Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методология экономического исследования. Использование предельных величин. Номинальные и реальные величины.




Методология — учение о способах научного исследования. Можно выделить три основных этапа исследования в экономической науке: а) определение научной проблемы; б) выдвижение гипотез; в) создание теории на базе одной из гипотез, при этом все остальные гипотезы признаются ложными. Научная проблема в экономическом исследовании – это сложная экономическая задача, требующая своего разрешения. Выдвижение гипотез – второй этап научного исследования в экономике. Гипотеза – это предположение относительно каких-либо научных фактов, которые нельзя до конца считать достоверным; она предсказывает какие-либо явления или факты, и со временем ее выводы либо опровергаются, либо превращаются в теорию Экономическая теория – это система обоснованных и доказанных положений, принятых большинством ученых в сфере экономического знания за истинные. предельная величина характеризует не состояние а процесс, изменение. Поскольку в экономике большинство процессов, рассматриваемых как непрерывные (напр., рост производства или изменение его эффективности), являются функциями ряда аргументов (факторов), то предельные величины здесь обычно выступают как частные производные результативных показателей процесса по каждому из факторов. Экономический смысл предельных величин состоит в том, что их можно использовать для принятия оптимальных решений с помощью методов дифференциального исчисления. Тогда, в частности, нахождение оптимума основывается на элементарных правилах: если при анализе функции первая производная равна нулю, это означает экстремум функции и, следовательно, возможный ее оптимум. Требуется, однако, дополнительный анализ для выяснения единственности данной экстремальной точки, а также характера ее экстремальности: является она максимумом или минимумом функции. Кроме того, оптимум совпадает с экстремальной точкой не во всех случаях. В частности, указанное правило не пригодно, когда точка оптимума находится на границе области допустимых решений (см. рис. О. 9 к ст. “Оптимум, оптимальность”). Наиболее распространенные П. в., используемые при анализе и оптимизации экономических процессов: объективно обусловленные оценки, дифференциальные затраты народного хозяйства по данному продукту, предельная полезность, предельный продукт, предельная прибыль, предельные издержки, прокатная оценка, и др.Следует отметить, что хотя термины предельный и приростный здесь употребляются как синонимы, на самом деле между ними есть различие: предельные величины, как правило, используются в непрерывных динамических моделях, приростные — в дискретных формах таких моделей. В экономике различают номинальные и реальные величины. Номинальные величины характеризуют стоимостные экономические показатели в действующих, текущих ценах, а поскольку цены подвержены изменениям, то часто для анализа динамики тех или иных показателей необходимо элиминировать (устранить) влияние на них цен. Реальные величины - это величины, очищенные от влияния изменения цен. Так, например, различают номинальную и реальную заработную плату, номинальную и реальную процентную ставку и т.д. Номинальная заработная плата - это денежная заработная плата, а реальная - это то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату. Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и уровня цен. Наконец, при анализе экономических показателей очень важно, рассматриваются ли они в динамике или анализ носит статический характер. Номинальными стоимостными показателямипринято обозначать стоимостные показатели, которые не ведут учет отклонений инфляции. Реальныепредставляют собой стоимостные показатели, которые учитывают существующие искажения инфляции.

4. Использование номинальных и реальных величин в экономике. Роль фактора времени в экономическом анализе. Риск и неопределённость в принятии управленческих решений.
Одним из характеризующих принципов экономической системы является действие обменного процесса денежных средств. На основании показателей стоимости возможно произвести сопоставление и соизмерение общей совокупной различной продукции, а также услуг, возникающих в результате производственной деятельности современной рыночной экономики. Кроме того, существует единственный недостаток, который свойствен денежной системе в современной экономике, представленный в виде инфляции, которая находит свое выражение в повышение цен на товары и услуги. В результате этого факта образуется потребность в регулировании ценовых показателей, при этом учитывается искажающее воздействие на них инфляционных процессов. Номинальными стоимостными показателямипринято обозначать стоимостные показатели, которые не ведут учет отклонений инфляции. Реальныепредставляют собой стоимостные показатели, которые учитывают существующие искажения инфляции. Роль фактора времени учитывается в экономическом анализе. То есть учитываются временные промежутки то есть когда происходил экономический анализ. Принимаемые управленческие решения всегда спроектированы в будущее, поэтому в момент принятия решения часто не может с абсолютной уверенностью знать, как будут развиваться события, как будет изменяться ситуация. в момент принятия управленческого решения значителен элемент неопределенности и риска.  Риск — это возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Это историческая и экономи­ческая категории. Неопределенность — это неполнота или недостоверность информации об условиях реализации решения, наличие фактора случайности или противодействия . Таким образом, принятие решения в условиях неопределенности означает выбор варианта решения, когда одно или несколько действий имеют своим следствием множество частных исходов, но их вероятности совершенно не известны или не имеют смысла . Источниками неопределенности ожидаемых условий в развитии предприятия могут служить поведение конкурентов, персонала организации, технические и технологические процессы и изменения конъ­юнктурного характера. Способы оценки степени риска. При принятии управленческих решений требуется оценить степень риска и определить его величину. Степень риска — это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него. Неопределенность хозяйственной ситуации обусловливается следу­ющими факторами: отсутствием полной информации, случайностью, противодействием. Величина риска (степень риска) измеряется двумя критериями.  среднее ожидаемое значение; изменчивость (колеблемость) возможного результата.

5. Основные модели экономических систем.
в зависимости от способа
решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить 4 типа экономических систем: 1)традиционная,2)рыночная3)командная4)смешанная. Традиционная экономическая система это способ организации экономической жизни при котором земля и капитал находятся в общем владение племени а ограниченные ресурсы находятся распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. Рыночная система основу этой системы составляют 1)право частной собственности 2) частная хозяйственная инициатива 3)рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества. Рыночная система это способ организации экономической жизни при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков. Рынки основанные на конкуренции стали самым удачным из известных человеку способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ. Командная система это способ организации экономической жизни при котором капитал и земля находятся в собственности государства а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами. Смешанная экономическая система способ организации экономической жизни при котором земля и капитал находятся в частной собственности а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками так и при значительном участии государства. При традиционной ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. При рыночной системе экономические ресурсы находятся в частной собственности а все решения принимаются на соответствующих рынках. Командная система предполагает ликвидацию частной собственности на факторы производства и ее замену на государственную собственность. Смешанная система предполагает сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью.

6. Потребность. Виды потребностей. Основные виды экономических ресурсов.
Потребность - одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики, характеризующей состояние неудовлетворенности, то есть великой "заслугой" потребностей выступает то, что они стимулируют людей к действию. По мнению таких ученых, как Ф. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, потребности представляют собой выражение природы человека. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых люди нуждаются, которые они желают и стремятся иметь, потреблять, использовать. Человек может как удовлетворять, так и подавлять свои потребности, если отсутствуют условия для их реализации. В некоторых случаях одни потребности могут заменяться другими. Также к потребностям относятся не только полезные, но и вредные для здоровья, в силу сложившихся вредных привычек, блага. Виды потребностей: естественная потребность, потребность в безопасности, социальные потребности в обществе, потребность в духовном развитие, потребность в самопознание.  Основные виды экономических ресурсов природные ресурсы, денежные средства, информационные ресурсы, трудовые ресурсы, предпринимательский талант. Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. 1) Природные ресурсы, или земля. К понятию "земля" относятся все естественные ресурсы - все "даровые блага природы", которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы.2) Трудовые ресурсы, или труд. Труд - это широкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг (за исключением особого вида человеческих талантов, а именно предпринимательской способности). Таким образом, работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинистом, учителем, профессиональным футболистом, физиком-ядерщиком, - все они охватываются общим понятием "труд". Владелец труда получает доход в виде заработной платы.3) Инвестиционные ресурсы, или капитал. "капитал" охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю.4) Предпринимательские способности, или предпринимательство. Под предпринимательскими способностями понимается способность создавать на основе открытий в области техники, технологии, управления новые производства, вкладывать капитал и развивать разные сферы экономической деятельности. Выделяются четыре функции предпринимателя: а) проявление инициативы в соединении всех факторов производства в единый процесс производства ;б) принятие стратегических решений по определению основных направлений деятельности предприятия; в) новаторство - внедрение на коммерческой основе новых продуктов, технологий, методов организации бизнеса; г) риск потери вложенного капитала, времени, труда, деловой репутации вследствие неопределенности развития рынка. Предпринимательские способности можно развить. Доходом предпринимателя является прибыль;5) Знания, необходимые для хозяйственной жизни, или информация. Информация это ресурс, который участвует в процессе производства в виде знаний о технологии, управлении и организации, рыночной среде и т.д. Владелец информации получает доход в виде информационной ренты.

7. Свободные блага, экономические блага и общественные блага.
блага все что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд. свободные блага — это те, которые бесплатны и имеются в неограниченном масштабе (например, воздух). Экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы.Классификация экономических благ:Предполагается, что блага различаются по следующим характеристикам:  по физическим характеристикам, видам благ (например, бумага разного качества);   времени, когда они становятся доступными (просмотр фильма сегодня - это не то же самое, что просмотр этого же фильма завтра);   местами их расположения (персики, продаваемые в Ташкенте, и такие же персики, продаваемые в Новосибирске, рассматриваются как разные блага);   состояниям природы (зонтик завтра, в случае, если завтра пойдет дождь, отличается от зонтика завтра, если будет солнечная погода) и т.д. Виды благ:Материальные и нематериальные. Материальные блага подразделяются на два имеющих разное функциональное назначение. Первый род полезных вещей - это предметы потребления, необходимые для жизнедеятельности людей (естественные дары природы - земля, вода, воздух; пища, одежда, жилище). Второй род - средства производства, используемые для изготовления предметов потребления. Иногда к материальным благам относят и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Нематериальные блага -- это блага, воздействующие на развитие способностей человека. Такие блага создаются в непроизводственной сфере, в здравоохранении, образовании, искусстве, кино, театре, музее и т.д. Нематериальные блага делятся на две группы: внутренние и внешние блага. Экономические и неэкономические. Неэкономические (даровые) блага предоставляются природой без усилий человека (вода, воздух и т.д.). Экономическое благо является редким благом. Эти блага являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Специфические блага. Специфическими формами благ являются товары и услуги. Долговременные и недолговременные (краткосрочные) блага. Прямые и косвенные (настоящие и будущие) блага. Блага бывают прямые и косвенные. Прямые блага (или настоящие) - это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (или будущими) благами называют ресурсы. Взаимодополняемые (комплементарные) блага. Взаимодополняемыми называются блага, спрос на которые настолько взаимосвязан, что увеличение цены одного товара или услуги приводит к падению спроса на другой товар. Взаимозаменяемые блага. Взаимозаменяемыми благами (субститутами) называются такие товары или услуги, которые рассматриваются потребителями как экономически заменяющие друг друга. Конкурентные и неконкурентные блага. Критерием в данном разграничении является соперничество различных сравниваемых благ в потреблении. Конкурентными (соперничающими) в потреблении блага будут в том случае, когда получение выгод от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектом. Исключаемые и неисключаемые из потребления блага. Исключаемыми из потребления являются такие блага, обладание правом пользования которыми данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо. Общественные и частные блага. Большая часть предлагаемых производителями и находящих спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для личного потребления, или частные блага. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим. «общественные блага связана с возможностями доступа к ним, конкуренции за эти блага и т.д. его характеристику как общественная важность, общественная значимость, хотя, с точки зрения экономико-теоретической классификации, результат научного производства отнюдь не есть общественное благо. Принято в этом разрезе различать разного рода блага по двум основным признакам. Первый признак - это признак возможности исключить кого-либо из доступа, из потребления данного блага. И второй разрез - это конкурентное или неконкурентное потребление.

11. Основные формы организации предпринимательства.
Фирма
- это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. Для классификации фирм берут разные признаки. Главными из них являются два: форма собственности и величина фирмы. Если взять за основу собственность, то можно выделить три вида фирм, или предпринимательства: индивидуальное, или частное предпринимательство; товарищество, или партнерство; корпорация (акционерное общество).  Индивидуальным предпринимательством называется бизнес, владельцем которого является один человек. Владелец индивидуального бизнеса одновременно выполняет функции менеджера. Он несет неограниченную имущественную ответственность. Кроме того, у него невелик капитал - в этом недостатки индивидуального предпринимательства. Его преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. Индивидуальный бизнесмен не является юридическим лицом, поэтому владелец платит только подоходный налог. Он освобожден от налога, установленного для корпораций. Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов и т.п. Товариществом, или партнерством, называется бизнес, которым владеют два и более человек. Партнерство тоже не является юридическим лицом, поэтому партнеры облагаются только подоходным налогом и несут неограниченную ответственность по всем долгам фирмы. Достоинства партнерства в том, что его легко организовать, объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относятся: ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле, которое требует новых вложений капитала;  неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками;  сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы, в разделе приобретенного вместе имущества. В форме партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т.п. Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация - акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпорации, определяемую их вкладом в акции. К числу преимуществ корпораций относятся: неограниченные возможности привлечения денежного капитала через продажу акций и облигаций;  разделение прав акционеров на имущественные и личные. К имущественным относится право на получение дивиденда, а также части стоимости имущества фирмы в случае ее ликвидации. К личным относится право на участие в управлении делами акционерного общества. Акционер может не принимать участия в управлении, ничего не теряя в имущественном праве; привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций; стабильность функционирования корпорации. Дело в том, что выбытие из общества кого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы.

