Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работоспособность субъекта труда




 

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворенность этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности субъекта труда, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оцени­вается в ходе ее реализации. Работоспособность — это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества. Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда (рис. 23-4).

Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависит от инже­нерно-психологических, гигиенических и других характеристик, средств (орудий), содержания, условий и организации конкретной деятельности, а также от системы психолого-физиологического прогнозирования и формирования профессиональной пригодности, то есть системы отбора и подготовки специалистов. Уровень работоспособности отражает, во-первых, потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функ­циональные резервы и, во-вторых, мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период. Степень устойчи­вости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а также запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.

 

 

 

Рис. 23-5. Изменение работоспособности в течение рабочей смены, суток, недели

 

Динамика работоспособности. В течение рабочей смены, суток, недели и за более продолжительные периоды времени отмечаются изменения уровня работоспособно­сти, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием актив­ности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состоя­ний. Характеристика динамики работоспособности наглядно отражена на кривой работы (рис. 23-5), которая объединяет совокупность показателей продуктивности труда и оперативного состояния психофизиологических функций (функциональная цена деятельности).

Динамика работоспособности имеет несколько стадий.

Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) — отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, возрастание активности психических про­цессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухуд­шение скорости и точности восприятия и т. п.

Стадия устойчивой работоспособности — проявляется в наиболее высокой и ста­бильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реак­ций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимально­сти волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда.

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) — вначале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и каче­ства деятельности и, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональ­ные параметры деятельности — снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение. Иногда в конце этой стадии может возникнуть либо фаза срыва — полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного по­рыва — сознательная мобилизация оставшихся психических и физиологических ре­зервов с временным, резким повышением эффективности труда.

Стадия восстановления работоспособности характеризуется развитием восстано­вительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накопле­нием функциональных резервов. Различают текущее восстановление — в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов; срочное восстановление — непосредственно после окончания всей работы; отставленное восстановление — на протяжении многих часов после завершения работы; медико-психологическая реабилитация — восстановление после острых и хронических рабочих перенапряже­ний с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества субъекта труда.

Показатели работоспособности. Для оценки уров­ня работоспособности используется ряд показателей. Прямые (профессиональные) показатели характери­зуют эффективность и надежность выполнения трудо­вых задач (отдельных действий, операций) в реальной деятельности или при решении «рабочих тестов» — стандартизированных по объему, времени и условиям выполнения заданий, моделирующих элементы трудо­вой деятельности. На практике оценка работоспособ­ности часто производится на основе использования именно ее прямых показателей.

Косвенные (функциональные) показатели отражают текущее функциональное состояние организма, его резервные возможности и уровень активации профессио­нально значимых психических функций. Их оценка производится путем объектив­ных измерений с использованием физиологических методов и тестов, а также на осно­ве сбора и анализа данных субъективного состояния психических и соматических (телесных) функций.

 

Надежность субъекта труда

 

Обеспечение заданного (высокого) качества деятельности в различных ее профес­сиональных сферах в значительной степени определяется уровнем надежности субъекта труда. Профессиональная надежность субъекта труда — это уровень безот­казности, безошибочности и своевременности его рабочих операций при взаимодей­ствии с технической системой или другими специалистами. Надежность является совокупным качеством, свойством человека, которое обусловливается его профессио­нальной подготовленностью и опытом, степенью направленности личности на дея­тельность, уровнем способностей и другими профессионально важными психологи­ческими качествами.

Основным критерием профессиональной надежности являются понятия «отказ» — прекращение действий или деятельности, и «ошибка» — неправильное действие, при­водящее к отклонению в деятельности управляемой техники (или человека) за допу­стимые пределы. Состояние функциональных систем организма и психики, степень развития и реактивности профессионально важных качеств и функций человека вли­яют на уровень профессиональной надежности человека. Наличие указанной связи определило необходимость использования понятия «функциональная надежность».

Функциональная надежность субъекта труда — это свойство функциональных систем человека обеспечивать его динамическую устойчивость в выполнении про­фессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством. Данное свойство проявляется в адекватном требованиям деятельности уровне разви­тия профессионально значимых психических и физиологических функций и меха­низмов их регуляции в нормальных и экстремальных условиях.

· Профессиональная надежность субъекта труда — уровень безот­казности, безошибочности и сво­евременности рабочих операций.

Функциональная надежность субъекта труда — свойство функ­циональных систем человека обеспечивать его 

динамическую устойчивость в выполнении про­фессиональной задачи в течение определенного времени и с за­

данным качеством.

Вопросы

1. Какие основные задачи решаются психологией трудовой деятельности?

2. Расскажите о методах изучения трудовой деятельности.

3. В чем заключаются принципы и методы классификации профессий по Е. А. Климову?

4. Какие психологические закономерности характеризуют особенности взаимоотношений катего­рий «личность» и «деятельность»?

5. Когда и каким образом проявляются возрастные и биологические кризисы в жизни человека?

6. В чем заключается психологическая характеристика категории «работоспособность субъекта труда»?

7. Какие стадии изменения работоспособности характеризуют ее в течение рабочей смены (дня) и в чем их особенности?

8. Расскажите о профессиональной и функциональной надежности субъекта труда.

Рекомендуемая литература

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд- во ЛГУ, 1968. — 339 с.

Анцыферова Л. И. О динамическом подходе к динамическому изучению личности // Психологический журнал. - 1981. - № 2. - С. 8-18.

Бодров В. А. Работоспособность человека-оператора и пути ее повышения // Психологический журнал. — 1987. Т. 8. - № 3. - С. 107-117.

Бодров В. А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой / РАН, Институт психологии. — М.: Институт психологии РАН, 1998. — 285 с.

Загрядский В. П., Егоров А. С. Психофизиология умственного труда. — Л.: Наука, 1973. — 110с.

Загрядский В. П., Сулимо-Самуйлло 3. К. Методы исследования в физиологии труда.: Методическое по­собие / ВМА им. С. М. Кирова. - Л.: Б. и., 1976. - 110 с.

Зараковский Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. — М.: Наука, 1966. — 114с.

Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник. — М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. — 343 .с.

Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1995. — 222 с.

Климов Е. А. Психология профессионала: Учеб. пособие. — М.; Воронеж: Институт практической психо­логии, 1996.-509 с.

Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. — Л.: Медицина, 1984. — 216 с.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин. — М.: Наука, 1989. - 449 с.

Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под. ред. В. А. Бод­рова. - М.: ИП РАН СССР, 1991. - 124 с.

Романова Е. С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии: Практикум. — М.: МГПИ, 1990. - 142 с.

Шадриков В. Д. Деятельность и способности. — М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. — 315 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...