Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Обработка и интерпретация результатов теста
СОДЕРЖАНИЕ
Тест "Трансактный анализ общения" (Э.Бёрн). 3
Диагностика враждебности (по шкале Кука - Медлей). 5
Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник). 7
Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко. 11
Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина) 14
Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л.Колберга) 28
Опросник Плутчика - Келлермана - Конте. 36
Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) 40
Оценка уровня общительности (тест Ряховского). 45
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (тест Элерса) 47
Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. 55
Методика PARI. 59
Тест Ассингера (оценка агрессивности в отношениях). 67
Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки). 71
Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификация В. В. Бойко). 76
Методика самооценки личности (Будасси). 78
Характерологический опросник Леонгарда. 81
Методика диагностики межличностных отношений Лири.. 86
Опросник межличностных отношений (ОМО). 95
Опросник Реана (описание методики). 104
Методика "Ценностные ориентации" Рокича. 106
Тест «Шкала реактивной и личностной тревожности» (опросник Спилбергера) 109
Опросник Стефансона. 112
Тест-опросник самоотношения Столина. 116
Опросник Юнга. 124
Тест "Трансактный анализ общения" (Э.Бёрн)
Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция) , направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.
Родительское (Родитель - Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.
С позиции родителя "играются" роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка - роли молодого специалиста, артиста - любимца публики, зятя.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания
Инстанция Я
| Типичные способы поведения, высказывания
| Родитель
| Заботливый родитель
| Утешает, исправляет, помогает "Это мы сделаем" "Не бойся" "Мы все тебе поможем"
| Критический родитель
| Грозит, критикует, приказывает "Опять ты опаздал на работу?" "У каждого на столе должен быть график!"
| Взрослый
| Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения "Который час?" "У кого же может быть это письмо?" "Эту проблему мы решим в группе"
| Ребенок
| Спонтанный ребенок
| Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение "Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" "Вы это сделали просто замечательно!"
| Приспосабливающийся ребенок
| Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности"
| Бунтующий ребенок
| Протестующее, бросающее вызов поведение "Я это делать не буду!" "Вы этого сделат не сможете"
| Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: "оживлять" подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.
Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении, можно воспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 10).
¹
| Высказывание
| Личная оценка высказывания
| 1
| Мне порой не хватает выдержки
|
| 2
| Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять
|
| 3
| Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей
|
| 4
| Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях
|
| 5
| Меня провести нелегко
|
| 6
| Мне бы понравилось быть воспитателем
|
| 7
| Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому
|
| 8
| Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события
|
| 9
| Каждый должен выполнять свой долг
|
| 10
| Нередко я поступаю не как надо, а как хочется
|
| 11
| Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия
|
| 12
| Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить
|
| 13
| Я, как и многие люди, бываю обидчив
|
| 14
| Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе
|
| 15
| Дети должны безусловно следовать указаниям родителей
|
| 16
| Я – увлекающийся человек
|
| 17
| Мой основной критерий оценки человека – объективность
|
| 18
| Мои взгляды непоколебимы
|
| 19
| Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать
|
| 20
| Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны
|
| 21
| Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств
|
| Обработка результатов
Я-состояние
| Суммируемые строки
| Сумма баллов
| Д
| "Дитя"
| 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19
|
| В
| "Взрослый"
| 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20
|
| Р
| "Родитель"
| 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21
|
| Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса, получаем формулу ВРД.
Диагностика враждебности (по шкале Кука - Медлей)
Шкалы: цинизм, агрессивность, враждебность Ключевые слова: агрессивность Тестируем: Свойства личности Возраст: Любой Тип теста: Вербальный Вопросов: 27
Инструкция к тесту
Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя преложенную шкалу:
- 6 - обычно,
- 5 - частично,
- 4 - иногда,
- 3 - случайно,
- 2 - редко,
- 1 - никогда.
Тестовый материал
- Я часто встречаю людей, называющих себя экспертами, хотя они таковыми не являются.
- Мне часто приходилось выполнять указания людей, которые знали меньше, чем я .
- Многих людей можно обвинить в аморальном поведении.
- Многие люди преувеличивают тяжесть своих неудач, чтобы получить сочувствие и помощь.
- Временами мне приходилось грубить людям, которые вели себя невежливо по отношению ко мне и действовали мне на нервы.
- Большинство людей заводят друзей, потому что друзья могут быть полезны.
- Часто необходимо затратить много усилий, чтобы убедить других в своей правоте.
- Люди часто разочаровывали меня.
- Обычно люди требуют большего уважения своих прав, чем стремятся уважать права других.
- Большинство людей не нарушают закон, потому что боятся быть пойманными.
- Зачастую люди прибегают к нечестным способам, чтобы не потерять возможной выгоды.
- Я считаю, что многие люди используют ложь, для того чтобы двигаться дальше.
- Существуют люди, которые настолько мне неприятны, что я невольно радуюсь, когда их постигают неудачи.
- Я часто могу отойти от своих принципов, чтобы превзойти своего противника.
- Если люди поступают со мной плохо, я обязательно отвечаю им тем же, хотя бы из принципа.
- Как правило, я отчаянно отстаиваю свою точку зрения.
- Некоторые члены моей семьи имеют привычки, которые меня раздражают.
- Я не всегда легко соглашаюсь с другими.
- Никого никогда не заботит то, что с тобой происходит.
- Более безопасно некому не верить.
- Я могу вести себя дружелюбно с людьми, которые, по моему мнению, поступают неверно.
- Многие люди избегают ситуаций, в которых они должны помогать другим.
- Я не осуждаю людей за то, что они стремятся присвоить себе все, что только можно.
- Я не виню человека за то, что он в своих целях использует других людей, позволяющих ему это делать.
- Меня раздражает, когда другие отрывают меня от дела.
- Мне бы определенно понравилось, если бы преступника наказали его же преступлением.
- Я не стремлюсь скрыть плохое мнение о других людях.
Ключ к тесту
- Шкала цинизма: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 19, 20, 22
- Шкала агрессивности: 5, 14, 15, 16, 21, 23, 24, 26, 27
- Шкала враждебности: 8, 13, 17, 18, 25.
Обработка и интерпретация результатов теста
Варианты ответа:
| Баллы:
| 1- обычно
| 6
| 2 - часто
| 5
| 3 - иногда
| 4
| 4 - случайно
| 3
| 5 - редко
| 2
| 6 - никогда
| 1
| Интерпретация результатов для шкалы цинизма:
- 65 баллов и больше - высокий показатель;
- 40-65 баллов - средний показатель с тенденцией к высокому;
- 25-40 баллов - средний показатель с тенденцией к низкому;
- 25 баллов и меньше - низкий показатель.
Интерпретация результатов для шкалы агрессивности:
- 45 баллов и больше - высокий показатель;
- 30-45 баллов - средний показатель с тенденцией к высокому;
- 15-30 баллов - средний показатель с тенденцией к низкому;
- 15 баллов и меньше - низкий показатель.
Интерпретация результатов для шкалы враждебности:
- 25 баллов и больше - высокий показатель;
- 18-25 баллов - средний показатель с тенденцией к высокому;
- 10-18 баллов - средний показатель с тенденцией к низкому;
- 10 баллов и меньше - низкий показатель.
Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)
Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску Ключевые слова: креативность
Тестируем: Свойства личности Возраст: Любой
Тип теста: Вербальный
Вопросов:50
Назначение теста
Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л);воображение (В);сложность (С)и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.
Интерпретация теста
Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
- Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
- Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
- Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
- Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
Инструкция к тесту
Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».
Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.
Тестовый материал
- Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
- Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
- Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
- Мне не нравится планировать дела заранее.
- Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
- Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
- Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
- Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
- Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
- Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
- Мне нравится заниматься чем-то новым.
- Я люблю заводить новых друзей.
- Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
- Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
- Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
- Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
- Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
- Я люблю то, что необычно.
- Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
- Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
- Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
- Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
- Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому неудавалось до меня.
- Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
- Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
- Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
- Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
- Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
- Я не люблю выступать перед группой.
- Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
- Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
- Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
- Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
- Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.
- Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
- Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
- Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
- Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
- Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
- Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
- Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
- Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
- Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
- Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
- Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
- Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
- Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
- Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
- Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
- У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.
Обработка данных теста
При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.
|