Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общие закономерности и различия проблематики философии Востока и Запада.
Философия Востока и Запада имеет общие закономерности: · философия возникает в рамках мифологии; · философия везде возникает в лоне мифологии, как первоначальной форме общественного сознания. Впервые в истории человечества именно в философии были поставлены первые коренные мифологические вопросы: что такое жизнь и смерть? в чем смысл жизни? · Философия везде возникает как форма общественного сознания, как мировоззрение. Это везде происходило в период классового расслоения общества. · Философия везде обращена к общечеловеческим ценностям. · Философия везде обращена как на изучение космологических проблем, так и на изучение личностного бытия человека. Различия проблематики философии Востока и Запада.
Генезис религиозно-философской традиции Древней Индии. Основные понятия древнеиндийской философии. Генезис религиозно-философской мысли Древней Индии 1. Эволюция культуры Древней Индии. 2. Протофилософские учения Древней Индии. 3. Основные особенности древнеиндийской философии. В 14-12 веках в Индию приходят арийцы и как более развитая культура они приносят новинки (огонь, письменность, земледелие, варновый (кастовый) строй – деление общества на жесткие касты). Варна (от санскр. «покров», «оболочка», «цвет») – замкнутая социальная группа, в которой прижизненный переход из одной в другую невозможен. · брахманы (священники); · кшатрии (воины); · вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы); · шудры. Веды (санскр. «знание», «учение») – первая священная книга Древней Индии, содержала представления о мире богов и людей, на основе представлений местных народов. Как и в других мифологиях, боги здесь ассоциировались с природными силами. Рассказывалось об извечной борьбе космоса и хаоса, но в отличие от других мифологий боги Древней Индии не могли одержать окончательной победы без помощи человека. Помощь заключалась в жертвоприношениях и выполнении ритуалов. Условно существует 4 типа: ü Риг-веда (гимны, восхваления богам); ü Яджур-веда (веда жертвенных формул, алгоритм выполнения ритуалов); ü Сама-веда (веда песнопения); ü Атхарва-веда (веда магических заклинаний). Собственно философия в Древней Индии связана с появлением «упанишад» (заключительная часть каждой из вед, представляет собой философские размышления). Содержание: вместе с религиозными идеями содержатся представления о возникновении мира, человека, идея реинкарнации (перерождения) и бессмертия души. Основные идеи в культуре Древней Индии: Сформулированы в трактате «Законы Ману». Брахман (объективный мир) – духовное творческое начало. Атман – индивидуальная душа человека. Задача человека достичь брахмана. Ахимса(санскр. «не убиение») – представление о единстве всех форм жизни на земле; не причинение зла всему окружающему. Человек – это часть живой природы. Тело – смертно, душа – бессмертна. С гибелью тела душа поселяется в другое тело, не обязательно человека. Странствие души по различным телам – страдания. Сансара (санскр. «переход, череда перерождений, жизнь»). В учении о сансаре центральное место занимает такое понятие, как карма (закон морального воздаяния). Дхарма («закон» или «правило») – неисполнение влекло к понижению касты. Мокша – освобождение от цепи перерождений, полное единение с богом. Цель упанишад: уход от мира. Задача человека познание не законов природы, а самого себя. Идея реинкарнации, идея кармы и варновый строй составляют основу Древнеиндийской цивилизации, а также ее философии. Неортодоксальные и ортодоксальные учения Древней Индии (Настика и астика). Основные особенности древнеиндийской философии Основные ортодоксальные учения v Веданта. В свою очередь она образует два направления: Ø Адвайта, не признающая никакой реальности в мире, кроме Брахмана – единой духовной высшей сущности; Ø Вишишта-адвайта,поклоняющаяся трем реальностям: материи, душе и Богу. v Миманса. Учением признается существование духовного и материального начал во вселенной. v Санкхья. В основе – признание во вселенной двух первоначал: духовного – пуруши (сознание) и материального – пракрити (природа, материя). v Ньяя. Учение говорит о существовании вселенной, состоящей из атомов. v Вайшешика. Обосновано на убеждении, что мир состоит из субстанций, обладающих действием и качеством. Все существующее подразделяется на семь категорий, а именно: субстанция, общность, действие, качество, присущность, особенность, небытие. v Йога. Согласно ему – основная цель человека и всех его поступков должна заключаться в полном освобождении от материального существования. Добиться этого можно, следуя йоге (созерцание) и войрагье (отрешенность и бесстрастие). Основные неортодоксальные школы: Джайнизм. Буддизм. Локаята. Настика (от санскр. На Асти - он не существует, его нет) - обозначение древнеиндийских религиозно-философских систем и отдельных людей, отрицающих существование трансцендентного мира, не верящих в жизнь после смерти и не признающих авторитет Вед. Астика – общее название религиозно-философских систем и отдельных людей, верящих в существование жизни после смерти и, следовательно, признающих авторитетВед. Из всех школ индийской философии, признающих авторитет священных ведийских текстов (астика), именно санкхья считается самой древней.
Условия возникновение философии в Древней Греции. Периодизация. Натурфилософия: милетская школа, Гераклит, Пифагор, элейская школа, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит. Условия возникновения философии в Древней Греции. Периодизация: Кризис мифологического сознания. Философия в Др. Греции 7-6 вв. до н.э. формируется в момент кризиса мифологического сознания, а именно тогда, когда традиционный склад жизни перестают удовлетворять новым мировоззренческим запросам. ГП Греции. Экономический подъем Греции (9-7 вв. до н.э.). Расширение контактов с другими народами. Развитие первичного научного знания. Полисная система организации общества. Все перечисленные факторы способствовали соц. расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада жизни. Эти соц.-экономические изменения требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Одним из ответов на это требование и была философия, поскольку с одной стороны она углубляла сомнение традиционных представлениях, а с другой пыталась найти фундамент для построения нового мировоззрения. |
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 625. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |