Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия классического периода: Сократ, Платон, Аристотель.




К классическому периоду относится философия Сократа, Платона и Аристотеля. Сократ повернул греческую философию от изучения природы к изучению человека: «Познай самого себя». Он трактовал человека идеалистически, верил в бессмертие души. Сократ пытался понять идеи, движущие человеком: что такое благо, справедливость, мужество и др.? Он выяснял истину в диалоге с собеседниками, задавая наводящие вопросы. Процесс познания Сократ считал бесконечным: «Я знаю, что ничего не знаю».

Ученик Сократа – Платон (427-347 гг. до н.э.) – создал систему философских взглядов, ставшую классическим примером объективного идеализма. Он утверждал, что кроме мира материальных вещей существует мир нематериальных идей. Идея – это сущность вещи, ее идеал, эталон. Идеи первичны. Любой материальный предмет или процесс – это материализация идеи. Например, человек, прежде чем создать предмет или совершить действие, мысленно составляет план, т.е. идею.

Материальные вещи меняются, разрушаются, а идеи вечны и неизменны. Идеи всех вещей образуют свой собственный мир – объективный, т.е. самостоятельный, независимый от сознания человека. В этом заключается объективный идеализм Платона.

Согласно Платону душа человека до рождения тоже существует в мире вечных и неизменных идей. После рождения в процессе обучения и воспитания душа вспоминает то, что видела в мире идей.

Платон пытался понять идею государства, т.е. каким должно быть идеальное государство. Он считал, что в таком государстве все люди разделены на три сословия: правители-философы, войны и работники производительного труда. Первые два сословия не должны иметь никакой собственности. Все частные интересы подчиняются общественным. Труд людей и отдых проходят совместно. Даже семейные отношения и продолжение рода строго регламентированы. Т.о. Платон высказывал идеи примитивного, вульгарного коммунизма.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – самый великий философ древней Греции. Он обобщил достижения предшественников и сам привнёс много нового в философию и в различные науки. Он писал работы о явлениях живой и неживой природы, об обществе и государстве, работы по логике, этике, эстетике и риторике. Разрабатывал классификацию жанров искусства. Систематизировал минералы, растения и животных.

Аристотель выступил с критикой учения Платона о вечных и неизменных идеях. Он утверждал, что сущность вещи не может быть отделена от самой вещи. И познание должно быть направлено именно на материальные вещи. В этом он был материалистом. Как материалист, Аристотель также доказывал, что искусство должно быть отражением жизни.

Но он считал, что существует духовная первопричина мира. Здесь он переходит на позиции идеализма. Идеалистическим является также его учение о форме. Реальные вещи являются единством материи и формы. Аристотель считал, что материя сама по себе бесформенна, пассивна. Любая вещь становится самой собой, когда материи придаётся определённая форма. Он сделал вывод, что форма – это активное начало, в ней заключена сущность вещи. 

От философии Аристотеля идут две линии: 1) рационалистическая – линия науки, направленная на познание природы и общества, 2) религиозная линия – ею воспользовалась католическая церковь.

 

Философия периода эллинизма.

Период эллинизма начинается с завоеваний Александра Македонского. В философии на первый план выходит этика, основанная на принципе индивидуализма.

Эпикурейцы. (Тит Лукреций Кар). Эпикур продолжил учение Демокрита об атомах. В отличие от Демокрита он предположил, что атомы могут свободно двигаться по разным траекториям, случайно отклоняться. Следовательно, возможны случайности, а человек имеет выбор, т.е. обладает свободой. Человек должен использовать свою свободу, чтобы получать удовольствия. Главная цель жизни – удовольствия и счастье (гедонизм и эвдемонизм). Истинные и наиболее устойчивые удовольствия приносят добродетельность, умеренность и мудрость. Для достижения счастья надо избавиться от страха перед богами и от страха смерти. Боги никак не влияют на жизнь людей. А смерти для человека не существует. Пока человек жив, смерти нет, когда наступает смерть, человека уже нет.

Позднее последователи Эпикура исказили его этику. Эпикурейцами стали называть людей, которые видят цель жизни только в получении материальных удовольствий. 

Стоики. Стоики создали этику, противоположную эпикурейцам. Они также считали целью жизни счастье, но счастье видели не в материальных удовольствиях, а в добродетели. Истинно счастлив тот, кто нравственно совершенен. Они были фаталистами, и считали, что человек должен покориться судьбе, терпеть страдания и оставаться добродетельным (Сенека, Марк Аврелий).

Киники. Киники (циники) создали этическое учение, основанное на отказе от общепринятых норм и ценностей – от семьи, богатства, власти, от любых материальных удовольствий и норм морали. (Диоген).

 

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Общая характеристика философии Средних веков

2. Общая характеристика философии Возрождения

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...