Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ




1. Предмет философии. Религиозная, научная и философская картины мира.

2. Философия как мировоззрение. Основной вопрос философии.

3. Диалектика и метафизика как противоположные методы философии.

4. Структура и функции философии.

 

1. Предмет философии. Религиозная, научная и философская картины мира. Философия в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». В древности, когда отдельных наук не существовало, философия включала в себя все знания о мире. Она изучала всё существующее. По мере накопления знаний из философии выделялись самостоятельные науки: математика, астрономия, медицина, общественные науки. Но философия не распалась на отдельные науки. Она по-прежнему изучает всё существующее – природу, общество, человека – но только на уровне обобщений и наиболее важных выводов. Частные науки изучают отдельные объекты природы и общества, а философия рисует общую картину мира. Философия изучает наиболее общие принципы и законы, по которым устроен мир.

Философия занимает особое место в системе наук. Она является вершиной пирамиды наук, объединяя и обобщая все знания о мире: естественнонаучные, общественные, гуманитарные, математические и технические. Любая фундаментальная наука на уровне своих важнейших выводов и обобщений переходит в философию. 

В тоже время, философия не является суммой выводов частных наук. У неё есть собственный предмет изучения. Поэтому она развивается самостоятельно, хотя и взаимодействует с частными науками. Философские идеи, как правило, опережают развитие других наук, потому что общая картина создаётся раньше, чем уточняются отдельные детали.

Таким образом, объектом философии является весь мир, всё существующее. Предмет философии – это наиболее общие проблемы развития природы, общества и человека. 

Принято различать религиозную, научную и философскую картины мира. Религиозная картина мира основана на вере в сверхъестественное. Она догматична и мало меняется со временем. Научная картина мира основана на опыте, доказательстве. Она постоянно меняется. Философская картина мира, также как и научная, рационально обоснована, опирается на опыт. Но она отличается от научной картины мира большей обобщённостью.

2.Философия как мировоззрение, основной вопрос философии. Мировоззрение – это система общих представлений человека о мире в целом, о природе и обществе, о себе и своём месте в этом мире. Обыденное мировоззрение формируется в повседневном жизненном опыте. Научное мировоззрение формируется всем комплексом наук. Но теоретической основой любого мировоззрения является философия, т.к. она отвечает на наиболее общие вопросы. Среди них выделяется основной вопрос, от решения которого зависит решение всех остальных.

Основной вопрос философии – это вопрос о соотношении материи и сознания. Человеку известны два основных вида реальности – материальная и нематериальная (духовная, идеальная). Материя – это объективная реальность, т.е. всё, что реально существует независимо от воли и сознания людей. Внутренний мир человеческого сознания – это субъективная реальность – мысли, образы, чувства. В отличие от материальных объектов мысли не обладают физическими характеристиками, не подчиняются материальным законам.

Уже в древности люди поставили вопрос: что первично – материя или сознание? В решении основного вопроса люди разделяются на материалистов и идеалистов. Материалисты считают первичной материю, а идеалисты - сознание или какую-либо другую нематериальную силу, которая порождает материальный мир и управляет им.

Выделяются два основных вида идеализма: 1) Объективные идеалисты считают первичным какое-либо духовное начало, находящееся вне человека (объективное). Разновидностью объективного идеализма является религия 2) Субъективные идеалисты считают первичной реальностью сознание самого человека (субъекта). Крайний вариант – солипсизм – это учение, которое признаёт сознание человека единственной реальностью.

Кроме материализма и идеализма существует ещё дуализм – это учение, признающее равноправие материи и сознания.

Основной вопрос философии имеет и вторую сторону: познаваем ли мир? Одни считают, что мир познаваем, что человек способен получать достоверные знания. Другие считают, что мир непознаваем, что человек никогда не может быть уверенным в истинности своих знаний. Агностицизм – это философское учение, отрицающее познаваемость мира. Агностицизм опровергается практикой. 

3. Диалектика и метафизика как противоположные методы философии. Понятие «диалектика» появилось в Древней Греции и первоначально означало искусство ведения спора, дискуссии. В дальнейшем смысл изменился. Диалектика - это философское учение о всеобщих взаимосвязях и развитии.

Диалектика как метод познания состоит в следующем:

1) объекты рассматриваются во взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга, раскрываются как внешние, так и внутренние взаимосвязи; 2) учитывается постоянное изменение, развитие объектов, единство количественных и качественных изменений; 3) раскрываются внутренние противоречия как причины любого развития.

Понятие «метафизика» первоначально употреблялось как синоним понятия «философия». Позднее, метафизикой стал называться метод познания, противоположный диалектике.  

Метафизика – это метод познания, в котором не учитывается вся полнота взаимосвязей и развитие объектов.

Метафизический подход имеет ограниченные возможности. В науке этот метод получил наибольшее распространение в 17-18 вв., когда естествознание только собирало факты, рассматривало явления природы как изолированные и неразвивающиеся. Вплоть до 19 века наука не могла раскрыть глубокие взаимосвязи и развитие в природе.

В 19 веке, когда фактов накопилось много, необходимо было перейти к установлению взаимосвязей между ними, к созданию целостных теорий. На этом этапе метафизический метод оказался несостоятельным, и на смену ему приходит диалектика.

В настоящее время диалектика остаётся всеобщим методом познания в философии и в других науках. Диалектика формулирует систему категорий, отражающих всеобщие взаимосвязи: причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, содержание и форма и т.д. Эти категории используются как в научном познании, так и в обыденном мышлении. Диалектика также формулирует законы, в которых отражаются общие черты развития любых систем. Диалектическое мышление позволяет наиболее глубоко и всесторонне познавать объекты.

 

4. Структура и функции философии.

Структура философского знания:

1) История философии.

2) Онтология (учение о бытии) – раздел философии, изучающий наиболее общие принципы и законы устройства мира.

3) Гносеология (теория познания) – раздел философии, изучающий общие закономерности познавательной деятельности человека.

4) Социальная философия – раздел философии, изучающий общество.

5) Философская антропология – учение о человеке.

6) Аксиология – учение о ценностях.

7) Этика – наука о морали.

8) Эстетика – наука о красоте.

9) Логика – наука о мышлении.

Функции философии:

1. Мировоззренческая функция. Философия помогает сформировать целостное мировоззрение, которое необходимо человеку в любой деятельности, в том числе и в повседневной. Понимать философию – значит иметь наиболее глубокое и всестороннее представление о мире, понимать фундаментальные законы и взаимосвязи. Широкие философские знания помогают человеку анализировать возникающие проблемы и принимать правильные решения. Философские знания также помогают сформировать прочные жизненные принципы, убеждения, дающие силу для преодоления трудностей.

2. Методологическая функция. Философия формулирует систему понятий, принципов, законов и методов познания, которые используются во всех науках и в обыденном мышлении, т.е. являются всеобщими методами познания.

3. Критическая функция. Философия критикует заблуждения, предрассудки, мешающие познанию истины.

4. Аксиологическая функция. Философия участвует в формировании системы ценностей, принимаемых отдельными людьми и обществом в целом. 

5. Практическая функция. Философия формулирует общие цели практического преобразования природы и общества.    

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1 Возникновение философии.

2. Философия Древней Индии.

3. Философия Древнего Китая.

Возникновение философии.

Существует три исторических типа мировоззрения – мифология, религия и философия. До возникновения философии в общественном сознании господствовало религиозно-мифологическое мировоззрение. Его особенности: 1) вера в сверхъестественное, стирание границ возможного и невозможного, 2) непонимание различий природы и человека, антропоморфизм, т.е. перенос на природу человеческих свойств, зооморфизм – перенос на общество свойств животного мира; 3) синкретизм, т.е. целостность, переплетение религиозных, художественных и нравственных идей. 4) пралогичность, т.е. неразвитость логики, использование чувственных образов, а не абстрактных понятий.

Философия возникла в 6 веке до н.э., почти одновременно в странах Запада и Востока (Индия, Китай, Греция). Предпосылки возникновения философии: переход от бронзового века к железному, появление товарно-денежных отношений, разложение родо-племенных отношений, возникновение первых государств, критическое отношение к власти и к традиционным религиям. Материальная жизнь общества усложнялась и рождала потребность в научных знаниях. Религиозно-мифологические представления не удовлетворяли возросшие потребности общества. В отличие от религии и мифологии философия искала рациональное объяснение явлениям природы.

 

Философия Древней Индии.

Древнейшая религия Индии – брахманизм, священным книгам которого были Веды и упанишады. Брахманизм утверждал, что первопричиной всего мира является нематериальная сила – Брахман. Брахманизм закреплял деление общества на касты. Под влиянием критики брахманизма возникли шесть классических религиозно-философских учений: веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса. Также возникли три неклассических учения: чарвака (локаята), джайнизм, буддизм. Философские идеи излагались в книгах «Махабхарата», «Бхагавадгита».

Основные принципы и идеи древнеиндийской философии:               1) Большинство учений были идеалистическими. Материалистическим было учение чарвака, согласно которому первоначало включает четыре элемента: вода, воздух, огонь и земля. 2) появилась диалектическая идея о борьбе противоположностей – бытия и небытия, порядка и хаоса (сат и асат), единого и множественного. 3) Идея реинкарнации, т.е. переселения душ. Сансара – бесконечная цепь перерождений. Карма – сумма добрых и злых дел человека, от которого зависит перерождение. 4) Принцип ахимса – непричинение вреда живому, экологизм (уважение к природе). 5) альтруизм (противоположность эгоизма)

Сущность буддизма: 1) Жизнь наполнена страданиями; 2) причина страданий – желания; 3)существует способ избавления от страданий – срединный восьмеричный путь: выполнение моральных норм, аскетизм, медитации. Этот путь помогает прервать цепь перерождений и достичь нирваны, это состояние сознания, при котором угасают все желания.

 

Философия Древнего Китая.

В Китае наиболее влиятельными религиозно-философскими учениями были моизм, легизм, даосизм (философ Лао-цзы), а со 2 в. до. н.э. государственной идеологией стало конфуцианство. Древнейшие религиозно-философские книги – «Ши Цзин» («Канон стихов») и «И Цзин» («Книга перемен»). В «Книге перемен» произошел переход от мифологии к философии, появились диалектические идеи: идея изменчивости и идея борьбы противоположностей. Считалось, что из первобытного хаоса родились два духа, которые упорядочили мир: мужской дух Ян стал управлять небом, а женский дух Инь – землей. В книге «Канон стихов» устанавливался культ неба. Небо (тянь) – божественное первоначало, породившее человечество и управляющее им.

В даосизме главное понятие – Дао – это – первоначало мира, бестелесное, бесконечное, вечно движущееся.

Главная книга Конфуция – Лунь юй. Ядром конфуцианства является этика, распределяющая обязанности, требующая точно исполнять правила, соблюдать этикет, ритуалы, традиции. Конфуцианство сформировало идеал совершенного человека. «Благородный муж» должен быть добр, честен, смел, уважать старших по возрасту и званию, выполнять обязанности, соблюдать золотое правило этики. Конфуцианство закрепляло социальное неравенство, коллективизм и подавляло индивидуальность.

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ.

1. Философия досократовского периода.

2. Философия классического периода: Сократ, Платон, Аристотель.

3. Философия периода эллинизма.

 

Досократовский период.

Милетская школа. Философия в классической форме возникла в Древней Греции. Одной из первых появилась философская школа в г. Милете, представители которой были материалистами. Они отрицали мифы о создании мира богами и искали естественное первоначало мира (архэ). Фалес из г. Милета считал первоначалом воду как основу всей жизни, как текучее, аморфное состояние материи. Анаксимен – предположил, что все вещи возникают и разрушаются в процессе сгущения и разрежения воздуха, подобно тому, как пар превращается в воду, а вода в лёд. Анаксимандр – доказывал, что первоначало мира – нечто неопределённое и бесконечное. Он назвал его «апейрон».

Позднее сходное учение предложил Эмпедокл, который утверждал, что первоначалом мира были четыре элемента – вода, воздух, огонь и земля. Сила, которая соединяет элементы и созидает новое – это любовь, а сила, разъединяющая и разрушающая – это вражда.

Мир в глазах античного человека представлял собой космос, т.е. гармоничную и прекрасную в своём совершенстве систему (космэ – красота). В ней все вещи разрушаются, но не исчезают бесследно. Космос упорядочен, в нём всё подчиняется законам. Космоцентризм – характерная черта античного мировоззрения.

Заслугой первых философов материалистов стала разработка диалектических идей. Они раскрывали сущность движения, развития, борьбы противоположностей. Материализм первых философов был наивен, а диалектика была стихийной (неосознанной). Их философские учения не опирались на науку, поскольку науки ещё не было. Но в главном эти учения были верными, т.к. основой мира считали развивающуюся материю.

Гераклит. Основная заслуга Гераклита (540-480 гг. до н.э.) в том, что он выдвинул идею всеобщего развития через борьбу противоположностей. Он развил диалектические взгляды первых древнегреческих философов. Гераклит утверждал: всё течёт, всё изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды. На примере течения реки Гераклит пытался показать всеобщность движения. Даже покоящиеся тела испытывают постоянные внутренние изменения. Движение это не только перемещение, а любое изменение, возникновение нового. Материя не может существовать без движения.

Во всех предметах, процессах и явлениях сосуществуют противоположные начала. Их борьба является движущей силой и источником всякого развития. «Враждующее соединяется, из расходящегося – прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу». Т.о. Гераклит пришёл к выводу, что природа содержит в самой себе причину своих изменений, что движение природы – это самодвижение. Природа не нуждается в каком-либо сверхъестественном первоначале. «Этот космос тот же самый для всех, его не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно разгорающимся и потухающим».

Первоначалом мира Гераклит считал огонь – это символический образ циклически развивающегося мира.

Гераклит утверждал, что мир представляет собой не хаос, где может произойти что угодно, а порядок, где всё происходит по единому закону. Он назвал этот закон Логосом. Как общество подчиняется своду законов, так весь мир подчиняется Логосу.

Элейская школа.Основатель Элейской школы – Парменид – доказывал идеи, противоположные идеям Гераклита. Центральное понятие философов элейской школы – бытие – означает все реально существующее. Небытия не существует, а значит бытие вечно, бесконечно, неделимо и неподвижно. Он утверждал, что органы чувств обманывают человека, а истину можно открыть только силой разума. Чувства говорят, что существует движение, но разум это опровергает. Для доказательства этих идей последователь Парменида – Зенон – сформулировал апории, т.е. логические противоречия: «Летящая стрела», «Ахилл и черепаха», «Дихотомия».

Демокрит. (460-370 гг. до н.э.). Продолжением элейской философии стало учение Демокрита об атомах. Он утверждал, что мир представляет собой бесконечное множество мельчайших частиц – атомов. В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Атомы неделимы и неуничтожимы, поэтому ничто не может исчезнуть бесследно и возникнуть из ничего. Атомы неизменны, непроницаемы. Они различаются формой, размерами. Атомы двигаются в пустоте, соединяются и образуют разнокачественные вещества.

Атомы двигаются по строго определённым траекториям. В их движении нет случайностей. Поэтому в мире вообще нет случайных событий. Демокрит считал, что люди называют случайностью то, причину чего не могут объяснить.

Демокрит говорил о бесконечности Вселенной и бесчисленности миров, из которых одни рождаются, а другие угасают.

Демокрит впервые поставил вопрос о соотношении чувств и разума в познании. Он считал, что чувства дают нам тёмное, т.е. неполное, недостоверное знание. И только с помощью разума, человек может проникать в сущность изучаемых явлений.

Демокрит использовал учение об атомах и для объяснения природы человека. По его мнению, душа состоит из особых атомов, которые человек вдыхает с воздухом, и которые рассеиваются в воздухе после его смерти.

 Демокрит высмеивал учение о загробной жизни. Он утверждал, что вера в богов возникла из-за страха людей перед неизвестными силами природы.

Пифагорейцы. Первыми представителями идеалистической философии в Древней Греции стали Пифагор и его ученики. Они утверждали: всё есть число. Сущность вещей – это числа, миром управляют числа и математические законы. Совершенство космоса основывается на определенных числовых пропорциях. Идеализм Пифагора состоял в том, что он отрывал числа от материальных вещей, считал их самостоятельными сущностями, первичными по отношению к вещам. Он наделял числа мистическими свойствами.

Софисты. Софисты – группа древнегреческих философов, которые за деньги учили искусству спора (сер. 5 – сер. 4 вв. до н.э.). Они считали, что объективная истина не существует, истина субъективна и относительна (релятивизм). Каждый человек может доказать свою истину, которая ему выгодна. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Они доказывали относительность добра и зла, других ценностей. «Болезнь – зло для больного, но благо для врача. Смерть – зло для умершего, но благо для могильщиков».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...