Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типовые схемы управления электрическими двигателями постоянного тока




 

· Пуск в ход двигателей постоянного тока

 

В начальный момент пуска в ход якорь двигателя неподвижен, противо-ЭДС равна нулю (Е=0). При непосредственном включении двигателя в сеть в обмотке якоря будет протекать чрезмерно большой ток Iпус=U/Rя. Поэтому непосредственное включение в сеть допускается только для двигателя очень маленькой мощности, у которых значение падения напряжения в якоре относительно большое и изменения тока не столь велики.

В машинах постоянного тока большой мощности падение напряжения в обмотке якоря при полной нагрузке составляет несколько процентов от номинального напряжения, т.е.

IRя=(0,02—0,01)U. Следовательно, пусковой ток в случае включения двигателя в сеть с номинальным напряжением во много раз превышает номинальный.

При пуске в ход для ограничения пускового тока используют реостаты, включаемые последовательно с   якорем двигателя.

Пусковые реостаты представляют собой проволочные сопротивления, рассчитываемые на кратковременный режим работы, и выполняются ступенчатыми, что дает возможность изменять ток в якоре двигателя в процессе пуска его в ход.

Схема двигателя параллельного возбуждения с пусковым реостатом показана на рис.24.

 

 

 Рис.24

Пусковой реостат этого двигателя имеет три зажима, обозначаемые буквами Л, Я, Ш. Зажим Л соединен с движком реостата и подключается к одному из полюсов рубильника (к линии). Зажим Я соединяется с сопротивлением реостата и подключается к зажиму якоря. Зажим Ш соединен с металлической шиной, помещенной на реостате (шунт). Движок реостата скользит по шине так, что между ними имеется непрерывный контакт. К зажиму Ш через регулировочный резистор присоединяется обмотка возбуждения. Другие зажимы якоря и обмотки возбуждения соединены между собой перемычкой и подключены к другому полюсу рубильника, включающего двигатель в сеть. При пуске в ход включается рубильник и движок реостата переводится на контакт 1, так, что последовательно с якорем соединено полное сопротивление реостата ПР, которое выбирается таким, чтобы больший ток при пуске в ход Imax не превышал номинальный ток более чем в 1,7¸2,5 раза, т.е. Rn=(U/Imax)—Rя. При включении двигателя в сеть по обмотке возбуждения также проходит ток, возбуждающий магнитный поток. В результате взаимодействия тока в якоре с магнитным полем полюсов создается пусковой момент. Если пусковой момент окажется больше тормозного момента на валу двигателя пускт), то якорь машины придет во вращение.

Когда ток в якоре уменьшится до небольшого значения Imin, движок пускового реостата переводится на контакт 2, при этом сопротивление реостата уменьшится на одну ступень. Ток в якоре снова возрастет до значения Imax, а с увеличением тока в якоре возрастет вращающий момент, вследствие чего частота вращения ротора вновь увеличится. Переключая движок реостата, сопротивление пускового реостата постепенно (ступенями) уменьшается, пока оно полностью не будет выведено (движок реостата на контакте 5), и в рабочем режиме ток и частота вращения якоря принимают установившиеся значения.

При отключении двигателя от сети металлическая шина пускового реостата должна быть соединена с зажимом 1. Это необходимо для того, чтобы не было разрыва цепи обмотки возбуждения, имеющий значительную индуктивность. Кроме того, движок пускового реостата переводится на холостой контакт 0, и рубильник отключается.

 

· Регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока

 

В двигателях постоянного тока имеется возможность плавно и экономично регулировать частоту вращения в широких пределах. Благодаря этому весьма ценному свойству они получили широкое распространение и часто являются незаменимыми. Частота вращения якоря двигателя при любой схеме возбуждения определяется следующим выражением:

,

где Rc – сопротивление последовательной обмотки возбуждения (Для двигателя параллельного возбуждения Rc=0). Это выражение показывает, что частота вращения двигателя зависит от напряжения сети, сопротивления цепи якоря и магнитного потока.

Частоту вращения регулируют путем изменения напряжения сети в том случае, когда источником электрической энергии двигателя является какой-либо генератор.

Для регулирования частоты вращения двигателя изменением сопротивления цепи якоря используется регулировочный реостат, включенный последовательно с якорем. В отличие от пускового регулировочный реостат должен быть рассчитан на длительное прохождение тока. В сопротивлении регулировочного реостата происходит большая потеря энергии, вследствие чего резко уменьшается КПД двигателя.

Регулируют частоту вращения якоря двигателя также изменением магнитного потока, который зависит от тока в обмотке возбуждения. В двигателях параллельного и смешанного возбуждения включается регулировочный реостат, а в двигателях последовательного возбуждения для этой цели шунтируют обмотку возбуждения каким-либо регулируемым сопротивлением. Этот способ регулирования частоты практически не создает дополнительных потерь и экономичен.

 

· Автоматическое управление двигателями постоянного тока

Типовая схема автоматического пуска двигателя в функции времени в две ступени показана на рис.25

 

Рис.25

Для автоматического пуска используют два электромагнитных реле времени КТ1 и КТ2, контакты которых работают с выдержкой времени только при отключении реле. После подачи напряжения в цепь управления (перед пуском двигателя) реле КТ1 получает питание и, втягиваясь, размыкает свой контакт, не позволяя тем самым сразу включать контакторы ускорения КМ2 и КМ3. После включения контактора КМ1 двигатель работает на искусственной характеристике 1 (см.рис.26).

 

 

Рис.26

 

Реле КТ1 (Рис.25) начинает отсчет времени и через время t1, определяемое его установкой, замыкает свой контакт в цепи контактора КМ2. Срабатывание контактора ускорения КМ2 приводит к закорачиванию сопротивления добавочного резистора R1, и двигатель разгоняется по искусственной характеристике 2 (Рис.26) Одновременно закорачивается катушка КТ2, и через время t2 реле КТ2 своим замыкающим контактом включает контактор КМ3. При этом происходит шунтирование сопротивления добавочного резистора R2 и двигатель выходит на естественную характеристику 3 (см.рис.26), на которой двигатель разгоняется до установившейся угловой скорости wуст.

