Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пространственно-временные образы.




Особенностью пространственной организации ранних пьес Коляды является то, что персонаж лишен своего личного материального пространства. Имея «МОЙМИР», они не могут создать вокруг себя сколь-нибудь гармоничного пространства. Такая ситуация обусловлена тем, что во внутреннем мире у героя не все упорядочено. Персонажи не могут организовать вокруг себя пространства Дома в его архетипическом значении. Дом, призванный оберегать героя, хранить традиции, превращается в квартиру, где постоянно мешают жить соседи, где невозможно устроить нормальную жизнь и создать семью. Дом у Коляды не является таким, что его хочется обихаживать, каким-то образом улучшать условия в нем. Герои сами расценивают свои квартиры как временное пристанище и, в конце концов, утрачивают собственное жилище. Дом у Коляды не только утрачивает свойства классического дома-жилища, крепости, etc., но и вообще постепенно утрачивает сколько-нибудь внятные материальные очертания: Дом – это не внешнее, физическое, а внутреннее, духовное пространство, и герои Коляды не могут его обрести. А внешнее убожество жилища – отражение нестроения как мира вообще, так и внутреннего мира личности. Такая потеря не была возможной, если бы в пьесах Коляды была выстроена классическая модель Дома, но в данных текстах архетипическая модель Дома полностью трансформируется, что явно отражает авторскую позицию и стремление показать неправильность, дисгармоничность мироустройства.

С временными образами в пьесах Коляды похожая ситуация. Персонажи не живут настоящим, они постоянно пытаются вернуться в прошлое, где, как им кажется, их мир не был разрушен, а был целостен и гармоничен, не было тех противоречий, которые столь глубоко ими переживаются. Прошлое является для них спасением, недаром «МОЙМИР» насыщен образами, оставшимися в сознании персонажей с минувших времен.

Таким образом, можно сказать, что с помощью пространственно-временных форм автором подчеркивается, что герои, являясь по сути своей мечтателями, не могут существовать в настоящем, что вся жизнь их – это некий поиск идеальной гармонии, точнее сказать, не поиск, а мечты о ней. Герои существуют в ирреальном времени-пространстве «МОЕГОМИРА», для них не столь важно, где и когда они живут на самом деле: в их сознании теплится надежда на воплощение вселенской гармонии, но достичь они ее не могут, и внутренний конфликт все сильнее обостряется. Можно сказать, что пространственно-временные образы служат катализатором для развертывания внутреннего противоречия, являющегося основным для развития драматического действия.

Субъектный уровень:

Специфика персонажей.

Герои живут внутри своего мира, в замкнутом внутреннем пространстве. Они словно чужды остальному миру, они не приспособлены к нормальной жизни, порой они нелепо и смешно выглядят. Но дело в том, что автор никогда не иронизирует по поводу своих героев: это определенная творческая установка. Он пытается изображать обычных людей с их проблемами и характерами каждого по-своему любит, каждого жалеет.

Автор не рисует какой-то обобщенный тип героев, изображаемые автором персонажи – разнохарактерные, непохожие друг на друга. Таким образом, автор на субъектном уровне показывает то, что его герои не типичны, у каждого свое мироощущение, свой особенный внутренний мир.

Лирические отступления.

Одной из ярких особенностей пьес Коляды является наличие обширных лирических отступлений. Причем, лирические отступления автор не только «оставляет себе», но и дает герою возможность высказаться. Поэтому их можно разделить на принадлежащие автору и персонажам.

Одним из главных, ключевых для понимания раннего творчества Коляды, является отступление о «МОЕММИРЕ», открывающее пьесу «Полонез Огинского». Это явно авторское отступление, в котором подробно рассмотрены его «творческие установки». В рассуждениях героев читатель/зритель видит то, как устроен их мир, каково их отношение к действительности.

Можно сказать, что, погружаясь в пространные рассуждения, сюжетно никак не связанные с ходом действия персонаж стремится разрешить свой внутренний конфликт. Пьесы Коляды являются лирическими драмами. Современная «лирическая драма» нашла способ разрешать экзистенциальный, неразрешимый по определению конфликт с помощью выхода в фантастический, сюрреалистический или, напротив, романтический, мир, примиряющий героев с действительностью, а главное друг с другом. Но авторской волей диктуется то, что после «ухода» героя в другую реальность, пребывания его в «моем мире», он снова оказывается в своей обычной среде. То есть, с одной стороны, лирические отступления героев служат способом разрешения внутреннего конфликта, существующего в сознании героя.

Языковое пространство.

Персонажи стремятся выговориться, явить себя через собственную речь, донести до окружающих свой «мой мир». Их речь из-за обилия словесных «наворотов», замысловатости выражений, непривычности для слуха, с одной стороны, создает комический эффект, а с другой - показывает читателю/зрителю, что персонаж не понят окружающими, что он экзистенциально одинок и несчастлив. Персонаж кричит и находится в постоянном напряжении, потому что пытается донести до окружающих свою точку зрения, объяснить им себя. Отсюда и экспрессивность речи героев. С помощью такой организации языкового пространства пьесы автор добивается того, что обнажается конфликт героя: несоответствия «моего мира» миру окружающему.

4. Ремарки.

Автор ярко проявляет себя в текстах собственных произведений, что дает возможность читателю/зрителю полностью окунуться в атмосферу пьесы и поверить в реальность созданного автором мира. Можно утверждать, что в пьесах Коляды обозначена не только драма героев, но в сублимированном виде содержится и драма автора. С помощью ремарок автор выражает оценку происходящего в пьесе, делает акцент на предметном плане пьесы, еще раз тем самым подчеркивая обстановку хаоса, в которой герои существуют. А значит, еще раз подчеркивается внутренний конфликт героя, который не может создать гармонии ни внутри себя, ни вокруг.

Но в пьесах Коляды ремарки носят часто и сугубо постановочный характер и даже в пространные эпические ремарки несут в себе эту информацию. Это является особенностью творчества Коляды, т.к. среди потока современной драмы, доходящей до зрителя в форме читок, произведения Коляды нуждаются в сценическом воплощении. Это его осознанная авторская установка, если выражаться языком Коляды, то это своеобразное воплощение «ЕГОМИРА», его видения способа творчества.

Таким образом, можно сделать вывод, что в пьесах Н. Коляды ярко выражено авторское сознание, как на субъектном, так и на внесубъектном уровне. Автор намеренно на всех уровнях пытается донести до читателя/зрителя свою позицию, и его присутствие в пьесах ощутимо и достаточно.

В заключение следует сказать, что настоящая дипломная работа далеко не исчерпала всех возможностей изучения драматургии Н. Коляды, равно как и проблемы авторского присутствия в драме. Можно наметить несколько возможных направлений дальнейшей работы:

1. исследование форм авторского присутствия в драматургии Н.Коляды (не только на раннем этапе творчества);

2. исследование форм авторского присутствия в современной драматургии;

3. теоретическое осмысление проблем авторского присутствия в современной драме.

Таким образом, исследование может быть продолжено как в историко-литературном, так и в теоретическом ключе.

Библиографический список

1. Источники.

1.1. Коляда Н. Амиго. - http://kolyada.ur.ru

1.2. Коляда Н. Персидская сирень и другие пьесы. – Екатеринбург: Калан, 1997. – 464 с.

1.3. Коляда Н. Пьесы для любимого театра. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1994. – 400 с.

1.4. Коляда Н. Уйди-уйди. – Екатеринбург: Средне-уральское книжное издательство, 2000. – 440 с.

1.5. Чехов, А.П. Дядя Ваня// Полное собрание сочинений и писем в 18т.– М.: Наука, 1986. – Т.13. – С.61-117.

 

2. Научная и критическая литература, посвященная теории и истории драмы и теории автора

2.1. Аникст А. История учений о драме. - М.: Наука, 1967-80.

2.2. Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. - М.: Наука, 1967. – 456 с.

2.3. Аникст А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. - М.: Наука, 1983. – 88 с.

2.4. Аникст А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. - М. Наука, 1972. – 643 с.

2.5. Бабичева Ю.В. «Новая драма» в России начала ХХ века// История русской драматургии, вторая половина ХIХ – начало ХХ в. До 1917 г. – Л.: Наука, 1987. – С. 481-493.

2.6. Бабичева Ю.В. Эволюция жанров русской драмы ХIХ – начала ХХ века. – Вологда: ВГПУ, 1982. – 187 с.

2.7.  Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1976. - 504 с.

2.8.  Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литература, 1986. – 543 с.

2.9. Бентли Э. Жизнь драмы. - М.: Айрис-Пресс, 2004. – 416 с.

2.10. Берковский Н.Я. Литература и театр - М.: Искусство, 1969. – 640 с.

2.11. Блок В.Д. Диалектика театра: Очерки по теории драмы и ее сцен воплощения. – М.: Искусство, 1983. – 324 с.

2.12. Бидерманн И. Конфликты – не наркотики, не криминальность, не потеря надежд и отношений…и не желание любить и не разочарование в любви// Новейшая драма рубежа 20-21 в.: проблема конфликта. – Самара: Универс групп, 2009. – С. 6-9

2.13. Владимиров С.В. Действие в драме. – Л.: Искусство, 1972. – 160с.

2.14. Болотян И. Жанровые модификации новейшей русской драмы: опыт типологического описания // Новейшая драма рубежа 20-21 в.: проблема конфликта. – Самара: Универс групп, 2009. – С. 98-106.

2.15. Волькенштейн В.М. Драматургия. – М.: Федерация, 1929. – 272 с.

2.16. Головчинер В.Е. Эпическая драма в русской литературе 20 века. – Томск: ТГПУ, 2001. – 241 с.

2.17. Журчева О.В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме ХХ века. - Самара: СПГУ, 2007. - 415 с.

2.18. Журчева О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии XX века - Самара: СГПУ, 2001. – 184 с.

2.19. Журчева О.В. Образы времени и пространства как средство выражения авторского сознания в драматургии М. Горького. – Самара: СГПУ, 2003. – 250 с.

2.20. Журчева О. Природа конфликта в новейшей драме 21 века // Новейшая драма рубежа 20-21 в.: проблема конфликта. – Самара: Универс групп, 2009. – С. 18-27

2.21. Журчева О.В. Русская лирическая драма ХХ века (к постановке проблемы) // Художественный язык эпохи. – Самара: Изд-во СГУ, 2002.

2.22.  Журчева О.В. Своеобразие русской лирической драмы ХХ века (Психология жанра) // Психология литературного творчества и восприятие искусства. Межвузовский сб. научных трудов. – Самара: СГПУ, 2001.

2.23. Журчева О.В. Формы выражения авторского сознания в «новой драме» рубежа XIX-XX веков. - http://vestnik.ssu.samara.ru

2.24. Журчева О.В. Хронотоп как способ выражения авторского сознания в драматургии М.Горького // Пространство и время в художественном произведении. Проблемы изучения художественного произведения в вузе и школе. – Оренбург: ОГПУ, 2002. – С. 78-86.

2.25. Журчева Т. «Тольяттинская драматургия»: конспект критического очерка // Новейшая драма рубежа 20-21 в.: проблема конфликта. – Самара: Универс групп, 2009. – С. 65-72.

2.26. Журчева Т. Пространство города// Современная драматургия. -2008. - №4. – С. 196-199.

2.27. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX в. - М.: Наука, 1979. – 392 с.

2.28. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М.: Наука, 1988.

2.29. Ищук-Фадеева Н.И. Ирония как фундаментальная категория драмы //Драма и театр. – Тверь: ТГПУ, 2002. Вып.4. С. 10-21.

2.30. Ищук-Фадеева Н.И. Ремарка как знак театральной системы. К постановке проблемы //Драма и театр. – Тверь: ТГПУ, 2001. Вып.2. С. 516.

2.31. Ищук-Фадеева Н.И. Типология драмы в историческом развитии. Тверь: ТГПУ, 1993.

2.32. Калужских Е.В. Документальная драма в технике вербатима//Вестник челябинской академии культуры и искусств. – 2003. - №4. – С. 39-50.

2.33.  Карягин А. Драма как эстетическая проблема. - М. Наука, 1971. – 274 с.

2.34. Корман Б.О. Избранные работы по теории и истории литературы. – Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992. – 367с.

2.35. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М.: Просвещение, 1972. – 110 с.

2.36. Корман Б. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов// Проблемы истории критики и поэтики реализма. – Куйбышев, 1981. – С. 40-49.

2.37. Костелянец Б.О. Драма и действие. – М.: Совпадение, 2007. – 503 с.

2.38.  Кургинян М. Драма// Теория литературы. Основные проблемы в историческом развитии. Роды и жанры.- М. Наука, 1964. – 523 с.

2.39. Лотман Ю.М. Семиотика сцены// Об искусстве. - СПб.: Академический проект, 2000. - С. 603-608.

2.40. Лотман Ю.М. Язык театра// Об искусстве. - СПб.: Академический проект, 2000. - С. 603-608.

2.41. Мильдон В. Открылась бездна…Образы места и времени в классической русской драматургии. - М.: Арт, 1992.- 371с.

2.42. Наумова О.С. Формы выражения авторского сознания в драматругии конца XX – начала XXI вв. (на примере творчества Н. Коляды и Е. Гришковца). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Самара, 2009. 20 с.

2.43. Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. – М.: Международное агентство «А.Д и Театр» (A./D.&T.), 2000. – 384с.

2.44. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. – Самара: Изд-во СГУ. -– 199 с.

2.45. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. – Воронеж: Логос-Транс, 1994. – 262 с.

2.46. Саморукова И.В. Дискурс – художественное высказывание – литературное произведение: Типология и структура поэтической деятельности. – Самара: Самарский университет, 2002. – 204 с.

2.47. Сергеева Е., Масленкова Н. Диалог с классикой как средство выстраивания конфликта в современной драматургии // Новейшая драма рубежа 20-21 в.: проблема конфликта. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2009. – С. 42-57.

2.48. Успенский Б.И. Поэтика композиции. – СПб: Азбука, 2000. – 341 с.

2.49. Финк Л.А. Теория драмы в движении// Вопросы литературы. – 1982. - №7. – С. 196-211.

2.50.  Хализев В.Е. Драма как явление искусства. - М.: Искусство, 1978. – 218 с.

2.51.  Хализев В.Е. Драма как род литературы. - М.: Изд-во МГУ, 1986. – 264 с.

2.52. Четина Е. «Новая драма» 2000-х годов: проблемы и стратегии развития// Новейшая драма рубежа 20-21 в.: проблема конфликта. – Самара: Универс групп, 2009. – С. 80-89.

2.53. Шахматова Т. Рождение конфликта из потока саморефлексии// Новейшая драма рубежа 20-21 в.: проблема конфликта – Самара: Универс групп, 2009. – С. 27-34.

2.54. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс , 1991. – 297с.

2.55. Якушева Л.А. Современный автор. Классик или маргинал // Роль творческой личности в развитии провинциального города. – Ярославль: Ремдер, 2002. – С. 313-316.

 

3. Научно-критическая литература, посвященная творчеству Н.В. Коляды.

3.1. Алпатова И. «Все хорошо, и юбки не мешают»// Культура. – 2002. - №17 (7324) 28 апреля - 15 мая. – С. 8.

3.2. Алпатова И. Каждый пишет, что он слышит. Современная драматургия по-прежнему на обочине// Культура. – 1999. - №28 (7188) 5 - 11 августа. – С. 9.

3.3. Алпатова И. И тут кончается искусство... Разгром Коляда-театра в Екатеринбурге// Культура. – 2006. - №28 (7538) 20 - 26 июля. – С. 11.

3.4. Алпатова, И. Философия пофигизма// Культура. – 2002. - №18-19 (7325) 16 - 22 мая. – С. 6.

3.5. Аннинский Л. Зачем живем, зачем страдаем? Культура. -2001. - №2 (7259) 18 - 24 января. – С.5.

3.6. Аннинский Л. Колядование при конце света// Культура. -1999. - №28 (7188) 5 - 11 августа. – С.7.

3.7. Аннинский, Л. На строке одиннадцатой// Культура. – 1999. -№1 (7161) 14 - 20 января.- С. 8.

3.8. Басинский П. Чучело Чайки //Литературная газета. - 2000. - №17. – C.12.

3.9. Бегунов В. Зеркало бомжей или о том, как маргиналы себя утешают. – Современная драматургия. – 1997. - №1. – С. 219-214.

3.10.  Бегунов В. Доля сказки. – Современная драматургия. – 1999. - №3. – С. 160-162.

3.11.  Бегунов В. Нетеатральный роман. - Современная драматургия – 1994 - №2. – С. 89-93.

3.12. Богданова П. Убогие и прекрасные// Современная драматургия. – 2001. - №3. – С. 160-163.

3.13. Богомолов К. Художественный мир Николая Коляды и его сценическое воплощение// Урал. – 1995. - №3. – С. 270-274.

3.14.  Болотян, И. 50 ведущих драматургов России//Литературная Россия. – 2005. - №25. 24.06.

3.15. Болотян И. Право писать грубо. – http://exlibris.ng.ru

3.16. Букарева Н.Ю. Своеобразие речевой организации в драматических произведениях Н.Коляды// Проблемы школьного и вузовского анализа литературного произведения в жанрово-родовом аспекте. – Иваново: Ивановский государственный университет, 2006. – С. 200-204.

3.17. Букарева Н.Ю. Техника диалога в пьесах Н.Коляды// Культура. Литература. Язык. – Ярославль: Ярославский государственный университет, 2009. – Ч.1. – С. 150-154.

3.18. Быков Л. Художественный мир Н.Коляды и его сценическое воплощение// Урал. – 1995. - №3. – С.270-271.

3.19. Васенина Е. Продавец своих черновиков// Новая газета. – 2004. - № 69 (999) 20.09.

3.20. Васенина Е. Театр нежного старьевщика. - http://kolyada-theatre.ur.ru

3.21. Вильдгрубер О. Коляда и его «plays» (Заметки гостя)// Урал.- 1995.- №3. - С. 264-270.

3.22. Винокуров А. Лирическая песнь о мышах, крысах и дебильных харях. - kolyada.ur.ru/books

3.23. Гусев С. Мама, мама – пилорама… (Мертвые и живые Николая Коляды)// Урал. – 1995. - №3. – С. 261-264.

3.24. Давыдова М. Николай Коляда: Конфеты-бараночки// Конец театральной эпохи. – М.: ОГИ, 2005. – С. 302-305.

3.25. Дидковская О. Небо и дно Николая Коляды// Урал. -1995. - №3. - С. 258-261.

3.26. Дмитриевская М. Корабль Коли Коляды//Петербургский театральный журнал, 1997. - №13.

3.27. Журчева О.В. Лирические драмы Николая Коляды// Мир России в зеркале новейшей художественной литературы. – Саратов, 2004. – С. 136 -144.

3.28. Журчева Т.В. Перечитывание и переписывание классики в современной драматургии: Людмила Петрушевская и Николай Коляда в своих аллюзиях к Антону Чехову// Литература и театр. - Самара, 2006. - С. 70-79.

3.29. Заславский Г. Аутентичный театр Николая Коляды. Солнце русской драматургии» приехал в Москву на гастроли с театром своего собственного имени// Независимая газета. – 2006. - № 02.06

3.30. Злобина А. Драма драматургии. В пяти явлениях, с прологом, интермедией и эпилогом // Новый мир. – 1998. - №3. – С. 189 – 207.

3.31. Зубова О. Большие нежности. - http://kolyada-theatre.ur.ru

3.32. Игнатюк О. Грешник// Драматург. – 1995. – №3. - С. 211-213.

3.33. Иняхин А. Коляда case. – http://kolyada.ur.ru

3.34. Кислова Л. «Кармен жива»: трансформация образа Кармен в современной отечественной драматургии// Художественная литература, критика и публицистка в системе духовной культуры: сб. статей. Тюмень, 2005. – С. 108 – 114.

3.35. Кислова Л.С. Образ «роковой женщины» в современной русской драме// Вестник Томского ун-та. – Томск, 2007. – Вып. 8. – С. 94-99.

3.36. Кичин В. Беседы в осажденном театре. - http://kolyada-theatre.ur.ru

3.37. Коляда Н. Николай Коляда: «Моё счастье и мука»: [Беседа с драматургом/ Записал Г.Рогов]// Журналист. – 2003. - №6. – С.86-88.

3.38. Коляда, Н. Когда кабинеты больше зрительного зала. - http://kolyada-theatre.ur.ru

3.39. Коляда Н. Я – солнце русской драматургии// Литературная газета. – 2000. - №23. – С. 14.

3.40. Коляда Н. «Надо все это прожить - иначе ничего не получится»// Петербургский театральный журнал. - 1997. - №13. – С. 51-52.

3.41.  Коляда Н. «Я работаю волшебником...»// Театральная жизнь. - 1998. - №5/6. – С. 34-35.

3.42.  Коляда Н. Драмкружок имени меня. //Театральная жизнь. - 1995. - №10. – С. 32.

3.43. Коляда Н. Как я был актером в немецком театре. // Московский наблюдатель, 1997. - №5/6. – С. 29.

3.44.  Коляда Н. На Сахалине. //Урал. - 2000. - №7. – С. 43-48.

3.45.  Коляда Н. Ободрить и благословить. // Современная драматургия. - 2004. - № 3. – С. 117-119.

3.46.  Коляда Н. Сижу за столом, пишу и сам отвечаю за все. Я ни от кого не завишу// – Современная драматургия. – 1996. - №1. – С. 214-215.

3.47. Курицын В. Персональный фестиваль: Н. Коляда – сегодня наш самый популярный драматург// Литературная газета. – 1995. - №4. – С.8.

3.48. Лазарева Е.Ю. Роль ремарки в драматургии Н. Коляды (на примере пьесы «Черепаха Маня»)// Научные труды молодых ученых-филологов. – М.: МГПУ, 2006. – С. 56-59.

3.49.  Лейдерман Н. Драматургия Николая Коляды. - Екатеринбург, 2002. ‑ 73с.

3.50. Лейдерман Н. Маргиналы Вечности, или Между «чернухой» и светом. - Современная драматургия. - 1999. - №1. - С. 162-170.

3.51. Липовецкий М. Учитесь, твари, как жить// Знамя. – 1997. - №5.

3.52. Левинская Е. Ласка, перепутанная с тоской// Московские новости. – 2006. - № 21 09.06. – С.7.

3.53. Малыгина Н.М. Откуда придет спасение? (Явление Николая Коляды). - http://kolyada.ur.ru

3.54. Метафонова Ю. Феномен Коляды// Уральский рабочий. – 2000. – 20 мая. – С.4.

3.55. Наумова О. Поэтика слова в драматургии Н.Коляды// Литература XX-XXI вв. Национальнально-художественное мышление и картина мира. – Ульяновск: УГПУ, 2006. – Ч.1. – С.217-222.

3.56. Немченко, Л. Художественный мир Н.Коляды и его сценическое воплощение/ Лариса Немченко. – Урал. – 1995. - №3. – С.272 – 273.

3.57. Нерезенко Н.А. А. Вампилов и Н.Коляда: Провинциальные анекдоты в XX веке// Традиции русской классики XX века и современность. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. – С. 299-301.

3.58. Николай Коляда: «И жалею, и жить без них не могу…» // Советский патриот. – 1990. - № 49 (3-9 декабря). - С.12.

3.59.  Новикова С. Театр начинается с…пьесы. А вы как думали// Современная драматургия. – 1996. - №1.- С. 23- 27.

3.60. Осипова Н.О. Идиллия в системе интертекстов постмодернистского сознания («Старосветские помещики» Н.Коляды)// Историческая поэтика пасторали. – М.: Экон-Информ, 2007. – С. 132-141.

3.61. Пабауская Н. Обращение Чайки в курицу// Вечерний клуб – 1999. - №7. – С.9.

3.62. Платунов А. Страсти по Коляде // Искусство Ленинграда. – 1991. - № 6. – С.6.

3.63. Потапов В. На выходе из андеграунда // Новый мир. – 1989. - №10. – С. 56-60.

