Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные положения философии
Дж. Локка (сенсуализм): Мир материалистичен; В основе познания может лежать только опыт(“нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было бы в чувствах”); Сознание – пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (представление о сознании как о “чистой доске”, на которой записывается опыт, - tabula rasa ); Источником опыта выступает внешний мир. Рационализм Рене Декарта Философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую» Обосновал ведущую роль разума в познании (рационализм); Выдвинул учение о субстанции; Стал автором теории дуализма; Выдвинул теорию о научном методе познания; Сформулировал концепцию о "врожденных идеях". Учение о субстанции Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя; Такой субстанцией может быть только Бог, который создал мир состоящий из субстанций; Единичные вещи обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него. Дедуктивный метод Дедукция – это процесс получения знаний при помощи разума, используя логические приемы. В том числе: Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; 10.Философия эпохи Просвещения. Общая характеристика просветительской философии Выражение интересов нарождающегося класса – буржуазии; Культ человеческого разума как основного орудия преобразования общества; Представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке и распространяли их через систему светского образования Идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789-1794 гг. Деистическое направление Представители: Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) Шарль Луи Монтескье Жан-Жак Руссо Этьен Бонно де Кондильяк Основные идеи: Отвергали идею Бога как личности; не соглашались с отождествлением Бога и Природы(пантеизмом); Видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более); Отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения. Философия Шарля Луи Монтескье Философские воззрения: Выступал с позиции деизма; Отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, подавление человеческой инициативы; Выдвинул идею “разделения властей”, то есть разделения государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную; Жан Жак Руссо Основные положения : Был сторонником эмпирического (опытного) познания; Считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность; Обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишение прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению); Этьен Кондильяк Основные идеи : Мир познаваем; Человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволяет сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств – оптимистический гностицизм); Окружающий мир является источником всех знаний; В основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека); Самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует. Атеистическое направление Представители: Жан Мелье; Жюльен Ламетри; Дени Дидро; Клод Гельвеций; Поль Гольбах. сторонники данного течения отвергали саму идею существования Бога в любых формах; объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественнонаучных позиций; в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Философия Жюльена Ламетри. Основные положения: Ярко выраженный метафизический материализм; Душа, сознание, чувства имеют естественное происхождение, являются свойствами материи; Поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге; Выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отделял органам чувств; Считал частную собственность гарантией свободы человека. Философские взгляды Дени Дидро: Признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи; Отвергал духовное начало мироздания, считал свойством материи; Идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность. Утопическое направление Представители: Мабли; Морелли; Бабеф; Оуэн; Сен-Симон. Утопическое направление особое распространение получило во время Великой французской революции 1789-1794 гг. и после ее завершения. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. Философия Клода Сен-Симона Основные положения: Выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм; В качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, мировоззрение) – экономический детерминизм; Целью философии видел создание лучшего, разумного общества; Лучшее общество, по Сен-Симону,- то, которое представляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей; 11.Немецкая классическая философия. Характерные черты немецкой классической философии Представляет из себя вершину рационалистического мышления; Отсутствие необходимых предпосылок для развития материалистической философии; Преимущественное развитие идеалистического направления Развитие диалектики как философского метода и принципа; обоснование идеи развития; Энциклопедичность, широта охвата, всестороннее изучение предмета исследования; Подчеркивалось особое значение знаний о человеке в структуре философии (философская антропология); Основные идеи докритического периода: Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения; Природа находится в постоянном изменении и развитии; Движение и покой относительны; Все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции. Основные идей критического периода: Главные вопросы Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Главные философские произведения «Критика чистого разума» «Критика практического разума» «Критика способности суждения» |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 177. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |