Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественное здоровье, факторы здоровья и факторы риска для здоровья.




Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора, вот почему крайне важно вести здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

· Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

· Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

· Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Немало важным понятием, которое стоит рассматривать в контексте изучения здоровья населения, является понятие «качество жизни».

Под качеством жизни обычно понимают условия человеческого существования: обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье), безопасность, доступность медицинской помощи, возможности для получения образования и развития способностей, состояние природной среды, социальные отношения в обществе, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические решения.

Качество жизни в общем случае определяется по всем сферам и аспектам существования человека: природа, семья, работа, общественная деятельность, учеба, свободное время и т. д. Условия, в которых осуществляется трудовая деятельность человека, принято называть качеством трудовой жизни, или условиями труда. В широком смысле слова к ним относятся характеристики: рабочего места, производственной среды (температура, влажность, запыленность и т. п.), организации и оплаты труда, взаимоотношений в производственных коллективах.

Различные аспекты качества жизни обсуждаются в мировой философской, социологической и экономической литературе, по крайней мере, в течение двух последних столетий. Наибольший вклад в формирование современных представлений о качестве жизни вообще и о качестве трудовой жизни в частности внесли Э. Дюркгейм, М. Вебер, Э. Мейо, А. Маслоу, Ф. Герц-берг. Термин "качество жизни" стал широко применяться в 80-е годы после работ Дж. Гэлбрейта.

Для научного анализа качества жизни прежде всего следует учитывать, что качество любого объекта или процесса может быть установлено только по отношению к некоторому эталону, который определяется нормами, стандартами, правилами, обычаями, традициями. В частности, качество продукции характеризуется степенью соответствия параметров изделий утвержденным стандартам, техническим условиям, договорам. Таким образом, можно дать следующее определение.

Качество жизни характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний.

Для анализа и планирования качества жизни используется ряд показателей (социальных индикаторов), которые отражают как объективные характеристики (потребление материальных благ, продолжительность жизни, система образования и др.), так и субъективное восприятие людьми условий существования.

Социальное здоровье общества является одним из факторов, определяющих эффективность функционирования любой социально-экономической системы. Этот тезис, несомненно, является актуальным и для современного российского общества, радикальные преобразования которого на протяжении последнего двадцатилетия характеризуется преобладающим большинством исследователей как период политико-экономических перемен и социальных потрясений.

Их влияние на женщин оказалось настолько многосторонним, что потребовало от представителей различных наук системного подхода к анализу влияния этих перемен не только на внутренний, духовный мир женщины, но и на ее здоровье, в структуре которого нами выделяются физические, психические и духовные составляющие.

Если же рассматривать его в контексте качественных характеристик населения, то здоровье является их неотъемлемой составляющей и включает в себя, по мнению ряда исследователей, физическую, психическую и социальную компоненту. В целом же, в структуру качественных характеристик ими включается также интеллектуальный потенциал, профессиональная подготовленность, духовно-нравственные ценности и ориентации.

Многообразие существующих в современной науке критериев характеристик человеческого здоровья позволяет сформировать общенаучный подход к определению основ содержания каждого из его компонентов исходя, в тоже время, из основополагающего тезиса: здоровье – это комплексное и вместе с тем целостное состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической сферы и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Характиристики физического или биологического здоровья, в основном, предполагают отсутствие у человека болезни или нетрудоспособности, а также наличие у него достаточного количества энергии и жизненных сил, чтобы выполнять свои повседневные задачи, не испытывая при этом чрезмерного утомления.

Физическое здоровье – это полное физическое благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Признаками здоровья являются:

- устойчивость к действию повреждающих факторов;

- показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

- функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

- наличие резервных возможностей организма;

- отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития.

Факторами риска для здоровья являются избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем, курение.

Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой обеспечивается комплексом факторов – биологических, социальных, политических, экономических, культурных, психологических, которые объединяются в 4 группы с различным вкладом в индивидуальное здоровье: их соотношение применительно к нашей стране выглядит следующим образом:

- генетические факторы -15-20%

- состояние окружающей среды – 20-25%

- медицинское обеспечение – 8-10%

- условия и образ жизни людей – 50-55%

Существует деление факторов, повреждающих здоровье, на так называемые объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: плохая экология, фактор наследственности, психоэмоциональное напряжение (стрессы), уровень развития медицины, социально-экономический статус страны. К субъективным факторам относятся: вредные привычки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нерациональный режим жизни (работа, отдых, сон), психо-эмоциональное напряжение.

Психическое здоровье предполагает отсутствие у человека психических расстройств, его способность решать насущные жизненные задачи и осуществлять социальные контакты, не испытывая при этом проблем умственного, эмоционального или поведенческого порядка.

Психическое здоровье также интерпретируется как совокупность установок, качеств и функциональных способностей, позволяющих индивиду адаптироваться к среде. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов поведения в своем сообществе, рискует быть признанным психически больным.

Социальное здоровье, в самом общем виде представляет собой сложный социальный феномен формирующийся в процессе взаимодействия индивида с социальной средой и отражающий уровень этого взаимодействия. По мнению ряда исследователей, социальное здоровье обуславливается, с одной стороны, статусно-ролевыми и акспологическими характеристиками самой личности, а с другой – специфическим влиянием ближайшего окружения и общества в целом (детерминированного существующим социальным укладом).

Пользуясь квалификацией А.А. Ковалевой, можно выделить 5 групп социального здоровья:

1. Социально здоровые. Эту группу представляют люди, исповедующие систему идеалов, которая не позволяет им совершать противоправные либо безнравственные поступки, наносящие вред другим людям. Эта группа самая малочисленная. Находит удовлетворение в творчестве. Как правило, хорошие профессионалы, способные постоянно совершенствовать свое мастерство. Толерантны к любым точкам зрения. Испытывают отвращение ко всем видам насилия, жестокости, несправедливости. Исповедуют противление злуненасилием.

2. Социально конформные (так называемые обыватели). Наиболее распространенный тип, предрасположенный к социальным болезням. Его представляют люди, некритично принявшие правовые и нравственные нормы общества и готовые, по корыстным мотивам, нарушить эти нормы, если уверены в том, что их непосредственное социальное окружение закроет глаза на их проступки. Находят удовлетворение в достижении запланированного уровня социального благополучия. Толерантны ко всему, что не касается их личного.

3. Социальные невротики (карьеристы). Эти люди, пораженные социальным недугом стремления к высокой должности, ученой степени, дружбе с высокопоставленными или знаменитыми лицами. Довольно многочисленная категория. При возникновении социальной фрустрации могут прибегать к наркотикам, алкоголю, находить удовлетворение в действиях, оскорбляющих личность.

4. Социальные психопаты (уголовники – потенциальные и состоявшиеся). Лица с «перевернутыми» ценностями: все, что значимо в социуме, отвергается ими, и, напротив, они принимают как норму совего образа жизни то, что обществом порицается. Воры, мошенники, грабители и проч.

5. Социальные идиоты. Люди, достигшие высокого положения в обществе или государстве, или сосредоточившие на банковских счетах огромные денежные суммы, в результате чего стали невосприимчивы к проблемам других людей, к проблемам страны, мира. Единственное стремление - укреплять собственное финансовое и властное положение, либо как минимум – сохранить status quo.

Исходя из вышеизложенных принципов, объективным показателем социального здоровья является самосохранительное поведение, оно имеет универсальный характер, проявляющийся в его соотнесенности со всеми сферами жизнедеятельности человека: оно является компонентом контактного, творческого, образовательного, репродуктивного, потребительского, курительного, алкогольного и прочих видов поведения.

В большинстве исследований различных специалистов, в политической публицистике доминирует утверждение, что происходящие в нашей стране реформы сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья и социального положения подавляющей части женского населения. Разделяя эту точку зрения тем не менее хочется раздвинуть хронологические рамки этого явления в связи с тем, что снижение качественных характеристик женщин стало заметно проявляться в СССР уже с середины 70х годов XX века до распада этого государства, когда нормой социальной жизни его граждан стал тотальный дефицит продуктов питания и товаров народного потребления, а также медикаментов. Именно с этого времени, в частности, в нашей стране показатели смертности начинают доминировать над рождаемостью, ухудшались социально-экономические показатели (росла инфляция, падало общественное производство за исключением его сфер, входящих в структуру военно-промышленного комплекса), а государственный бюджет попал в тотальную зависимость от мировых цен на полезные ископаемые, природные и энергетические ресурсы.

Таким образом, системный кризис, переживаемый российским обществом в ходе его трансформации, является следствием не только перемен, происшедших на всем постсоветском пространстве на рубеже 1990-х гг, а - и макроэкономического и социально-политического кризиса в СССР во второй четверти XX века. Это обстоятельство, несомненно, в немалой степени определило не только глубину этого кризиса, но и осложнило выход из него российского общества, особенно в тех сферах, от которых социальное здоровье населения находится в непосредственной зависимости:

- в экономической, где структурная перестройка экономики, изменение форм собственности и экономических отношений выбросили на рынок труда людей неготовых и неспособных к трудовой деятельности в этих изменившихся условиях, в частности, рыночных отношений;

- в политической, когда широко декларируемые молодыми реформаторами идеи демократии и соответствующей им политической жизни общества требовали от людей несвойственной для прежней социально-экономической системы политической и правовой культуры, социальной активности, к чему общество оказалось абсолютно неготовым и, к тому же, в нем отсутствовали институты, способные помочь адаптации своих граждан к этим условиям политической жизни;

- в социальной, которая в силу мизерных экономических ресурсов, оказавшихся в распоряжении новой власти из-за ее неспособности эффективно распоряжаться доставшимися им богатствам от прежней власти, а затем и выработать эффективную социальную политику государства в интересах всего общества, что привело к прогрессирующему социальному и экономическому расслоению общества, в том числе, из-за неспособности основной массы населения к рискам, предприимчивости и к другим формам социальной активности;

- в духовной, с иными чем в прежнем обществе идеологическими принципами, нравственными установками и ценностными ориентирами, которые нередко превратно интерпретировались идеологами нового общества через СМИ, СМК в контексте ценностей демократии, свободного общества, общества потребления, в результате чего социализация и ресоциализация нескольких поколений наших соотечественников проходила по крайне неудачным сценариям.

Таким образом, возвращение российского общества в мировое демократическое сообщество протекало и, к сожалению, продолжается в крайне неблагоприятных социально-экономических условиях и в нездоровой духовно-нравственной атмосфере. Эти обстоятельства оказывают столь же негативное влияние и на социальное здоровье населения, для которого общепризнанным остаются низкая продолжительность жизни, высокая смертность от социальных болезней, психическое нездоровье, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицидность, рождение детей с патологиями от нездоровых родителей, нравственное нездоровье.

Столь длинный список социальных болезней, переживаемых российским обществом, в качестве все более актуальной предполагает для него угрозу социальному порядку и национальной безопасности и не под влиянием внешних угроз, а тех, что нарастают в самом обществе, в результате чего в России с устойчивым постоянством на протяжении нескольких десятилетий в самостоятельную жизнь вступают все меньше молодых людей, обладающих хорошим здоровьем на фоне роста нездоровых из числа представителей старших поколений. Эти обстоятельства делают актуальной тему привлечения к работе в органах государственной власти, к службе в вооруженных силах, в правоохранительных органах социально здоровых людей, что ставит перед исследователями и, в первую очередь, социальными философами задачи:

- системного анализа спектра причин и факторов, вызвавших и продолжающих стимулировать репродукцию социально нездоровых людей в современном российском обществе;

- определения динамики и тенденции этого процесса в нашей стране;

- подготовки конструктивных предложений по созданию комплекса условий, способствующих оздоровлению российского общества.

Анализ широкого круга источников позволяет говорить о том, что тема здоровья личности женщин и общества в контексте национальной безопасности является объектом исследования медицинской науки, психологии, социальной педагогики, политологии, социологии. Столь широкий диапазон внимания со стороны научного сообщества к теме национальной безопасности в ее различных аспектах, вызывает вполне естествененный интерес к одной и другой научной проблеме с позиций их комплексного анализа и стороны социальных философов, исследования которых базируются на фундаментальных трудах современных классиков гуманитарных наук: Э. Дюркгейма, М. Вебера, И. Брехмена, Э. Гиденса, У. Бека, М. Кастельса, Н. Лумана и других. Наибольший интерес для нашего исследования представляют их идеи о принципах функционировании общества в условиях риска, о зависимости безопасности государства от социального здоровья населения, степени его социальной активности.

Тема влияния рискогенности современного российского общества на адаптацию к изменившимся условиям, на социальное здоровье различных возрастных групп населения является объектом изучения большой группы отечественных исследователей, в том числе, В.И. Щирова, Ю.А. Зубок, И.Б. Бовиной, И.В. Журавлевой, Ю.Н. Козелецкого, Н.Ф. Наумова, М.Ю. Рудь и др.

Отношение к здоровью как к ценности исследуется в трудах А.Г. Баранова, Е.В.Веселовой, Т.Ю. Козиной, Т.А. Котовой, Е.И. Соколенко, П.С. Волковой и др.

Социально-философское осмысление здоровья, в том числе, в аксиологическом аспекте, проводится в трудах В.П. Казначеевой, В.А. Сафронова, В.Н. Кирой, В.Б. Войновой, Л.Г. Матросова, С.Я. Чикина и др.

Анализ социальных факторов, влияющих на здоровье, проводится такими отечественными и зарубежными исследователями как Е.В. Дмитриевой, З.С. Шангареевой, М. Блакстером, А. Дугардом, М. Филдом и др.

Системный подход к теме национальной безопасности разработан в трудах А. Арбатова, В. Алексина, П. Гречко, Н. Жинкиной, С. Кургиняна, В. Митрохина, А. Понеделкова, В. Добренькова и др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...