Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религ. модернизм (неопротестантизм, неотомизм, христианский эволюционизм).




Неопротестантизм — течение, по своей методологии относящееся к этическому иррационализму. Н. основывается на религиозно-философском учении о боге и человеке.

Человек по своей природе зол, греховен, не способен осуществлять в своей общественной жизни нравственные заповеди Христа.

«Подлинное» бытие—   это обращенность человека к богу, отказ от веры в собственные силы и поиск смысла жизни по ту сторону социальной практики. Н. противопоставляют «мирскую» мораль и христианскую нравственность. «Мирская» мораль — это нравственность «расчета», она исходит из материальных, эгоистических интересов человека и служит удовлетворению лишь его социальных (якобы внешних, а не истинных) потребностей. Как мораль «благоразумия», она приспособлена к «греховной» натуре человека, отрицает абсолютные моральные принципы и допускает насилие. «Подлинная» нравственность — это мораль любви и всепрощения, абсолютной справедливости, к-рые возможны лишь в служении богу.

Неотомизм - философское направление философии Фомы Аквинского, философа XIII века. Составляет часть доктрины католицизма.

Философию н. рассматривает в качестве непрерывной цепи отклонений, ошибок и заблуждений, поэтому ставит задачу возрождения духа средневековой философии. На этом пути представители неотомизма видят преодоление хаоса современной жизни, обретения ясности, возрождения духовных ценностей.

Развитие науки помимо положительных сторон имело и отрицательные. Наука уводит современного человека от понимания значения нравственных и религиозных идеалов. Человек излишне уверовал в науку, а наука не должна решать вопросы о конечных причинах бытия и смысла человеческого существования. Она изучает вторичные причины и внешнюю (функциональную) связь явлений. Особое значение неотомизм придает понятию личности. Личность не может существовать вне свободы, самосознания, проявлений духовного творчества. Личность самоценна; все люди имеют одинаковую нравственную ценность, независимо от их социального происхождения, положения в обществе, национальности, цвета кожи и т.п.

Неотомизм стремится возродить и сохранить традиционные для христианства ценности, такие как личность, семья, церковная община, профессиональный долг, родина, государство. Отвергая индивидуализм и коллективизм как одинаково ложные крайности, неотомистская философия разрабатывает понятие солидаризма. Солидаризм предполагает нахождение согласовывания интересов общества и личности, интересов различных классов и социальных групп. Солидаризм обосновывается христианским принципом любви к ближнему.

Христианский эволюционизм. Бог - «Христос эволюции» - представлен в виде особой духовной энергии, к-рая является движущей и направляющей силой эволюции. Развитие вселенной изображается как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи.

 

Отечеств. ф. 19-20вв.

Русская философия не система, принцип цельного знания и цельного познания

Полагают, что Р. Ф. появилась в начале 19в. Причины задержки: изоляция России от Запада и Востока.

До 19в представители ф – духовенство – митрополит Могила, Радищев, Григорий Сковорода. Особ-ти:

1) Рус ф не системна, не понятийна.

2) Религиозный характер – связь человека и Бога обязательна

3) Соборность – единство одного и многого, сочетание единства и свободы многих лиц на основе принятия церковно-духовных ценностей.

4) Телеологический характер истории – развитие истории демонстрирует несовершенство общества, подготовительная фаза к метаистории – царству Бога на земле.

Кириевский, Хомяков, Бердяев, Соловьев, Федоров.

В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как:

-природа человека, его свобода, смерть и бессмертие;

-гуманизм и его кризис;

-смысл человеческой истории;

-ряд важных социальных вопросов.

 

30) Славянофильство и западничество в рус ф-и.

Особую роль в разв-и рус ф-и сыграло славянофильство и западничество.

Расхождения:

1) Зап считали, что есть общий путь разв-я для всех народов. Россия идет по этому пути, но отстает. Слав-ы: у России есть свой путь православия.

2) Разные отн-я к Петровским временам. Зап – поддерж., Слав – нет.

3) Отн-е к православию. Зап – негативно., Слав – полож.

4) Отн-е к религии и церкви. Зап – равнодуш., Слав – полож.

5) Отн-е к крепост. праву. Зап – негатив., просвещ-е дворянства. Слав – негатив., просвещ-е сверху царской властью

Славянофилы – А.Хомяков, И.Киреевский, братья Аксаковы.

Западники – Герцен, Белинский, Чернышевский.

Киреевский критиковал убогость поклонения образов России Западу. Против рационализма Запада. Считал, что обязанность людей – обучать.

 

Ф-ие воззрения Соловьева.

Соловьев (1853-1900)

3 этапа тв-ва.

1) 1874-1882 – теософский. Работы: «Чтение о Богочел-ве», «Религиозные основы жизни».

2) 1882-1890 – теократический – разрабатыв версии справедливого г-ва и обществ порядка. «Великий спор», «Христианская политика».

3) с 1890 – создание и версии мистического искусства. «Оправдание добра», «Смысл любви».

Он явл-ся объективным идеалистом. Космос – множ-во идей. Центральная идея – Всеединая. Ф-ции:

1) Объединяет все идеи м/у собой.

2) Всеединая идея означает ф-й псевдоним Бога. Все едино в Боге – Бог имеет отнош-е ко всему миру, а не к отдельным вещам. Истина, добро и красота - пароль русской ф-и.

Философия Соловьева: единство Бога и мира рассматривается ч/з космоэволюционный процесс. В этом процессе последняя ступень – Богочеловек. Большая роль в разв-и Богочел-ва вып-ет принцип софийности. Софийность: 1) ипостась творящего начала Бога. 2) Мировая душа – временно приобревшая свободу и при появлении Богочел-ва, оно снова уходит к Богу. Богочел-во – пуь к нему ч/з христианские ценности. Христианство изменяется: 1) хр-во – не просто вера в Бога, но и вера в Богочел-во. 2) идея свободной теократии: церковь – власть нравственная, г-во – власть силы, союз силы и морали. 3) хр-ая политика – подчин-е личности г-ву должно соответствовать подчинению идей госуд-ва идеям добра. 4) в процессе разв-я появля-ся вселенская церковь, в её основе церковь, в к-ой основы вост и зап.

Нравственная ф-ия. Добро – суть нравственного пов-я, это вытекает от Бога. Зло – то, что чел-к совершает осознанно. 3 исходных пон-я: стыд, жалость, благоговение.

 

Ф-ия рус космизма. Федоров.

1929-1903.

Его ф-ия – это ф-ия общего дела. Космизм:

1) все едино в мире.

2) экспансия разума чел-ка в космос.

«Общее дело». Согл Федорову в основе эволюционного разв-я природы и космоса заложено стремление к порождению разума, в своей работе он говорит о восстановл-и разрушенного чел-ком. Центральная идея – воскрешение мертвых: 1) создать формулы чел-ка и восстановить умерших. 2) главное – преодолеть смерть, восстановить связь поколений, совершенствовать чел-ка.

 

Бердяев: учение о свободе.

1874-1948.

В понимании мира он исходит из дуализма – духа и природы. Чел-к прикасается к Богу ч/з тв-во: «Учение о свободе» :

1) иррациональная свобода: начало мироздания – хаос – ничто. Хаос отделяет добро. Бог – рождение хаоса и в любую минуту м.б. им уничтожен. Бог – добро. Он творит мир. Он не властен над первичной свободой – свобода влияет на чел-ка. Бог не может предугадать повед-е чел-ка.

2) Рацион свобода – одчин-е законов нравственности, религиозной этики не по принуждению, а по собственному выбору.

 

Бытие как ф-ая категория.

Бытие 2 смысла

1 – мир в целом

2 – конкретные дискретности в мире.

В современном смысле бытие – отвлечение, абстрагирование от конкретных вещей.

Категория – устойчивая форма нашего мышления.

Бытие как категория – всеобщая универсальная способность существовать, которой обладает любая реальность, нас окружающая.

Бытие включает в себя небытие. Небытие – прекращение существования. Субстанция – это основа вещей и их свойств; основа бытия; самодостаточное начало.

Формы бытия.

1.Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком;

2.Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;

3.Духовное бытие. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;

4.Бытие общества или социальное бытие.

Уровни Бытия

-возможное (потенциальное)

- действительное (актуальное)

 

Материя

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая отображается и копируется нашими ощущениями и существует независимо от них.

Этапы понимания материи:

1) : Субстратно - Вещественный ( 8-5вв до н.э.) – Материя – это в-во, из к-ого созданы вещи.

2) : СУБСТРАТНО - РЕАЛИЦИОННЫЙ (18в) : материя  имеет вес, массу, обладает кач-вом неделимости.

3) : СУБСТАНЦИОлИСТСКИЙ (17в-20в.) : Б.Спиноза – Материализм – это природа, Бог, субстанция.

2 подхода к пониманию материи

1)Гносеологический – абсолютное противостояние материи и сознания

2)Онтологический –материя и сознание связаны друг с другом и их не противопоставляют.

а) человек и его сознание

б) мозг и сознание

В настоящее время материя рассматривается через самоорганизацию – эта способность материи сохранять себя, воспроизводить себя и даже совершенствовать.

Итак, МАТЕРИЯ : объективная реальность, данная нам в ощущениях

*философская категория

*существует в сознании

*ее определение идет через основной вопрос философии

*фиксирует 2 важнейших признака – объективность и активность

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...