Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика философии Средних веков.
Тысячелетний период истории от падения Римской империи и до эпохи Возрождения называют Средними веками. В основе феодальной экономики было натуральное хозяйство и мелкое ремесленное производство. Такое общество не нуждалось в развитии науки. Поэтому в Средние века наука пришла в упадок, были утрачены многие научные достижения античности. Место науки в умах у людей заняла религия. В Европе безраздельно господствовала католическая церковь. Философия воспринималась как «служанка богословия» и использовалась для обоснования религиозных догматов. Этапы развития религиозной философии: 1) апологетика (II-III вв.), 2) патристика (IV-VI вв.), 3) схоластика (XI-XIV вв.). Основные принципы средневековой философии. 1) Теоцентризм – принцип, согласно которому центральное место в мировоззрении занимал Бог. В средние века была сформулировано пять доказательств существования Бога. 2) Креационизм – принцип, согласно которому весь мир был сотворён Богом. 3) Провиденциализм – принцип, согласно которому всё в истории происходит по воле Бога. 4) Эсхатологизм – принцип, согласно которому история завершится победой добра над злом. 5) Сотериологизм – принцип, согласно которому целью человека является спасение души. Основные проблемы, которые обсуждались в средневековой философии: 1) Теодицея – проблема оправдания Бога. Существование доброго и всемогущего Бога приходит в противоречие с существующим в мире злом. Или Бог не хочет уничтожить зло, а значит он не добр, или не может, а значит он не всемогущ. 2) Проблема свободы человеческой воли. Принцип провиденциализма приходит в противоречие с догматом, согласно которому человек сотворён свободным. 3) Проблема универсалий. Философы-реалисты утверждали, что универсалии (общие понятия) существуют реально в божественном разуме. Философы-номиналисты утверждали что реально существуют лишь единичные предметы, а универсалии – это имена, которые человек даёт предметам. Представители средневековой философии. Аврелий Августин (Блаженный) – представитель патристики. Главный труд - «Исповедь». Раскрывал психологию религиозной веры, пытался рассеять сомнения в существовании Бога, ставил вопросы о добре и зле, о свободе воли, о времени и вечности. Фома Аквинский – один из самых выдающихся средневековых философов, представитель схоластики. Главный труд – «Сумма теологии». Приспособил философию Аристотеля для обоснования религиозных догматов. Общая характеристика философии Возрождения 15-16 века называют эпохой Возрождения. В материальной жизни общества зарождались капиталистические отношения, возникали мануфактуры, появилась потребность в создании сложных машин, новых технологий, и как следствие в новых научных знаниях. Возрождался интерес к античной науке и культуре. Произошла первая научная революция, связанная с созданием гелиоцентрической картины мира. Первым идею гелиоцентризма обосновал Н. Коперник. И. Кеплер сформулировал законы обращения планет вокруг Солнца. Д. Бруно предположил, что и Солнце не является центром Вселенной, у Вселенной нет центра и нет неподвижных частей. Вселенная бесконечна, и в ней множество населённых миров. Наибольший вклад в науку Возрождения внёс Г. Галилей. Он сконструировал телескоп и совершил много астрономических открытий, заложил основы классической механики. Философии Возрождения был свойственен пантеизм – отождествление Бога с природой. Одним из первых представителей пантеистической философии стал немецкий философ Николай Кузанский («Об ученом незнании»). Он утверждал, что Бог находится во всей природе в целом и в каждой её части. Бога он называл «непознаваемый абсолютный максимум», т.е. актуальная бесконечность, а природу – «познаваемый относительный максимум», т.е. потенциальная бесконечность. Он считал природу безграничной в пространстве и вечной во времени. Человека он считал частью природы. Человек имеет конечное материальное тело и бесконечный внутренний духовный мир. Он развивал диалектическую идею единства противоположностей. Многие идеи Николая Кузанского противоречили теологии. Другая важная особенность философии Возрождения – это антропоцентризм и гуманизм, пришедшие на смену теоцентризму. Человек стал центром мировоззрения и начал восприниматься как ценность. В социальной философии появились утопические идеи о будущем человечества (Т. Мор – «Утопия», Т. Кампанелла – «Город солнца»). В этих проектах представлялось идеальное общество, где нет частной собственности, нет вражды.
ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.
1. Краткая характеристика философии Средних веков и Возрождения. 2. Общая характеристика философии 17-18 вв. 3. Философия французского Просвещения.
Тысячелетний период истории от падения Римской империи и до эпохи Возрождения называют Средними веками. Этот период в Европе характеризуется упадком науки и безраздельным господством христианства. Процветали патристика (учения отцов церкви) и схоластика (философия, которая использовалась для обоснования религиозных догматов). В центре средневекового мировоззрения – бог (теоцентризм). 15-16 века называют эпохой Возрождения. К этому времени относится первая научная революция, связанная с созданием гелиоцентрической картины мира. Возрождались идеалы античности. В центр мировоззрения встал человек (антропоцентризм). Представители философии Возрождения: Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, Т. Мор, Н. Макиавелли.
Общая характеристика философии 17-18 вв. 17-18 вв. относятся к эпохе Нового времени. Главная её особенность – бурное развитие наук о природе. Ослабевает влияние христианства на европейскую философию. Меняется отношение к науке, возрастает её роль в обществе. Рождается знаменитый афоризм «знание – сила» (Ф. Бэкон). Широко распространяются материалистические идеи. Развитие капиталистического производства требовало открытия новых знаний, а развитие естественных наук способствовало распространению материализма (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк, Б.Спиноза, Д.Дидро, Гольбах, Гельвеций, М.В.Ломоносов). Центральной задачей становится разработка методов научного познания. Сформировались два основных подхода к проблеме метода – сенсуализм и рационализм. Сенсуализм – это философское учение, признающее главным источником достоверного знания человеческие чувства (Ф. Бэкон, Д. Локк). К нему применимо и другое название – эмпиризм, потому что оно призывает основываться только на факты опыта («эмпирия» - опыт). В основе такого подхода лежит метод индукции: накопление фактов опыта, их обобщение, переход от частных выводов к общим. Эмпиристы считали, что сознание человека от рождения подобно чистому листу бумаги (tabula rasa), на котором опыт с помощью чувств пишет свой текст. Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах. Т.о. эмпиристы защищали экспериментальное естествознание. Рационализм – учение, признающее главным источником достоверного знания человеческий разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Рационалисты считали показания органов чувств недостоверными, а опыт ограниченным. Только разум даёт истинное знание, потому что руководствуется непогрешимыми законами дедуктивной логики. Дедукция извлекает частные выводы из общих суждений. Исходными общими суждениями являются аксиомы и постулаты – это ясные и самоочевидные истины, которые содержатся в разуме в виде «врождённых идей». Таким образом, рационалисты отрицали представление о сознании, как чистом листе бумаги. Идеалом науки для них была математика. В Новое время обсуждалась проблема субстанции. Субстанция – это то, что существует само по себе, независимо ни от чего. Материалисты считали субстанцией материю, и идеалисты Бога. Материализм 17-18 вв. в отличие от наивного материализма древнегреческих философов, обладал преимуществом. Он опирался на выдающиеся открытия естественных наук того времени. Материалисты считали основой мира вечно движущуюся материальную субстанцию, а человека считали частью природы. Они критиковали идеализм, религию, мистику. Наряду с крупными достижениями материализм 17-18 вв. имеет и существенные недостатки: 1) Метафизичность. В этот период в науке преобладал метафизический подход. Наука не могла раскрыть глубокие взаимосвязи и развитие в природе. 2) Механицизм. В этот период наибольшее развитие получила механика. Её законы абсолютизировались. Они использовались для объяснения любых процессов, даже биологических и социальных. 3). Идеализм в понимании общественной жизни. Философы 17-18 вв. были материалистами лишь в понимании природы. Но основой развития общества считали духовные факторы в деятельности людей, в том числе волю и сознание людей.
2. Философия французского Просвещения. Просвещение – это интеллектуальное движение, возникшее во Франции в XVIII в. Термин означает, что представители этого движения надеялись улучшить жизнь человека и общества с помощью науки и распространения знаний. Многих просветителей называют также энциклопедистами (за участие в издании энциклопедии). Представители: Вольтер, Руссо, Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Монтескье. Большинство просветителей были материалистами в объяснении природы и считали человека частью природы. В тоже время они были идеалистами в объяснении общества. Они считали основой и главной причиной развития общества развитие научных знаний, а также волю великих исторических личностей. Большинство просветителей были атеистами. Они осознанно критиковали религию как предрассудок, мешающий развитию науки и защищающий несправедливое общественное устройство. Просветители верили в бесконечное могущество человеческого разума, в способность человека познать природу и общество, в возможность обустроить идеальное общество на основе научных знаний. Идеальным просветители считали общество социальной справедливости, в котором человеку гарантируются естественные права и гражданские свободы. Большинство просветителей были республиканцами. Их идеи стали идеологической основой Великой французской буржуазной революции и привели к свержению монархии. Наиболее радикальными были взгляды Руссо, выступавшего против частной собственности. Философии Просвещения были свойственны метафизичность и механицизм. В учениях просветителей природа и человек представали механизмами, состоящими из отдельных деталей и функционирующими по законам механики. Мир как механизм функционирует, но не развивается. В таком мире невозможно объяснить появление качественно нового. Упрощённое представление о мире было связано с успехами механики и с отставанием остальных разделов физики и других естественных наук. Но несмотря на отдельные недостатки философия Просвещения подготовила основу для развития науки в XIX веке. Идеи просветителей сыграли огромную роль в истории. Сформированные ими представления о правах и свободах человека легли в основу системы ценностей современного общества.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 221. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |