Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 2. Массаж и самомассаж.
Обучение Р. самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала 1) взрослый массирует тело Р. сам, затем - 2) руками самого Р., наложив сверху свои руки, только после этого 3) Р. выполняет самомассаж самостоятельно. Попросите Р. описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?» Например, массажируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими или покрылись мурашками, тяжелыми и т.п. Подчеркнем, что аналогично происходит освоение и всех иных упражнений, входящих в данный раздел: П. демонстрирует (проговаривая вслух) то движение, которое предстоит освоить Р. Когда он повторяет показанное, П. помогает ему своими руками (всем телом) и комментариями. Выполняя упражнения самостоятельно, Р. дает отчет о своих ощущениях до, в процессе и после выполнения упражнения. Упр.17. «Волшебные точки».Массаж «Волшебных точек» повышает защитные свойства дыхательных путей и других органов человека; он способствует улучшению обменных процессов лимфо- и кровообращения. Безусловно, методы акупунктуры гораздо обширнее, и овладение ими во всяком случае принесет большую пользу как специалистам, так и Р. Однако такая работа однозначно должна вестись только специально обученными профессионалами. Здесь же приведены примеры тех «волшебных точек» (по А.А.Уманской), которые апробированы, доказали свою эффективность и доступность при широком внедрении в повседневную педагогическую и домашнюю практику. На рис.1 даны точки, которые следует массировать последовательно.
Рис.1
Приемы этого массажа легко освоить взрослым, а затем научить детей. Массаж «волшебных точек» надо делать ежедневно три раза в день по 3 сек: вращательными движениями (9 раз в одну сторону, 9 - в противоположную). Если Вы обнаружили у себя или Р. болезненную зону, то ее надо массировать через каждые 40 минут в том же режиме до восстановления нормальной чувствительности. Помимо других своих эффектов, постоянный массаж благоприятен для Р., поскольку: Точка 1. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение. Точка 2. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям. Точка 3. Контролирует химический состав крови и слизистую оболочек гортани. Точка 4. Зона шеи связана с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища Массаж этой точки нормализует работу вестибулярного аппарата Эту точку следует массировать не вращательными, а только поступательными, надавливающими или вибрирующими движениями сверху вниз, также как и точку 5 Точка 5, Расположена в области 7 шейного и 1 грудного позвонка. Работа с ней дает разнообразные положительные эффекты, в том числе улучшение общего кровообращения, снижение раздражительности и чувствительности к аллергическим агентам. Точка 6 Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Нос очищается, насморк проходит. Точка 7. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга. Точка 8. Массаж воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат. Точка 9. Массаж дает многосторонний эффект; снимаются отеки, нормализуются многие функции организма.
Упр.18. Р. располагает свои ладони перпендикулярно друг другу и производит резкие хлопки (с интервалом около 1 секунды, 5-10 хлопков); местами соприкосновения становятся углубления между запястьем и нижней частью ладони. Затем упражнение повторяется, но местами соприкосновения становятся внешние стороны запястья. Упр.19. Руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулаки; резкие хлопки выполняются сначала кулаками, обращенными вверх, а затем - вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков. После этих стимулирующих упражнений можно переходить к массажу и самомассажу различных частей тела. Упр.20. «Мытье головы».а) Слегка расставить и немного согнуть в суставах пальцы. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее. б)Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы сразу за ушами; массаж производится Р. обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке. Упр.21 . «Обезьяна расчесывается». Правая рука массажирует пальцами голову от левого виска к правому затылку и обратно. Затем - левая рука - от правого виска к левому затылку. В более сложном варианте руки перекрещиваются у основания волос (большие пальцы - по средней линии!); в такой позе Р. интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно. Упр.22. «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз; возвратно-поступательным движением растираются в горизонтальной плоскости (2-5 пальцы соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до 3-х раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение. Упр.23. «Глазки отдыхают».Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений вдоль век от внутренних к наружным уголкам глаз (сверху и под глазами). После этого помассировать брови от переносицы к вискам. Упр.24. «Веселые носики». Потереть область носа пальцами, наружной или внутренней стороной ладони до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого - 3-5 поглаживающих, вращательных движений указательными пальцами вдоль носа сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей. Упр.25. Покусывание и «почесывание» губ зубами; языка зубами от самого кончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье» губами и растирание губами друг друга в различных направлениях. Упр.26. «Рыбки».Рот немного приоткрыт. Взять правой рукой верхнюю губу, а левой - нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед. Упр.27. «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам Упр.28. «Гибкая шея,свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения. Аналогично а) правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой – правое плечо. б) Правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5-10 вращательных движений по и против часовой стрелки. То же -левой рукой, затем обеими руками одновременно. Упр.29. «Сова». Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох; левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминать захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и смотря как можно дальше за спину. То же - с левым плечом правой рукой. Упр.З0. «Теплые ручки».Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одновременно массируя ее. Затем руки меняются. Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук. Упр.31. «Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать друг на друга сначала обеими кистями, затем каждой парой пальцев. Упр.32. «Качалка»на спине и животе и «Бревнышко», которые подробно будут описаны в разделе «Растяжки», являются прекрасным массажем для позвоночника, спинных и брюшных мышц, внутренних органов. Упр. ЗЗ. «Теплые ножки». Сидя, энергично растереть (разминать, пощипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых промежутков левой ноги, аналогично - левой рукой для правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг об друга, а также о пол. Полезно также поглаживание стоп и пальцев ног тыльной стороной кисти и пальцев; растирание, разминание и давление кончиками пальцев и большим пальцем; косточками пальцев сжатой в кулак кисти, краем ладони и т.д. Эти упражнения оказывают активизирующее и заземляющее действие на организм, а также укрепляют мышцы и связки свода стопы, снимают усталость, предотвращают плоскостопие; их полезно также использовать при простуде и головных болях. Хорошим подкреплением к ним является хождение босиком по гальке, фасоли, любым неровным поверхностям (массажные коврики и шлепанцы, тренажеры). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 261. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |