Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иррациональные мотивы в 19в. (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор)




Источники идей Шопенгауэра — философия Платона, трансцендентальная философия Канта и древнеиндийский трактат Упанишады. Это одна из первых попыток слияния западной и восточной культур. Трудность этого синтеза в том, что западный стиль мышления — рационален, а восточный — иррационален.

Жизнь – страдание, выход из страдания – Нирвана.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) - последователь Канта. Сторонник волюнтаризма (воля – высший принцип бытия.

Основные положения:

Воля. Познать ничего в мире невозможно, весь мир подобен сну. Шопенгауэр назвал мир «зашифрованным письмом» (важно найти доступ к «вещам в себе»). В центре познания должна лежать интуиция – способность достижения истины догадкой, а не знанием. Единственная реальность в человеке – это воля (желание человека жить, развиваться и достичь счастья и гармонии).

Есть эгоизм первой ступени (нормальный) – связан с желанием себе блага. Эгоизм второй ступени (злобный) – когда человек получает удовольствие от чужого горя.

Избавиться от новых желаний и потребностей можно только одним способом – отказаться от них (аскетизм; уход в себя или суицид).

Призыв к состраданию – понять другого можно только тогда, когда ты понимаешь себя.

Шопенгауэр признавал карательное право государства, т.к. он считал, что наказание – это единственная возможность удержать людей в узде.

Он считал, что надо ввести право продажи яда. Выступал против религии.

Фридрих Ницше (1844 – 1900). Закончил жизнь в психиатрической лечебнице.

Основные положения:

Воля, жажда к жизни. Называет большинство членов общества плебеями, низшими существами.

Обществом должны править только аристократы.

Ницше сходился только с теми людьми, которые были близки ему по взглядам. Добродетель – это некая придуманная идея, чтобы держать народ в узде. Ницше восхищался известными личностями – Наполеоном.

Сверхчеловек – это некая яркая личность, занимающая в обществе главенствующее положение, тонко чувствующий субъект; обладает гипертрофированным чувством собственного достоинства, хорошо развитым чувством красоты. Ницше считал, что в мире будет править некая раса избранных.

Христианство убивает в человеке личность. Самое непривлекательное в христианстве – идея покорности. Крайне негативно относился к социализму (считал его второй ступенью после деспотизма). Основной опасностью для личности являются христианство и социализм. Потому что социализм уравнивает всех, лишая людей индивидуальности. Общество, основанное на социализме бесперспективно и нежизнеспособно.

В отношении познания Ницше достаточно скептичен: если можно что-то познать, то только через интуицию. Во всех его работах ощущается трагизм; у него переворачиваются понятия добра и зла.

Идея становления – мир есть не становление бытия, а бытие становления.

Идея возвращения – количество сил во Вселенной ограничено, а время бесконечно. Все в мире повторяется.

Вечное возвращение – мир, жизнь, бытие – чистое движение, становление.

Главное проявление воли к жизни – воля к власти

Жизнь – мир, каким его постигает сам человек

Человек – результат эволюции, подчинен борьбе за существование

Разум – инструмент приспособления

С. Кьеркегор

Человек изначально ничтожен перед богом, он носит инфекцию греха.

Стадии человеческого существования:

1) Эстетическая – красота мира, человек живет сам для себя. Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живет сегодняшним днем и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.

2)Этическая – Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить ее и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим. отчаяние мужества. Связано с тем, что человек стремится быть самим собой, к непрерывности Я. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».

3)Религиозная - человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог — совершенен, человек — нет.

 

24) Позитиви́зм

Позитивизм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основной тезис позитивизма: «Каждая наука – сама себе философия».

Гл особ-ти:

1) отказ от поиска первопричин мира нужно искать объяснение фактом.

2) Сциентизм – поклонение естественной науке.

3) прогрессизм – они выд-ют прогрессивное разв-е об-ва.

1.Классический позитивизм (1830-конец 19в). Осн объект исследования - Факты действительности и данные самонаблюдения. Основная задача философии: выведение из фактов действительности «скрытых» причин (законов природы).

2.Эмпириокретицизм (конец 19в. – начало 20в.) – критика ф-ии с позиции опыта

3.Неопозитивизм (1920-1950) (логический позитивизм). Мир познаваем, надо только избавиться от непознаваемого.

4. постпозитивизм (1960(70) по наст вр). Главное – пути разв-я науки и критерии науч. знания.

 

25)Философия науки.

Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки

Т.Кун:

1) Субъект научного творчества не один ученый, а научное сообщество. Нормативная гаука отличается тем, что все должно признавать парадигмы

2)Парадигма – положение, с которым согласно большинство

3)В рамках науки всегда существует кризис, когда старая парадигма не устраивает, происходит их смена

4)Смена парадигм доказывает существование научных революций

И. Лакатос:

"Не отдельно взятую теорию, а лишь последовательность теорий можно назвать научной или ненаучной".

Соглашался с критикой Куна и Фейерабенда относительно того, что "старым" теориям весьма долго удается защищаться от новых эмпирических "опровержений". Но это не результат несоизмеримости теорий, а следствие того, что надо рассматривать более крупные образования - "исследовательские программы", которые состоят из "твердого ядра" и "защитного пояса".

Программа складывается из методологических правил: часть из них - правила, указывающие каких путей исследования нужно избегать, другая - правила, указывающие, какие пути надо избирать и как по ним идти.

П.Фейерабенд:

Против методологического принуждения

1) развитие науки – качественный процесс

2) человеческому познанию нужно иметь плюралистическую методологию – в науке допустимо все. Активная конкуренция всех гипотез и теорий.

3)Чтобы наука доказала свою самостоятельность, ее нужно отделить от государства

 

Ф-ия экзистенциализма.

Экзистенциали́зм — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

Основная проблема Э.- проблема духовного кризиса, в котором оказывается человек, и того выбора, который он делает, чтобы выйти из этого кризиса. Признаками кризиса могут быть такие понятия, как страх, «экзистенциальная тревога», тошнота, скука.

Признаки:

- следование традиционным философским ценностям    

- главное — бытие и этика

- ориентация на реальную жизнь и личность

- ориентация на интуицию

- активная жизненная позиция

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...