Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Функции обучения. Движущие силы процесса обучения
1. Образовательная функция. Основной смысл состоит в вооружении учащихся системой научных ЗУН с целью их использования на практике. Научные знания включают в себя: - понятия - факты - научные теории - законы - закономерности - обобщенную картину мира. В соответствии с этой функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность, осознанность знаний, их прочность, действенность. Конечный результат: действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими. Умение, как умелое действие, направляется четко осознаваемой целью. Навык, как автоматизированное действие, в основе своей содержит систему упрочившихся связей. 2. Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения – это отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая в любые эпохи и в любых условиях. Эта функция органически вытекает из содержания обучения, методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации. Обучение воспитывает всегда, но не всегда автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому при организации процесса обучения, при отборе форм, методов обучения, необходимо исходить из задач воспитания на том или ином этапе развития общества. 3. Развивающая функция. Так же, как и воспитательная функция, развивающий характер обучения вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно организованное обучение всегда развивает, но развивающая функция осуществляется более эффективно при спец. направленности взаимодействия учителей и учащихся. Эта спец. направленность в обучении получила название – развивающее обучение. В контакте традиционных подходов к организации обучения осуществление этой функции сводится к развитию речи и мышления, т.к. развитие именно вербальных процессов нагляднее отображает общее развитие ученика. Но это суждение сужает понимание развития. Упускают из вида то, что речь и связанное с ней мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Т.о., развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. Уровни усвоения учебной информации (В.П. Беспалько) О. Понимание. Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости. I. Узнавание. Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек, шаблон (репродуктивное действие). II. Воспроизведение. Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность остается репродуктивной. III. Применение. Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях. В этом случае эта деятельность – продуктивная. IV. Творчество. Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. Данные критерии и уровни усвоения знаний применяются в пед. практике при оценки усвоения знаний школьника. Особенности формирования характера в младшем школьном возрасте Характер (от греческого – «черта») – отличительный признак, который приобретает человек, живя в обществе. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Нет двух людей с одинаковым характером. Трудности, которые испытывают преподаватели, стремясь изучить характер учеников, обусловлены именно его неповторимостью у каждого. Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки. Если определенные формы поведения не случайны для данного человека, а постоянно и устойчиво проявляются в типичных обстоятельствах, значит, они характерологичны. Поэтому, зная характер, можно предвидеть поведение человека в определенной ситуации. Мировоззрение личности составляет стержень характера. Люди без твердых убеждений никогда не могут иметь твердого характера. Характер тесно связан с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера. От темперамента зависят многие черты характера, такие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не определяет сущности характера: флегматик может быть деятельным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплодным. Свойства нервной системы могут способствовать или препятствовать формированию определенных черт характера. Так, при неблагоприятных условиях трусом скорее может стать меланхолик, чем сангвиник, а при благоприятных – смелость скорее разовьется у сангвиника, чем у меланхолика. При соответствующем индивидуальном подходе к методике воспитания и у того, и у другого возможно формирование смелости. Кроме типа нервной системы, на формирование и проявление характера влияют и другие биологические факторы, например, сердечно-сосудистая, пищеварительная и эндокринная системы. Установлено, что любые расстройства в деятельности этих систем существенно сказываются на характере человека. Заметные изменения в характере наблюдаются и в возрастном плане. И.П. Павлов рассматривал характер как «сплав» врожденных и приобретенных форм поведения. При этом он подчеркивал решающее значение среды и воспитания в формировании характера, то есть обусловленность его отношениями, сложившимися под влиянием общественно-исторических условий жизни и деятельности людей. Следует отметить тесную взаимообусловленность характера и способностей. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособность. В школе, в средних и высших учебных заведениях немало учеников и студентов, которые благодаря своим способностям все схватывают на лету, хорошо успевают. Но в жизни некоторые из них не оправдывают надежд, и главным образом потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать препятствия. Для развития способностей важны такие черты характера, как самокритичность, требовательность к себе. Очень важна и такая черта характера, как скромность. Структура характера Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимно связаны и образуют целостную организацию, называемую структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Черта характера – это особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах ее деятельности и по которым можно судить о ее возможных поступках в определенных условиях. Группа первая- черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Черты характера, относящиеся к первой группе, выражают направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляют собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства и высокомерие и т.д. Эти черты характера, или особенности личности, являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека. Ковторой группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. Вторая группа- волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера. Говоря о ком-либо «человек с характером», тем самым подчеркивают прежде всего выраженность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности, мужества, смелости. Среди черт характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные оказывают действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять пар глобальных черт характера: самоуверенность – неуверенность; дружелюбие – враждебность; сознательность – импульсивность; эмоциональная стабильность – тревожность; интеллектуальная гибкость – ригидность. Частные черты характера: общительность – замкнутость, доминантность (лидерство) – подчиненность, оптимизм – уныние, совестливость – бессовестность, смелость – осторожность, впечатлительность – «толстокожесть», доверчивость – подозрительность, мечтательность – практицизм, тревожная ранимость – спокойная безмятежность, деликатность – грубость, самостоятельность – конформизм, самоконтроль – импульсивность, страстная увлеченность – апатичная вялость, миролюбие – агрессивность, деятельная активность – пассивность, гибкость – ригидность, демонстративность – скромность, честолюбие – непритязательность, оригинальность – стереотипность. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 258. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |