Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индукция - главный метод познания




Основные черты средневековой философии.

Теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальность ю, основным предметом философских исследований являлся Бог)

Догматизм Господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом себе в Библии)

Креационизм Человек и природа объявлялись творением Бога, стоящим над ними (подчеркивалась божественная сущность человека)

Провиденциализм Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения

ЭсхатологияУчение о конце света. Выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении

ТеодицеяПризнание права бога на существование зла в мире. Зло – это результат проявления свободной воли человека, отход от божественных заповедей

Превосходство веры над знанием Мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога

Гностицизм Основные идеи:

Переосмысление религиозных, мифологических и философских представлений

Делили людей на 3 категории: «плотские» люди, «душевные» люди, «духовные» люди

Противопоставление духа и материи

Апологетика Основные идеи

Главная идея – оправдания, защиты религиозного мировоззрения

«Верю потому, что абсурдно»

Откровение – обнаружение Бога посредством деятельности сердца как органа религиозных переживаний

Манихейство Основные идеи:

Мир рассматривали как арену борьбы добра и зла (Божественного и дьявольского)

Путь спасения человека - аскетический образ жизни

: Догматика Основные идеи

Аврелий Августин Блаженный

Цель и смысл жизни человека – познание Бога и презрение к себе

Бог не только сотворил весь мир, но и продолжает творить его дальше

Божественные свет – сила, способная высвечивать подлинную сущность вещей

Источники знаний человека: опыт и вера (абсолютное превосходство веры над знанием)

Бессмертная душа обладает следующими свойствами: разум, воля и память. Тело – лошадь, душа – наездница

Зло – результат свободной воли человека

Субординация между институтами общественной жизни предопределена свыше: «град земной» и «град Божий». Теократический характер государства.

Средневековая схоластика.

Реализм  направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи).

Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Гильом из Шампо

Номинализм    – (от лат. номен – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимала как имена вещей. (По смыслу номинализм близок к учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» - определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.

Иоанн Росцелин,, Уильям Оккам

Философия Фомы Аквинского.

Крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики

В 1878 г. учение Фомы Аквинского – томизм – решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма (сегодня неотомизм)

Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля

Пьер Абеляр Основные идеи:

Подчеркивал преимущества разума перед слепой верой

Сформулировал теорию «двух истин», достигаемых с помощью веры и разума

Считал, что универсалии – это понятия, возникающие в ходе познания вещей при помощи абстрагирующей деятельности ума

Уильям Оккам Основные идеи:

Отделил философию от теологии

Сформулировал принцип «бритвы Оккама»: Сущностей не следует умножать без необходимости

8.Философия эпохи Возрождения.

Предпосылки складывания гуманистической философии:

Совершенствование орудий труда и производственных отношений;

Развитие ремесла и торговли (авторитет Итальянских городов-республик);

Усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

Укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

Характерные черты философии эпохи Возрождения:

Антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

Секуляризация общественного сознания, оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими);

Перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

Пантеизм, и принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

Большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

Торжество индивидуализма;

Широкое распространение идеи социального равенства.

Основные направления
Гуманизм
Натур-философия
Утопизм
Политическое направление
Реформационное направление

 


ГуманизмОсобенности:

Гуманизм как философское направление получил распростра­нение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме.

Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла;

Стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

Антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей.


Натурфилософия

Основные черты натурфилософии:

Обоснование материалистического взгляда на мир;

Стремление отделить философию от теологии;

Формирование научного мировоззрения, свободного от теологии;

Выдвижение новой картины мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Утопическая философия

Особенности:

Основное внимание сосредоточено на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость;

Эти проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы;

Идеи социалистов-утопистов отражали стремление изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла

Политическая философия

    Политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы.

    Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский политический деятель, философ и писатель.

 Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

Человек обладает изначально злой природой;

Движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

Совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

Для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;

Философия Реформации

Главная цель - реформа католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Предпосылками возникновения данного направления были:

Зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

 Незаинтересованность руководителей Государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

Кризис, моральное разложение католической Церкви и практика выдачи индульгенций;

Распространение в Европе идей гуманизма;

Рост самосознания личности, индивидуализм.

9.Философия Нового Времени

Общая характеристика философии Нового времени

Становление нового типа общества, системы светского образования и культуры;

Промышленная и научная революции;

Материалистическая направленность философии;

Обращение к проблемам гносеологии: борьба эмпиризма и рационализма;

Формирование принципа механицизма и развитие идей деизма;

Большой интерес к социально-политическим проблемам (причины возникновения общества и государства, проекты оптимальной организации реально существующих государств);

Формирование концепции естественных прав человека и юридического мировоззрения;

Проблемы гносеологии в эпоху Нового времени

Эмпиризм Френсиса Бэкона

философское кредо: “Знание - сила”

Основные положения:

В основе познания лежит исключительно опыт;

Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию;

Истинное знание не может быть самоцелью;

Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой.

Индукция - главный метод познания

Под индукцией понимается обобщение многих частных явлений и получение на основе обобщения выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления);

Недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный характер(так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждение индукции).

Путь преодоления главного недостатка индукции - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знаний.

Пути познавательной деятельности:

“Путь паука”получение знаний рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, “ткут паутину мыслей из своего ума”.

«Путь муравья» такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт. “Чистые эмпирики” концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств

Путь пчелы”,  по Бэкону, - идеальный способ познания. Следуя по “пути пчелы”, необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему “снаружи”) и, используя возможности разума, заглянуть “вовнутрь” проблемы, понять ее сущность.

Призраки”(“идолы”), которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание

1. Врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

Призраки рода – преломление познания через культуру человека (рода) в целом, то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания.

Призраки пещеры – влияние личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения – “пещера”) отражается в конечном результате познания.

Приобретенные заблуждения

Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Призраки театра – влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...