восприятие арх-ой формы (статичный аспект). 2) Время и воприятие арх-ой формы в движении(более динамичный аспект). 3) Стабильное и изменчивое в арх-ой форме(например:София Киевская-храм-менялась с течением времени). 4) Арх-ая форма в масштабе исторического времени.

Время и восприятие арх-ой формы в движении. Арх-ая форма раскрывается полностью только при движении.Афинский Акрополь-храмовый комплекс. Посвящен покровительнице Афин.Арх-ор: Фидий (скульптор Греции). Ранний этап греческой античности. По его проекту был восстановлен.Комплекс носит сокральный характер.Учитывалась ориентация по сторонам света. Был связан с праздником Памофинос. Значительное действие проходило в Парфеноне. Композиция Афинского Акрополя построена на основании видовых точек. Характеризует образ жизни древних греков. эрехтейон окружен опорами – кореатиды.

В Древнем Египте все было посвящено загробной жизни. Фараоны-появление божества на Земле. Фронтально-осевай храм-чувство торжественности, трепета. Стены-пилоны покрыты иероглифами, перистильный двор, гипостильный зал.

Направленность пространства.В арх-ре 19в. сложились 2 основные пространственные концепции:

1)организация пространства изнутри-наружу. От центрального ядра к внешнему периметру(Например: особняки эпохи Модерн-Ф.О.Шехтель застроил центральные улицы Москвы.Одна из самых известных его построек-особняк С.П.Рябушинского). 2) Движение от внешнего объема к внутреннему.Сформировался в 19в. (Доходный дом(1909-1911)-внутренняя структура. Верхние этажи-конторы,рабочие конторы).

средства объединения пространственных систем. Ритм. Наиболее показательным является ритм метр.Ритм для арх-ры-средство выражения динамических процессов, динамических закономерностей образования арх-ой формы,средство организации эмоций чел-ка,чередование пространств и масс.В перистильном дворе пространство преобладает над массой.В гипостильном-наоборот.В зависимости от определенно заданного ритма,мы поразному воспринимаем это.(Например:Арбат в Москве.Старый Арбат имеет частый ритм).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...