![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Генезис Ф. Осевое время. Особ-ти древневост ф.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Пон-е и структура мировоззрения. Мировоззрение – система взглядов субъекта на природный и социальный мир, свое место в мире, ставшей основой убеждений и действий человека. Это так же: - система чувств и эмоциональных образов - включает отношения «я» и «не я» - основа наших убеждений и действий - определяет практических хар-р Мировоззрение включает в себя: 1.Миропонимание – система знаний, картина мира а) религиозная. б) научная к.м. - механичесая - квантово-механическая - органическая в) органическая 2.Мировосприятие – эмоциональный настрой, ценностно-нормативные компоненты, идеалы. 3.Мироотношение - выявления и реализации скрытых свойств в вещах. Исторические типы мировоззрения 1) Миф – комплекс сказаний, преданий, объясняющий мир в образно-фантазийной форме при помощи воображения. -миф слит с миром -образ и фантазия -метаморфозы и ассоциации -миф телеологичен (учение о целях) -утилитарность -синхронен – нет деления времени на прош., наст и буд. 2) Религия – внутренне интегрированная система верований, чувств и действий, напр. на связь со сверхъестественным - система верований - дуальное существование мира 3) Вера – принцип мышления, связанного со статусом доверия к Богу 3) Философское – рационально-теоретическое мировоззрение
2. Предмет и ф-ции ф-и. Функции философии: 1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира. 2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук. 3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей. 4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего. 5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов. 6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени. 7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ. Предмет философии. Поним-е предмета ф. сегодня рассматр-ся на пути разрешения дилеммы «философия – наука». а) ф- это строгая наука (Платон, Аристотель, Кант, Маркс) б) ф- это не наука (Сократ) в) ф- это житейская мудрость, к-ая постигается людьми. г) Понимание чел-ка как духовного сущ-ва. Сначала сущ-е , потом сущность. д) ф- это история ф-и. Без истории нет и философии. Ф изучает всеобщее в системе мир-человек. Всеобщее – это всеобщее в самой действительности и в процессе позн-я. Философия изучает отнош-е субъекта к объекту. Ф – вид духовной деятельности. Ф изучает знание рациональное. Ф-ие знания – идеальные знания.Круг тех вопросов, которые нас интересуют. Ф. носит всеобщие знания.
Структура философии. Особ-ти ф-ого знания. Онтология – учение о бытии Гносеология – учение о познании Методология – учение о методах познания логика – наука о законах мышления Соц.философия – учение об обществе Философская антропология – учение о человеке История философии. Особенности ф-ого знания. 1) Всеобщее знание 2) Ф самосознания эпохи благодаря своей интегрирующей мощи 3) ф – открытая система; она всегда меняется 4) главный принцип – принципы сомнения 5) ф имеет дело с вечными проблемами 6) многогранность по толкованию ф-их проблем 7) рефлексия ф – самоанализ – ф – это знание о знании. Предмет ф-их размышлений достаточно широк, он не огранич-ся реал-ми вещами. Предметом ф-их размышлений м.б. любые потенциально возможные мысли. 8) Комплексный хар-р ф-их проблем. Основной вопрос ф-и рассматр-ет соотн-е двух сфер – материи и сознания. Соотн-е предполагает несколько моментов понимания: 1) онтологическая сторона – что первично, а что вторично. Материалисты: материя первична. По этой стороне выд след вар-ты ф: 1) ф-ий монизм – одно начало 2) дуализм – 2 начала – материя и соз-е 3) плюрализм - много начал. 2) гносеологическая сторона. Познаваем ли мир? 1) скептицизм – сомнение о возможности позн-я мира. 2) агностицизм – доказывает, что мир познать невозможно, по прич наших ограниченностей и по причине ограниченности мира. 3) гносеологический оптимизм – мир познать можно, но в относительных пределах. Классификация ф-их учений. Осн напр-я в ф. Идеализм - философское направление, утверждающее первичность сознания и вторичность материи. 1) Объективный (Первичен мировой разум; Платон – сначала идея чел-ка, потом сам чел-к, Гегель, Юнг.) 2) Субъективный (Созн-е чел-ка опр-ет сущ-е мира; Мах, Авенариус, Беркли) Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. -стихийный наивный м. др греков 7в до н.э. -натурфи-ий м. эпохи Возрожд-я 15в н.э. -механический м. 17-18вв. - диалектический материализм – 19-20вв. - сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно преобразовать ее - вульгарный материализм – 19в (Бюхнер, Фагот) - отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей. Сенсуализм – чувство. Рационализм – разум. (Декарт, Спиноза, Ницше, Шопенгауэр) Иррационализм – в основе мира недоступное для человека начало. Генезис Ф. Осевое время. Особ-ти древневост ф. Осевое время. Понятие ввел Карл Ясперс. Это эпоха резкого поворота от мифологического сознания к научно-философскому, м/у 800-200 годами до н.э., одновременно проходила в Китае, Индии и на Западе. В Китае в это время был Конфуций, в Индии – Будда, в Иране – Заратустра. В это время человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Он ставит радикальные вопросы, требуя освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели. В это время появляется потребность в научных знаниях об окружающем природном мире. Все учения осевого времени отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Характерной особенностью восточной философии является нерасчлененность исследования: любая проблема рассматривается одновременно с позиций антологии, гносеологии, аксиологии и т.д. Философия и наука на Востоке до ХХ в. были тождественными. Отсюда – практическая направленность философских принципов и их использование в различных областях человеческой деятельности. Смыслом жизни в странах Востока является самоизменение, а идеалом самоизменения выступает древность. Философия была призвана комментировать древние книги. Конфуцианство возникло в Древнем Китае спустя 300 лет после смерти Конфуция. (II век до н.э) Главными в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") - высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь цзы ("благородные мужи"), т. е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяо жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. + Конфуций развивал принципы государственного управления. До сих пор эти принципы лежат в идеологии Китая. Основополагающая идея – Идея Неба. Небо – это первопредок, наделенный разумом. Вся жизнь Человека предопределена Небом. Согласно конфуцианству все люди были разделены на пять категорий. 1 - люди привычки, живущие повседневной животной жизнью; их понятия дальше глаз, ушей и рта не простираются. 2 - люди грамотные, образованные, живущие в соответствии с законами и обычаями. 3 - люди здравого смысла, одинаковые в горе и радости, невозмутимые философы, умеющие говорить и молчать. 4 - люди прямодушные и истинно добродетельные. 5 - люди, совершенные во всех отношениях. Человек по мнению Конфуция изначально добродетелен. Он обладает следующими добродетельными импульсами: Любовь к людям Справедливость Искренность Любовь к родителям Эгоизм человека мешает его проявлению любви. Эгоистичные люди – ничтожества, добродетельные люди – благородные. В основе учения о государстве лежит принцип стремления к добру. Главное – это не закон, а добродетель. Считалось, что Император поставлен Небом специально, чтобы сделать народ добрым. Буддизм возник в Индии в VI в. до н.э. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его личном ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны. Основатель буддизма – принц Сиддхартха Гаутама, который потом стал называться Буддой. Будда рассматривал мир как поток постоянно изменяющихся частиц бытия – дхармы (‘держать’, ‘утверждать’) – это стихийные носители собственной жизненной энергии, из к-ых состоят все проявления человека: любовь, ненависть, страх, ложь. Мир – это постоянно меняющиеся дхармы. Они появляются, исчезают и снова появляются. Бытие человека – это также поток дхарм. Сансара – это перерождение души. Если человек только подумал о плохом, значит в следующей жизни он будет находиться на низшей касте. Если сказал это – то превратится в животное, а если совершил – то в камень у дороги. Будда отрицал бессмертие души, т.к. он полагал, что в человеке не существует целостной субстанции. В основе буддизма лежит четыре истины, выражающих суть нравственной жизни человека: Страдание пронизывает все человеческое существование (считалось, что даже наслаждение требует от человека определенной усилие, т.е. даже наслаждение – это страдание) Две причины страдания: - сансара, движение дхарм - желание удовлетворить свои чувства Необходимо ликвидировать те причины, которые порождают эти чувственные желания Есть выход – НИРВАНА (угасание страданий) Путь к Нирване состоит из 8 ступеней: 1. истинная вера 2. истинная устремленность /искоренение дурных поступков, неприязни к людям/ 3. истинная речь /отказ от лжи/ 4. истинное поведение /отказ от причинения зла кому-либо/ 5. истинный образ жизни /не ради себя, а ради других/ 6. истинная мысль /не лгать себе в мыслях/ 7. истинная память /необходимо помнить о Сансаре Карме/ 8. истинная концентрация /совокупность приемов позволяющих обуздать свои мысли и чувства/ Нирвана – это состояние, которое характеризуется абсолютной мудростью, абсолютной добродетелью и полным освобождением от страданий. Античная ф. Античная философия охватывает преиод с 6в до н.э. по 529г н.э. Хар-ка этапов. 1) часто называют досократовским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фалеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями — с другой. Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир — мир мысли. 2) Классический - период расцвета греческой философской мысли — отличается от первого: 1. значительным качественным расширением предметного поля философии, 2. развитием категориальных средств постижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; 3. появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие — не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению, одухотворению человека. Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей разума. 3) эллинистический — характеризуется включением элементов восточной культуры. Зан-ся этическими проблемами: как найти счастье. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения. Раннегреческая философия Главным вопросом был вопрос о первоначале мира. Родоначальник греческой философии Фалес первоосновой бытия считал воду. Он утверждает, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. У Анаксимена таким первоначалом является - воздух. У Анаксимандра - апейрон ("бесконечное") - неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало. Гераклит - мир представляет собой огонь. В основе изм-я огненного мироздания – противоречие. Борьба явл-ся источником изменений. Мир по Гераклиту - упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. "Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного". Таким образом, в раннегреческой философии налицо совмещение философского и физического (естественно-научного) подхода в объяснении первоначала мира. С одной стороны, они довольно четко осуществляют субстанционалистский подход, с другой стороны, - субстанция бытия, как правило, отождествляется с конкретной стихией, явлением природы. Эта стихия в какой-то мере приобрела значение метафоры, в образной форме давала представление о первоначале всесущего. Диалектика — учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых видится в единстве и борьбе противоположностей. Диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. Античная диалектика, основанная на живом чувственном восприятии материального мира, уже начиная с первых представлений греческой философии, формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе противоположности. Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время, представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная диалектика движения и покоя. Далее, они понимали всеобщую изменчивость вещей как результат превращения какого-нибудь одного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой. Это была универсальная диалектика тождества и различия. Софисты и Сократ. Сократ (469-399 до н. э.) Он полагает, что чел-к – это сущ-во самодостаточное, имеющее единое осонование в своем мышлении. Общие основания нашего мышления: 1) разум; 2) добро; 3) свобода. Понять добро – понять свободно, без принуждения на основе разума. Полагает, что важные этические мысли форм – добро, красота, муж-во, справедливость – не имеют аналогов в матер. мире, их можно познать рациональным путем. Для этого сулжит ф-ия или майевтика. Майевтика – это нормативный путь к счастью. Сократовский метод – это сложная игровая процедура, в к-ой участвует Сократ и его оппонент. Сократ принимал человека прежде всего как нравственное существо. Сущность человека сосредоточена в его душе, а ценность души состоит в познании. «Если не знаешь, что такое добро, то не знаешь, как его достичь». Зло – это незнание добра’ Для Сократа цель и высший смысл философского диалога в бескорыстном искании истины, в стремлении к истине, в совместном с собеседником постижении истины. Для софистов диалог –борьба с другим, победа в этой борьбе, подавление собеседника, эффективное средство самоутверждения за счет другого человека, инструмент манипуляции сознанием другого. Представители: Горгий: ничего не существует; если существует, то непостижимо. Протогор: человек – еть мера вещей. сколько людей, столько и мнений. Для софистов самым главным был человек и общество. Софисты повернули философскую мысль античности с проблем космоса на проблему человеческой жизни. Они отмечали, что человек должен руководствоваться законами природы, а не общества, потому что законы общества изменчивы, а законы природы вечны. Они полагали, что нет в мире никаких объективных категорий. Организация человеческой жизни зависит от его выгоды.
Ф-ое учение Платона. Платон (427-347 гг. до н.э.) - древнегреческий философ. Ученик Сократа. Нас имя – Аристокл. От него идет линия идеализма. Согл Платону есть 2 мира: мир идей мир вещей. Мир идей – вечный, настоящий. Мир вещей – приходящий. Хар-ки идей: объективны, совершенны, запредельны. Платон дает иерархию идей: 1. Высшая идея – благо – начало всех начал. 2. Идеи физических явлений. 3. Идеи для отдельных видов живых существ. 4. Идеи предметов, к-ые создал чел-к (рукотворный мир) 5. Идея отн-й м/у людьми и вещами. В гносеологии Пл. разработал категорию припоминания. Он был сторонником переселения душ. Познание – это припоминание душой того образа жизни, когда она жила в мире идей Всего Платон делит души на три категории: -Разум - это мудрецы и философы, которые должны управлять государством; -Страсть - это воины, которые должны государство охранять -Вожделение (чувственное начало) принадлежат крестьянам, ремесленникам, торговцам (их поведение следует регулировать для соблюдения благоразумности в обществе). Все это называлось идеальным государством. Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Это учение о «восхождении» души к своему истоку. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. В основе этого учения лежал принцип эманации («изливания»), плавного перехода. Единое Благо – начало всего
Ум – идеи и числа
Душа – все одушевленное
Материя Парадигма неоплатонизма сводится: -к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи; -к мистически-интуитивному познанию высшего; -к освобождению души человека от мате́рийной обременённости, к достижению чистой духовности с помощью экстаза.
Ф-ое учение Аристотеля. Аристотель (384-322 гг до н.э) . Он выделил, теоретические, практические и творческие науки. Теоретические науки. Главная наука – философия. Это - "первая философия", или метафизика, "вторая философия", или физика, и математика. «Физика занимается предметами, существующими самостоятельно, но предметы эти не лишены движения; у математики некоторые отрасли имеют дело с объектами неподвижными, но такими, пожалуй, которые не существуют отдельно, а даются в материи; что же касается метафизики, то она рассматривает и обособленные предметы, и неподвижные» Практические науки - это науки о деятельности, о действовании ("праксис"), связанном со свободным выбором, совершаемым ответственным за свои поступки человеком. Творческие науки – поэтика, риторика, искусство, ремёсла. Практические и творческие «науки» ниже теоретических. Метафизика – наука о наиболее общих сущностях Ядром философии определял логику – науку о законах правильного мышления. Закон логики – правило непротиворечивости. Закон непротиворечивости мышления - Не могут быть истинными два несовместимых высказывания об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время в одном и том же отношении; одно из них будет обязательно ложным. Аристотель выделил 4 основания бытия: 1) материя ( все сост.из материи) – это источник свободных вещей. 2) любая вещь – это форма. Главная форма всех форм – Бог. 3) целевое (Гл. цель – стремление к совершенству) 4) движущая причина. Все имеет источник движения. Источник движ-я – Бог. Сам Бог неподвижен. Аристотелю принадлежит учение о категориях .Категории – отраж-е бытия в сознании чел-ка.. Категории: количества, качества, места, времени Государство по Аристотелю существует через 6 типов: 1)монархия+, 2) тирания-, 3)аристократия+, 4) крайняя олигархия-, 5) охлократия (толпа)-, 6) полития (власть умеренных олигархов)+.
Эллино-римская ф-ия. Эпикуреизм – учение о счастье. Позитивное состояние человека – удовольствие. Смысл удовольствия – это наслаждение духа (например, искусство, литература). Мера удовольствия – счастье внутри тебя, ты – хозяин счастья. Отказ от многого. Главное – разум, а не страсть. Избавление от страха (перед смертью, перед богами, перед судьбой) Эпикуреизм ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо: -отсутствие телесного страдания; -невозмутимость души (атараксия); -дружба. Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. Эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям соотвествуя своим желаниям. Жизнь — вот главное наслаждение. Стоицизм. 1. Древний стоицизм конец 4-2в до н.э. 2. Средняя эра 2-1в до н.э. 3. Новая стоя 1-2в н.э. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ничем иным, как самосохранением и самоутверждением и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением (ортос логос). Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие (адиафора). Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность. Во времена империи учение стоиков превратилось в своего рода религию для народа. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения.
Средневековая ф-ия. Философия средних веков охватывает период с 5 по 15 века. Этот период тесно связан с христианством. Главное в душе человека – воля, вера и духовность. Фазы разв-я Средн-ой ф-и: 1) патристика (2- 6 века) 2) схоластики (6- 15 века). Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и, прежде всего, на идеи Платона. 1) 2-3вв н.э. апологетика – защита христианского мировоззрения. 2) 4-6вв н.э. классическая патристика. Триединство Бога – отец, сын, Святой дух. Схоластика – рацион-ое обоснование христианского вероучения с особым подходом к логическим проблемам. 1) ранняя сх. (XI-XII в.в.); 2) зрелая сх. (XII-XIII в.в.); 3) поздняя сх. (XIII-XIV вв.). Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии. Фома Аквинский - пик средневековой схоластики. На этом этапе происходит систематическая разработка христианской философии под влиянием наследия Аристотеля. Проблемы средневековья 1) Соотношение веры и разума Апологеты: вера выше, чем знание А. Августин (патрист): верю, чтобы понимать Ф. Аквинский (схоласт): понимаю, чтобы верить Поздняя схоластика: и верю, и понимаю. 2) Доказательство существования Бога: 1.интуитивное 2.онтологическое: бог – подлинное бытие 3.космическое – все имеет смысл и цель Бог нематериален, бестелесен. 3) Сущность и существование (эссенция и экзистенция) Сущность и существование в мире не совпадают, только в Боге Сначала сущность (мысли Бога), потом существование. 4) Добро и зло Ср. века: зло идет от павшего ангела. Зло – это отсутствие добра или маскировка под добро. 5)Проблема универсалий: Реализм – общее существует реально, в виде идеальных или реальных вещей а) Крайний реализм – общее существует до вещей б) Умеренный реализм –общее сущ. в самих вещах, как их форма. И в мыслях людей после вещей. Номинализм – реально сущ. сама вещь Умеренный номинализм – универсалии сущ.после вещей в нашем сознании Крайний номинализм – есть только вещь, остальное просто звук.
13)Аврелий Августин (354–430 гг.) – представитель патристики. Идея креационизма – абсолютное творение мира от Бога. Бог создал мир из ничего, то есть ни из собственного существа (божественной субстанции), ни из чего-то внешнего. Бог представляет собой высшую сущность, он - единственное в мире, что не зависит ни от кого и ни от чего, все остальное определяется и зависит от божественной воли. Бог сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Августин стоит на позициях дуализма Бога и мира: природа и человек созданы Богом и полностью зависят от него, Бог же от человека и природы никак не зависит. Понимание времени – для Бога времени нет, он вечен. Бог существует вне времени. Есть настоящее настоящего, настоящее будущего и настоящее прошлого. Прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее — ожидание или надежда. Истолкование добродетелей и греха. Говоря о деяниях Бога, мыслители подчеркивали его всеблагость. Но в мире творится и зло. Зло — не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего Бывает и так, что мучащее человека зло в конечном счете оборачивается добром. Так, например, человека наказывают за преступление (зло) с целью принести ему добро через искупление и муки совести, что приводит к очищению. Иными словами, без зла мы не знали бы, что такое добро. Бог, согласно Августину, творит только добро, зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека и виновна в этом его свободная воля. Свободная воля постоянно толкает человека на путь греха. К добру человека направляет воля Бога, к греху человек влечется сам через свою свободную волю. Фома Аквинский. Есть 2 мира – потусторонний (Богомир) и посюсторонний (несовершенный мир). Понимаю, чтобы верить. В основе тезиса – принцип гармонии м/у верой и разумом. Аквинский предполагает, что религиозная вера и знание – различные пути постижения Бога, который открывается естественным образом через познаваемый разумом сотворенный мир и сверхъестественным образом - через Откровение, божественное слово. Сущ-ет три формы постижения истины: наука, философия и теология. наука фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Но это лишь выявление непосредственных ближайших причин, дальше которых наука не идет. Философия - более высокая ступень рационального знания. Главной ее задачей должно быть познание Бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Рациональное знание ценно, согласно утверждению теологов, потому что оно позволяет более полно понять истины Откровения. 5 док-в сущ-я Бога: 1) от движ-я. Все, что движется, имеет причиной движ-я иное, внешнее. 2) от причинности. Любая причина имеет в кач-ве сущ-я внешнюю причину. Бог – первопричина. 3) от случайности необходимости. Бог не имеет случайности – это чистая необходимость. 4) любая вещи, любой предмет имеют разную степень совершенства. Абсолютное мерило красоты – Бог. 5) Цель движ-я. Это Бог.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 222. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |