Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Западничество как течение социально-философской мысли.




Среди западников, Чаадаев (1794—1856 Герцен (1812—1870), Белинский (1811 — 1848), Гранов­ский (1813—1855), Станкевич (1813—1840) и др., были мыслители самых разных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы.Однако их всех объединяло неприятие крепостного_права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы.

Основой мироздания Чаадаев считал мировой разум — высшую реальность, лежащую в основе видимой реальности при­родного и исторического бытия. Божественный разум, высту­пающий как Провидение, определяет всю человеческую исто­рию. Именно Провидение ставит цели перед народами и определяет смысл их существования в мировой истории. Он же обусловливает направленность исторического процесса как процесса нравствен­ного восхождения человечества к царству Божьему на земле.

Исходя из этих положений, Чаадаев строит свою философско-историческую концепцию, которая носит ярко выраженный европоцентристский характер. Народы Европы, по мысли Чаа­даева, во многом живут в подлинной истории, то есть сохраняют преемственность в развитии, одушевлены животворным началом единства, руководствуются идеями долга, справедливости, права, порядка. Существование же России в мировой истории, по Чаадаеву, лишено смысла, поскольку божественное провидение отказало русскому народу в своем благодетельном воздействии. В силу того, что Провидение покинуло русский народ, он является как бы исключением среди других народов, «интеллектуальным» и «нравственным» пробелом в человечестве.

В 1831 г. в стенах Московского университета возник философский кружок, ставший значительной вехой в формировании западничества. Главная цель кружка, лидером которого был Н.В. Станкевич, — изучение немецкой философии, прежде всего философской сис­темы Гегеля. В кружок входили К.С. Аксаков, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, В.П. Боткин, М.Н. Катков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др. Т.Н. Грановский (1813-1855) и К.Д. Кавелин (1818-1885) как представители либерального направления в русской фило­софии выступали за рациональное реформирование общества. Они были противниками «крайних мер», отвергали революционные методы борьбы, хотя и констатировали их неизбежность в историческом процессе. Их идеалом было установление «самодержавной республики».

Представителями революционно-демократической идеологии, первоначально формирующейся в
рамках западничества, были хорошо известные мыслители и об­щественные деятели: В.Г. Белинский (1811—1848), А.И. Герцен(1812-1870), Н.П. Огарев (1813—1877). Они рассматривали философию как средство для обоснования своих политических идеалов, для преобразова­ния российской действительности не только на основе просве­щения и развития науки, но и революционными методами. Во имя освобождения личности от крепостного гнета и ее полноценного развития они становятся проводниками идей со­циализма. В.Г. Белинский, например, считал, что переустройство общества можно совершить только силой на­родного движения, народной революцией. А.И. Герцен, разочаровавшись в возможности реализа­ции идей социализма на Западе, обращает свой взор на Россию. Герцен разрабатывает так называемую концепцию «русского социализма». За основу его он берет русскую общину, которая, по его мнению, содержит все зародыши будущего социалистиче­ского общества в виде права каждого на землю, общинного зем­лепользования, артельного труда и мирского управления. В об­щине, считает А.И. Герцен, свобода и гражданские права каж­дого отдельного человека не должны подавляться, в противном случае это было бы одним из главных препятствий в достиже­нии социализма. Вместе с тем А.И. Герцен, так же как и В.Г. Белинский, счи­тал, что социализм должен быть только средством освобождения личности. Он резко отвергает террор, чистое насилие как само­цель. Насилие способно только расчищать место для будущего. Для социального созидания нужны конструктивные идеи и раз­витое народное сознание.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...