Остановка двигателя в схемах автоматического управления обычно происходит в режиме динамического торможения или противовключением. Динамическое торможение чаще всего осуществляется в функции скорости, ЭДС или времени. Типовая схема управления динамическим торможением двигателем постоянного тока в функции ЭДС показана на рис.27

 

Рис.27

В исходном состоянии перед торможением двигатель работает с установившейся угловой скоростью wуст. Контактор КМ1 включен, и пусковые сопротивления закорочены. После нажатия кнопки SB1 («Стоп») контактор КМ1 отключается и своим силовым контактом отсоединяет якорь двигателя от сети. Размыкающий вспомогательный контакт КМ1 закрывается в цепи реле KV, которое оказывается под напряжением V»eд, так как двигатель продолжает вращаться и при наличии тока возбуждения в якоре наводится ЭДС. Реле KV срабатывает и включает контактор напряжения KM, который подключает сопротивление торможения к цепи якоря. Двигатель переходит в режим динамического торможения (Рис.27). При снижении скорости двигателя уменьшается его ЭДС, катушка реле KV отключается и контактор КМ2 теряет питание. Реле KV должно срабатывать при минимально Возможном напряжении.

 

· Реверсирование двигателя постоянного тока

 

Для того чтобы изменить направление вращения двигателя постоянного тока необходимо изменить полярность питания на обмотке возбуждения или якоре. Изменение полярности питания двигателя направление вращения не изменит. Простейшая схема реверсирования двигателя приведена на рис.34.

 

Рис.34

 

Схема состоит из двух магнитных пускателей К1 и К2, кнопок ПВ («Пуск вперед»), ПН («Пуск назад») и СТ («Стоп»), двигателя постоянного тока.

При включении кнопки ПВ («Пуск вперед») электрический ток проходит по цепи: «+» источника питания, замкнутая кнопка СТ («Стоп»), замкнутые контакты кнопки ПВ («Пуск вперед), замкнутые контакты К2, магнитный пускатель К1, «--» источника питания. Магнитный пускатель сработает и замкнет свои сигнально-блокировочные (в цепи управления) и силовые контакты (в цепи якоря). Когда сигнально-блокировочный контакт К11, подключенный параллельно кнопки ПВ, замкнется кнопку ПВ можно отпустить. Через замкнутые контакты К1, в цепи ротора, напряжение сети будет приложено к якорю, по цепи: «+» источника питания, замкнутый контакт К1, сопротивление , катушка якоря, замкнутый контакт К2, «--» источника питания. Двигатель начнет вращаться. Второй сигнально-блокировочный контакт К11 разомкнется и заблокирует магнитный пускатель К2, для того чтобы не включались одновременно два пускателя «Вперед» и «Назад».

Для того чтобы двигатель вращался в другую сторону необходимо нажать кнопку ПН («Пуск назад»). Электрический ток потечет по цепи: : «+» источника питания, замкнутая кнопка СТ («Стоп»), замкнутые контакты кнопки ПН («Пуск назад»), замкнутые контакты К1, магнитный пускатель К2, «--» источника питания. Магнитный пускатель К2 сработает и замкнет свои контакты. Когда сигнально-блокировочный контакт К21, подключенный параллельно кнопки ПН, замкнется кнопку ПН можно отпустить. Через замкнутые контакты К2, в цепи ротора, напряжение сети будет приложено к якорю, по цепи: «+» источника питания, замкнутый контакт К2, катушка якоря, сопротивление , замкнутый контакт К1, «--» источника питания. Двигатель начнет вращаться в противоположном направлении.

Для остановки двигателя необходимо нажать кнопку СТ («Стоп») цепь питания магнитных пускателей будет порвана. Обесточенные пускатели разомкнут свои контакты в цепи якоря и двигатель остановится.

 

 

· Защита электрических двигателей

Нормальная эксплуатация электрических двигателей возможна при правильной организации их защиты от выхода из строя в различных аварийных режимах.

Применяют следующие виды электрической защиты электродвигателей: максимально-токовую от коротких замыканий или недопустимых бросков тока; защиту от перегрева, обрыва обмотки возбуждения перенапряжения, превышения напряжения, самозапуска и др.

Максимально-токовая защита двигателя обеспечивает немедленное отключение его силовой цепи при возникновении недопустимо больших токов. В силовых цепях эта защита осуществляется: плавкими предохранителями, автоматическими выключателями и максимально-токовыми реле (Рис.28, а, б, в)

                                               

Рис.28                                                 

                                          


Рис.28 Типовые узлы защиты электродвигателей при коротких замыканиях:

а. С плавкими предохранителями

б. С автоматами

в. С максимально-токовыми реле

 

               

Ток плавкой вставки в предохранителях и ток установки автомата или максимально-токового реле выбирают для асинхронных короткозамкнутых двигателей из следующих условий: нормальный пуск (tп>5 c) Iвст.ном.³0,4Iп; тяжелый пуск (tп>10 c) Iвст.ном.³(0,5¸0,6)Iп ; независимо от условий пуска Iвст.ном.³(1,3¸1,5)Iп .

 

Защита двигателя от перегрева обеспечивает отключение электрической машины в случае перегрузки механизма. При продолжительном режиме работы асинхронного двигателя используют два тепловых реле FР1 и FР2 (Рис.29) или автоматы с тепловым расцепителем, при повторно-кратковременном режиме – два максимально-токовых реле FA1 и FA2 (Рис.30). Реле FA3 служит для защиты двигателя от коротких замыканий. Для асинхронных двигателей используют два тепловых или максимально-токовых реле в двух фазах, а для машин постоянного тока ставят одно реле.

Номинальный ток нагревательного элемента теплового реле и теплового расцепителя автомата выбирают из условия                                      Iн.э.= Iт.р.» Iном.

 

 

 

 


 

 

                                                                                                         

 

Рис.29

 

В схему (Рис.30) вводится реле времени КТ, которое шунтирует контакты реле FA1 и FA2 во время пуска двигателя (пусковой ток значительно больше, чем ток нагрева). Ток уставки максимально токовых реле выбирают следующим образом: I<Iуст<I (I, I –токи при работе двигателя на двух и трех фазах).

 

Рис.30

 

Защита двигателя от обрыва обмотки возбуждения обеспечивает отключение обмотки якоря. Она осуществляется с помощью минимального токового реле KF, которое включается в цепь обмотки возбуждения синхронного двигателя и машины постоянного тока (Рис.31)                                  

 

Рис.31

 

При протекании нормального тока возбуждения реле KF втянуто и его контакт в цепи катушки KM замкнут.

При исчезновении или чрезмерном снижении тока возбуждения катушка реле KF не может удержать свой контакт в замкнутом состоянии, что приводит к отключению ее и двигателя. Обрыв обмотки возбуждения в машинах постоянного тока может привести к недопустимому возрастанию угловой скорости и механическому разрушению якоря.

Защита двигателя от перенапряжения в обмотке возбуждения необходима при отключении ее от сети. Из-за большой индуктивности обмотки возбуждения LM может возникнуть ЭДС самоиндукции, превышающая номинальную, и привести к пробою изоляции обмотки. Для защиты эту обмотку обычно шунтируют разрядным резистором Rp (Рис.31), сопротивление которого (3¸6)RLM. Для снижения потерь электрической энергии в цепь разрядного резистора включен диод V.

Защита от превышения напряжения обеспечивает отключение двигателя от сети при увеличении напряжения более 10—15% номинального. При этом с помощью реле максимального напряжения KV (Рис.32) отключается обмотка якоря двигателя.

 

 

 

 

 Рис.32         

 

                                                                                                                  

Защита от самозапуска (нулевая защита) обеспечивает отключение двигателя при исчезновении или чрезмерном снижении напряжения сети. При кнопочном управлении (Рис.30) защиту осуществляет контактор КМ, который, отпадая, размыкает свой блокировочный контакт, шунтирующий кнопку SB2, и поэтому самовключения не произойдет. При управлении с помощью командоконтроллера используют реле минимального напряжения.

 

 Обслуживание и ремонт электрических двигателей

· Общие сведения

Для поддержания длительной работоспособности электрических двигателей большое значение имеет их техническое обслуживание в межремонтные периоды. К техническому обслуживанию допускается дежурный персонал цеха, участка, в обязанности которого входит следить за температурным режимом двигателя, состоянием его щеточного контакта, коллектора и контактных колец, вибрацией, состоянием подшипников и их смазки. Приостановке оборудования для профилактических работ дежурный персонал продувает машины сжатым воздухом, осматривает состояние муфт, проверяет крепление болтов, наличие смазки в подшипниках, зачищает коллектор и контактные кольца, проверяет работу щеткодержателей, состояние изоляции и осматривает заземляющие устройства, устанавливает щетки в нейтральное положение и прочищает вентиляционные каналы.

 

 

· Контроль температурного режима двигателей

 

Электрические двигатели в зависимости от класса изоляционного материала имеют различные предельно допустимые превышения температуры (от 60º до 90º),  при температуре окружающей среды 40ºС. Перегрев электрического двигателя опасен в первую очередь для обмоток, что приводит к сокращению их срока службы, а иногда и к аварии машины.

Нагрев электрической машины зависит от нагрузки и режима работы. Основной причиной перегрева является перегрузка электрического двигателя по току, которая при длительном режиме определяется контрольным замером тока в цепи статора для эл./двигателей переменного тока и в цепи якоря в эл./двигателях постоянного тока. Двигатели которые работают в повторно-кратковременном режиме, имеют постоянно изменяющийся ток, поэтому оценить их загрузку по щитовым приборам невозможно. В этом случае проводят осцилографирование тока на специальных приборах, определяя эквивалентное значение тока за цикл работы механизма. Перегрев двигателя при его нормальной загрузке возможен из-за ухудшения охлаждения или при увеличении температуры окружающей среды выше 40ºС.

Нагрев двигателя определяют термометром или специальными встроенными приборами, устанавливаемых на двигателях мощностью более 100кВт. При отсутствии таких приборов нагрев двигателей проверяют на ощупь рукой. Если очень горячо, измеряют переносным термометром, лучше спиртовым, не имеющим погрешностей в магнитном поле. Активную часть термометра плотно обертывают алюминиевой фольгой и прижимают к месту измерения на поверхности двигателя, а сверху место изоляции накрывают теплоизоляционной ватой. 

 

·  Неисправности, выявление дефектов, ремонт и обслуживание электродвигателей.

 Ниже приведены (Таблицы2-5) основные неисправности электродвигателей переменного (асинхронных) и постоянного тока, возможные причины и способы их выявления. Также приведены (Таблицы6-7) требования к разборке электродвигателей и сведения по их надзору и уходу.

 





Таблица2:Неисправности трехфазных асинхронных двигателей и способы их выявления

Характер неисправности Возможная причина Способ выявления
Двигатель не запускается без нагрузки -Обрыв (в одном из проводов) питающей линии -Обрыв в одной из обмоток фаз статора двигателя (при включении «звездой») Проверить напряжение линии (линейные напряжения Uлин.) Проверить предохранители или ток в питающих проводах или сопротивление обмоток фаз
Двигатель не развивает номинальную частоту вращения и гудит -Одностороннее притяжение ротора вследствие износа подшипников, перекоса подшипниковых щитов или изгиба вала Проверить зазор между статором и ротором
Двигатель останавливается при увеличении нагрузки. Пусковой или максимальный момент недостаточен. -Понижение напряжения сети -Включение фаз обмотки звездой вместо треугольника -Обрыв в одной из фаз статора двигателя (при включении фаз треугольником) -Межвитковое замыкание в обмотке статора -Обрыв или распайка в обмотке ротора -Неисправный пусковой реостат -Перегрузка Проверить Uлин.   Проверить схему соединения обмоток   Проверить сопротивление обмоток фаз   То же     Проверить ток к.з. (фазный ротор) Проверить исправность реостата Проверить нагрузку  
 Двигатель дает пониженное число оборотов в минуту -Пониженное Uсети. -Повышенное сопротивление обмотки ротора в результате:  -распайки, плохой заливки, трещин в стержнях и кольцах к.з. ротора   -Неисправности колец, щеток (фазный ротор) Проверить Uсети.     Проверить ток короткого замыкания     Осмотреть кольца, щетки
Двигатель не развертывается (застревает при малых оборотах ротора), гудит -Обрыв в обмотке ротора или цепи кольца, неисправность короткозамыкающего механизма (фазного ротора) неисправность пускового реостата -Обрывы в нескольких стержнях или замыкающих кольцах короткозамкнутого ротора -Перевернута фаза обмотки статора Проверить сопротивление фаз обмотки ротора и пускового реостата   Проверить ток короткого замыкания     Проверить ток в питающих проводах; маркировку концов обмотки
Двигатель приходит во вращения при разомкнутом фазном роторе -Межвитковое замыкание в роторе -Перекрытии между стержнями ротора при пуске Проверить магнитным ярмом Осмотреть лобовые части и головки стержней
Повышенный нагрев статора Повышенный ток в обмотках статора в результате: -обрыва в одном из трех проводов питающей линии в цепи статора -повышенного или пониженного напряжения в сети -перегрузки -межвиткового замыкания в обмотке статора, замыкания между обмотками фаз     Проверить предохранители, а также U между фазами, замерить ток в цепи Проверить напряжение (U) между фазами питающей линии То же Проверить: ток в питающих проводах, изоляцию обмоток, сопротивление обмоток
Перегрев ротора -ухудшение вентиляции   Повышенный ток в роторе в результате: -пониженного Ucети -перегрузки   -распайки соединений   Прочистить вентиляционные каналы     Проверить Uлин., Проверить  нагрузку   Проверить места пайки
Значение тока, потребляемого двигателем, периодически колеблется Обрыв в роторе Проверить ток короткого замыкания
При включении срабатывает защита (большой ток) -перевернута фаза обмотки статора -соединение фаз обмотки статора в треугольник вместо звезды -замыкание обмоток на корпус или между собой Проверить маркировку концов обмотки Проверить схему соединения обмоток     Проверить изоляцию обмоток на корпус и между собой
Перегрев подшипников Отсутствие смазки. Загрязненная смазка. Неподходящий сорт смазки. Износ подшипника. Промыть заменить смазку. То же.   Заменить.
 Механические колебания двигателя Небаланс ротора, большая осевая игра ротора Износ скользящих подшипников Проверить балансировку   Проверить зазор в подшипниках и их установку.

__________________________________________________________

1 Когда обрыв происходит на ходу, двигатель продолжает вращаться и если его своевременно не остановить, то он сгорит. 

2 Обрыв питающего провода и несоответствующая защита являются частой причиной повреждения статорной обмотки трехфазных асинхронных двигателей. 3 Включение обмотки «звездой» вместо «треугольника» приводит к понижению напряжения на каждой из обмоток в 1,73 раза и, следовательно, к уменьшению пускового и максимального моментов в три раза.

 

Таблица3: Неисправности электрических двигателей постоянного тока.

Неисправность Возможная причина Способ устранения
Искрят все щетки или их часть Щетки установлены неправильно Проверить положение щеток по заводским меткам, имеющимся на траверсе.
Искрение сопровождается повышенным нагревом коллектора и щеток. -Щетки в плохом состоянии (имеют неровную обгоревшую рабочую поверхность с царапинами; плохо пришлифованы; их края обломаны или обгорели) и неправильно установлены в щеткодержателях. Размеры обойм щеткодержателей не соответствуют размерам щеток*, плохой контакт между щетками и их арматурой. -Щетки слабо прилегают к коллектору.   -Поставлены угольные щетки неподходящей марки (слишком мягкие или твердые). Следует правильно установить щеткодержатели и щетки. Угольные щетки тщательно пришлифовать к коллектору стеклянной шкуркой, наждачной бумагой не рекомендуется.   Сильнее прижать щетки, в случае надобности укоротить нажимную пружину, лучше заменить её новой**. Заменить щетки.
Равномерно перегрета вся машина. Других признаков ненормальной работы нет. Машина перегружена.   Вентиляционные пути машины засорились; активная сталь и обмотки покрылись теплоизолирующим слоем мелких волокон и пыли. Засорились воздушные фильтры. Снизить нагрузку. При отсутствии искрения щеток усилить вентиляцию машины. Тщательно очистить машину и продуть сжатым, чистым и сухим воздухом.     Очистить фильтры.
Двигатель не запускается. В якоре нет тока при включенном реостате.   Перегорели предохранители. Обрыв в пусковом реостате или в проводах. Обрыв в обмотках якоря.     Заменить на другие.   Найти при помощи приборов обрыв и устранить его. Найти место обрыва (обрыв чаще всего происходит в соединениях между коллектором и обмоткой).

* Расстояние от обоймы щеткодержателя до поверхности коллектора, должно составлять от 2,5 —3мм. у мощных машин, до 1мм. у маломощных машин.

** Нажатие на щетку должно соответствовать определенному удельному давлению, зависящему от марки щеток и окружной скорости коллектора или контактных колец. 

 

Таблица4: Неисправности щеткодержателей и способы их устранения

Неисправность Возможная причина Способ устранения
Быстрый износ внутренней поверхности обоймы и боковой поверхности щеток Коллекторный бой, заусенцы в обоймах Обточка коллектора, исправление обоймы
Разъедание внутренней поверхности обоймы     Ослабление пружины Неправильное прохождение тока с обоймы на щетку, неисправная арматура щетки Отжиг пружин из-за неправильного токопрохождения   Замена шунтов. Подтяжка контактов в цепи тока. Замена щеток с неисправной арматурой Замена шунтов и щеточной арматуры. Подтяжка контактов в цепи тока. Проверка изолирующей головки пружины.
Зажим щетки в обойме Механическое повреждение обоймы. Заусенцы от обработки или наплывы от кругового огня Выгиб обоймы от нагрева током вследствие прохождения тока через обойму. Выправления     Опиловка   Выправление. Обеспечение нормального токопрохождения


Таблица5: Неисправности коллекторов и способы их устранения.

Неисправность Возможная причина Способ устранения Дополнения и пояснения
Обгар поверхности   Искрение. Круговой огонь Обточка, шлифовка. Поверхность шлифуют стеклянной шкуркой. Обточку производят с частотой не менее 200об/мин. резцом с напайкой из твердого сплава, с тем чтобы коллектор не «затянуло» медью (заусенцы). При обточке коллектора без разборки машины в собственных подшипниках не следует допускать дрожание резца и необходимо обеспечить тщательное удаление стружки из машины.
Биение Плохая сборка Нагрев. Подтягивание. Обточка. Для уменьшения биения подтягивают гайку или коллекторные болты, затем нагревают коллектор до температуры 100—110ºС, снова подтягивают и обтачивают Состояние поверхности коллектора проверяют индикатором. Допустимым является эксцентриситет порядка 0,03мм.
Выступание изоляции между пластинами Износ пластин. Ослаб коллектор. Продораживание. Подтягивание. Обточка. Продораживание производят куском ножовочного полотна, обточенного до толщины, равной толщине миканитовой изоляции. Весь миканит вырезают на глубину 1—1,5мм. После продораживания коллектор тщательно отшлифовывают и продувают. Продораживание также выполняют специальной дисковой фрезой  
Выступание пластин на краю коллектора Предельная обточка, слишком тонкие пластины. Замена комплекта пластин и межламельной изоляции. При разборке коллектора на него одевают прессовочное кольцо или накладывают временный бандаж из стальной бандажной проволоки. Под бандаж ставят полосу электрокартона. Затем вывертывают болты, (гайки), снимают нажимную шайбу и конус Чрезмерно обточенный коллектор требует капитального ремонта — замены комплекта пластин.
Отломана часть петушка Повреждения при транспортировке, монтаже и эксплуатации Если место поломки петушка удалено более чем на 10мм от места его заделки в коллекторную пластину, следует спаять сломанные части петушка   Если поломка произошла в близи места заделки его в коллекторную пластину, нало поврежденный петушок заменить новым. В установленный петушок вставляют штифт и припаивают к пластине и обмотке. На обмотку накладывают проволочный бандаж и производят балансировку ротора  
Замыкание между пластинами     Замыкание внутри коллектора Заусенцы на поверхности. Прогар миканитовой изоляции из-за попадания масла или медно-угольной пыли Разборка Осмотр. Расчистка. Глубокая прочистка между пластинами. Промывка спиртом. Замазка пастой (глифталевый лак с цементом).   То же  
Замыкание на корпус Пробой, прогар изоляционных конусов     Разборка, ремонт или смена конусов. Если прогоревшая зона невелика, расчищают поврежденное место, подрезают его края на конус и лаком наклеивают на него кусочки слюды   Если неисправность значительна, поврежденную часть конуса удаляют. На нее укладывают сегменты, вырезанные из миканита.    Иногда удается исправить коллектор переточкой всего ласточкина хвоста одной стороны коллектора вглубь без замены пластин   Если замена конуса необходима, применяют составной конус.  


Таблица6: Надзор и уход за электрическими двигателями

Объект или операция Требование Дополнение и пояснение
Осмотры Периодичность осмотров устанавливаются в зависимости от производственных условий, но не реже 1 раза в 2 месяца При осмотрах следует очищать двигатель от загрязнений, надежность заземления и соединения двигателя с механизмом. Кроме того, надо убедиться в отсутствии повреждений на корпусе двигателя. Проверить целостность крыльев вентилятора и отсутствие вмятин на его кожухе. Проверить изоляцию выводов обмоток и питающих проводов.
Контроль напряжения Для нормальной работы электродвигателя напряжение на питающих шинах должно быть 100-105% номинального Допускается работа электродвигателя при отклонении напряжения от -5% до +10% номинального
Подшипники Температура подшипников должна быть не выше допустимой     Уровень масла в подшипниках должен быть нормальным Предельно допустимая температура для подшипников скольжения 80ºС, для подшипников качения 100ºС Нормальный уровень масла отмечен чертой на маслоуказателе
Чистка коллектора Коллектор должен быть всегда чистым. Наличие металлической и угольной пыли недопустимо. Чистку производят сухой тряпкой   Царапины и почернения во избежание усиленного искрения устранять по мере их возникновения Допустимо чистить на ходу дощечкой обернутой сухой тряпкой, с соблюдением мер безопасности   Царапины и почер-нения устраняют полировкой коллектора при его номинальной частоте вращения мелкой стеклянной бумагой закрепляемой на деревянной колодке. Применять наждач-ное полотно запрещено
Продораживание коллектора При появлении над поверхностью коллектора выступающей слюды её надо снять продораживанием с помощью пилки-скребка (Рис.11) Выступающую слюду снимают на 1-1,5 мм. Края пластин коллектора скашивают под углом 45º на ширину не более 0,5 мм. (Рис.12)
Щетки Подбор щеток производится по указанию завода-изготовителя, а при отсутствии заводских данных щетки подбирают по специальным таблицам.     Щетки необходимо пришлифовывать к коллектору. По окончании шлифовки коллектор необходимо очистить от осевшей на него пыли. Сила нажатия щеток должна быть отрегулирована. отклонение от нормы не более 10%. Размер щеток должен обеспечивать их свободное передвижение в обойме. Расстояние от обоймы до поверхности коллектора должно быть 2-4 мм. (Рис.13) Применение разных щеток недопустимо.  Пришлифовку щеток производят так: под щетку подкладывают стеклянную бумагу, которую передвигают влево и вправо (Рис.14).   Регулировка производится пружиной    
Периодичность ремонтов Устанавливает лицо ответственное за электрохозяйство, с учетом местных условий Электродвигатели, работающие в тяжелых условиях, следует капитально ремонтировать не реже 1 раза в 2 года.
Резервные электродвигатели Должны быть постоянно готовы к немедленному пуску Осмотр и опробование этих электродвигателей производят по утвержденному графику.

                     Рис.11

Рис.12                                              Рис.13

                             

                                     Рис.14

Таблица7:Разборка электродвигателей

Операция Выполнение операции Дополнения и пояснения
Снятие с вала передаточных и соединительных деталей (полумуфт, шестерен, шкивов) Снятие деталей производят: двух лапчатыми винтовыми съемниками   гидросъемниками   прогревом до температуры 250ºС или токами высокой частоты Перед тем как снять детали, необходимо отвернуть стопорный винт или выбить фиксирующую шпонку Гидросъемники применяют только для крупных двигателей
Съем подшипниковых щитов При съеме щитов производят предварительные работы: - снимают наружный вентилятор и крышки подшипников - отсоединяют провода от щеточного устройства -фиксируют отметками положение щита относительно статора и вывертывают болты, крепящие щит Снятие щита: равномерный отвод отжимными болтами; либо рычагом вводимым в отверстие между торцом станины и краем щита У крупных электродвигателей перед съемом щита необходимо под конец вала установить домкрат или подвесить его на кран     Отвод производят до выхода из центрирующей заточки станины. Операцию выполняют рычагом при отсутствии отжимных болтов.
Вывод ротора из расточки статора Для электродвигателей средней мощности вывод ротора осуществляют с помощью удлинителя -- толстостенной трубы, насаживаемой на конец вала  Длина стропы должна быть в 3-4 раза длиннее вала.
Снятие с вала подшипников качения Снятие производят: -- винтовыми или гидравлическими съемниками -- специальными приспособлениями -- подогревом под- шипников до 120ºС   
Разборка подшипников скольжения Специальных устройств не требуется  
Выемка обмотки Электродвигатель помещают в герметически закрытую электропечь, в которой поддерживается температура 300º-400ºС, и выдерживают в ней в течение 4-6 часов Пазовая и витковая изоляции теряют механическую прочность и легко, по частям, извлекают из пазов.

__________________________________________________________

 

1. Чтобы вал сильно не нагревался, подогрев надо вести интенсивно, одной двумя автогенными грелками. Во избежание внутренних повреждений при подогреве вал обертывают асбестовым картоном, смоченным в воде. 2. Подшипники снимают с вала и заменяют новыми в случае их износа. 3. в процессе разборки электродвигателя все детали, снятые с ротора и статора, помещают в комплектовочный ящик, к которому прикрепляют бирку с указанием ремонтного номера двигателя. Бирки также прикрепляют к статору, ротору и каждому из подшипниковых щитов. При всех операциях по разборке электродвигателя, а также при выемке обмоток производится дефектирование. Все данные заносят в специальную ведомость.

 

 

Таблица8: Приемка в эксплуатацию электродвигателей. Разные требования.

Объект или операция Требование Дополнение и пояснение
Указатели и надписи -На электродвигателях и приводимых ими механизмах должны быть нанесены стрелки направления вращения. -На пускорегулирующих устройствах должны быть отмечены положения «Пуск» и «Стоп». -Выключатели, контакторы, магнитные пускатели, рубильники и предохранители должны иметь надписи, указывающие, к какому электродвигателю они относятся. Стрелки указывают правильное направление вращения приводимых механизмов.   Указатели нужны во избежание ошибок при включении и отключении электродвигателей.   Надписи на аппаратуре необходимы во избежание ошибок при эксплуатации и ремонте электродвигателей.
Ограждения Ограждениями должны быть закрыты выводы обмоток статора, ротора и кабельные заделки. Ограждения должны быть установлены на вращающихся частях машин. Снимать их при работе машины запрещено. 
Защита электродвигателей На двигателях, у которых возможна Защита должна действовать на
от перегрузки   систематическая перегрузка по технологическим причинам, устанавливается защита от перегрузки сигнал, автоматическую разгрузку механизма или на отключение
Предохранители Плавкие вставки предохранителей должны быть калиброваны с указанием на клейме номинального тока Клеймо должно быть завода изготовителя или электротехнической лаборатории. Применять некалиброванные вставки запрещено.
Контроль тока Для наблюдения за пуском и работой электродвигателей и механизмов, регулирование технологических процессов которых ведется по току, должен быть установлен амперметр в цепи статора. Амперметр устанавливают на пусковом щитке или панели. На шкале амперметра должно быть отмечено красной чертой значение тока, превышающее номинальное на 5%.
Контроль напряжения Наличие напряжения должно контролироваться вольтметрами или сигнальными лампами. Вольтметры или сигнальные лампы устанавливают на групповых щитках и сборках.

 Техника безопасности

 

· ЭЛЕКТРОТРАВМАТИЗМ

Современный уровень технического прогресса невозможен без широкого внедрения электрооборудования, что в свою очередь вызывает необходимость постоянного совершенствования требований к его безопасному обслуживанию и средств защиты.

Работа в области электробезопасности должна основываться на продуманной, четкой, конкретной системе мероприятий, обеспечивающей полное и точное выполнение «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей». Особое внимание руководители электрохозяйства, должны уделять строжайшему выполнению требований указанных Правил относительно содержания и эксплуатации электрических сетей и станций, включая распределительные устройства, где по данным статистики чаще всего происходят несчастные случаи. Большое число несчастных случаев бывает при обслуживании и ремонтах электропривода, пускорегулирующей аппаратуры, электрического освещения, сварочных аппаратов, электрифицированного транспорта, электрооборудования, подьемно-транспортных механизмов, ручного переносного инструмента, а также высокочастотных установок.

Электроустановки по напряжению разделяются на две группы: напряжением до 1000 В и свыше 1000 В. Практика свидетельствует, что электротравмы, как уже было сказано выше, чаще случаются в электроустановках с напряжением до 1000 В.

Большая часть несчастных случаев происходит из-за низкого уровня организации работ, грубых нарушений Правил, в том числе:

1. Непосредственного прикосновения к открытым токоведущим частям и проводам.

2. Прикосновения к токоведущим частям, изоляция которых повреждена.

3. Прикосновения к металлическим частям оборудования, случайно оказавшихся под напряжением.

4. Касания к токоведущим, частям при помощи предметов с низким сопротивлением изоляции.

5. Отсутствия или нарушения защитного заземления.

6. Ошибочной подачи напряжения во время ремонтов или осмотров.

7. Воздействия электрического тока через дугу.

8. Воздействия шагового напряжения и др.

· ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Электрический ток, действуя на организм человека, может привести к различным поражениям: электрическому удару, ожогу, металлизации кожи, электрическому знаку, механическому повреждению, электроофтальмии (табл 9).


Таблица 9. Характеристика воздействия на человека электрического тока различной силы

Сила тока, мА Переменный ток 50 — 60 Гц Постоянный ток
0,6 — 1,5 Легкое дрожание пальцев рук Не ощущается
2 — 3 Сильное дрожание пальцев рук Не ощущается
5 — 7 Судороги в руках 3yд. Ощущение нагревания
8 — 10 Руки с трудом, но еще можно оторвать от электродов. Сильные боли в руках, особенно в кистях и пальцах Усиление нагревания
20 — 25 Руки парализуются немедленно, оторвать их от электродов невозможно. Очень сильные боли. Затрудняется дыхание Еще большее усиление нагревания, незначительное сокращение мышц рук
50 — 80 Паралич дыхания. Начало трепетания желудочков сердца Сильное ощущение нагревания. Сокращение мышц рук. Судороги. Затруднение дыхания
90 — 100 Паралич дыхания и сердца при воздействии более 0,1 с. Паралич дыхания

Электрический удар ведет к возбуждению живых тканей; В зависимости от патологических процессов, вызываемых поражением электротоком, принята следующая классификация тяжести электротравм при электрическом ударе:

a. электротравма I степени — судорожное сокращение мышц без потери сознания;

b. электротравма II степени — судорожное сокращение мышц с потерей сознания,"

c. электротравма III степени — потеря сознания и нарушение функций сердечной деятельности или дыхания (не исключено и то и другое);

d. электротравма IV степени — клиническая смерть.

Степень тяжести электрического поражения зависит от многих факторов: сопротивления организма, величины, продолжительности действия, рода и частоты тока, пути его в организме, условий внешней среды.

Исход электропоражения зависит и от физического состояния человека. Если он болен, утомлен нли находится в состоянии опьянения, душевной подавленности, то действие тока особенно опасно. Безопасными для человека считаются переменный ток до 10 мА и постоянный — до 50 мА.

Электрический ожог различных степеней — следствие коротких замыканий- в электроустановках и пребывания тела (как правило, рук) в сфере светового (ультрафиолетового) и теплового (инфракрасного) влияния электрической дуги; ожоги III и IV степени с тяжелым исходом — при соприкосновении человека (непосредственно или через электрическую дугу) с токоведущими частями напряжением свыше 1000 В.

Электрический знак (отметка тока) — специфические поражения, вызванные механическим, химическим или их совместным воздействием тока. Пораженный участок кожи практически безболезнен, вокруг него отсутствуют воспалительные процессы. Со временем он затвердевает, и поверхностные ткани отмирают. Электрознаки обычно быстро излечиваются.

Металлизация кожи — так называемое пропитывание кожи мельчайшими парообразными или расплавленными частицами металла под влиянием механического или химического воздействия тока. Пораженный участок кожи приобретает жесткую поверхность и своеобразную окраску. В большинстве случаев металлизация излечивается, не оставляя на коже следов. Электроофтальмия — поражение глаз ультрафиолетовыми лучами, источником которых является вольтова дуга. В результате электроофтальмии через несколько часов наступает воспалительный процесс, который проходит, если приняты необходимые меры лечения.

В условиях производства поражение электротоком чаще всего является следствием того, что люди прикасаются к токоведущим частям, находящимся под опасным напряжением. Возможны два варианта таких прикосновений с разной степенью опасности. Первый, наиболее опасный,— одновременное прикосновение к двум линейным проводам (Рис.15а) и второй, менее опасный (таких случаев больше) — прикосновение к одной фазе (рис. 15б).

Рис. 15а. Двухфазное включение в цепь тока

 

 

Рис. 15б. Однофазное включение в цепь тока:

 

· ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОНТЕРОВ ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ОБОРУДОВАНИЯ

Электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования (далее — «электромонтеры») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил, Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации применяемого механизированного инструмента, оборудования и технологической оснастки.

· Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы электромонтер обязан:

а) предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, а также удостоверение о проверке знаний при работе в электроустановках напряжением до 1000 В или свыше 1000 В, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемой работы;

б) надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца.

2. После получения задания у руководителя работ и ознакомления, в случае необходимости, с мероприятиями наряда-допуска электромонтер обязан:

а) подготовить необходимые средства индивидуальной защиты. проверить их исправность;

б) проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности;

в) подобрать инструмент, оборудование и технологическую оснастку, необходимые при выполнении работы, проверить их исправность и соответствие требованиям безопасности;

г) ознакомиться с изменениями в схеме электроснабжения потребителей и текущими записями в оперативном журнале.

3. Электромонтер не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:

а) неисправности технологической оснастки, приспособлений и инструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их применение;

б) несвоевременном проведении очередных испытаний основных и дополнительных средств защиты или истечении срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем;

в) недостаточной освещенности или при загроможденности рабочего места;

г) отсутствии или истечении срока действия наряда-допуска при работе в действующих электроустановках.

Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работ, а при невозможности сделать это электромонтер обязан сообщить о них бригадиру или ответственному руководителю работ.

· Требования безопасности во время работы

4. Электромонтер обязан выполнять работы при соблюдении следующих требований безопасности:

а) произвести необходимые отключения и принять меры, препятствующие подаче напряжения к месту работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационной аппаратуры;

б) наложить заземление на токоведущие части;

в) оградить рабочее место инвентарными ограждениями и вывесить предупреждающие плакаты;

г) отключить при помощи коммутационных аппаратов или путем снятия предохранителей токоведущие части, на которых производится работа, или те, к которым прикасаются при выполнении работы, или оградить их во время работы изолирующими накладками (временными ограждениями);

д) принять дополнительные меры, препятствующие ошибочной подаче напряжения к месту работы при выполнении работы без применения переносных заземлений;

е) на пусковых устройствах, а также на основаниях предохранителей вывесить плакаты «Не включать — работают люди!»;

ж) на временных ограждениях вывесить плакаты или нанести предупредительные надписи «Стой — опасно для жизни!»;

з) проверку отсутствия напряжения производить в диэлектрических перчатках;

и) зажимы переносного заземления накладывать на заземляемые токоведущие части при помощи изолированной штанги с применением диэлектрических перчаток;

к) при производстве работ на токоведущих частях, находящихся под напряжением, пользоваться только сухими и чистыми изолирующими средствами, а также держать изолирующие средства за ручки-захваты не дальше ограничительного кольца.

