Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Патристика. Схоластическая философия. Дискуссия об универсалиях: номинализм, концептуализм, реализм.
Патристика - это совокупность учения отцов христианской церкви, которая представляла собой синтез христианства с неоплатонизмом. Основная задача этого периода – разработка и обоснование основных христианских догматов, которые сложны для понимания в силу своей нелогичности. Основные источники христианского богословия - труды Платона (патристика) и Аристотеля (схоластика). Основные проблемы патристики: · отношения мира и Бога, · истины и знания, · добра и зла, · времени и вечности, · смысла истории Всю патристику делят на три периода: · Деятельность апостолов (последователи и ученики Христа:Петр, Павел); · Период апологетики. Апологеты – первые раннехристианские писатели, в задачу которых входила защита христианства от язычников. Основные представители: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген. Основная задача апологета: доказать что христианство это единственно верное знание, которое дает людям единую истину. · Период зрелой патристики (4-6 вв. н.э.) – время когда патристика достигает своего рассвета. Принято делить на два географических: ü Запад (Аврелий Августин, Иероним, Амвросий) ü Восток (Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов) Самое влиятельное учение – Аврелия Августина. До 12 века считалось единственно верным учением. · Схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся стремлением к рациональному обоснованию христианского вероучения с использованием идей античности, а также формальной логики. Основная задача этого периода: поиск рационального доказательства всего того, что провозглашает вера. Основные проблемы схоластики: рациональное обоснование бытия Бога, соотношение веры и разума, свободы воли и теодицеи, происхождение мира, природа общих понятий. Решение проблемы веры и разума привело к появлению концепции двойственной истины. Фома Аквинский, Ансельм Кинтельберийский, Альберт Великий – основные представители. Дискуссия об универсалиях – спор о том в чем же состоит природа бога. Выделялось три позиции: реализм, номенализм, концептуализм. Существовало два разных понимания общности: подлинным бытием обладают только идеи, а весь реальный мир – всего лишь копии, Аристотель утверждал что реально существуют лишь материальные вещи, а все идеи – лишь абстракции, которые образуются нашим разумом для более упрощенного понимания действительности. Реализм – это учение, согласно которому подлинной реальностью обладают общие понятия, поскольку эти общие понятия (Августин, Ансельм). Номенализм – позиция, согласно которой существуют лишь реальные вещи, а общее абстрактное не существует Концептуализм – промежуточная позиция между вышеперечисленным (Пьер Абеляр). Дискуссия об универсалиях длилась практически в течение всего Средневековья, а по значимости являлась если не самой главной, то одной из важнейших философских проблем этой эпохи (основные философские идеи Средних веков см. схему 22). «В начале было слово», — провозглашает Библия. Неудивительно, что философы обратились к выяснению того, что есть «слово» (т.е. понятие) и как оно соотносится с конкретными вещами. По- этому суть спора об универсалиях (общих понятиях) состояла в вопросе соотношения идеальных понятий и реального бытия вещей или, иными словами, в соотношении общего и единичного, мышления и действительности. Наиболее жизнеспособным и удобным для Церкви оказался реализм Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского. По-следний утверждал, что универсалии существуют: 1) до единичных вещей как их идеи в божественном разуме; 2) в самих вещах — как их сущности; 3) после вещей — как понятия о них в челове-ческом разуме. Человеческий разум способен постигать сущность вещей, т.е. общие понятия, потому что они существуют в разуме божественном. В познании реалисты ставят разум выше воли. У но-миналистов наоборот. Концептуализм занимал промежуточное положение между крайним реализмом и крайним номинализмом. Его можно счи-тать умеренной формой номинализма. Концептуалисты (Пьер Абеляр, Дуне Скот) думали, что универсалии объективно в онтологическом смысле не существуют, они пребывают в человеческом разуме, по вместе с тем им соответствует нечто общее, существующее в самих вещах.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |