Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ ключевых понятий темы исследования: «ценности», «ценностные ориентации» и  их структура




Понятие ценности возникло в XVIII веке и связано с пересмотром традиционных оснований этики. Это понятие впервые появляется у Канта, который считал, что ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость, обращенность к воле, к цели.

 В понимании К. Клахона ценности – это явное или неявное представление о желаемом, влияющее на выбор типов, средств, целей действия. Внутренняя суть человеческой личности - это система его ценностей, способность осознавать то, что дорого, значимо и важно. Под ценностями  в целом понимают предметы, явления или их свойства, полезность, значимость, нужность которых осознает человек, проявляя к ним положительное отношение. [13]

Ценность - термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» или объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. [1] Согласно определению, данному в большой советской энциклопедии: «ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество». [5, стр. 576] Именно этого определения «ценности» мы и будем придерживаться в своем исследовании.

Исходя из данного определения ценностей, мы выделили в их составе основные структурные элементы.

Графически эта структура представлена на рисунке 1

ценность

 


   

идеи
цели
идеалы


Рис.1 Структура ценностей

Идея – сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности.

Идеал- то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений.

Цель- предмет стремления, то, что надо осуществить.

Существуют общепринятые ценности, такие как, любовь, престиж, уважение, знание, здоровье и др., внутригрупповые ценности – политические, религиозные и индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни. Функции ценностей разнообразны. Они являются ориентиром в жизни человека, необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля. [9]

 Каждая исторически конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей - как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. [62]

На основе системы ценностей личности, социальной группы общества формируются определенные ценностные ориентации, то есть система установок, принципов понимания социальной реальности, других людей, собственной роли. [32]

Ценностные ориентации – важнейший компонент структуры личности, характеризующий ее отношение к различным ценностям и определяющий ее мотивацию и поведение. Ценности, влияющие на жизненные установки людей, превращаются в основной ориентир их поведения, мотивов общения, взаимодействия. Впервые термин ценностные ориентации появился в социологии, в работах американских исследователей Уильяма Томаса и Флориана Знамецкого. [55]

А.Г.Здравомыслов характеризует ценностные ориентации как «относительно устойчивое социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели, средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности». [13, стр. 273] Д.Н.Узнадзе подчеркивает, что ценностные ориентации – «психологические установки на определенный тип поведения в конкретной ситуации». Ценностные ориентации как субъективная категория выражают направленность личности, определяют ее избирательное отношение к объектам реальной действительности. [64] Ценностные ориентации составляют ядро структуры личности, выступают в качестве критерия при выборе идеала, определяют формирование и развитие мотивационной сферы, стимулируют самосовершенствование. [21]  Мы в нашей работе принимаем определение Ю. М. Жукова: «Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного». Данный автор указывает, что ценностные ориентации это «хорошо осознанные ценности». [1, стр. 138]  

Говоря о структуре ценностных ориентаций, приведем мнение И.С.Кона, согласно которому ценностные ориентации составляют устойчивое ядро, вокруг которого интегрируются и иерархизируются мотивы. [17] Ценностные ориентации подчиняют себе мотивы и стремления (рис. 2).

 

Рис.2 Структура ценностных ориентаций по И.С. Кону

С точки зрения  Ш. Шварца, ценностные ориентации имеют ряд характерных особенностей. Автор выделяет пять таких особенностей (рис.3).

Знания о состояниях, которых желательно достичь
Следы специфи-ческих ситуаций
Содержат возможность изменения поведения личности
Имеют высокую степень важности
  Представле-ния или верования
  Ценностные ориентации

 

Рис. 3 Характерные черты ценностных ориентаций по Ш. Шварцу

Проведя анализ структуры ценностных ориентаций, мы выявили, что основные черты ценностных ориентаций (по  Ш. Шварцу) можно условно объединить в следующие структурные компоненты:

1) Когнитивный компонент (знания о состояниях, которых желательно достичь,                 представления или верования)

2) Эмоционально-ценностный компонент (высокая степень важности)

3) Поведенческий компонент (возможность изменения поведения личности, следы специфических ситуаций).

Выделенные нами компоненты (когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий) послужили основой для разработки критериев и показателей сформированности ценностных ориентаций школьников при организации и проведении опытно-экспериментальной работы в процессе обучения биологии.

Исследование проблемы формирования ценностных ориентаций у школьников окажется неполным, если не рассмотреть различные подходы к классификации ценностей и ценностных ориентаций, позволяющих выявить их основные черты и особенности. Этому и посвящен следующий параграф нашей исследовательской работы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...