Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации




Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти

Функции прокуратуры как государственно-правового института


Для определения правильного места и роли прокуратуры в системе государственных органов необходимо знать ее функции.

Проанализировав нормы федерального закона о прокураторе, можно выделить следующий перечень функций прокуратуры: надзор; уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования, а также осуществление международного сотрудничества.

Очевидно, что первая функция является главной, ее можно разделить на подфункции:

·надзор за исполнением законов госорганами и субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и надхор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

·надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

·надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

·надзор за исполнением законов судебными приставами

·надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

·надзор за исполнением конституций, уставов субъектов Федерации, а также законов субъектов Федерации.

Надзор можно назвать комплексным видом деятельности, поскольку он состоит в наблюдении за законностью деятельности огромного круга субъектов, в применении предусмотренных нормами права мер к ликвидации нарушений, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.

 

Деятельность прокуратуры направлена на реализацию основных функций государства - обеспечение народовластия, охрана прав и свобод граждан. Надзорные полномочия обеспечивают законность, правопорядок и реализацию норм права, содержащихся в Конституции, законах и других нормативных актах различными участниками общественных отношений (органами государства, должностными лицами, физическими и юридическими лицами).

Являясь важным инструментом в системе «сдержек и противовесов», прокуратура координирует деятельность трех ветвей власти и обеспечивает их единство. Прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим исполнение законов всеми органами власти и принимающей меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили.

Обособленность прокуратуры от трех классических ветвей дает ей возможность при выполнении возложенных на нее функций быть самостоятельным и независимым органом.

 

 

ВОПРОС 2


Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

[Закон "О Прокуратуре РФ"] [Статья 4]

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

2.1. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

3. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

 

ВОПРОС 3 Правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: общая характеристика.

 

Конституционно-правовые основы деятельности проку­ратуры РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», другими федеральными законами, междуна­родными актами, указами Президента РФ, а также правовыми актами Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров.

В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ проку­ратура находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Вместе с тем, Конституция РФ не содержит норм, регу­лирующих полномочия прокуроров, организацию и поря­док деятельности прокуратуры России. Законодательным актом, относительно детально регу­лирующим организацию и деятельность российской про­куратуры, является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Данный Закон определил цели, задачи, основные направления деятельности прокуратуры, принципы ее организации, полномочия прокуроров и кон­кретизировал порядок назначения их на должности и осво­бождения от должностей.

Прокуратура РФ — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федера­ции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнени­ем действующих на территории РФ законов.

Прокуратура РФ призвана обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов обще­ства и государства.

Прокуратура осуществляет надзор за:

1) исполнением законов;

2) соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Нормы, касающиеся надзорной деятельности прокурату­ры, содержатся также в иных законодательных актах, регу­лирующих различные сферы правовых отношений. Например, Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», Федеральные законы от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасно­сти», от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодей­ствии коррупции» и др.

В некоторых законах определяются и конкретизиру­ются элементы исключительной компетенции прокуро­ров. Так, например, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗК «О Счетной палате Российской Федерации» к исключительной компетенции Генерального прокурора РФ отнесено возбуждение уголовного дела в отношении Пред­седателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты РФ.

Федеральным законом «Об общих принципах организа­ции законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации» устанавливается, что непосредственный надзор по делам о правонарушениях депутатов, за которые предусматривается уголовная или административная ответ­ственность, следственные действия и порядок производства по делам об административных правонарушениях осущест­вляются под непосредственным надзором прокурора субъ­екта РФ. Прокурор субъекта РФ наделен правом внесения представления в законодательный (представительный) ор­ган государственной власти субъекта РФ для получения согласия на привлечение депутата к уголовной или адми­нистративной ответственности, на его задержание, арест, обыск или допрос, кроме случаев задержания на месте пре­ступления. Получение такого согласия предусматривается в отношении действий депутата, связанных с осуществле­нием им своих депутатских полномочий.

Особое место в системе федерального законодательства, регулирующего деятельность прокуратуры РФ, принад­лежит кодифицированным нормативным правовым актам процессуальногохарактера. Процессуальное положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализа­ции в различных судебных инстанциях при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел, дел об админи­стративных правонарушениях регламентируются соответ­ственно Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ, Гражданским процес­суальным кодексом Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, Арбитражным процессуальным кодексом Рос­сийской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ, Кодексом Рос­сийской Федерации об административных правонарушени­ях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Некоторые аспекты деятельности органов российской прокуратуры определяются международными и межгосу­дарственными договорами и соглашениями, например до­говорами о правовой помощи и о правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, о порядке сношения прокуроров с судебно-следственными органами других государств, о выдаче преступников (экстрадиции).

 

Отдельные вопросы организации и деятельности проку­ратуры РФ детализируются в актах Президента РФ. Напри­мер, Указом Президента от 01.08.2007 № 1004 определены вопросы Следственного комитета при прокуратуре РФ.

В своей практической деятельности работники проку­ратуры руководствуются также нормативными правовыми актами Генерального прокурора РФ, которые играют боль­шую роль в организации нормального функционирования всей прокурорской системы. Издавая правовые акты, Гене­ральный прокурор ставит перед прокурорами задачи, подле­жащие решению в ближайший период времени, определяет приоритеты в их деятельности, конкретизируя тем самым задачи, закрепленные в Федеральном законе «О прокурату­ре Российской Федерации».

Согласно данному Закону Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции. Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ относятся к категории ведомственных нормативных актов. Они осно­вываются на положениях Конституции РФ, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», других федеральных законов, международных договоров РФ.

Основными актами Генерального прокурора РФ явля­ются приказы,указания и распоряжения.

Приказы Генерального прокурора РФ издаются по клю­чевым, основополагающим вопросам организации деятель­ности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников.

Указания, как правило, регулируют более узкие направ­ления деятельности органов прокуратуры. В частности, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов о приватизации, о внешнеэкономи­ческой деятельности и др. Указания могут издаваться на основе обобщения материалов прокурорской и следствен­ной практики, результатов конкретных проверок.

Некоторые указания Генерального прокурора РФ, дан­ные в установленном законом порядке, по своей обязатель­ности выходят за пределы прокурорской системы. Напри­мер, указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания являются обяза­тельными для исполнения всеми органами предваритель­ного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности. Такие указания направлены на совершен­ствование деятельности указанных органов, на повышение гарантий обеспечения законности, прав и свобод граждан.

Распоряжения Генерального прокурора РФ связаны в основном с реализацией мер разового или краткосрочного характера.

С помощью положений регламентируются статус струк­турных подразделений центрального аппарата Генераль­ной прокуратуры, наиболее крупных специализированных прокуратур; порядок реализации мер материального и со­циального обеспечения работников органов и учреждений прокуратуры РФ.

Инструкции определяют процедуру осуществления от­дельных видов деятельности, в частности организацию де­лопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов и др.

Названные выше нормативные правовые акты представ­ляют собой совокупность норм права, которые регулируют организацию и деятельность органов прокуратуры и проку­рорского надзора как особой, закрепленной в Конституции РФ формы государственной деятельности.

 

ВОПРОС 4Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров. Ограничения и запреты, связанные с прохождением службы в органах прокуратуры

Требования:

В соответствии со статьей 40.1. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», к лицам, назначаемым на должности прокуроров предъявляются следующие требования:

1. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

2. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

имеет гражданство иностранного государства;

признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

имело или имеет судимость;

имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. Порядок медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утверждаются Правительством Российской Федерации;

состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

3. Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

4. Лица, получающие высшее юридическое образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам на основании ученических договоров, заключенных между ними и Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов или учреждений прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников (далее - организационно-штатные мероприятия), указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

Ограничения, запреты

Поступая на службу в органы прокуратуры, гражданин должен иметь в виду, что в силу особого статуса служба в органах и учреждениях прокуратуры будет связана с определенным ограничениями.

Согласно ст. 40.2. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 66 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации» прокурорский работник, как государственный служащий, не вправе:

· заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

· быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

· заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

· состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

· быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

· использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

· получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

· получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

· принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

· выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

· принимать участие в забастовках;

· использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.

 

ВОПРОС 5










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...