Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Массовые явления в больших диффузных группах




 

Под термином «диффузная» понимается рассеянная, распределенная группа, имеющая общие социально-психологические признаки, основными среди которых яв­ляются следующие;

- «размытые», т. е. нечетко очерченные границы; ее составляет неопределенная совокупность людей;

- слабая взаимосвязь и лишь эпизодическое взаимодействие; для диффузной груп­пы характерны, во-первых, локальные связи (например, между членами семей, близки­ми родственниками, соседями или сослуживцами по работе), а во-вторых, опосредован­ные связи через интересующие информационные источники, отдельных представителей интересуемого социального объекта или через причастность к его действиям;

- высокая динамичность, изменчивость, т. е. состав диффузной группы легко мо­жет меняться: люди могут выходить и входить в нее без затруднений, поэтому она относится к числу открытых и высокомобильных групп;

- низкая интегрированность, слабая сплоченность; однако это может не относить­ся к отдельным локальным ее частям.

Таким образом, большая диффузная группа — это многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом.

· Большая диффузная группа— многочисленная, но нечетко опре­деленная по составу, высоко­динамичная и низкоинтегриро­ванная совокупность людей, лишь локально и опосредованно свя­занных друг с другом.

 

Примерами большой диффузной группы являются жители того или иного насе­ленного пункта или его части (поселка, района города, города в целом и т. п.), посто­янные зрители каких-то конкретных теле- или радиопередач (например, зрители те­лесериала «Санта-Барбара» или телеигры «Поле чудес» и т. д.), постоянные читатели периодических изданий (газет, журналов и т. п.), спортивные болельщики конкрет­ной команды, почитатели (любители) того или иного театра и т. д.

Психология слухов. Слухи относятся к числу наиболее распространенных массо­вых явлений в больших диффузных группах, хотя они имеют и более широкое распро­странение, обязательно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в целом. При этом социально-психологические закономерности их возникновения и распространения являются общими.

Во-первых, слухи возникают в связи с важными для людей событиями или значи­мыми для них социальными объектами (например, о предстоящей денежной рефор­ме или какой-то угрозе для нормальной жизнедеятельности людей). Информация о незначимом или значимом только для узкого круга людей обычно широко не распространяется.

 

· Слухи — форма искаженной информа­ции о значимом объек­те, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях не­определенности и соци­ально-психологической нестабильности.

 

Во-вторых, они возникают в условиях неопределенно­сти, когда информация совсем отсутствует, или явно недо­статочна, или является противоречивой и тем самым порож­дает неопределенность (примером является вызвавшая массовые слухи в конце апреля - мае 1986 г. несогласован­ная информация об уровне радиоактивного загрязнения территорий в результате Чернобыльской катастрофы).

В-третьих, важным условием, способствующим зарождению и распространению слухов, является политическая и экономическая нестабильность в общности, в кото­рую входит интересующая диффузная группа. Это может быть город, регион или об­щество в целом. Нестабильность, особенно резко меняющиеся условия, порождает массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенность в своем будущем или будущем своих детей и т. п.

В-четвертых, благоприятным фактором порождения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни, какой-то сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, чело­век стремится передать ее другим людям — это очень благоприятная почва для за­рождения слухов.

Слухи — это форма искаженной информации о значимом объекте, циркулирую­щей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-пси­хологической нестабильности.

Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяю­щейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции:

- слухи, с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой — стимулируют эту потребность;

- слухи в значительной степени снимают или по меньшей мере снижают неопре­деленность, в которой человек не может пребывать длительное время, т. е. слухи де­лают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;

- слухи не только помогают человеку сориентироваться в ситуации, но и регулируют его поведение, которое в соответствии с ней может изменяться;

- социальный опыт человека показывает, что нередко слухи возникают вокруг событий, которые отсроченно могут состояться, хотя и не в том варианте, который составлял их содержание; в этом реализуется функция предвосхищения социальных событий, что помогает человеку что-то предусмотреть, внести коррективы либо в свои представления, в отношения к социальным явлениям, либо в реальное поведение.

 

 

 

Общая стратегия профилактики слухов состоит в том, чтобы противодействовать условиям, способствующим их возникновению и распространению. Поэтому, учиты­вая вышеописанные благоприятные для слухов условия, необходимо следующее:

- добиваться высокой степени информированности больших диффузных групп о наиболее важных для них событиях; информация при этом должна быть доступной для понимания и непротиворечивой, что позволит снимать неопределенность, в экстре­мальных же условиях необходимо организовать регулярную работу специальных источников информации;

- целенаправленно снижать значимость тех социальных объектов, событий или явлений, вокруг которых прогнозируется возникновение слухов (такая работа, на­пример, проводилась российским телевидением перед деноминацией рубля в 1998 г.);

- позитивное профилактическое воздействие на слухи оказывают условия поли­тической, экономической, межнациональной стабильности и устойчивости развития тех общностей, в которые входят большие диффузные группы (город, регион или об­щество в целом); это существенно снижает состояние тревоги, напряженности людей и предотвращает слухи;

- в ситуациях, когда слухи уже возникли, важно выяснить их действительные при­чины и только после этого проводить разъяснительную работу, сделать эти причины достоянием людей, которые легче поймут и объяснят для себя складывающуюся со­циальную ситуацию и будут к ней относиться менее эмоционально;

- в благоприятных для слухов условиях появляются их активные распространите­ли (число и уровень их активности увеличиваются с возрастанием степени экстре­мальности условия жизни людей), которые могут представлять серьезную угрозу, по­этому необходимо выявлять распространителей слухов и нейтрализовывать их влияние на группу.

Таким образом, практическая задача управления слухами становится наиболее важ­ной в любых условиях, опасных для нормального проживания людей, а именно: пред­военная и военная обстановка, различные стихийные бедствия, техногенные катастро­фы, крупные аварии, места большого скопления людей и т. п. В таких условиях важны определенность воспринимаемой обстановки и упорядоченность действий людей.

Психология паники. Наиболее важными характеристиками паники являются сле­дующие:

- паника возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численно­сти (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей);

- паника вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на реальной или мнимой угрозе;

- паника — это чаще всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей;

- для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, хаотичность в действиях и неадекват­ность поведения в целом).

 

· Паника — стихийно возникающее состоя­ние и поведение боль­шой совокупности лю­дей, находящихся в условиях поведенче­ской неопределенности в повышенном эмоцио­нальном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.

 

Паника — это стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупно­сти людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха. Известно, что пани­ка возникает далеко не во всяком скоплении людей; решающим становится сочета­ние многих условий, действие различных факторов, наиболее важными среди кото­рых являются следующие:

1. Общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или в результате продолжительного периода пережива­ния негативных эмоций и чувств (например, жизнь под регулярными бомбежками). Такая атмосфера является предпанической, т. е. предшествующей и способствующей возникновению паники.

2. Одним из решающих факторов является наличие возбуждающих и стимулирую­щих панику слухов, например подогревающих предстоящую опасность или степень ее негативных последствий (так нередко было на радиоактивно загрязненных терри­ториях после Чернобыльской катастрофы).

3. Принципиальными оказываются личностные качества людей и наличие пред­расположенных к панике, так называемых паникеров. Очень важным условием воз­никновения паники становится доля таких людей в большой группе. Известно, что иногда достаточно и 1 % паникующих, чтобы паникой была охвачена вся многочис­ленная группа людей.

4. Паника возникает при стечении не только общих, но и разнообразных частных и конкретных условий жизни большой группы в каждый конкретный период време­ни. Такие стечения обстоятельств предусматривать сложнее всего ввиду многочис­ленности характеристик физической и социальной среды.

Психологические особенности поведения людей в условиях паники были изуче­ны в классическом исследовании X. Кэнтрила, посвященном изучению массовой па­ники в США в 1938 г., вызванной радиоспектаклем «Вторжение с Марса» (по Г. Уэл­лсу). Около 1 млн американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событий. В результате исследования были выделены четыре группы людей, в разной степени поддавшихся панике. Первую группу составили те, которые испытали лег­кое чувство страха, но засомневались в реальности таких событий и, подумав, само­стоятельно пришли к выводу о невозможности вторжения марсиан. Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно решить, поэтому попытался проверить с помощью других реальность этих событий (обраща­лись к соседям, знакомым, на радио и т. п.) и только после этого приходили к отрица­тельному заключению. В третью группу вошли те, кто, испытав сильное чувство стра­ха, не смог проверить реальность происходившего с помощью других, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной реальности вторжения марсиан. И четвертую группу составили те, кто сразу паниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить.

Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом харак­теристик людей, особенно важными среди которых являются социально-демографи­ческие признаки. Высокий уровень образованности, информированность о космиче­ских явлениях тормозили развитие панических состояний. Обратные характеристики, т. е. низкий уровень образованности и информированности, способствовали паниче­ским настроениям людей. Другим важным признаком оказался имущественный ста­тус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем матери­ального благосостояния. При этом оказал влияние не сам по себе статус, а общие чувства тревожности, неуверенности, составляющие психологическую готовность та­кого класса людей к паническому восприятию событий. Важными были также поло­возрастные признаки: женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддавались панике. Наряду с социально-демографическими характеристика­ми существенную роль играют психологические свойства личности, особенно такие, как некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость — качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний.

Вопросы для повторения

1. На какие виды разделяются большие социальные группы?

2. Дайте характеристику уровням развития больших групп.

3. Какие основные сферы психических явлений характеризуют большие группы?

4. В каких формах проявляется психология больших социальных групп?

5. Какие признаки характеризуют толпу как социальную группу?

6. Назовите основные виды толпы.

7. Чем отличаются панические толпы от спасающихся?

8. Что относится к формально-структурным характеристикам толпы?

9. С какой целью необходимо выявлять внутреннюю структуру толпы?

10. Чем наиболее принципиально различается поведение человека в толпе и вне толпы?

11. Что понимается под большой диффузной группой?

12. Какие социальные условия являются благоприятными для возникновения слухов в больших группах?

13. В чем состоят основные функции слухов?

14. Какими способами осуществляется профилактика слухов в больших группах?

15. Что характеризует панику как социально-психологическое явление?

16. Какие социальные условия способствуют возникновению паники в больших социальных группах?

17. На какие группы (типы) разделяются люди по их поведению в условиях паники?

18. Что предрасполагает к возникновению панических состояний людей?

Рекомендуемая литература

Дилигенский Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших групп // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 1975. — 295 с.- С.196-205.

Зотова О. И. и др. Особенности психологии крестьянства. Прошлое и настоящее / О. И. Зотова, В. В Новиков, Е. В. Шорохова - М.: Наука, 1983. - 168 с.

Кэнтрил X. Чудовища вокруг нас // Страх: Антология. Философия маргиналии проф. П. Гуревича /

Сост. П. С. Гуревич. - М.: Алетейа, 1998. - 402 с. - С. 52-70. - (Страсти человеческие).

Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. — М.: АЛЬПИНА, 1998. — 332 с.

Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фр.; Предисл. А. В. Брушлинского; ИП РАН, Дом наук о человеке (Франция). — М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. -478с.

Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / ИГУП. — СПб.:

ИГУП, 1999. - 134 с.   

Психология масс: Хрестоматия. — Самара: БАХРАХ, 1998.

Психология толп / Сост. А. Бовиков. - М.: Институт психологии РАН, 1998. - 412 с.

Рощин С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня //Психо­логический журнал - 1990. -.Т. 11. - № 5. - С. 3-16.

Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.

- 687 с. - ( Справочники «ИНФРА-М»).

Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. - 167 с.

Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / РАН, Ин-т психологии; Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова, В. А. Хащенко и др. - М.: ИП РАН, 1998. - 259 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...