5. Смену плавких вставок предохранителей при наличии рубильника следует производить при снятом напряжении. При невозможности снятия напряжения (на групповых щитках, сборках) смену плавких вставок предохранителей допускается производить под напряжением, но при отключенной нагрузке.

6. Смену плавких вставок предохранителей под напряжением электромонтер должен производить в защитных очках, диэлектрических перчатках, при помощи изолирующих клещей.

7. Перед пуском оборудования, временно отключенного по заявке неэлектротехнического персонала, следует осмотреть его, убедиться в готовности к приему напряжения и предупредить работающих на нем о предстоящем включении.

8. Присоединение и отсоединение переносных приборов, требующих разрыва электрических цепей, находящихся под напряжением, необходимо производить при полном снятии напряжения.

9. При выполнении работ на деревянных опорах воздушных линий электропередачи электромонтеру следует использовать когти и предохранительный пояс.

10. При выполнении работ во взрывоопасных помещениях электромонтеру не разрешается:

а) ремонтировать электрооборудование и сети, находящиеся под напряжением;

б) эксплуатировать электрооборудование при неисправном защитном заземлении:

в) включать автоматически отключающуюся электроустановку без выяснения и устранения причин ее отключения;

г) оставлять открытыми двери помещений и тамбуров, отделяющих взрывоопасные помещения от других;

д) заменять перегоревшие электрические лампочки во взрывозащищенных светильниках лампами других типов или большей мощности;

е) включать электроустановки без наличия аппаратов, отключающих электрическую цепь при ненормальных режимах работы;

ж) заменять защиту (тепловые элементы, предохранители, расцепители) электрооборудования защитой другого вида с другими номинальными параметрами, на которые данное оборудование не рассчитано.

11. При работе в электроустановках необходимо применять исправные электрозащитные средства: как основные (изолирующие штанги, изолирующие и электроизмерительные клещи. указатели напряжения, диэлектрические перчатки), так и дополнительные (диэлектрические галоши, коврики, переносные заземляющие устройства, изолирующие подставки, оградительные подставки, оградительные устройства, плакаты и знаки безопасности).

12. Работы в условиях с повышенной опасностью следует осуществлять вдвоем в следующих случаях:

а) с полным или частичным снятием напряжения, выполняемого с наложением заземлений (отсоединение и присоединение линий к отдельным электродвигателям, переключения на силовых трансформаторах, работы внутри распределительных устройств);

б) без снятии напряжения, не требующего установки заземлений (электрические испытания, измерения, смена плавких вставок предохранителей и т.п.);

в) с приставных лестниц и подмостей, а также там, где эти операции по местным условиям затруднены;

г) на воздушных линиях электропередачи.

13. Измерение сопротивления изоляции мегаомметром следует осуществлять только на полностью обесточенной электроустановке. Перед измерением следует убедиться в отсутствии напряжения на испытываемом оборудовании.

14. При работах вблизи действующих крановых или тельферных троллей электромонтеры обязаны выполнять следующие требования;

а) выключить троллеи и принять меры, устраняющие их случайное или ошибочное включение;

б) заземлить и закоротить троллеи между собой;

в) оградить изолирующими материалами (резиновыми ковриками, деревянными щитами) места возможного касания троллей в случае невозможности снятия напряжения. На ограждение повесить плакат «Опасно для жизни — напряжение 380 В!».

15. При обслуживании осветительных сетей электромонтеры обязаны выполнять следующие требования:

а) замену предохранителей и перегоревших ламп новыми, ремонт осветительной арматуры и электропроводки осуществлять при снятом напряжении в сети и в светлое время суток;

б) чистку арматуры и замену ламп, укрепленных на опорах, осуществлять после снятия напряжения и вдвоем с другим электромонтером;

в) установку и проверку электросчетчиков, включенных через измерительные трансформаторы, проводить вдвоем с электромонтером, имеющим квалификационную группу по технике безопасности не ниже IV;

г) при обслуживании светильников с автовышек или других перемещаемых подъемных средств применять пояса предохранительные и диэлектрические перчатки.

16. При регулировке выключателей и разъединителей, соединенных с проводами, электромонтерам следует принять меры, предупреждающие возможность непредвиденного включения приводов посторонними лицами или их самопроизвольного включения.

17. Для проверки контактов масляных выключателей на одновременность включения, а также для освещения закрытых емкостей электромонтерам следует применять напряжение в электросети не выше 12 В.

18. В процессе работы электромонтеру запрещается:

а) переставлять временные ограждения, снимать плакаты, заземления и проходить на территорию огражденных участков;

б) применять указатель напряжений без повторной проверки после его падения;

в) снимать ограждения выводов обмоток во время работы электродвигателя;

г) пользоваться для заземления проводниками, не предназначенными для этой цели, а также присоединять заземление путем скрутки проводников;

д) применять токоизмерительные клещи с вынесенным амперметром, а также нагибаться к амперметру при отсчете показаний во время работы с токоизмерительными клещами;

е) прикасаться к приборам, сопротивлениям, проводам и измерительным трансформаторам во время измерений;

ж) производить измерения на воздушных линиях или троллеях, стоя на лестнице;

з) применять при обслуживании, а также ремонте электроустановок металлические лестницы;

и) пользоваться при работе под напряжением ножовками, напильниками. металлическими метрами и т.п.;

к) применять автотрансформаторы, дроссельные катушки и реостаты для получения понижающего напряжения;

л) пользоваться стационарными светильниками в качестве ручных переносных ламп.

19. Для прохода на рабочее место электромонтеры должны использовать оборудование системы доступа (лестницы, трапы. мостики). При отсутствии ограждения рабочих мест на высоте электромонтеры обязаны применять предохранительные пояса с капроновым фалом. При этом электромонтеры должны выполнять требования «Типовой инструкции по охране труда для работников, выполняющих верхолазные работы».

· Требования безопасности в аварийных ситуациях

20. При возникновении загорания в электроустановке или опасности поражения окружающих электрическим током в результате обрыва кабеля (провода) или замыкания необходимо обесточить установку, принять участие в тушении пожара и сообщить об этом бригадиру или руководителю работ. Пламя следует тушить углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и песком.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 382.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...