12.Роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики.Субъекты малого предпринимательства образуют разветвленную сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Развитие малого предпринимательства способствует формированию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих свое благосостояние и достойный уровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Малое предприятие определяет свое место в хозяйственном механизме в тот момент, когда определяет собственную экономическую стратегию. Экономическая стратегия МП формируется на основе бизнес-идеи исходя из особенностей экономической среды, в которой будет действовать МП. Выделяются следующие типы хозяйственной стратегии компании, определяющие ее место в механизме воспроизводства национальной экономики: виолентная стратегия (силовая), патиентная стратегия (нишевая), комутантная стратегия (приспособительная), эксплерентная стратегия (пионерская). Виолентная стратегия МП в общем виде - это конкуренция на основе низких издержек производства; это возможно в отраслях с небольшим минимальным эффективным масштабом производства (МЭМП) либо с широким диапазоном МЭМП, позволяющим конкурировать по издержкам малым и крупным предприятиям. Виолентная стратегия МП предполагает конкуренцию на рынке сравнительно дешевых товаров среднего качества. При патиентной стратегии МП специализируются на производстве продукции высокого качества, ориентированного на специфический спрос, доминируют на узком сегменте рынка. Эксплерентная стратегия характерна для инновационных фирм; стратегия МП ориентирована на разработку новых продуктов и технологий, внедрение их на рынок и получение на этой основе высокой прибыли. Комутантная стратегия МП предполагает ориентацию на удовлетворение небольшого по объему краткосрочного спроса, отсутствие постоянных клиентов, быструю смену не только видов производимой продукции, но и видов деятельности в соответствии с изменением спроса. В области хозяйственного механизма малый бизнес (МБ) позволяет бороться с монополизмом, обеспечивает его необходимую гибкость благодаря повышению скорости реагирования на изменение потребностей общества. МП как неотъемлемая часть рыночной среды оказывают конкурентное давление на крупные предприятия и тем самым стимулируют их инновационную деятельность. Благодаря деятельности МП лучше удовлетворяются потребности общества за счет заполнения рыночных ниш, которые игнорируются крупным и средним бизнесом из-за небольшого минимального эффективного масштаба производства. МП обеспечивают возможность специализации производства крупных фирм в результате отказа в пользу мелких специализированных предприятий от вспомогательных и заготовительных производств. МП являются основой либеральной экономики на современном этапе: они формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы (сбережений), обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря деятельности МП создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов. Малые предприятия являются неотъемлемым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики. Они занимаются разработкой и внедрением технологических, технических, организационных новшеств, без которых невозможен выход на рынок и эффективная работа новых предприятий. производства. . Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики. Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются: ·активизация структурной перестройки экономики; · насыщение потребительского рынка товарами; · преодоление отраслевого и регионального монополизма; · расширение конкуренции; · создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий.  укрепление экономической базы местных органов власти.  Развитие сел, небольших городов Возрождение художественных промыслов. Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие предприятия, «открывшие» новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой «сегмент», свою часть рынка, расширяет производство, и могут стать средними, а при благоприятных условиях – и крупными. Выделять малые предприятия из массы товаропроизводителей заставляет жесткая конкурентная борьба. Малые предприятия в условиях рыночной экономики не могут действовать наравне с крупными, особенно в годы становления. Ведь малый бизнес – это небольшие предприятия по численности работающих, по объему производства, величине имущества, вовлеченного в процесс производства. Большим толчком к созданию и развитию малых предприятий послужил Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г и постановление Совмина РСФСР № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Этот закон и постановление правительства открыли широкий простор для всех, кто склонен к предпринимательской деятельности, создали условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 гг., которая предусматривает реализацию мероприятий по трем направлениям. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от рэкета и других посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое. Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

25. Модели рынка и их классификация. Совершенная и несовершенная конкуренция.
 Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими

предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов

и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка: 1. совершенная (чистая) конкуренция 2. монополистическая конкуренция 3. Олигополия 4. Монополии. Совершенная конкуренция. В чистом виде условия совершенной конкуренции не встречаются в реальной действительности, т. е. совершенная конкуренция — не что иное, как модель идеальной рыночной экономики. При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. то есть товары столь похожи друг на друга, что даже малое повышение цены одним производителем ведет к полному переключению спроса на продукцию других предприятий. Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. типичное для совершенной конкуренции отсутствие барьеров или свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов. существования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. Товар является однородным то есть для покупателя не имеет значение когда и у кого покупать бренд не имеет значения. Предпосылками несовершенной конкуренции являются: 1. значительная доля рынка у отдельных производителей; 2. наличие барьеров проникновения в отрасль; 3. неоднородность продуктов; 4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации. Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы. Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует. Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги. На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Каждая фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Основные черты олигополистического рынка. Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая

часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

 

26. Условия совершенной конкуренции. Максимизация прибыли конкурентной фирмы.
 
При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. то есть товары столь похожи друг на друга, что даже малое повышение цены одним производителем ведет к полному переключению спроса на продукцию других предприятий. Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. типичное для совершенной конкуренции отсутствие барьеров или свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более  прибыльных продуктов. существования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. Товар является однородным то есть для покупателя не имеет значение когда и у кого покупать бренд не имеет значения. На рынке существует большое количество продавцов и покупателей в связи с чем не один из участников рынка не обладает долей рынка достаточной чтобы воздействовать на рыночную цену путем изменения объемов предлагаемой или покупаемой продукции.  Для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны три принципиальных варианта поведения: производство ради максимизации прибыли; производство ради минимизации убытков; прекращение производства. Максимизация прибыли имеет место, когда цена превышает величину средних совокупных издержек . Цена (Р) превышает минимальную величину средних совокупных издержек, поэтому принципиально возможно получение прибыли. Второй вариант —минимизация убытков — реализуется, когда рыночная цена продукции предприятия больше минимальной величины средних переменных издержек, но меньше минимальной величины средних общих издержек. Если фирма прекратит производство (даже временно) ей придется оплачивать постоянные издержки без привлечения каких-либо текущих доходов. Это означает, что убытки станут равны полному размеру постоянных издержек и превысят величину, которую имели бы при сохранении производства. Поэтому-то предприятие продолжает выпускать продукцию и терпит убытки, лишь минимизируя их. Максимизация прибыли и правило МС = MR. Выбор принципиального варианта поведения представляет собой лишь первый шаг фирмы в оптимизации своего положения на рынке. Следующий шаг состоит в точном установлении того объема производства, который максимизирует прибыль или (при менее благоприятных условиях) минимизирует убытки. Отметим, что правило максимизации прибыли MR = МС справедливо не только для условий совершенной конкуренции, но и для других типов рынка. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. Поэтому правило MR = МС может быть представлено и в иной форме: P = MR = MC, или P = MC. То есть в условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельных издержек и цены. Вход на рынок совершенной конкуренции и выход из него открыт для всех фирм без исключения. Поэтому в долгосрочном периоде регулятором используемых в отрасли ресурсов становится уровень прибыльности. Если установившийся в отрасли уровень рыночных цен выше минимума средних издержек, то возможность получения экономических прибылей послужит стимулом для входа в данную отрасль новых фирм. Отсутствие барьеров на их пути приведет к тому, что на производство данного вида товаров будет направляться все большая доля ресурсов. И наоборот, экономические убытки будут играть роль антистимула, отпугивающего предпринимателей и сокращающего объем используемых в отрасли ресурсов. Взаимосвязь между уровнем прибыльности в конкурентной отрасли и размерами использования в ней ресурсов, а значит, и объемом предложения, предопределяет безубыточность действующих в конкурентной отрасли фирм в долгосрочном периоде (или получение ими нулевой экономической прибыли).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...