3.64.  Подкладов П. Николай Коляда: «Ненавижу бутафорию»// Культура. – 2006. -№ 23 (7533) 15 - 21 июня. – С.11.

3.65.  Подкорытнова Н. Зрелище с хлебом// Культура. – 2004. - №5 (7413) 5 - 11 февраля. – С. 8.

3.66.  Подкорытнова Н. Реанимация Джульетты// Культура. – 2004. - №17 (7425) 29 апреля - 12 мая. – С.7.

3.67.  Подкорытнова Н. Так не доставайся же ты никому. Новый год не сулит приятных подарков Коляда-Театру//Культура. – 2005. - №51 (7510) 29 декабря - 11 января. – С.11.

3.68.  Райкина М. Мы едем, едем, едем, вот только куда? // Московский комсомолец. – 1996.- 2 июня. – С. 9.

3.69.  Рафиков А. Что такое Коляда? // Театральная жизнь. – 1989. - №14. – С. 10.

3.70.  Руднев П. Страшное и сентиментальное // Новый мир. - 2003. - №3. – С. 45-50.

3.71.  Руднев П. / В неравной борьбе с критикой// Независимая газета. – 2000. - № 28 (2090). - 16.02. - С.7.

3.72. Пилат В. В орбите творческих влияний Николая Коляды// Балтийский филологический курьер. – 2005. - №5. – С. 387 – 394.

3.73. Полищук Я.А. Николай Коляда в Польше: рецепция творчества// Литература Урала: история и современность. – Екатеринбург, 2006. – Вып. 2.- С. 359-365.

3.74. Романова, М. Вам которую реальность? - http://kolyada-theatre.ur.ru

3.75. Сальникова Е. Возвращение к реальности// Современная драматургия. – 1997. - №4. – С. 167-176.

3.76. Сальникова Е. В отсуствие свободы и несвободы// Современная драматургия. – 1995. - №1. – С. 170-172.

3.77. Сальникова Е. Мотивы Н.Коляды// Читающая Россия. – 1995. - №1. – С. 14-21.

3.78. Северова, Н. Страстные сказки Николая Коляды. - http://kolyada.ur.ru

 

3.79. Ситковский Г. Раневская из Нью-Йорка// Независимая газета. – 1998 – 31 октября. – С.5.

3.80. Старикова К. Календарь Коляды. - http://kolyada-theatre.ur.ru

3.81. Старченко Е. Два варианта одной пьесы («Играем в фанты» Н. Коляды)// Язык художественной литературы как феномен национального самосознания. – Орехово-Зуево: МГОПИ, 2005. – С. 262-266.

3.82. Старченко Е.В. Драматургия Н.Коляды 1980-90-х годов// Русистика и компаративистика. – М., 2006. – Вып. 1. – С. 89-95.

3.83. Соколянский А. Шаблоны и склоки любви: о пьесах Н.Коляды// Новый мир. – 1995. – №8. – С. 218-220.

3.84. Тютелова Л.Г. Проблема «слова» в драматургии Н.Коляды и Л.Петрушевской// Филологическая проблематика в системе высшего образования. – Самара: СамГАПС, 2007. – С. 50-55.

3.85. Чувашева, Е.Ю. Николай Коляда и драматургия «новой волны»// Анализ художественного текста: труды кафедры литературы. – Киров: ВятГГУ, 2005. – С.98-103.

 

4. Справочная литература

4.1. Литературный энциклопедический словарь. - М., Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.

4.2. Пави П. Словарь театра. – М.: Прогресс, 1991. – 480 с.

4.3. Русские писатели 20 века: Библиографический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия. - М.: Рандеву, 2000. – 808 с.

4.4. Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США: концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник / Науч. ред., сост. И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. - М.: INTRADA, 1999. - 320 с.

 

5. Учебная и методическая литература

5.1. Громова М.И. Русская драматургия конца XX – начала XXI века: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 368 с.

5.2. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990е годы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 Т. – М., 2003.

5.3. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. – М.: Высшая школа, 2002. – 437 с.

 


1. [1] См. об этом: Журчева О.В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме ХХ века. - Самара: СПГУ, 2007. - 415 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...