Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные черты философии постмодернизма.




 

Под постмодернизмом понимают совокупность философских, социологических, культурологических теорий, претендующих на наиболее адекватное понимание современной социокультурной ситуации. Постмодернизм означает буквально: "то, что после модернизма". Ключевыми понятиями здесь выступают: "модерн" и "постмодерн". Модерн - это период социальной и культурной истории Запада, совпадающей с Новым временем. Модерн (или "современность") длился около трёхсот лет и представлял по своему содержанию процесс всесторонней рационализации действительности. Идея рациональности - главная мировоззренческая ценность модерна. Когда потенциал рациональности исчерпал себя и "проект модерна" реализовался в политической, экономической, социальной практике и образе жизни стран Запада, в литературе появился термин "постмодерн", с помощью которого пытаются обозначить социокультурную реальность, сложившуюся "после завершения модерна". А постмодернизмом называют рефлексию по поводу постмодерна.

 

К основным чертам постмодернизма относят:

 

- Принципиальную критику рационального дискурса, доходящую до прямых обвинений разума в имевших место проявлениях тоталитаризма. Представители постмодернизма утверждают, что рационализация жизни на протяжении периода модерна привела к подавлению альтернативных вариантов действительности.

- Убеждённость в радикальном плюрализме действительности. В отличие от классического плюрализма, который считал имеющееся однообразие лишь вариациями некоторого единого начала, постмодернистский плюрализм вообще не признаёт интегральных символов, универсальных схем, общих знаменателей. Действительность представляет собой совокупность не связанных друг с другом самостоятельных и самодостаточных сфер, отношения между которыми строятся не по каким-то правилам, а в зависимости от конкретной ситуации.

- Постмодернизм - это не какая-то оформленная философия, имеющая выраженную исследовательскую программу. Он включает разнородные течения, объединённые неприятием рационального дискурса и убеждением в невозможности описать жизнь посредством какого либо одного дискурса. В философии этим критериям отвечает компаративистика, занимающаяся сравнительным анализом философских учений Запада и Востока.

 

29. Бытие как философская категория. Мировоззренческий смысл проблем бытия.

 

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия.

Каково же содержание философской категории "бытие"?Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

- окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

- окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

- материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции— самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Бытие- это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными формами бытияявляются:

- материальное бытие —существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

- идеальное бытие —существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

- человеческое бытие -существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.

- социальное бытие,которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:

- ноуменальное бытие(от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

- феноменальное бытие(от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

 

Категорией, противоположной бытию, является небытие.Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Небытиесостояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

 

30. Понятие "материя". Формы движения материи.

 

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

 

- материалистический подход,согласно которому материя есть основа бытия,а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

- объективно-идеалистический подход— материя объективно существуеткак порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

- субъективно-идеалистический подход- материи как самостоятельной реальности не существует вообще,она лишь продукт субъективного духа;

- позитивистский — понятие "материя" ложно,поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

 

Элементами структура материиявляются:

- неживая природа;

- живая природа;

- социум (общество).

 

Характерными чертами материиявляются:

- наличие движения;

- самоорганизация;

- размещенность в пространстве и времени;

- способность к отражению.

 

Движение- неотъемлемое свойство материи. Выделяются:

- механическое движение;

- физическое движение;

- химическое движение;

- биологическое движение;

- социальное движение.

 

Движение материи:

- возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

- всеобъемлюще;

- постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).

Движение также может быть:

- количественным - перенос материи и энергии в пространстве;

- качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

Количественное движение(самоизменение материи) делится на:

- динамическое;

- популяционное.

 

Динамическое движение - изменение содержания в рамках старой формы, "раскрытие потенциала" прежних материальных форм.

Популяционное движение — кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и "эмержментно" (путем ничем не обусловленного "взрыва").

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 513.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...