Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-философские идеи Возрождения. Проблема социального идеала
Томас Мор родился 7 февраля 1478 году в семье преуспевающего лондонского юриста. Он стал выдающимся государственным деятелем, занимал важные государственные посты, а 1529 г. стал лордом-канцлером Англии. Проведение Генрихом VIII политики «королевской реформации» в Англии определило решительный конфликт Мора с королевской властью. Мор и ранее был противником реформационного движения в Европе, считая необходимым сохранение духовного единства христианско-католического мира. Попыткой ответа философской мысли на трагические противоречия эпохи первоначального накопления капитала стал гуманистический идеал бесклассового общества, разработанный в «Золотой книге» — знаменитой «Утопии» Т.Мора, созданной им в 1516 г. Несмотря на то что «Утопия» — единственный памятник утопического коммунизма, в гуманистической литературе XV — начала XVI в., возникновение ее не является случайным. Книга Мора была встречена с сочувствием и пониманием. Обличение несправедливости и пороков существующего общественно-политического устройства тюдоровской Англии, сострадание угнетенным составляют социальный фон той мечты о справедливом общественном строе, которая воплощена в «Утопии». Характерно, что именно Т.Мору, политическому деятелю, гуманисту и утописту, принадлежат знаменитые слова о том, что в Англии эпохи «огораживаний» овцы «съели людей», страстные речи в защиту несчастных, ставших одновременно жертвами безжалостного гнета и жестоких законов о «бродяжничестве», определение современного ему эксплуататорского государства как «заговора богачей». Причину всех неслыханных народных бедствий гуманист видел в существовании частной собственности, в господстве личных, частных интересов. Идеал общества, основанного на общественной собственности, Томас Мор обосновывал и теологически — ссылками на Священное писание. Предлагаемое Т.Мором в «Утопии» истинное и справедливое общественное устройство и должно, по мысли гуманиста, вести к восстановлению истинной человеческой природы, не искаженной несправедливостью классового общества. Идеальное государство основано на общности имущества, на всеобщем и обязательном участии всех граждан в производительном труде, на ликвидации паразитического существования привилегированных слоев, на справедливом и равном распределении общественных богатств. Одновременно в «Утопии» находит свое выражение и нравственный идеал европейского гуманизма эпохи Возрождения. Ибо целью коммунистического общества утопийцев является обеспечение не только материальных потребностей граждан и общества в целом, но, прежде всего, свободного развития человеческой личности. Определение счастья как цели человеческого существования является центральной философской проблемой «Утопии». Счастье заключено не во всяком удовольствии, а лишь «в честном и благородном». Жизнь в счастье и добродетели предусматривает помощь «всем прочим» людям — она не имеет ничего общего с индивидуалистическим эгоизмом. Т.Мор провозгласил в своей «Утопии» Мор принцип веротерпимости. В идеальном государстве допускается полная свобода вероисповедания. Никколо Макиавелли (1469-1527) принадлежал к обедневшей семье, из среды городского нобилитета и игравшей в свое время определенную роль в политической жизни Флорентийской республики. Отец его был юристом. С юных лет Н.Макиавелли проявлял интерес к политике. На политической арене Флоренции Никколо Макиавелли появился в возрасте 30 лет, когда весной 1498 г. Был избран на должность секретаря Второй канцелярии, а затем — секретаря Совета Десяти — правительства республики. На протяжении 14 лет он выполнял множество важных политических и дипломатических поручений флорентийской синьории. Богатый политический опыт наряду с изучением древних авторов послужил основой позднейших его трудов в области политической теории. После падения республики в 1512 г. и восстановления власти Медичи Макиавелли оказался отстраненным от дел. По подозрению в участии в заговоре он был заключен в тюрьму и подвергнут пыткам, а затем сослан в свое деревенское имение. Попытки вернуться к активной политической деятельности ни к чему не привели, и человек, вынашивавший планы спасения Италии от чужеземного владычества, вынужден был оставаться бессильным наблюдателем трагедии своей родины. Только в 1526 г. его призвали для организации обороны Флоренции, он пытался объединить усилия итальянских государств и пережил полное крушение последних надежд. Восстановленная после нового изгнания Медичи республика отказалась от услуг своего бывшего секретаря, и через 10 дней после рокового для него решения Большого Совета 21 июня 1527 г. Никколо Макиавелли скончался. Подобно тому, как Леонардо да Винчи рассматривал вне божественного вмешательства мир природы, Н.Макиавелли фактически «исключил» Бога из сферы анализа общественной жизни, истории и политики. Как у Леонардо объектом изучения являлся подчиненный естественной закономерности мир природных явлений, так и для Макиавелли объектом становится мир человеческих отношений и поступков, прежде всего история и ход образования, возвышения и гибели государств. Подобный анализ становится возможен потому, что мир людей представлялся Макиавелли столь же объективным, как и мир природы. За постоянной изменчивостью, за непрестанными преобразованиями государств, за переходом владычества от одних держав к другим, за возвышением и крушением властителей просматриваются, согласно философии истории Макиавелли, постоянство и неизменность человеческой природы, а стало быть, и постоянство и неизменность тех закономерностей, которые движут людьми и государствами и которые именно потому и должны стать предметом трезвого анализа. В политическом учении Никколо Макиавелли на смену средневековой христианской теологии истории, согласно которой человечество движется от сотворения Адама и грехопадения, к искуплению и Страшному суду, приходит представление о диалектическом единстве всеобщей изменчивости и постоянства законов, по которым живут люди и государства. Государства возвышаются, достигают вершин величия, гражданской доблести и могущества, затем разлагаются, приходят в упадок и гибнут — это вечный круговорот, не подчиненный никакой свыше предустановленной цели и объясняемый изменением нравов. Круговорот этот рассматривается в сочинениях Макиавелли как результат воздействия судьбы — Фортуны, отождествляемой с Богом и обозначаемой также именем Необходимости. Фортуна-Необходимость — это не внешняя по отношению к истории и обществу сила, а воплощение природной и исторической закономерности. Но успех человеческих деяний зависит не только от судьбы-необходимости, но и от того, в какой мере человек сумеет ее понять и к ней приспособиться. Вот почему, изложив в произведении «Государь» правила политического действия, которое должно привести к успеху в создании «нового государства», Макиавелли в предпоследней главе книги специально разбирает и опровергает мнение о том, что дела мира направляются судьбой и богом и что люди ничего изменить в этом не могут. Признав роль неподвластных человеку объективных обстоятельств в ходе исторических событий, Макиавелли пытается определить условия игры. Условия же эти заключаются в том, чтобы, во-первых, тщательно и глубоко изучить эти обстоятельства, а во-вторых, противопоставить неумолимому «ходу» судьбы не только это знание, но и собственную волю, энергию, силу, то, что Макиавелли определяет понятием virtu, сто лишь условно и весьма неточно переводится словом «доблесть». Понятие это не отождествляется со средневековой «добродетелью», оно обозначает не моральное качество, но свободную от моральных и религиозных оценок силу и способность к действию, сочетание активности, воли, энергии, стремления к успеху, к достижению поставленной цели. Узнать, угадать, понять границы возможного, действовать в «соответствии со временем» - вот задача политического деятеля, а определить общие закономерности этого движения времени — задача политического мыслителя, наставника государя. Коммунистический идеал общественного устройства был выдвинут в произведении «Город Солнца» Т.Кампанеллы. Он высказал мысль о необходимости рациональной, основанной на научном знании перестройке общественных отношений. Свои утопические идеи Т. Кампанелла рассматривал как вполне реальную политическую программу. В отличие от Т. Мора он был убежден в необходимости и возможности построения справедливого общества. «Город Солнца» возник из программы Калабрийского заговора против испанского владычества. После провала заговора Кампанелла не отказался от своей мечты. Разочаровавшись в народных массах, не поддержавших заговорщиков, он продолжал добиваться осуществления справедливого общественного устройства, надеясь использовать для этого государство и церковь, настойчиво предлагая план глубоких социальных преобразований европейским государям. Свои надежды на коренные изменения в общественном устройстве, мечты об установлении справедливого, естественного и разумного строя Кампанелла неизменно связывал с ожиданием космического переворота. Но мысль о назревшей необходимости глубоких перемен возникла из современной ему политической действительности. Главную причину всех бедствий и неустройств современного ему мира Кампанелла видел в социальном неравенстве, существовании богатства и нищеты. Богатство и бедность, власть денег приводят к господству в обществе частного интереса, к погоне за наживой, к разрушению нравственности, себялюбию, индивидуализму. Воплощением всех этих пороков Кампанелла считал макиавеллизм. Ликвидация частной собственности соединена в «Городе Солнца» с упразднением моногамной семьи. Общность жен, согласно его учению, должна была также служить «научному», государственному контролю за деторождением. Тем же рациональным принципам подчинено в Городе Солнца воспитание и обучение детей. Всеобщее участие в труде, который из проклятия стал почетным и уважаемым делом,— важнейшая черта общественного строя Города Солнца. Благодаря всеобщему участию в труде рабочий день в Городе Солнца сокращен до четырех часов, остальное время проводится в приятных занятиях науками, развитии умственных и телесных способностей. Идея общности всего имущества, в том числе и личного, выражающая примитивно-уравнительские тенденции крестьянско-плебейских движений средневековья, сочетается в коммунистической утопии Кампанеллы с сохранением разделения умственного и физического труда - в то время как одна часть общества (большинство) занимается физическим трудом, функции организации производства, научного и политического руководства целиком переданы в руки особой группы ученых-жрецов. Наука и религия в Городе Солнца сливаются в единый магический культ. Решение всех вопросов хозяйственной, культурной и даже личной жизни граждан идеального государства принадлежит своеобразной духовной иерархии. Т.Кампанелла писал о важнейшем значении духовного единства в жизни общества. Общность душ создается и сохраняется благодаря основанной на науке религии, которая является душой политики и защитой естественного закона. Существенным пунктом программы Кампанеллы было всемирное единение, в котором Кампанелла видел залог избавления человечества от войн, от голода, от эпидемий. Переселение людей в места, подходящие для здорового образа жизни, избавит их от болезней, а установление мира будет способствовать расцвету наук и всеобщему изобилию. Благодаря свободным путешествиям и свободным связям между людьми «приумножатся науки» и установится всеобщее братство. Эта всемирная монархия мыслится Кампанеллой не как деспотическое правление одного сильнейшего государя. Это скорее своего рода союз государств и народов. Во главе его должен стать римский первосвященник. Безусловно, воспрещаются всякие войны, все споры должны решаться путем мирного обсуждения. В утопии Т.Кампанеллы нашли свое выражение и сила протеста против несправедливости и неравенства, и страстная мечта об ином, совершенном общественном строе.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |