Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Позитивизми неопозитивизм в философской неклассике.




Возникшая в 30-40-е годы XIX века во Франции философская школа позитивизма

поставила задачу и предложила метод получения позитивного (хорошего,

правильного) научного знания о мире. Суть этого метода

состояла в том, чтобы отказаться от традиционной философии, как средства

познания, и создать новую философию, которую они называли «позитивная

синтетическая философия», определяющее единственным источником истинного,

действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную

ценность философского исследования.

Известно, что философия делится на классическую, неклассическую

и постнеклассическую.

Позитивизм – одна из разновидностей рационализма в неклассической

философии (Огюст Конт, Спенсер). Вообще по поводу позитивизма и всех

форм неопозитивизма можно сказать следующее: представители этого направления

преследовали правильные цели. Не сумев достигнуть цели, они привлекли внимание

ученых к проблемам этики. Конт и Спенсер, например, пытались четко определить

предмет исследования философии и связь философского знания с наукой.

Исследование Конта по существу подтолкнуло других исследователей к изучению

целого ряда философских проблем науки: методология науки, специфика научного

познания и т.д. Вывод Конта о том, что предмет философии распочковывается не

верен и это видно из структуры философского знания и из тех функций, которые

она выполняет. Фактически все звенья структуры философского знания и сейчас

разрабатываются по преимуществу философией.

Неопозитивизм: эмпириокритицизм (пер. положительный) (Эрнст

Мах, Пуанкаре, Авинариус); идею о том, что для познания мира

необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный

на математических и логико-лингвистических конструкциях в

эпистемологии.

Эмпириокритицизм – философия, основанная на критическом опыте. Эти ученые

поставили целый ряд проблем по связи чувственного и рационального познания,

роли математической науки. Философия науки не должна содержать

двусмысленностей. Эти люди поставили задачу выстроить строгий язык философии и

науки, но они увидели, что нет общей теории языка и они ее создали. Они авторы

семантики, семиотики, синтактики, прагматики.

Логические и семантические позитивисты подчеркивали, что в языке отражена

история, культура и традиция народа. В языке очень много "спящих" смыслов

Эмпириокритицизм фактически затронул проблемы методологии математики и роли

математических символов в рациональном познании. Пытаясь их обсуждать пришли

к субъективному идеализму. Если бы эта философия оставалась личным мнением

этих ученых, то ее можно было бы оставить без внимания. Эмпириокритики после

выхода работ Ленина больше ничего в философии не публиковали.

Поспозитивизм или методология науки (Кун, Поппер).

Постпозитивисты согласны со своими предшественниками неопозитивистами прежде

всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания.

Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века

знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что

человек - существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не

может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить

рост научного знания. Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет

определенный конечный пункт ("все ясно, дальше идти некуда"). Постпозитивисты

настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований,

научных революций. Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии

наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между наукой и философией

нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

Постпозитивизм связан с неопозитивизмом ? проблематикой, методологией и людьми.

В рамках постпозитивизма происходит три великих отказа: от чистого

фактуального базиса науки (признание того, что он недостижим); от

демаркационизма между наукой и философией (эта проблема становится вторичной,

а главной - выбор теории); от представлений о чисто линейном поступательном

развитии науки.

Отличия постпозитивизма от неопозитивизма:

1) постпозитивисты проводят анализ истории науки (логическая реконструкция

истории науки), возникает стремление найти универсум - основу человеческого

разума через историю науки;

2) в рамках постпозитивизма ставится вопрос - каковы главные факторы развития

науки: внешние или внутренние?

3) Постпозитивистами проводится анализ динамики, а не статики науки. Если

неопозитивисты ставили вопрос о том, как провести грань между философией и

наукой, то постпозитивистов интересует вопрос реального движения науки, какие

факторы влияют на науку.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...