Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные положения философии




Дж. Локка (сенсуализм):

Мир материалистичен;

В основе познания может лежать только опыт(“нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было бы в чувствах”);

Сознание – пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (представление о сознании как о “чистой доске”, на которой записывается опыт, - tabula rasa );

Источником опыта выступает внешний мир.

Рационализм Рене Декарта

Философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую»

Обосновал ведущую роль разума в познании (рационализм);

Выдвинул учение о субстанции;

Стал автором теории дуализма;

Выдвинул теорию о научном методе познания;

Сформулировал концепцию о "врожденных идеях".

Учение о субстанции

Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя;

Такой субстанцией может быть только Бог, который создал мир состоящий из субстанций;

Единичные вещи обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него.

Дедуктивный метод

Дедукция – это процесс получения знаний при помощи разума, используя логические приемы. В том числе:

Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

10.Философия эпохи Просвещения.

Общая характеристика просветительской философии

Выражение интересов нарождающегося класса – буржуазии;

Культ человеческого разума как основного орудия преобразования общества;

Представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке и распространяли их через систему светского образования

Идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789-1794 гг.

Деистическое направление

Представители:

Франсуа Мари Аруэ (Вольтер)

 Шарль Луи Монтескье

Жан-Жак Руссо

Этьен Бонно де Кондильяк

Основные идеи:

Отвергали идею Бога как личности;

не соглашались с отождествлением Бога и Природы(пантеизмом);

Видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

Отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

Философия Шарля Луи Монтескье

Философские воззрения:

Выступал с позиции деизма;

Отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, подавление человеческой инициативы;

Выдвинул идею “разделения властей”, то есть разделения государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную;

Жан Жак Руссо

Основные положения :

Был сторонником эмпирического (опытного) познания;

Считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;

Обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишение прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);

Этьен Кондильяк

Основные идеи :

Мир познаваем;

Человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволяет сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств – оптимистический гностицизм);

Окружающий мир является источником всех знаний;

В основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека);

Самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует.

Атеистическое направление

Представители:

Жан Мелье;

 Жюльен Ламетри;

 Дени Дидро;

 Клод Гельвеций;

Поль Гольбах.

сторонники данного течения отвергали саму идею существования Бога в любых формах;

 объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественнонаучных позиций;

 в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

Философия Жюльена Ламетри.

Основные положения:

Ярко выраженный метафизический материализм;

Душа, сознание, чувства имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;

Поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;

Выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отделял органам чувств;

Считал частную собственность гарантией свободы человека.

Философские взгляды Дени Дидро:

Признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи;

Отвергал духовное начало мироздания, считал свойством материи;

Идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.

Утопическое направление

Представители:

Мабли;

Морелли;

Бабеф;

Оуэн;

Сен-Симон.

Утопическое направление особое распространение получило во время Великой французской революции 1789-1794 гг. и после ее завершения.

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

Философия Клода Сен-Симона

Основные положения:

 Выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм;

В качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, мировоззрение) – экономический детерминизм;

 Целью философии видел создание лучшего, разумного общества;

Лучшее общество, по Сен-Симону,- то, которое представляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей;

11.Немецкая классическая философия.

Характерные черты немецкой классической философии

Представляет из себя вершину рационалистического мышления;

Отсутствие необходимых предпосылок для развития материалистической философии;

Преимущественное развитие идеалистического направления

Развитие диалектики как философского метода и принципа; обоснование идеи развития;

Энциклопедичность, широта охвата, всестороннее изучение предмета исследования;

Подчеркивалось особое значение знаний о человеке в структуре философии (философская антропология);

Основные идеи докритического периода:

Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения;

Природа находится в постоянном изменении и развитии;

Движение и покой относительны;

Все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции.

Основные идей критического периода:

Главные вопросы

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Главные философские произведения

«Критика чистого разума»

«Критика практического разума»

«Критика способности суждения»










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...