Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Функции обучения. Движущие силы процесса обучения




       1. Образовательная функция. Основной смысл состоит в вооружении учащихся системой научных ЗУН с целью их использования на практике.

       Научные знания включают в себя:

        - понятия

        - факты

        - научные теории

        - законы

        - закономерности

        - обобщенную картину мира.

       В соответствии с этой функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта.

       Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность, осознанность знаний, их прочность, действенность.

       Конечный результат: действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими.

       Умение, как умелое действие, направляется четко осознаваемой целью.

       Навык, как автоматизированное действие, в основе своей содержит систему упрочившихся связей.

       2. Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения – это отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая в любые эпохи и в любых условиях. Эта функция органически вытекает из содержания обучения, методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации.

       Обучение воспитывает всегда, но не всегда автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому при организации процесса обучения, при отборе форм, методов обучения, необходимо исходить из задач воспитания на том или ином этапе развития общества.

       3. Развивающая функция. Так же, как и воспитательная функция, развивающий характер обучения вытекает из самой природы этого социального процесса.

       Правильно организованное обучение всегда развивает, но развивающая функция осуществляется более эффективно при спец. направленности взаимодействия учителей и учащихся.

       Эта спец. направленность в обучении получила название – развивающее обучение.

       В контакте традиционных подходов к организации обучения осуществление этой функции сводится к развитию речи и мышления, т.к. развитие именно вербальных процессов нагляднее отображает общее развитие ученика.

       Но это суждение сужает понимание развития. Упускают из вида то, что речь и связанное с ней мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности.

       Т.о., развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Уровни усвоения учебной информации (В.П. Беспалько)

О. Понимание. Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости.

I. Узнавание. Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек, шаблон (репродуктивное действие).

II. Воспроизведение. Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность остается репродуктивной.

III. Применение. Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях. В этом случае эта деятельность – продуктивная.

IV. Творчество. Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию.

Данные критерии и уровни усвоения знаний применяются в пед. практике при оценки усвоения знаний школьника.

Особенности формирования характера в младшем школьном возрасте

Характер (от греческого – «черта») – отличительный признак, который приобретает человек, живя в обществе.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Нет двух людей с одинаковым характером. Трудности, которые испытывают преподаватели, стремясь изучить характер учеников, обусловлены именно его неповторимостью у каждого.

Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки. Если определенные формы поведения не случайны для данного человека, а постоянно и устойчиво проявляются в типичных обстоятельствах, значит, они характерологичны. Поэтому, зная характер, можно предвидеть поведение человека в определенной ситуации.

Мировоззрение личности составляет стержень характера. Люди без твердых убеждений никогда не могут иметь твердого характера.

Характер тесно связан с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера. От темперамента зависят многие черты характера, такие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не определяет сущности характера: флегматик может быть деятельным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплодным.

Свойства нервной системы могут способствовать или препятствовать формированию определенных черт характера. Так, при неблагоприятных условиях трусом скорее может стать меланхолик, чем сангвиник, а при благоприятных – смелость скорее разовьется у сангвиника, чем у меланхолика. При соответствующем индивидуальном подходе к методике воспитания и у того, и у другого возможно формирование смелости.

Кроме типа нервной системы, на формирование и проявление характера влияют и другие биологические факторы, например, сердечно-сосудистая, пищеварительная и эндокринная системы. Установлено, что любые расстройства в деятельности этих систем существенно сказываются на характере человека. Заметные изменения в характере наблюдаются и в возрастном плане.

И.П. Павлов рассматривал характер как «сплав» врожденных и приобретенных форм поведения. При этом он подчеркивал решающее значение среды и воспитания в формировании характера, то есть обусловленность его отношениями, сложившимися под влиянием общественно-исторических условий жизни и деятельности людей.

Следует отметить тесную взаимообусловленность характера и способностей. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособность. В школе, в средних и высших учебных заведениях немало учеников и студентов, которые благодаря своим способностям все схватывают на лету, хорошо успевают. Но в жизни некоторые из них не оправдывают надежд, и главным образом потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать препятствия.

Для развития способностей важны такие черты характера, как самокритичность, требовательность к себе. Очень важна и такая черта характера, как скромность.

Структура характера

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимно связаны и образуют целостную организацию, называемую структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт.

Черта характера – это особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах ее деятельности и по которым можно судить о ее возможных поступках в определенных условиях.

Группа первая- черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности.

Черты характера, относящиеся к первой группе, выражают направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляют собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.

Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства и высокомерие и т.д.

Эти черты характера, или особенности личности, являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека.

Ковторой группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Вторая группа- волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера. Говоря о ком-либо «человек с характером», тем самым подчеркивают прежде всего выраженность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности, мужества, смелости.

Среди черт характера принято различать общие (глобальные) и частные.

Глобальные оказывают действие на широкую сферу поведенческих проявлений.

Принято выделять пять пар глобальных черт характера: самоуверенность – неуверенность; дружелюбие – враждебность; сознательность – импульсивность; эмоциональная стабильность – тревожность; интеллектуальная гибкость – ригидность.

Частные черты характера: общительность – замкнутость, доминантность (лидерство) – подчиненность, оптимизм – уныние, совестливость – бессовестность, смелость – осторожность, впечатлительность – «толстокожесть», доверчивость – подозрительность, мечтательность – практицизм, тревожная ранимость – спокойная безмятежность, деликатность – грубость, самостоятельность – конформизм, самоконтроль – импульсивность, страстная увлеченность – апатичная вялость, миролюбие – агрессивность, деятельная активность – пассивность, гибкость – ригидность, демонстративность – скромность, честолюбие – непритязательность, оригинальность – стереотипность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...