Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы изучения трудовой деятельности
Психологическое изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частных методических приемов (методик). Познание психологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию, обеспечению эффективности и безопасности труда предусматривают получение и использование научных фактов, данных о психологических характеристиках трудовой деятельности. Основным инструментом в этой работе является комплекс конкретных методик психологического исследования, которые можно объединить в следующие классы методов: 1) анализ рабочих документов (руководства, инструкции и т. п.) — для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности; 2) наблюдение за рабочим процессом — для сбора визуальной информации о содержании деятельности; 3) хронометраж — оценка временных параметров трудового процесса; 4) опрос (беседа, анкетирование, экспертные оценки и др.) — получение письменной и устной информации от субъекта труда; 5) самонаблюдение и самоотчет — воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач; 6) трудовой метод — информация об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс; 7) биографический метод — анализ жизненного и профессионального пути; 8) физиолого-гигиенические методы — изучение условий деятельности; 9) эксперимент (естественный и лабораторный) — изучение психологических особенностей субъекта труда (психометрические тесты, личностные опросники, психофизиологические, физиологические и биохимические методы). Описание перечисленных методов представлено в ряде руководств, справочников, пособий и монографий. Метод профессиографии. Анализ психологических особенностей трудовой деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения называется профессиографией. Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма — описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма — описание психологических характеристик деятельности.
· Профессиография – комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристк профессии. Профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии. Психограмма – описание психологических характеристик деятельности.
Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами: 1) специфичность (конкретность) описания определенной деятельности; 2) комплексность изучения; 3) динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности); 4) системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик деятельности); 5) идентичность приемов (для корректного сравнения профессий); 6) использование качественно-количественных методов. Профессиограмма должна содержать характеристику: — общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т. д.); — содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т. д.); — средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т. д.); — условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.); — организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха и т. д.); — субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, коммуникативные особенности и т. д.); Психограмма деятельности должна отражать требования и характеристики мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых, характерологических и других профессионально важных качеств субъекта труда.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |