Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие закономерности и различия проблематики философии Востока и Запада.




Философия Востока и Запада имеет общие закономерности:

· философия возникает в рамках мифологии;

· философия везде возникает в лоне мифологии, как первоначальной форме общественного сознания. Впервые в истории человечества именно в философии были поставлены первые коренные мифологические вопросы: что такое жизнь и смерть? в чем смысл жизни?

· Философия везде возникает как форма общественного сознания, как мировоззрение. Это везде происходило в период классового расслоения общества.

· Философия везде обращена к общечеловеческим ценностям.

· Философия везде обращена как на изучение космологических проблем, так и на изучение личностного бытия человека.

Различия проблематики философии Востока и Запада.

Философия запада индивидуалистична Философия Востока коллективна
Многопроблемна Однопроблемна
Привержена научной методологии Развивается и формируется в тесной связи с религией
Формирует свой терминологический аппарат: бытие, субстанция, мода и т.д. Восприятие мифологических категорий как терминов
Изучает законы государства, человека, общества (многопроблемна) Социальная философия занимается проблемами закона и человека
Решение проблем познания: активно развивает логику Решение проблем познания: логика практически не развивается

Генезис религиозно-философской традиции Древней Индии. Основные понятия древнеиндийской философии.

Генезис религиозно-философской мысли Древней Индии

1. Эволюция культуры Древней Индии.

2. Протофилософские учения Древней Индии.

3. Основные особенности древнеиндийской философии.

В 14-12 веках в Индию приходят арийцы и как более развитая культура они приносят новинки (огонь, письменность, земледелие, варновый (кастовый) строй – деление общества на жесткие касты).

Варна (от санскр. «покров», «оболочка», «цвет») – замкнутая социальная группа, в которой прижизненный переход из одной в другую невозможен.

· брахманы (священники);

· кшатрии (воины);

· вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы);

· шудры.

Веды (санскр. «знание», «учение») – первая священная книга Древней Индии, содержала представления о мире богов и людей, на основе представлений местных народов.

Как и в других мифологиях, боги здесь ассоциировались с природными силами. Рассказывалось об извечной борьбе космоса и хаоса, но в отличие от других мифологий боги Древней Индии не могли одержать окончательной победы без помощи человека. Помощь заключалась в жертвоприношениях и выполнении ритуалов.

Условно существует 4 типа:

ü Риг-веда (гимны, восхваления богам);

ü Яджур-веда (веда жертвенных формул, алгоритм выполнения ритуалов);

ü Сама-веда (веда песнопения);

ü Атхарва-веда (веда магических заклинаний).

Собственно философия в Древней Индии связана с появлением «упанишад» (заключительная часть каждой из вед, представляет собой философские размышления). Содержание: вместе с религиозными идеями содержатся представления о возникновении мира, человека, идея реинкарнации (перерождения) и бессмертия души.

Основные идеи в культуре Древней Индии:

Сформулированы в трактате «Законы Ману».

Брахман (объективный мир) – духовное творческое начало.

Атман – индивидуальная душа человека. Задача человека достичь брахмана.

Ахимса(санскр. «не убиение») – представление о единстве всех форм жизни на земле; не причинение зла всему окружающему.

Человек – это часть живой природы. Тело – смертно, душа – бессмертна. С гибелью тела душа поселяется в другое тело, не обязательно человека. Странствие души по различным телам – страдания.

Сансара (санскр. «переход, череда перерождений, жизнь»). В учении о сансаре центральное место занимает такое понятие, как карма (закон морального воздаяния).

Дхарма («закон» или «правило») – неисполнение влекло к понижению касты.

Мокша – освобождение от цепи перерождений, полное единение с богом.

Цель упанишад: уход от мира. Задача человека познание не законов природы, а самого себя.

Идея реинкарнации, идея кармы и варновый строй составляют основу Древнеиндийской цивилизации, а также ее философии.

Неортодоксальные и ортодоксальные учения Древней Индии (Настика и астика). Основные особенности древнеиндийской философии

Основные ортодоксальные учения

v Веданта. В свою очередь она образует два направления:

Ø Адвайта, не признающая никакой реальности в мире, кроме Брахмана – единой духовной высшей сущности;

Ø Вишишта-адвайта,поклоняющаяся трем реальностям: материи, душе и Богу.

v Миманса. Учением признается существование духовного и материального начал во вселенной.

v Санкхья. В основе – признание во вселенной двух первоначал: духовного – пуруши (сознание) и материального – пракрити (природа, материя).

v Ньяя. Учение говорит о существовании вселенной, состоящей из атомов.

v Вайшешика. Обосновано на убеждении, что мир состоит из субстанций, обладающих действием и качеством. Все существующее подразделяется на семь категорий, а именно: субстанция, общность, действие, качество, присущность, особенность, небытие.

v Йога. Согласно ему – основная цель человека и всех его поступков должна заключаться в полном освобождении от материального существования. Добиться этого можно, следуя йоге (созерцание) и войрагье (отрешенность и бесстрастие). Основные неортодоксальные школы: Джайнизм. Буддизм. Локаята.

Настика (от санскр. На Асти - он не существует, его нет) - обозначение древнеиндийских религиозно-философских систем и отдельных людей, отрицающих существование трансцендентного мира, не верящих в жизнь после смерти и не признающих авторитет Вед.

Астика – общее название религиозно-философских систем и отдельных людей, верящих в существование жизни после смерти и, следовательно, признающих авторитетВед. Из всех школ индийской философии, признающих авторитет священных ведийских текстов (астика), именно санкхья считается самой древней.

 

Условия возникновение философии в Древней Греции. Периодизация. Натурфилософия: милетская школа, Гераклит, Пифагор, элейская школа, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит.

Условия возникновения философии в Древней Греции. Периодизация:

Кризис мифологического сознания.

Философия в Др. Греции 7-6 вв. до н.э. формируется в момент кризиса мифологического сознания, а именно тогда, когда традиционный склад жизни перестают удовлетворять новым мировоззренческим запросам.

ГП Греции.

Экономический подъем Греции (9-7 вв. до н.э.).

Расширение контактов с другими народами.

Развитие первичного научного знания.

Полисная система организации общества.

Все перечисленные факторы способствовали соц. расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада жизни. Эти соц.-экономические изменения требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Одним из ответов на это требование и была философия, поскольку с одной стороны она углубляла сомнение традиционных представлениях, а с другой пыталась найти фундамент для построения нового мировоззрения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 625.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...