Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 1. Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе обучения как психолого – педагогическая проблемаСтр 1 из 3Следующая ⇒
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет Им. Л.Н. Толстого» Научный руководитель:кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Н. В. Брызжева ______________ ______________________ Дата подпись Работа допущена к защите: Зав. кафедрой педагогики: д.пед.н.,проф.,чл.-корр. РАО, заслуженныйдеятель науки РФ А.А. Орлов
__________________ ________________________ Дата подпись Рецензент: к. п. н., доцент кафедры социальных и педагогических технологий ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», заведующий центром мониторинга и анализа образовательного процесса Л.В. Сафронова ___________________ ______________________________ дата подпись Защита состоится 27 июня 2011 г в учебном корпусе № 2 ТГПУ им. Л.Н. Толстого, аудитория № в часов минут. Декан ФЕНФКиТ _______________ _____________________________ дата д.х.н., профессор Шахкельдян И. В. Содержание: Введение. 4 Глава 1.Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе обучения как психолого – педагогическая проблема. 8 1.1. Анализ ключевых понятий темы исследования: «ценности», «ценностные ориентации» и их структура 8 1.2. Классификации ценностей и ценностных ориентаций в психолого-педагогической литературе 13 1.3. Особенности формирования ценностных ориентаций у учащихся среднего школьного возраста 21 1.4. Межпредметные связи как средство формирования ценностных ориентаций у подростков. 26 Выводы по главе 1. 31 Глава 2. Методические основы формирования ценностных ориентаций у подростков в процессе обучения биологии. 33 2.1. Учебный предмет «биология» и его роль в формировании ценностных ориентаций школьников 33 2.2. Анализ содержания учебного материала по биологии в 8 классе, способствующего формированию ценностных ориентаций у подростков. 37 2.3. Реализация межпредметных связей на уроках анатомии, физиологии и гигиены человека c целью формирования ценностных ориентаций у подростков 61 Выводы по главе 2. 67 Глава 3. Опытно-экспериментальная работа. 69 3.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента. 70 3.2. Формирующий этап педагогического эксперимента. 83 3.3. Контрольный этап педагогического эксперимента. 87 Выводы по главе 3. 100 Заключение. 102 Список литературы и источников. 104 Приложение
Введение Картина современного мира меняется с невиданной быстротой. Во всем мире множатся разнообразные кризисные явления. Для их преодоления необходимы глубокие изменения в сознании и поведении современного человека, которые бы облагородили его внутренний мир, наполнили бы внутренним содержанием его стремления, социальные и эстетические идеалы. Задача состоит в целенаправленном формировании гуманистического сознания индивида, группы, общества в целом. Cегодня российская школа призвана помочь растущему человеку преодолеть возникший ценностный вакуум, ориентируя на высшие человеческие ценности: истину, добро, красоту, целенаправленно формируя его ценностные ориентации. От понимания каждым человеком ценностей общества, соблюдения социальных норм и правил в значительной степени зависит эффективность решения задач во всех сферах государства. Именно поэтому необходимо изучение условий формирования ценностных ориентаций у молодого поколения. [16] Ценностные ориентации выражают положительную или отрицательную значимость объектов, предметов или явлений окружающей действительности для человека. Они играют решающую роль в саморегуляции, самоопределении, самореализации личности, определяют цели и средства деятельности, а также ее способность к рефлексии. В настоящее время назрела потребность в поиске возможных путей разрешения сложившегося в практике общественной жизни противоречия между социально значимыми ценностями общества и ценностями, реально существующими в среде школьников. [2] Проблема формирования ценностных ориентаций многоаспектна. В философско - социологических работах данную проблему поднимают такие ученые, как С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, В.И. Сагатовский, В.П. Тугаринов, Л.П. Фомина, М.И. Бобнева, О.И. Зотова, В.Л. Оссовский, Ю. Письмак, П.И. Смирнов, В.А. Ядов и др. Так же она рассматривается в психолого-педагогических работах Б.Г. Ананьева, Г.Е. Залесского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др.; педагогов Н.В. Ивановой, A.B. Кирьяковой, Э.А. Несимовой, E.H. Шиянова, Г.И. Щукиной и др. В этих работах рассматриваются различные аспекты проблемы ценностных ориентации: дается определение самого понятия "ценностные ориентации", рассматриваются их структура и виды, поднимаются вопросы о степени их развития, особенностях становления и др. В этих работах обосновывается тезис о том, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности и характеризуют уровень ее развития в целом. А ведь именно многостороннее развитие личности и есть главная цель деятельности педагога. Основы современного подхода к формированию ценностных ориентаций у школьников представлены в работах H.A. Асташовой, В.Д. Ермоленко, Э.А. Несимовой, Е.А. Подольской, Е.В. Поленякиной, Л.В. Трубайчук, Е.А. Хачикян, А.Д. Шестакова. [31] Следует отметить, что активное становление ценностных ориентаций проходит именно в период обучения в школе. От ценностной основы, заложенной в школе, зависит как будет происходить дальнейшее формирование и развитие личности подростка (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.Д. Ермоленко, A.B. Занков, B.C. Мухина, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.). [27] Подростковый возраст создает дополнительные возможности эффективного развития ценностных ориентации, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности: учебной, коммуникативной, трудовой. [38] Проблема формирования ценностных ориентаций не теряет своей актуальности и по сей день, поскольку нет сомнений в необходимости нравственного и ценностного наполнения образования. Вопрос лишь в том, что использовать в качестве средства для формирования ценностных ориентаций. Среди множества путей незаслуженно забытой остается возможность использования межпредметных связей как инструмента в процессе ценностного становления современного поколения. [41] Возникает противоречие между необходимостью формирования ценностных ориентаций в процессе обучения и недостаточным раскрытием возможностей решения проблемы использования межпредметных связей на уроках биологии с целью формирования ценностных ориентаций современных школьников. Это противоречие и легло в основу выбора темы исследования «Формирование ценностных ориентаций подростков при реализации межпредметных связей на уроках биологии». В соответствии с темой исследования были определены основные методологические характеристики: Объект исследования – формирование ценностных ориентаций у подростков в процессе обучения биологии. Предмет исследования – межпредметные связи как средство формирования ценностных ориентаций у подростков в процессе обучения биологии. Цель исследования - теоретически обосновать и опытно – экспериментальным путем проверить эффективность формирования ценностных ориентаций у подростков при реализации межпредметных связей в процессе обучения биологии. Гипотеза: процесс формирования у подростков ценностных ориентаций при реализации межпредметных связей в процессе обучения биологии будет проходить наиболее эффективно, если: - будут учитываться психологические особенности учащихся среднего школьного возраста; - в содержании учебного материала по биологии будет выделен ценностный компонент; - будет происходить формирование ценностных ориентаций на трех уровнях: когнитивном, эмоционально-оценочном и поведенческом уровнях; - межпредметные связи будут реализовываться на различных этапах урока.
Задачи: 1. На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы раскрыть сущность ключевых понятий темы исследования «ценности», «ценностные ориентации», определить их структуру и классификацию; 2. Определить особенности формирования ценностных ориентаций у учащихся подросткового возраста; 3. Раскрыть возможности использования межпредметных связей в процессе формирования ценностных ориентаций у подростков; 4. Выявить методические основы формирования у подростков ценностных ориентаций при реализации межпредметных связей на уроках биологии; 5. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность реализации межпредметных связей при формировании ценностных ориентаций у подростков на уроках биологии; 6. Проанализировать полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты.
В ходе исследовательской работы были использованы методы: 1. Теоретические: сравнительно-исторический анализ литературных источников, программ и учебников, методических пособий в аспекте рассматриваемой проблемы. 2. Эмпирические: педагогическое наблюдение учебного процесса, педагогический эксперимент, ранжирование, тестирование, анкетирование учащихся. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: - уточнены и раскрыты основные понятия темы исследования: «ценности», «ценностные ориентации» на основе анализа взглядов ученых на проблему формирования ценностных ориентаций; - выявлены возможности межпредметных связей при формировании у подростков ценностных ориентаций; - раскрыты психолого-педагогические и методические основы формирования ценностных ориентаций у подростков при реализации межпредметных связей на уроках биологии. Практическая значимостьисследования заключается в возможности использования результатов проведенного исследования учителями на уроках биологии с целью формирования ценностных ориентаций у подростков. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №54 г. Тулы. Участники опытно-экспериментальной работы – учащиеся 8 класса (19 человек). Результаты поэтапного выполнения исследования отражены в соответствующих главах научной работы. Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и источников, приложений.
Глава 1. Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе обучения как психолого – педагогическая проблема |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 177. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |